Проблемы социальной ответственности
Мне кажется, каждый из нас должен нести ответственность за благополучие
своих ближних. Я уже приводил этот пример: два человека сталкиваются и вступают
в борьбу, и, казалось бы, находятся в неразрешимой ситуации. Вдруг появляется
новая модель и освобождает обоих от той жесткой обусловленности, в которой они
оказались. Другими словами, появляется кто-то с новой точкой зрения. Скажем,
дерутся два ребенка. Но вот появляетесь вы и направляете их сознание таким
образом, что их драка меняет свою природу и то, из-за чего они дрались, теряет
свою значимость. Мне кажется, что напряжения в обществе, существующие в
настоящее время, более глубоки, чем их внешние проявления. Сами по себе они не
есть война во Вьетнаме или голод. Эйнштейн сказал очень интересную вещь: "Мир,
который мы создали как результат некоторого уровня мышления, породил проблемы,
которые невозможно разрешить с помощью этого же уровня. То есть единственный
способ, которым мы можем решить их, - создать новый уровень мышления". Другими
словами, необходимо разрушить привычную систему мышления. Конфронтация лишь
увеличит количество страдания, гнева и, в конечном итоге, - двойственность.
Несмотря на это, она часто дает одноразовую прибыль, однако вы в нагрузку
приобретаете и долгосрочную потерю в смысле возрастания паранойи. Так, особенно
в Калифорнии, наблюдается все возрастающая поляризация мышления, принимающая все
более драматические формы. В высокоэнергетических центрах страны эта
поляризация и паранойя имеют, пожалуй, наибольшую скорость распространения.
Когда я отождествляюсь с одной из сторон противоположностей, я вижу другую ее
сторону как объект, как "оно". Видение других как "оно", как "их" - в этом-то и
состоит проблема. Будь это национализм, или какая-то теория познания и т. д. и
т.п.- до тех пор, пока вы видите кого-то во вселенной как "их", вы взращиваете
паранойю: вы застряли в мире "оно", этим самым помещая их в мир "оно", что
ужесточает "их"-ность. т. е. мир субъекта-объекта, психическую дистанцию между
людьми. Как я уже говорил раньше, единственное правило для всех человеческих
отношений (будь-то мать и сын, врач и пациент, лектор и аудитория, армия и
мирное население. Северный и Южный Вьетнам и т. п.), единственный закон игры -
поместить свое сознание в такое место, где вы перестаете быть привязанными к
противоположности даже тогда, когда природа игры, в которой вы заключили
контракт, вынуждает вас играть роль, связанную с поляризацией мышления. Приведу
такой пример: недавно я встречался с одним полицейским чиновником; он обходил
колледжи, вербуя студентов для работы полицейскими в Нью-Йорке. Я приветствовал
его в его начинании, в том, что он намеревался создать новое психологическое
поле в полиции и т.п. В то же время я предупредил: "Ваша программа будет
настолько успешна, насколько вы будете сознательны. Если вы по-прежнему будете
торчать в двойственности, вы только охватите ею еще большее число людей. Но
если не застрянете в ней, то освободите многих людей от той модели, которая им
была привита вашими предшественниками: выходя на улицу, думать, что они
полицейские". Однажды я сидел и медитировал. Это происходило в Индии, рядом
протекала река, слышалось щебетание птиц. Мне было хорошо, я испытывают
невыразимое чувство покоя. И вдруг я подумают: что я здесь делаю? Почему я не на
передовой линии? Почему я - не там и не сражаюсь? Почему я не делаю то, во что я
верю: не борюсь с несправедливостью и т. п.? И тогда я увидел, что мое
одиночество в тот момент, в той комнате, поставило меня лицом к лицу с
внутренней борьбой, гораздо более суровой, нежели любая внешняя, в которую я
когда-либо ввязывался. Пока я искал выход из этой внутренней битвы,
единственное, что я мог сделать, - дать выход всем ее внешним проявлениям. Я
продолжают ждать. И тогда я понял абсолютную непреложность, в терминах
социальной ответственности, такого действенного поведения, которое позволило бы
мне видеть любое существо, находящееся в том месте, которое позади всякой
