Понятие научного метода. Классификация научных методов. Методы эмпирического и теоритического уровней научного исследования.
Метод научного познания - способ деятельности, совокупность приёмов, применяемых ис-следователем для получения определённого результата. Как определённый вид деятельности метод включает такие элементы как: объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности.
Методы научного познания можно разделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук (например, методы качественного анализа в химии). Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках.(анализ и синтез, абстрагирование, моделирование). Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека.
Методы эмпирического исследования:
а) Наблюдение. Под наблюдением понимается систематическое, целенаправленное и организованное восприятие объекта. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств.
б) Сравнение. Сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам.
в) Эксперимент. Под экспериментом понимается такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путём создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств, когда сознательно изменяется естественное течение процессов
Методы, применяемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного исследования.
Метод научного познания - способ деятельности, совокупность приёмов, применяемых ис-следователем для получения определённого результата. Как определённый вид деятельности метод включает такие элементы как: объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности. Методы научного познания можно разделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные
Общенаучными методами, применяемыми как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания
Общенаучные методы:
а) Анализ и синтез. Анализ - это приём мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития. Синтез - прямо противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое.
б) Абстрагирование. Сущность абстрагирования состоит в мысленном отвлечении от несущественных сторон, связей, отношений предметов и одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
в) Индукция и дедукция. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором вывод идёт от общего к частному. Под индукцией понимается движение мысли от частного к общему.
г) Моделирование. Моделирование - это такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту.
д) Исторический и логический методы исследования. Сущность исторического метода состоит в том, что история изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности. Например, в медицине создаётся история болезни и собирается анамнез при обследовании больного для того, чтобы воспроизвести все признаки заболевания. Логический метод-это воспроизведение в мышлении сложного развивающегося (или развившегося) объекта в форме исторической теории. Задача логического метода противоположна историческому методу. Он - тот же исторический, только взятый как бы в "чистом виде", т.е. очищенный от случайностей.
Вопрос 45
Методы эмпирического исследования:
а) наблюдение. Под наблюдением понимается систематическое, целенаправленное и организованное восприятие объекта. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств. К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект ис- следования, условия наблюдения и средства наблюдения — установки, приборы и измерительные инструменты;
б) сравнение.Сравнением называется установление сходства и раз- личия предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сравнение должно удовлетворять двум основным требованиям: 1) сравниваться должны лишь сравнимые явления; 2) сравнение должно происходить по наиболее важным, существенным признакам (для данной конкретной познавательной задачи). При аналогии на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях;
в) эксперимент.Под экспериментом понимается такой метод из- учения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств, когда сознательно изменяется есте- ственное течение процессов.
Достоинства эксперимента:
1) возможно изучение того или другого объекта в чистом виде;
2) он позволяет изучать объекты в искусственно создаваемых условиях (сверхнизкие или сверхвысокие температуры и т. д.);
3) основным достоинством эксперимента является его повторяемость. Эксперимент можно производить как непосредственно с изучаемым явлением, так и с его заместителем, т. е. моделью. Кроме действительного эксперимента с материальными объектами существует и мысленный эксперимент, т. е. эксперимент с их идеальными копиями;
г) измерение— количественный метод исследования, целью которого является отражение в научном знании объективных количественных отношений, выраженных в числе и величине. Наличие необходимых приборов, позволяющих дать объекту количественную и качественную оценку.
Вопрос 46
Методы теоретического исследования:
а) Восхождение от абстрактного к конкретному.Под абстракт- ным понимается одностороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные стороны, свойства и связи вещей. Под конкретным понимается:
1) сама действительность, различные объекты, взятые во всем многообразии их свойств, связей, отношений;
2) полное, всестороннее знание об объекте. Этот метод познания как бы разбивается на два этапа. На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Второй этап и есть собственно восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т. е. от абстрактного в познании, к всестороннему, многообразному знанию об объекте, к конкретному в познании.
б) Формализация. Под формализацией в самом широком смысле понимается метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при по- мощи самых разнообразных «искусственных» языков, к числу кото- рых относятся, например, язык математики, математической логики, химии, радиотехники и т. д. Использование специальной символики является одним из необходимых и все более прогрессирующих методов отражения действительности человеком.
в) Аксиоматический метод. Суть его состоит в том, что в основу теории кладутся так называемые аксиомы, под которыми понимаются такие принципы, истинность которых не требует никакого подтверждения. Они считаются истинами самоочевидными. А затем из этих аксиом методом дедукции выводятся всевозможные следствия, которые и составляют суть построенной теории.
г) Гипотетико-дедуктивный метод. В отличие от аксиоматического, в основу теории кладутся не аксиомы, а гипотезы, т. е. некие предположения, которые еще требуют доказательства. Из гипотез дедуктивным путем выводятся все возможные следствия. Затем эти следствия проверяются на практике, и если они подтверждаются, то теория считается истинной, а значит истинными можно считать и гипотезы.
Вопрос 47