Высшее сознание как состояние единства
Это состояние довольно легко испытать, сидя в пещере. Довольно просто
сидеть и медитировать и, наконец, понять, каким образом мы влипаем в роли и как
какой-то случай в жизни или духовный контакт может вмиг разрушить ваше
представление о себе как о ком-то, делающем что-то, - забудьте об этом.
Напротив, я сейчас занимаюсь тем, что пытаюсь извлечь вас из "вас". Вопрос
заключается в следующем: вы - это "вы" или вы - это "мы"? Если я буду думать о
вас согласно какой-то модели, которая будет представлять вас как "вас", тогда,
в конце концов, я просто захлебнусь. Мое сознание, мои концепции захлопнут,
выключат меня, потому что я знаю, что высшее состояние сознания - это состояние
единства. Его можно выразить так: "Мы есть здесь". Я испытал это. Это
действительно так. И теперь абсолютно понятно, что каждый миг, когда я делаю
что-то, что увеличит расстояние между мной и объектом, я все дальше и дальше
ухожу от состояния единства. Только идиот может желать себе катиться вниз.
МАНТРА
Мантра - это фраза. Мантрой может быть звук или целая фраза. Это фраза,
которую вы все время повторяете. В качестве примера рассмотрим фразу на
тибетском языке (можно использовать фразы и на английском, но в дальнейшем я
покажу, почему пользуются санскритом или тибетским языком): ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. В
настоящее время это, пожалуй, самая распространенная фраза-мантра в мире. В
Непале можно встретить скалы длиной в двадцать и высотой в десять футов, сплошь
исписанные крохотными буквами мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ так, что ее мож-но читать
как письмо. В некоторых храмах можно встретить молельные круги, на которых
десять миллионов раз написана эта мантра, а также можно встретить лам, которые
обходят вокруг ступы, повторяя мантру ОМ МА-НИ ПАДМЕ ХУМ. Когда вы начинаете
произносить эту мантру, первое, что необходимо сделать, - это произнести ее
вслух так, чтобы услышать ушами. Вы произносите ее, слышите и думаете о ее
значении. Это - первая игра, в которую вы вступаете с мантрой. Так, если я даю
вам эту мантру - ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ - вы начинаете думать о ней, и первое, что
вы спрашиваете, - что она означает? Существует много смыслов у этой мантры.
Написана целая книга о ее смыслах, автор которой - лама Говинда. Один из
способов понимания этой мантры такой: ОМ означает Брахму, находящегося за
пределами всего, непроявленного. МАНИ - драгоценный камень или кристалл, ПАДМЕ
- лотос, ХУМ - сердце. Таким образом, вот один из уровней понимания мантры: "Вся
вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре
моего сердца или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в
моем сердце". Это один из способов интерпретации мантры. Вы начинаете
произносить ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и думаете: "Бог в непроявленной форме подобен
сокровищу в сердцевине лотоса, проявленного в моем сердце". Вы делаете это и
чувствуете мантру в сердце, - это один способ. Это самый нижний уровень
понимания мантры и работы с ней. Это не что иное, как замена одних мыслей в
голове на другие. Вместо того чтобы думать: "Ух! как жарко! Не выпить ли на
следующей остановке коктейль? Ух ты, как стучат колеса. И вообще, эти новые
составы совсем не такие удобные, как о них говорили. Да кажется, здесь я уже
проезжал раньше!" - и т.д., и тому подобная чушь, которая, конечно, очень важна
для вас, но совершенно незначима. Вместо всего этого вы входите в мантру.
После того, как в течение некоторого времени вы работаете таким образом,
природа мантры начинает изменяться. Вы начинаете думать о ее значении.
Тибетские звуки начинают притягивать вас. Она начинает проникать сначала в
голову, потом из головы в грудь, до тех пор, пока не станет вращаться наподобие
небольшого колеса в груди:
ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Именно на этой стадии она перестанет означать что-либо
для вас. И всякий раз, когда вы захотите ввести ее в свое сознание, вы
вспоминаете ее значение, которое и создает это вращение. Ее можно возвращать в
то место, из которого она ускользает. Кроме того, она обладает еще и таким
качеством: если ее делать довольно продолжительное время, она переходит в
некоторый вид вибраций или гармонии со вселенной, это происходит определенным
способом, который есть ее личное дело. Сознательные существа, разработавшие
некоторые языки, такие, например, как санскрит, разработали также и звуки этих
языков, соотнеся их с различными состояниями сознания (в отличие от английского
языка). Таким образом, мантра на санскрите, если ее делать продолжительное
время, приведет вас в определенное состояние сознания.