мелодрамы, с ним происходящей, будь этим существом Никсон или хиппи, Мао или
Гитлер, Швейцер или Махатма Ганди, - независимо от путешествия, которое они все
совершают. Главное - это видеть позади всего этого. Пока я достаточно не
сконцентрировался и сам находился во внутреннем конфликте, я не мог увидеть эти
место и в других. И тогда я понял, что мой долг, моя ответственность перед
социумом - работать над самим собой. Теперь, если приложить эти идеи к нашему
обществу, я бы сказал, что благодаря многочисленным факторам, возникшим в
последние годы (они достаточно хорошо освещены Маршаллом Маклюэном и другими, я
не стану повторять еще раз), в культуре Запада произошли огромные изменения,
особенно за последние десять лет. Это привело к изменениям в понятии времени и
пространства, с которыми мы сталкиваемся в своей повседневной жизни. Например,
благодаря этим изменениям мы наблюдаем теперь большой приток энергии. Мы
начинаем приспосабливаться ко всевозрастающим энергиям вселенной, ускоряющим
все„ в геометрической прогрессии. Взгляните на культуру: все идет ускоренным
темпом, распространяясь во всех направлениях. Человек начинает чувствовать эту
энергию. Но когда он начинает чувствовать ее (она соответствует в Индийской
системе работе четвертой чакры), не-зависимую от времени и пространства, он
пытается с ней что-то "делать", считая это своим долгом, предназначением.
И он начинает делать то, что привык делать в своем предыдущем путешествии.
Он думает: я должен что-то делать. Я должен сделать этот мир лучше, чем он есть
сегодня. Я должен изменить существующую систему. Таковы его чувства. Молодой
человек думает: у меня есть эта энергия. Я вижу дальше других. Я могу сделать.
Но когда он начинает делать что-то, он порождает серию импульсов, относящихся
все к той же третьей чакре: эти импульсы по прежнему находятся в мире "мы" и
"они". Поэтому единственное, что он привносит и достигает, - большее количество
энергии в стране игровой культуры, где сын ниспровергает отца и сам становится
отцом, а этот отец так же плох, как и предыдущий, потому что теперь отец - он.
Однажды я ехал по дороге Биг Сэр. Ко мне в машину попросился путешествовавший
солдат. У него была короткая стрижка, как у всех, кто служит в армии. Он сказал
мне: "Никто из этих молодых людей не хочет общаться со мной, потому что у меня
короткие волосы". И я понял, что это - еще одна из обусловленностей - иметь
длинные волосы. Те, кто носил их, как бы заявлял: "Вы не имеете права войти в
наш клуб, так как у вас нет на это верительных грамот".
Таким образом, бессознательное использование новых энергий лишь ужесточает
иллюзию, усиливает темноту. Теперь мне совершенно ясно, что нужно делать, если
вы чувствуете социальную ответственность, то есть тот вектор, который не дал мне
погрузиться в океан, и именно то, что я делаю в данный момент: необходимо
работать над собой, чтобы достичь все больших скоростей вибраций. Другими
словами, спокойный человек - первый критерий для того, кто хочет мира во
Вселенной. Вы начинаете с той вселенной, которой располагаете на сегодняшний
день и которая является вашей производной. Вы не можете одновременно испытывать
гнев и стремиться к миру, - все, что вы создадите в таком случае, - еще большее
количество гнева во вселенной. Гораздо больше гнева, чем покоя. Поэтому, что бы
вы ни делали, вы должны делать это спокойно, доброжелательно, с миром в сердце.
Вы скажете: "Да, я испытываю ужасный гнев, что нет мира. И когда я добьюсь
мира, я успокоюсь". Но так добиться мира невозможно. Его можно достичь как раз
противоположным путем, потому что законы действия и противодействия во вселенной
работают по-другому. Поэтому, я думаю, вы согласитесь со мной, что единственный
выбор - работать над самим собой.
РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ
Имеет ли отношение работа над собой к таким вещам, как, например, спор,
марширование, входить-выходить и т. п.? Нет, с этим она не имеет ничего общего.
