Тема 4. Философия Нового времени
4.1. Каково философское значение открытий Галилео Галилея и Иса-ака Ньютона?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.2. Заполните пропуски и найдите в словаре значения выделенных слов.
Фрэ́нсис Бэ́кон (_______________гг.) – английский философ, историк, политический деятель. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Свой подход к проблемам науки Ф. Бэкон изложил в трактате «_____________________________». В этом трактате он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого быть использованным человеком. Ф. Бэкон высоко ценил роль науки и выразил это в своём знаменитом афоризме_________________________________________________________
_____________________________________________________. Однако в его времена наука еще не имела такого влияния и авторитета как сегодня, на науку делалось много нападок. Проанализировав их, он пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь. Указывая на плачевное состояние науки, Ф. Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью. Метод Ф. Бэкона _____________________________ был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Органон» Аристотелем почти 2 тысячелетия назад.
В своей теории познания Ф. Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется _____________________________________.
Ф. Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами»):
«Призраки рода»_____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Призраки пещеры» __________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Призраки площади (рынка)» __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Призраки театра» _________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.3. Основателем рационализма считают французского мыслителя Рене Декарта(____________________).Основная проблема – поиск универсального метода познания. Декарт в работе «__________________________________________________________» выделяет следующие правила метода:
«Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признавал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».
4.4. Каковы общие черты философии Ф. Бэкона и Р. Декарта? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.5. Как понимать знаменитую формулу Р. Декарта «Мыслю – следовательно, существую»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.6. Кто из философов, разрабатывая учение о необходимости и свободе, сделал вывод о том, «свобода есть познанная необходимость»?_____________________________________________________
4.7. В своем неисчерпаемом многообразии мир представляет собой порядок, и этот порядок является гармоничным. Существующий мир создан Богом как «наилучший из всех возможных миров». Кто придерживался такого суждения? _____________________________________
4.8. Попробуйте установить, кому могли бы принадлежать следующие суждения:
· «Материя не существует. Она есть совокупность наших ощущений». _________________________________________________
· «Мы не можем познать материю, т.к. наше познание ограничено нашими ощущениями, которые отражают лишь внешнюю сторону вещей».
________________________________________________________
· «Математик изучает одно и то же пространственное отношение методами геометрии, аналитической геометрии, алгебры и теории чисел. Богослов и ученый изучают человеческую жизнь разными путями и потому религия и наука могут существовать рядом, не уничтожая друг друга».
________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы, требующие самостоятельного размышления
1. Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трех зол: скуки, порока и нужды» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Английский философ Томас Гоббс утверждал, что государство «является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек». Согласны ли вы с такой аналогией? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью.
а) Что имели в виду оппоненты под судьей?
б) На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как следует понимать слова Дж. Локка о том, что «знакомство с собственным разумом может быть не только очень приятно, но и полезно»? В чем заключается эта польза?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________