Философское учение Августина Аврелия.

Аврелий Августин - крупнейший мыслитель периода патристики

Ключевая идея-познай Бога и собственную душу, бога-через душу, душу-через бога. Движение в глубь собственного я есть движение к богу. На этом пути нет конца, всегда остается нечто непознанное. Внутренний человек-совокупность духовных и душевных прцессов.3 уровня зла-метафизический, моральный, физический. Благая воля и чистое сердце суть условия познания истины. Путь познания-восхождение разума, ведомого верой к Богу. Внутреннее чувство-координатор чувств, позволяет человеку иметь связное представление о действительности.

природа зла и свобода воли

три уровня зла: метафизический моральный физический. метафиз. – зла нет в космосе, зло возникает возникает вследствие пустот. мор.- зло- нарушение человеком божественных заповедей. физ- зло- болезни, недуги, смерть. свобода воли- приложение усилий, чтобы подчинить волю божественной благодати

истина

путь познания для августина – восхождение разума. познание начинается с чувственного восприятия и передается по ступеням к истине. Внутреннее чувство – координатор чувств. оно позволяет человеку иметь связное предстваление о действительности.

смысл истории

«Град Божий» «Град земной» 1- это церковь, 2- люди

Вопрос 13

Систематизация идей средневековой философии в поздней схоластике (Фома Аквинский).

(1226-1274) Систематизировал теологию, опираясь на учение Аристотеля. Постижение бога возможно лишь через изучение творения бога. Универсали: 1)до вещей как идеальная сущность вещей в уме бога. 2) в вещах как их субстанциональная форма. 3) в человеческом разуме, образуясь в процессе абстрагирования сущности от единоличных вещей. 4 ступени-Первая - это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него вырастает высшая ступень - мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. Основные проблемы схоластической философии: соотношение веры и разума, философии и теологии, проблема универсалий.. Под верой понималась вера в авторитет Священного писания и святых Отцов церкви. Поэтому вопрос об отношении веры и разума означал разработку различных трактовок содержания Библии и творений святых Отцов церкви с учётом достижений античной философии. Схоластика стремилась сохранить авторитет Писания и Предания. В то же время она не могла отбросить учения и труды античных авторов. Отсюда проблема веры и разума становилась для неё неустранимой, но не была неразрешимой. В рамках схоластики вопрос не мог быть поставлен в плоскость отрицания всякой веры. Речь могла идти только о степени разумности Писания и Предания. Схоластика была занята выработкой доказательств средствами разума истины, которая ведёт к вере или, по меньшей мере, непротиворечива по отношению к фундаментальным принципам разума. Проблема универсалий. Универсалии - общее, общие понятия. Проблема представлена как вопрос о том, существует ли общее как самостоятельное бытие или оно образуется мышлением. В схоластике сложилось три основных направления: номинализм, реализм, концептуализм. Согласно реализму универсалии обладают онтологическим статусом, общее существует реально, объективно, независимо от человеческого мышления. Общее реально и вместе с тем независимо от единичных вещей, существует "до них". При этом общее целиком присутствует в единичных вещах, подобно тому, как идея человека, относясь одновременно ко всему множеству людей, объективно существует в "идеальном мире" Платона. С позиции номинализма реальным существованием обладают только единичные вещи, общее возникает "после вещей", является результатом человеческого мышления. Носителем общего служит произнесённое имя, общее реально существует только как "звук голоса". Умеренной формой номинализма является концептуализм, утверждавший, что реальным существованием обладают только единичные вещи, которые в свою очередь имеют сходные признаки. Универсалии же представляют собой выраженные словом понятия, возникающие в процессе объединения в уме сходных признаков единичных вещей.

Вопрос 14-15

Основные тенденции духовного развития эпохи Возрождения. Философские взгляды Авиценны и Парацельса.

Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Главной идеей средневековья был теоцентризм. Прежде всего возраждение проявилось в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма, направленных против христианской морали. Стремление всего живого к избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслождение – высшее благо. Дж. Бруно провозглашал существование безчисленных миров. Небесные тела составляют бесчисленные миры и образуют бесконечную вселенную в бесконечном пространстве., был противником схоластических методов осмысления природы.По примеру своего отца Парацельс довольно рано начализучать медицину в Германии, Франции Италии. Парацельс впервые стал читать лекции студентам-медикам на немецком языке вместо традиционной латыни. Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, сводились к следующему: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. В 1528 году Парацельсу пришлось тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Авиценна(араб. Ибн Сина, 980—1037) происходил из туркестанской Бухары. Имел энциклопедическое образование. Главным философским трудом Авиценны был трактат энциклопедического характера «Книга исцеления», содержащий основы логики, физики, математики и метафизики; кроме этого он написал комментарии к Аристотелю и много других книг, из которых большое признание приобрел трактат «Канон медицины».Философия Авиценны была теоцентрической, однако в ином смысле, чем христианская. Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материи, а не из ничего; материя же является вечной. Материальный мир имеет характер конкретной возможности и существует во времени. Как и у Аристотеля, у Авиценны бог является неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным творческим условием. Мир в своей реальной множественности не создан однажды и непосредственно богом, но возник постепенно.

Основные идеи философии эпохи Возрождения:

1.Антропоцентризм. Философы формально по-прежнему в центр внимания ставили Бога, но преимущественное внимание уде- ляли уже не ему, а человеку. Философской основой был антропо- центрический неоплатонизм.

2. Гуманизм. Признание человека личностью, его права на твор- чество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь, прежде всего, за счет возрождения характерного для античности ин- тереса к гуманитарному знанию.

3. Постулирование творческой сущности человека. Человек ни- кому не подражает: ни Богу, ни природе; он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

4. Личностно-материальное понимание мира. Всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

5. Эстетика. Идея доминирования эстетического понимания дей- ствительности над моральными и научными представлениями.

6.Антисхоластика. Стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения, особое значение имела Реформация, в период которой начались религиозные реформы, проводимые Я. Гусом, М. Лютером, Т. Мюнцером, Ж. Кальвином.

7. Геометрически-структурное понимание мира. Понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

8. Пантеизм. В переводе с греческого «пантеизм» означает все- божие. Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер, он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает новые черты.

пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно(1548–1600 гг.) была высшей точкой развития философской мысли Возрождения, поскольку в ней были соединены материализм, стихийная диалектика, гуманизм, величие природы. вещи содержат в себе разум: всё одухотворено. Бог рационально непостижим, поскольку по следствиям трудно познать причину. Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность форм — как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой.

Наши рекомендации