В каждый момент ваше сознание упаковано в оболочку, полученную от природы. Эта
оболочка включает наследственность, окружающую среду, случайности данного
момента, черты личности, ваше отношение к окружающему, все ваши предубеждения и
т.п. Эта оболочка функционирует согласно законам кармы, законам вселенной. Она
разворачивается и функционирует сама по себе, согласно этим законам. Однако по
мере того, как вы становитесь все более и более сознательными, любое
совершаемое вами действие увеличивает количество сознания во вселенной, потому
что действие, СА-мо по себе, выражает сознательность. Я могу сообщить вам
величайшую истину мироздания, но если при этом не понимаю ее изнутри, забудьте о
ней, потому что я лишь переложил ее из одного места в другое, и не дал вам ключа
для ее использования.
Таким образом, из сказанного становится очевидно, что если вы работаете над
собой, над своим сознанием, вы продолжаете исполнять тот же танец, который вы
исполняли до сих пор. По мере того, как вы становитесь все более и более
сознательными, вы начинаете видеть, как действие, совершаемое вами, можно
сделать более оптимальным применительно к существующим условиям. Например, вы
озабочены тем, чтобы изменить законы в стране. Вы начинаете понимать принцип, по
которому работает система в целом. Если отойдете немного в сторону, вы увидите
оптимальное действие, которое можно совершить. И тогда вы идете и делаете это,
эмоционально абсолютно не привязываясь к нему, но с уверенностью, что ваше
действие окажет влияние на работу всей системы. Иногда нужно подождать с
вознаграждением, отойти в сторону, сделать то, что даст вам передышку. Иногда же
необходимо совершить действие немедленно. Другими словами, родители могут
шлепнуть, а могут и не шлепнуть ребенка. Родители могут быть эмоционально
привязаны к этому шлепку, а могут и не быть. Родители могут понимать, а могут и
не понимать все возможности, которые существуют в данном случае, все возможные
варианты своего поведения. Одно и то же действие можно совершить из разных
позиций. Это общее правило применимо ко всякому действию. Независимо от того,
что вы мне сообщаете - что завтра настанет конец света или что конец света
наступит через десять лет, - все это вызовет во мне единственный отклик: я буду
работать над собой, поскольку работа над собой есть наивысшая вещь, которую я
вообще могу сделать, так как я понял, что если человек повышает уровень своего
сознания, он видит более творческие возможности для решения проблемы, с которой
он сталкивается. Поэтому необходимо всегда возвращаться в одну и ту же точку
отсчета. Для меня работа над собой и есть такая точка. И это мое социальное
действие, и оно совершается без эмоциональной привязанности к нему. И меня в
этом случае не должно беспокоить, знаете ли вы то, что я делаю. Потому что, как
только я обеспокоюсь этим, я буду пойман. А если я буду пойман, - это конец
работы.
В этом-то весь вопрос. Он касается каждого из нас. Все, что я могу сделать
для чернокожего, чтобы поднять его над обусловленностью, - это не быть пойманным
этой обусловленностью. Если он скажет: "Эй, ты, белый! Я сейчас сделаю из тебя
котлету!", я отвечу: бэби, я понимаю тебя. Но мы здесь-и-теперь. Я понимаю твои
чувства. Я вижу все, слышишь? Вы можете сказать, что поступать так - это
жестокость. Да, это жестоко. Но большинство людей настолько тонко разработали
свою мелодраму, придумали "веские" объяснения всему происходящему с ними и не
хотят покончить со всем этим. Это справедливо в отношении существующих в
настоящее время психоаналитических обществ, это справедливо относительно
негров, это справедливо относительно красивых сексуальных женщин и красивых
богатых мужчин. Все они вложили огромный капитал во внешнюю культуру, которая
не в состоянии удовлетворить их голод. Но они говорят: я добьюсь, чего бы мне
это ни стоило... Будда сказал очень точно: причина - страдание, жажда. А это
означает быть пойманным временем, желать переходящие вещи. Красота, деньги,
власть, молодость, внешняя свобода - все проходит.
Когда вы жаждете всего этого, вы страдаете по определению. Путешествуя по
стране, я встречал многих красивых женщин, и у них у всех чувствовался страх:
что будет с ними завтра, когда они станут второсортными? Такая обусловленность
заложена в самой системе времени. В настоящее время в нашей культуре происходит
технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от
времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том,
насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю,
что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности.
