Тема 6. Русская философия 19 - начало 20 веков.

6.1. Прочтите отрывок из произведения русского философа Л. И. Введенского. Как Вы думаете, с какого времени началось заимствование в развитии русской философии? (Ответ обоснуйте)

«Конечно, наша философия, как и вся наша образованность, заимствованная. Но так оно и должно быть: большее или меньшее заимствование и подчинение чужим влияниям — это общий закон развития философии любого европейского народа. Даже сама греческая философия, если и обошлась без прямых заимствований, о чем трудно судить, во всяком случае, была подготовлена и пробуждена перенесением с Востока разнообразных научных сведений. Путем же усвоения греческой философии, возобновившегося в эпоху Возрождения, постепенно, лишь в продолжение двух столетий, выработалась самостоятельная новая философия. Подчинение же чужим влияниям продолжалось и после ее возникновения и всегда давало наилучшие результаты: Локк и Лейбниц находились под влиянием Декарта, Кант — под влиянием Юма и Руссо и т. д. Чуткость к чужим учениям — наилучший залог успешного развития философии. Без всяких заимствований и влияний извне возможна только неподвижная, бесплодная, замыкающаяся в узкие рамки схоластика, как это и было в средневековых школах, когда им пришлось усваивать древнюю философию лишь в самых скудных размерах. Чтобы правильно судить о будущем нашей философии, надо обращать внимание не на то, что она заимствованная, а на то, как давно произошло это заимствование, при каких условиях оно совершалось и распространялось, и что именно успела сделать у нас философия при этих условиях».

­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2. Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий XIX и начало XX века. В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по этой проблеме начались после публикаций "Философических писем" Петра Яковлевича Чаадаева.

· Почему П.Я. Чаадаев, называл русских «нацией рабов», а Россию – нецивилизованной страной без будущего, и какова была реакция русского общества на соображения автора?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.3. Заполните пропуски

Славянофилы (_____________________________________________) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

Западники (________________________________________________) придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.

Спор, начатый славянофилами и западниками, то затихал, то вновь возникал, вовлекая в свою орбиту новых идеологов.

6.4. Заполните пропуски

Соловьев Владимир Сергеевич (______________) является самым ярким примером отечественной религиозной мысли XIX века и его философию считают первой самобытной философской системой на русской почве.

В.Соловьев выступает как критик ________________________________, которые, по его мнению, не дают человеческому познанию истинной полноты, отрывая его от _______________________________. В своей магистерской диссертации, опубликованной под названием «__________________________________________В.Соловьев писал: «…притязание позитивизма быть всеобщим мировоззрением совершенно неосновательно… Если позитивисты утверждают … систему эмпирических наук как единственное истинное познание и отрицают всякое безусловное начало, религиозное и философское, то это утверждение и это отрицание представляют только естественное следствие собственной ограниченности позитивизма».

Соловьев противопоставляет позитивистскому взгляду на мир идею _______________, которая охватывает все аспекты – онтологический, познавательный, социальный, церковный и т.д.

Согласно _________________________, первоначальное целостное совершенное бытие было утрачено под действием зла и греха. Миссия человека должна определяться стремлением к восстановлению цельности бытия. Это возможно при интеграции всех сфер человеческой деятельности – религии, философии, науки.

6.5. Бердяев Николай Александрович (1874, Киев – 1948, Кламар, ок. Парижа) происходил из старинной дворянской семьи. Бердяев воспитывался в Киевском кадетском корпусе. В 1894 он поступил на естественный факультет Киевского университета, а через год перевелся на юридический факультет. Увлекся социализмом, примкнув к сторонникам легального марксизма. В 1898 Бердяев был арестован за участие в Киевском "Союзе борьбы за освобождение рабочего класса" и в 1901 административно выслан в Вологду, где, как писал он, «вернулся от социальных учений, которыми одно время увлекался, на свою духовную родину, к философии, религии, искусству». Будучи либерально настроен, Бердяев не принимал ни реакции, ни насильственной борьбы с ней. Бердяев вместе с другими русскими интеллигентами участвовал в философско-религиозном движении, получившее название «богоискательство» Бердяева. Бердяев считал, что его мировоззрение раскрывают работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Философия свободного духа", "О назначении человека", "Я и мир объектов". К ним можно добавить историю философской судьбы Бердяева – «Самопознание», изданную после его смерти. Умер за письменным столом, работая над очередной книгой.

В своей работе «О рабстве и свободе человека» Н. Бердяев так писал о личности: «Личность не есть часть и не может быть частью в отношении к какому-либо целому, хотя бы к огромному целому, всему миру».

Вопросы, требующие самостоятельного размышления

1. Сравните следующие два высказывания русского философа Н. А. Бердяева:

· «Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом».

· «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия» ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Западники и славянофилы есть и сейчас. Одни считают, что Россия должна идти своим путем, что запад нам не указ, что «умом Россию не понять». А другие – что чем скорее мы внедрим в России западные формы экономики и жизни, которые уже доказали свою эффективность на Западе, тем быстрее заживем нормальной жизнью. Какая из точек зрения кажется вам правильной? Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Поясните смысл следующего высказывания Вл.Соловьева «Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какую тему поднимает Ф.М.Достоевский в этих словах: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться»?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. «Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в мире». Почему Н.А. Бердяев видит источник «творческого движения в мире» именно в неравенстве?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 7. Философия 19-20 вв.

7.1. Заполните пропуски.

А. Шопенгауэр (___________________гг.) предлагает синтезировать рациональное и интуитивное мышление, так как это единые составляющие человеческого познания. Кроме внешнего опыта и основанного на нём рационального познания существует внутренний опыт, причем интуитивное познание возникло раньше логического, поэтому разум должен основываться на интуиции (интуиция – это __________________________________________________) и должен быть дополнен ею.

За что А. Шопенгауэр получил прозвище «философа пессимизма»?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2. Фридрих Ницше(1844-1900). Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

Прочтите отрывок из произведения Ф. Ницше. Как Вы думаете, что хотел показать философ?

Наши рекомендации