Философия всеединства В. В. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) считается крупнейшим философом России XIX века.
Он создал философскую систему, охватывающую все области философского знания при единстве подхода, логической последовательности и взаимосвязи основных идей.
Учение о всеединстве. Общая формулировка "Всё существует во всем".
Всё существует во всём не буквально, а лишь как тенденция, как закон. Все-единство - это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Но в мире существенное место занимает элемент дисгармонии и рассогласованности. Абсолютное всеединство - это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютное всеединство - это Бог, а мир - всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (всеединство) как идею. Но без этого элемента мир не может существовать, ибо в этом случае он бы рассыпался на изолированные и враждебные друг другу части.
Абсолютное всеединство это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельность элементов. В своем идеальном выражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовь есть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным и согласованным. По Соловьеву, положительное всеединство это такое, которое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех.
Моделью положительного всеединства служит для него живой организм, для которого правилом является такое соединение частей, когда каждая часть "заинтересована" во всех других и в целом. Например, болезнь отдельного органа неизбежно отрицательно сказывается на всём организме.
Здоровье одной части идет на пользу всему организму.
В своем эмпирическом выражении жизнь есть борьба за выживание. Но наряду с конкурентной борьбой в жизни существенен момент солидарности и взаимопомощи. В сочетании борьбы и солидарности Соловьев видит особую сложность мироздания. В этом сочетании находит своё выражение особый замысел Божий или премудрость Божья - София.
Учение о Софии. София - не только понятие, но и образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в то же время - двойственности, переменчивости и безразличия. Соловьев видит Софию как прекрасную женщину. Понятие Софии выполняет разные функции:
Соловьёв сознательно стремится избежать односторонне-рационалистического характера своей философии, а придает ей поэтический характер.
София играет роль "соединительного моста" между рациональным содержанием философии и её поэтически-возвышенной стороной.
София призвана показать, что мир одушевлен.
София индивидуализирует понятие Души мира.
София - символ и наглядный образ любви.
София объединяет человечество, всех людей.
София - это "тело Христово".
Учение о человеке. Человек есть особый посредник между Богом и земным миром. Человек призван завершить эволюцию природы. На пути к положительному всеединству стоит много преград. Главная преграда заключена в самом человеке, в котором действует две противоположные силы; стремление к эгоистическому самоутверждению, порождающее зло и страдание, духовное стремление к единению с другими людьми, обществом и природой - сила божественная, способная преодолеть зло и страдание.
Согласно Соловьеву, человек есть существо нравственное, в основе нравственности лежат три свойства человека: чувство стыда, жалость и чувство благоговения. Чувство стыда свидетельствует, что человек отделяет себя от своей животной природы. На чувстве стыда основывается совесть. Чувство жалости - человек ощущает чужое страдание. Чувство благоговения есть чувство преклонения перед высшим. Оно имеет сложную структуру, так как состоит из любви, из полного подчинения чему-то высшему и таинственному.
Особую роль играет понятие любви. Любовь выполняет многообразные функции: а) через любовь человек открывает и познает безусловное достоинство личности своей и чужой; б) сила любви открывает идеальный образ любимого и образ идеального человека вообще; в) половая любовь соединяет материально и духовно существа мужского и женского пола; г) любовь не только сфера частной жизни, она значима для жизни общественной.
"Русская идея". По Соловьеву, "русская идея" - это историческая миссия России. Эта миссия связана с задачей усиления роли христианства и христианских ценностей в противовес варварству и обскурантизму(враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу). Россия должна стать инициатором и главной опорой духовного объединения христианских стран. Необходимо мощь Российской империи направить на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств - церковь, государство и общество, будут находиться в "безусловной внутренней связи"с двумя другими. Три лица социальной троицы должны быть "безусловно солидарны между собой", поскольку являются органами единого организма. Соловьев сознательно исходил из необходимости преодоления противоположности между западничеством и славянофильством.
Вопрос 32