Если общение между людьми будет продолжать происходить так, как это происходит
сейчас: каждый слушает, что говорят другие - это фантастическое количество
информации - может случиться так, что появится несколько сознательных существ,
которые начнут помогать изменить игру. И будет достаточно одного пастора или
проповедника, чтобы вся природа игры изменилась, так как такой человек затронет
то место в нас, где находится решение задачи. Он снимет печать, и каждый узнает
ответ.
Безусловно, сейчас на Западе наблюдается ощутимый прогресс в разрушении
привязанностей к существующим клише, которые держат человека в жестких рамках:
национализм, религия, расовые и социально-экономические группировки неожиданно
становятся анахронизмами. Мы живем в системе, которая требует для того, скажем,
чтобы получить паспорт, дать торжественное обещание в своей преданности
Соединенным Штатам до самой смерти. Но когда я смотрю на нашу Землю из космоса,
я вижу лишь маленький шарик, на котором мы все и сидим. И каждый дурак понимает,
что все мы находимся на одной Земле. образуя единство. Как сказал Маклюэн:
"Безумие, происходящее во Вьетнаме, совершается на нашем собственном огороде,
потому что наша Земля - это наша деревня".
Однако мы продолжаем отстаивать свою полоску и говорим:
это - мой хлеб, и меня не волнует то, что ты умираешь с голоду.
Безусловно, в настоящее время происходит фантастическая переориентация
всех игр энергии, материи и формы. И это происходит с той скоростью, с какой
меняется наше сознание. Объединенные Нации могут, как это часто уже случалось в
истории, предстать однажды в виде абсурдной шутки: представители, которые сидят
там сейчас обособленно, защищая каждый свою игру, однажды могут очутиться в
таком месте, где нет разделенности, и тогда это будет группа людей, занятых
общим делом, единой задачей. И это будет новое психологическое пространство.
Войны оказывают влияние на психологическое пространство. Когда Гитлер уничтожал
евреев, делая это настолько жесотоко, ужасно, насколько это вообще можно себе
представить, этот ужас сыграл свою роль: люди в опыте переживания ужаса
объединились. И это привело человека к более высокому уровню сознания. История -
это развитие сознания Человека. И каждый человек проживает свою маленькую
историю. Эта история его - и ничья больше. Она развивается со скоростью роста
его сознания. Взгляните вокруг. Вы видите, вселенная находится на определенном
плане развития, и она не собирается растаять облачком. Представьте, что однажды
вы садитесь в проходящую машину, водитель которой настолько высок и прекрасен,
что каждый, кто садится в его машину, чувствует себя намного лучше, чем когда он
выходит из нее. И этот человек - простой шофер. Может быть, он и есть Будда,
который правит машиной. Он не ходит и не говорит: "Сегодня я появлюсь в Храме.
Я - Будда". Нет, он просто ведет машину и делает то, что делает Будда. И вы
начинаете понимать, что наша Земля наполнена очень высокими существами, которые
постоянно излучают иные силы, создавая иное качество сознания.
Есть много шуточных книг под общим названием "Комиксы доктора Незнакомца".
Встреча Незнакомца с Мистическим Разумом - одна из самых известных. Мистический
Разум создал сеть разума и никого в нее не впускал. Незнакомец хотел проникнуть
в нее и спасти Мистический Разум, который сам оказался пойман в эту сеть.
Незнакомец посылает образы себя и они направляются к Мистическому Разуму.
Мистический Разум напрягает свою сеть и выталкивает эти образы обратно и они
направляются повсюду - во всех трех измерениях. С помощью этой шутки можно
понять, как создать психологическое пространство.
ЧЕРЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ
Наркотики - это религия. Я подозреваю, что люди использовали их еще
тысячелетия назад, но не говорили об этом. В священных ритуалах посвящения
многих религий, таких, например, как Элевсинские мистерии, возможно, применялись
различные психоделики и психотропные растения и т. п. как часть ритуала.