МАНДАЛА-ПРОЦЕСС
В Тибете существует танка. Если вы придете в Тибете к доктору, вместо того,
чтобы выписать вам лекарство или сказать - купите такие-то травы, - он дает вам
танку, мандалу, чтобы придя домой, вы повесили ее на стену и медитировали. Вы
скажете, что такой способ давно устарел. У вас, может быть, сильнейшая головная
боль, может, вы сильно простудились, может быть, у вас кровотечение и т. п. Вы
идете к доктору за помощью, а он дает вам какой-то клочок бумаги, чтобы вы
повесили его и медитировали. Вы скажете, что это все примитивно и наивно. Но не
спешите так говорить. Предположите, что эти люди - не пещерные ископаемые и,
может быть, они вовсе не так примитивны и наивны, как вам кажется. Представьте,
что вы берете этот листочек, приходите домой, вешаете его, садитесь напротив
него и начинаете его рассматривать. Спустя некоторое время ваше внимание
фокусируется на мандале, представляющей собой круг внутри квадрата, а квадрат
имеет четыре входа. Вскоре вы замечаете, что ваше внимание (только позвольте
себе быть с этой вещью; выбросьте все мысли и будьте только с ней) проходит
через эти двери-входы внутрь, и постепенно все глубже и глубже внутрь до самого
маленького круга, внутри которого нарисован специальный знак или какое-нибудь
существо. Этот длинный проход воспринимается как длинная труба. У нее есть своя
глубина. По мере того, как вы достигаете внутреннего круга и останавливаетесь в
нем, вы чувствуете, что вас буквально втягивает через эту трубу, втаскивает в
другую частоту вибраций.
Знак, находящийся в центре самого маленького круга, изменяет ваше сознание,
поскольку вы поместили свое сознание именно в него. Это похоже на то, как если
бы вы вошли в Филлор-зал: звучит рок-н-ролл, огромное количество прожекторов и
других стимулов, предназначенных для того, чтобы вывести ваше сознание в другое
пространство, в другое место. Вы можете сопротивляться этому: у меня болит
голова, мне лучше уйти отсюда. Мне кажется, что я не получу здесь никакой
линейной информации. Или, нА-оборот, вы можете согласиться - хорошо, я останусь,
- как бы сдавшись: и тогда возникнет новое состояние сознания: вы начнете
переживать все в гештальт-форме, а не в виде отдельных линейных компонентов.
Аналитическая мысль отбрасывается, так как она непригодна в этой ситуации.
Мандала - это то, что носит название: "исцеление с помощью молитвы". Оно
основывается на идее, что "сознание проявляется в материи". И если вы меняете
природу вибраций или природу некоторого уровня сознания, вы обнаружите другие
уровни, на которых некоторые болезни не существуют. Тот, кто исцеляет с помощью
молитвы, использует скорость своих вибраций, чтобы подключить вас и вывести из
вашей скорости вибраций. Так происходит этот процесс. Танка действует таким же
способом. Так же работает и мантра. Они погружают человека в присущее им
пространство. Существуют мантры, обладающие очень большой силой. Существуют
мантры для всех частных вещей, в которых вы нуждаетесь, однако на Западе
используют единственный вид мантр (им пользуюсь и я), который носит название
"общие мантры". Где бы вы не находились в какой-то момент, он углубит ваше
сознание. Это похоже на бесконечную прогрессию. Такие мантры не связаны с
каким-то определенным уровнем сознания. Они связаны с конечным уровнем сознания,
который есть отсутствие всякого уровня. Одной из таких мантр является ОМ МАНИ
ПАДМЕ ХУМ. Если вы поработаете некоторое время с этой мантрой, она начнет менять
уровень вашего сознания. Нечто аналогичное происходит, когда вы занимаетесь
пранаямой, контролем над дыханием. После того, как в течение нескольких месяцев
человек занимается пранаямой, его ды-хание становится тихим. Вместо шумного
дыхания, присущего большинству людей, йоги обладают ровным, тихим, очень тонким
дыханием. Дыхание и есть то пространство, в котором находится наше сознание. Это
очень тонкое пространство, большинство людей не замечает его вообще, поскольку
они привыкли к своему дыханию, и считают это в порядке вещей. Но когда человек
начинает успокаивать свое дыхание, он выходит в другое пространство. Помимо
этого, мантра служит еще и способом центрирования. Другими словами, вы, так же
как и я, боль-Шую части времени находитесь в "иллюзии", то есть отождествлены с
чем-нибудь в пространстве и во времени. Например, - с телом, чувствами, мыслями,
процессом ходьбы и т. д. Идея мантры - остановиться, пусть все идет своим путем,
как если бы вы стояли и смотрели в воду и видели бы, как проходит ваша жизнь.