Насколько я осведомлен, я мог бы сказать, что психоделики - это один из видов
йоги. Но дело в том, что в настоящее время здесь, на Западе, мы не располагаем
достаточным знанием об этой йоге ни с химической точки зрения, ни в терминах
всех возможных последствий, ни в терминах условий их применения, - мы не знаем
оптимального метода использования психоделиков. Те, кто работают над сознанием,
рассматривают их как один из многих методов, вполне пригодных для то-го, чтобы с
их помощью можно было бы узнать. Например, эксперимент, который проделал Уолтер
Панке в Великую Страстную Пятницу, и который мы осуществили в церквях
университетов Гарварда и Бостона: мы обследовали двадцать студентов отделения
теологии, разделив их на две группы - одна из них (десять человек) принимала
безвредное лекарство, а десять - приняли псилоцибин. Из десяти последних девять
имели религиозные мистические переживания. Безусловно, эти переживания возникли
благодаря псилоцибину. Поскольку эксперимент происходил в действующей церкви, в
е„ ауре, нам удалось узнать, какие религиозные ритуалы необходимы, чтобы
религия была религией, т. е. тем, что приводит человека в возвышенное состояние
духа. И мы убедились, что эти ритуалы вполне могут являться средством для
выхода человека в это состояние. Но для этого не-обходимо иметь очень открытое
сознание. Все, что я наблюдал, - это замену одной информации на другую. ^ Считаю
ли я, что достиг этого "трансцендентного" состояния сознания благодаря ЛСД?
Когда я выполняю садхану, духовную работу над собой, эта садхана является
частью Аштанга-Иоги и включает в себя пранаяму - контроль над дыханием, контроль
праны, - я вхожу, при определенных условиях, в состояния, сравнимые почти со
всеми состояниями, которые я пережил благодаря ЛСД. Не со всеми, но с
большинством из них. Нужно сказать, что и пранаяма, и психоделики могут привести
к тому, что вы привяжетесь к опыту, который они вам дают. Но ваша задача - выйти
за пределы психоделика, Хатха-Иоги, пранаямы или любого другого способа.
Сегодняшняя ситуация очень интересна для меня тем, что здесь собрались не
только взрослые и дети из семьи Меннигер, но также молодые люди из, как бы это
выразиться, общины хиппи, - молодые длинноволосые юноши и девушки,- "проблема",
с которой столкнулось наше общество, изгнанные молодые искатели, люди, которые
заинтересованы в этой игре, которые хотят изменить сознание, те, кто находятся
на передовой, на линии огня и кто делают больше, чем думают. Существует много
различных уровней определения тех, кто сегодня здесь собрался. Очень легко
работать с группой хиппи - людей с высоким уровнем сознания, работать до тех
пор, пока мы все вместе не окажемся за пределами слов. Очень легко также вести
работу на конференции, где обсуждается всякая психиатрическая чушь.
Недавно я проводил "встречу за круглым столом" в Медицинской Школе
Эйнштейна перед группой психиатров. Это был длинный стол в конференц-зале, куда
я пришел с четками, сел на краю стола, скрестив ноги (это наиболее удобная для
меня поза), а психиатры расселись вокруг стола. Это была обычная конференция,
где должен был обсуждаться очередной пациент. Я взглянул в их глаза и в их
сердца и понял, что я был одним из таких пациентов. В этом не было никакого
сомнения. В программе, правда, говорилось, что докладчик - гость, но это,
наверное, была опечатка. Я сидел и перебирал четки. В их глазах я выглядел
несчастным доктором Алпертом, когда-то работавшем в Гарвардском университете.
Это он принимал все эти наркотики, знаете? Но он самый интересный пациент на
этой неделе... Конечно, он - шизофреник... И все это я слышал. В течение многих
лет я посещал подобные конференции. ... И тогда я решил изображать из себя их
пациента. Я говорил об атаках галлюцинаций, о диссоциативных переживаниях и т.
п. Я описал свое путешествие в психодинамических терминах так, как будто был
врачом, представляющим некоего пациента и который, в то же время, сам и являлся
этим пациентом. Потребовалось несколько минут, чтобы каждый понял, что пациент
представляет самого себя, что выглядело достаточно необычно: пациент говорил о
динамике Фрейда и всяких таких тонких материях. В процессе своего выступления
единственное, что я сделал непривычного,- я употребил слова "религия", "Бог",
"дух", когда речь шла об ответах пациента. Рассказывая о мандале, я говорил о
ней, как об эвристическом способ центрирования сознания,- истину можно
выразить любой метафорой, лишь бы другие могли понять тебя. Если проводник
достаточно чист, можно сказать что угодно, и каждый услышит то, что ему в этот
момент необходимо, к чему он готов. Интересным опытом для всех нас было то, что
мы пытались перекинуть мост в том месте, где застрял каждый из присутствующих, и
которое имеет отношение к разделенности на "ты" и "я". Мы хотели найти такой
способ ответа на все вопросы, чтобы у каждого появилась возможность услышать то,
в чем он больше всего нуждался в данный момент. И я понял, что это есть
необходимое условие в работе над собой. Если я буду достаточно чист и буду
достаточно хорошо осознавать происходящее, я буду никем. И все, что выйдет из
моих уст, будет функцией всех сознаний, собравшихся здесь. И то, что выйдет из
моих уст, будет оптимальным для всех. После эксперимента в тот вечер я понял
это.
ИЗМЕНЕНИЕ СОЗНАНИЯ (ГРУППОВОЙ МЕТОД)
Если вы поймете, как действуют такие процессы, вам станет ясно, что наша
работа представляет собой правильный способ изменения сознания. Повторение
простых фраз, использование ударных инструментов (например, такого, который у
меня сейчас в руках) - тонкие методы, предназначенные для изменения сознания. На
некоторых семинарах, которые я проводил в больших центрах, например, в Исалене,
я создавал психическое пространство, некоторую среду. В течение пяти дней мы
жили вместе, готовили еду, в молчании, пользуясь меловыми досками. Часть нашей
работы состояла в том, что на протяжении всей ночи мы пели под барабанчики и
цимбалы, тамбурины и флейты, повторяя "Рама", "Харе Кришна", другие слова и
фразы. Мы проходили через различные состояния, в терминах группового сознания:
возбуждение, энтузиазм, скуку, усталость, но шли дальше и наконец выходили за
их пределы, в итоге попадая в такое пространство, где все происходило само по
себе. Этот метод оказался очень эффективным для изменения группового сознания.
ОГРАНИЧЕНИЯ ЗНАНИЯ
Как снять противоречие между верой и знанием? Мне кажется, в настоящее
время мы находимся на таком эволюционном витке, когда Человек в своем
путешествии развил большие полушария мозга и обрел способность
рационалистического мышления или самоосознания. В индийской системе такая
способность называется сиддхи, или сила. Эта сила может быть использована
различными способами. Ее может использовать третья чакра, о которой я упоминал
уже раньше, т. е. контроль человеком окружающей среды, контроль с помощью
рационалистического ума. В терминах антропологических дифференциаций Флоренса
Клакхона можно говорить о превосходстве человека над природой. Автор
рассматривает общества, в которых человек находится в гармонии с природой, и
общества, где человек ниже природы. Развитие рационалистического ума, обретение
этой сиддхи, позволило человеку создать формацию типа "Человек превосходит
природу". Конечно, способ познания мира с помощью рационалистического ума имеет
колоссальные преимущества, однако и ограничения, ему присущие, ничуть не меньше
по своим масштабам. Этот способ существует во времени, он сам есть время.
Рационалистический способ познания имеет дело с объектом и нс может выйти за
пределы мира субъектно-объектного. Он не может познать самого себя. Он есть
метасистема. В своей основе он линеен и поэтому ограничен, если речь идет о
большом количестве одновременных переменных. Даже мощная вычислительная машина
не способна проанализировать достаточно большое количество переменных. Теперь
мы начинаем понимать, что существуют способы познания вселенной, которые мы
обычно относим к области мистицизма, романтической поэзии, состоянию
влюбленности. В науке они носят название "интуитивного прозрения". Существуют
способы познания, благодаря которым мы узнаем о мире то, что недоступно
аналитическому, рациональному уму. Но "убив" себя, мы одновременно и выросли. В
заботе о своем выживании мы приобщились к новой религии. Если религия - это
вера, то можно сказать, что мы имеем веру в рационалистический разум. В
качестве профессоров и рационалистов, мы становимся священнослужителями этой
специфической системы веры. И это действительно вера в том смысле, что
познаваемое с помощью чувств, мышления и логики дает нам возможность как-то
взаимодействовать с миром. И все же такая вера мало что дает.