Мантра - это вспомогательный метод разрушения привязанностей. Когда я веду
машину и делаю мантру, я не привязан к ведению машины, я только делаю мантру, а
езда происходит сама собой. Таким образом, мантры - это способ вхождения в такое
место в себе, которое можно назвать вечным настоящим. Место, в котором
буквально ничего не происходит. Мантра - это способ успокоения мысли.
ВЕЧНОЕ НАСТОЯЩЕЕ
Действие мантры настолько сильно, что однажды, находясь в Непале, я делал
ее в течение двух дней и двух ночей, - я перестал спать, а мантра тем не менее
продолжалась. Но она продолжалась не в моем голосе, а... звучала как что-то
среднее между мормонским Храмовым Песнопением и Хором Небесного Дня. Это было
нечто огромное, многоголосье древних голосов, разливающееся во времени и
пространстве в бесчисленных направлениях. Все, что я слышал, было ОМ МАНИ ПАДМЕ
ХУМ. Звук кондиционера был ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Я испугался, побежал к одному
йогу и спросил:
Что происходит? Я схожу с ума.
Йог ответил:
Ты настроился на ОМ, это - ЕГО сфера. Ты настроился на эту сферу. Именно в
этом месте все это пребывает. Вот так.
Мой учитель - очень тонкий человек, замечательный брамин. Он сказал мне:
"Никогда не ешь пищи, если она не приготовлена с любовью или мантрой, так как ты
отравишься. Вибрации человека, приготовившего пищу, проникают в нее, если ее
готовить на огне. Огонь трансмутирует, преобразует эту энергию..." Однако если
я сейчас зайду в какой-нибудь дорожный ресторан, и съем что-нибудь,
приготовленное злым поваром, я ничего не почувствую, потому что я еще слишком
грубый. А мой учитель обязательно заболел бы в этом случае, даже если бы эту
пищу подал ему любящий его человек, и он ничего не знал бы о поваре. Но он
заболел бы, так как эти вибрации настолько же реальны, насколько может быть для
кого-то отвратительным какой-нибудь цвет: зеленый, или голубой, или пурпурный.
На другом же уровне учитель может принять эту энергию и преобразовать ее, так
как все есть преобразование энергии.
ЛСД
Когда я говорил - Бог пришел в Соединенные Штаты Америки в виде ЛСД - я
цитировал слова моего учителя, с которым прожил шесть месяцев. Насколько я могу
судить, этот человек - один из самых чистых и высоких существ, которых я
когда-либо встречал. Я спросил его, что такое ЛСД. Тогда он удалился, а через
несколько недель, возвратившись, написал мне следующее (цитирую почти
буквально): "ЛСД -это Христос, пришедший в Америку в Кали-Югу. Америка -
наиболее материалистическая страна, и она хотела прихода Аватара в форме
материи. Молодежь хотела прихода Аватара в форме материи. Поэтому они имеют
ЛСД. Если бы они не имели таких вещей, как бы они смогли узнать? Как бы они
тогда узнали?" Это, а также еще один факт (мой учитель принял 900 микрограммов
ЛСД и с ним ничего не случилось), были для меня новой информацией об ЛСД,
которую я собирал и которую потом обнародовал в интеллектуальных кругах. В
настоящее время я не употребляю ЛСД и не "не употребляю" его. Просто я практикую
некоторую йогу, которая не требует использования ЛСД.