Когда вы начинаете понимать, что человек оказался перед дилеммой - время
ограничено, а он пытается познать бесконечное, - и что сразу же за пределами
постоянной Планка находится что-то интересное (но вы не можете туда попасть с
помощью рационалистического ума), тогда вы вспоминаете о том, что Уильям Джеймс
назвал измененным состоянием сознания. Это сознание отлично от линейного,
аналитического процесса, называемого логическим, рационалистическим мышлением.
Большинство методов изменения сознания приводит в такие состояния, когда
человек переживает свою связь с тем, что он раньше называл объективной
вселенной, в гораздо более субъективном, чем объективном смысле. Другими
словами, он переживает свое единство с ней, а не просто знает о ней с помощью
своих чувств. В мистической традиции это соответствует открытию третьего глаза,
что обычно связывают с деятельностью шишковидной железы. Но я не советовал бы
вам думать в таких терминах, чтобы еще больше не загромождать свою память.
Какими бы словами это ни было названо, ясно одно: существуют способы, которые
дают возможность познать то, что непознаваемо посредством чувств и
рационалистического разума.
Полезен ли такой способ познания для человека, - можно сказать только после
того, как мы сами войдем в эту область реальности. Однако, совершенно очевидно:
чтобы достичь следующего уровня сознания, необходимо выйти за пределы
рационалистического ума. Это означает - выйти за пределы того, "кто знает".
Обычно это очень пугает: ведь до сих пор вы использовали свое знание для
контроля своей вселенной. Но если вы сделаете это, вы покончите со своим
рационалистическим разумом, который станет вашим слугой, а не хозяином. Как я
уже сказал вчера, мы начинаем с пространства - "Я мыслю, следовательно, я
существую" - и входим в такое пространство, в котором видим, что мы не есть наш
рационалистический ум и что он является нашим верным слугой, но отнюдь не
хозяином.
РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ
Развитие сознания я понимаю как накопление. Другими словами, я чувствую
себя существом, которому посчастливилось иметь все то, что дало ему западное
общество: я не заботился о своей безопасности, она была обеспечена мне этим
обществом; любовь, которую я получил от людей, меня окружавших; прекрасное
образование и степень доктора наук, и именно эту направленность научных
исследований; прекрасная технология предоставила мне средства передвижения,
средства коммуникации, психоделики и т. п. И я чувствую, что все это есть часть
моей подготовки к тому, чтобы я узнал еще что-то, и что-то еще сделал. И это
"что-то" я не связываю с Востоком как альтернативой Западу. Скорее, воспринимаю
это как логическую прогрессию развития моего собственного сознания. И путь
развития мне видится вполне западным. Однако я использую и восточные методы. Я
не индус. Я принадлежу Западу, - еврейский мальчик из Бостона, изучавший
индуизм. Это "что-то" я обнаружил и у греческих ортодоксальных христиан, и в
хасидической ветви иудаизма. Я нашел это во всех мистических традициях: у
суфиев, египтян и, конечно, у святой Терезы и святого Иоанна, а также у многих
других. Я понял, что вся эта амальгама чепухи, которую на меня напылили за всю
жизнь, и заставляет меня быть тем, кто я есть, и заниматься именно тем, чем я в
данный момент занимаюсь.
Одно время моя "привязанность" к западному образованию была препятствием
на моем пути. Но я не отбросил ее. Я просто освободился от этой привязанности. В
этом - существенное различие: я не потерял своего западного образования. Как я
уже однажды упоминал. Юнг сказал в похвалу Ричарду Вильгельму: "Он -
гностик-посредник в том, что отказался от всего того, что дал ему Запад, ради
того, чтобы испытать другой уровень бытия и принести его снова на Запад". Свой
возврат я совершил в виде ученого Запада. Вся чепуха, которую дал мне Запад,
помогает транслировать эту другую систему бытия в нечто полезное для нас,
западных людей, сейчас, для той работы, которую мы с вами делаем. Именно в этом
я вижу огромную ценность всего, что я получил от Запада. Безусловно, я понимаю,
что моя привязанность к рационалистическому мышлению, с одной стороны, является
препятствием, однако то развитие, которое я обрел именно благодаря
рационалистическому уму, имеет свое уникальное преимущество. Сила
рационалистического разума... это особая сиддхи, когда вы обращаете ее на себя
(это называется Дхья на-Иога или Йога Рационалистического Ума Убивающего Самого
Себя - составная часть Дзэн)... Но это требует очень жесткой дисциплины
рационалистического ума. Для меня он был полезен именно благодаря тому, что мне
удалось создать такую дисциплину. Таким образом, я еще раз хочу сказать, что
все, полученное мною от Запада (а именно - рационалистический ум), я
рассматриваю скорее как амальгаму чепухи, а не как нечто, находящееся в
противоречии с моим развитием.
Истина - везде. Где бы вы ни находились, она рядом, если вы способны ее
увидеть. И вы видите ее через ту оболочку, в которой вы существуете в настоящий
момент. И можно освободиться от некоторых привязанностей, скрывающих от вас
истину. Ученый не может перестать быть ученым. Никто не может перестать быть
тем, кем он является. Но можно постараться поставить все это себе на службу,
реконструировать все так, чтобы обнаружить истину именно там, где вы находитесь
в данный момент. Я бы сказал так: "Мы никогда ничего нового не находим, мы лишь
вспоминаем".
ГЛАВА ВТОРАЯ
МЕХЕР-БАБА И БХАКТИ-ЙОГА
Мехер-Баба был индийским святым, очень чистым воплощением Бхакти-Иоги, Йоги
Преданности, Йоги Любви. Сердце - проводник трансцендентного, место, где
происходят отношения между возлюбленными. Мехер-Баба оставил свое тело около
года тому назад. Он умер. Для того, кто читает записи его бесед и его книги,-
"Говорит Бог" или "Слушай, человечество" с открытой четвертой чакрой, анахатой,
с любовью в сердце, для того он - очень высокий учитель. В этом нет сомнения.
Мой духовный контакт с Мехер-Баба был очень тесен, и я чувствую, что он один из
моих гуру, одно из существ, руководящих моим раскрытием. Именно он, будучи еще„
в теле. высказал мне свое мнение о проблеме с ЛСД - мы привязываемся к
переживанию, которое дает ЛСД, и забываем о главной цели,- достижении истинной
реальности. Я понял, что он подразумевают под этим, лишь спустя годы, когда
столкнулся с этой проблемой в своей работе. Я чувствую, что Мехер-Баба - очень
любящее существо, которое находилось здесь, на Земле, для людей, способных
открыть ему свои сердца.
ЭДГАР КЕЙС И ДВА СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Мне кажется, что Эдгар Кейс был существом, которому было доступно то, что
Уильям Джеймс называет непрерывностью двух состояний сознания. Он был способен
выходить из одного состояния сознания и переходить в другое. Однако, он не
владел этими двумя сознаниями одновременно. Он мог войти в состояние сна, где
погружался в другое состояние сознания и видел нашу вселенную совсем иначе, чем
в "обыденном" состоянии сознания. И это иное состояние позволяло ему увидеть
гораздо больше. Я думаю, что все его сообщения - это истинно увиденное им на
астральном плане. Насколько я могу судить, этот план относительно низок, открыт
определенным влияниям, и т. п. Я бы сказал, что это - не очень чистое состояние,
но очень хорошее. Благодаря Эдгару Кейсу мы, несомненно, узнали больше, чем
знали до сих пор. Это - совершенно другой способ определения реальности.
Определение Джеймса достаточно удачно. Заранее отказываться от реальности,
которую можно воспринимать в других состояниях сознания, - традиционная ошибка
человека, проистекающая от его напыщенной уверенности в том, что он уже знает
путь. Поэтому, когда кто-то сталкивается с таким существом, как Эдгар Кейс, он
попадает в затруднительное положение: природа такого существа шокирует его, и
он не может отделить мудрость от ерунды в том, что сообщает Эдгар Кейс. А в его
сообщениях много несущественного, это бесспорно. Аналогично тому как вы, читая
Библию, доходите до некоторого места и начинаете читать ее как очень высокое
руководство, текст, учебник для работы над сознанием. Когда Христос говорит:
"Рожденное от плоти есть плоть; рожденное от духа..." - л также - "для
того, чтобы родиться, вы должны умереть" - или -"Я и мой Отец - одно" - вы можете
все это воспринимать как ерунду, и вдруг, в какой-то момент, вы понимаете, что
все это имеет отношение к тому процессу, который происходит с ва