Я преклоняюсь перед ЛСД. Оно сыграло решающую роль в изменении поля моего
восприятия. Я считаю, что ЛСД является главным достижением технологии,
позволяющим человеку изменить уровень его сознания. Я полностью разделяю точку
зрения Тима (Тимоти Лири). Правда, в отличие от Тимоти, я не столь привязан к
двойственности (добро и зло), и все же я считаю его великим провидцем. Свои
чувства по поводу ЛСД я мог бы выразить так: я преклоняюсь перед ЛСД. Я также
считаю, что оно начинает быстро устаревать, становится анахронизмом. Оно
устаревает, поскольку виды сознания, которые оно открывает, позволили Махариши
проделать ту работу в Соединенных Штатах, которую он сделал, а также позволило
битлз'ам сделать их работу, - оно позволило этому процессу случиться. Не прошло
и пяти лет, как в результате психоделического движения изменились ценности
культуры: появились другие возможности познавательной способности сознания,
влившиеся в дух времени настолько, что стали изучаемы и исследуемы. Йога,
считавшаяся неприличным словом еще семь лет нА-зад, способна в настоящее время
стать заслуживающей внимания науки. Должна стать и становится. Работать над
собой человеку, имеющему опыт другого сознания, намного легче, чем тому, у
которого такого опыта не было. Если говорить, например, об учениках Гурджиева
(их огромное число, они объединяются в группы для установления некоторого
родства групповой связи), можно сказать, что все они - хорошие, чистые люди,
умеющие медитировать и работать на протяжении достаточно длительного времени, -
и все же я должен сказать, что с ними мало чего происходит. Но, как сказал мой
учитель:
"Если человек знает об этом, тогда...". Об этом же, в основном, говорит
вся индийская литература: как только вы узнали, как только вы испробовали эту
возможность, ваша работа в огромных масштабах направляется на это, и медитации
происходят со все большей и большей скоростью. Если рассмотреть статистику в
группе Махариши Ма-хеш (число людей, покинувших работу), становится ясно, что
большая часть людей не была способна удержать мантру, так как у них не было
точки отсчета, которая позволила бы использовать мантру в духе, на который она
была рассчитана. Нет сомнения, что Махариши обучает классическому методу,
который работает прекрасно. Когда мантра вкладывалась в дух и воспринималась
духом, это принесло благо многим тысячам людей. Если же вы подходите к ней как
к эксперименту, чтобы узнать, действительно ли она работает (или исходя из
каких-нибудь других побуждений такого рода), тогда, с большой вероятностью, вы
выпадете из работы, пока не будете действительно готовы. А пока вы не готовы,
пробуйте делать так, как я вам только что рассказывал. Четыре года назад, перед
тем как поехать в Индию, я давал интервью журналу "Плэйбой". Это была грязная
затея. Мне был задан ряд тенденциозных вопросов, и я ответил на них. Редакторы
журнала собирались сделать статью с цветными иллюстрациями. Я хочу обратить ваше
внимание на то, что все это происходило за четыре года до начала моих занятий
йогой. Теперь журнал прислал мне эту статью со словами:
"Вы уже продали нам эту статью, и мы имеем право ее использовать. И мы
намерены сделать это. Не хотели бы вы внести в нее какие-либо изменения? В вашем
распоряжении всего лишь один день и поправки должны быть минимальными". Все,
что я сделал, - я добавил такую информацию: а) что делал мой гуру, б) что делал
мой учитель, в) что в настоящее время я не использую ЛСД. Все эти сведения вошли
в мою статью. Именно об этом я хотел бы сейчас поговорить со своими
соотечественниками.
"КНИГА"
Книга появилась очень странным образом. Я находился в храме в Индии со
своим гуру. Там со мной происходили удивительные вещи, поэтому я делал
небольшие заметки. Однажды ко мне подошел мой учитель и сказал: "Махараджджи
(имея в виду моего гуру) благословляет тебя на книгу". Я спросил: "Какую
книгу?" И он ответил мне: "Ту книгу, которую ты делаешь". Я подумал:
"Наверное, я собирался написать книгу", - потому что в этом эпизоде лучшей
инструкции трудно себе представить. Вам не говорят: "Поезжай и... сделай то-то".
Нет. Ты делаешь только то, что предполагал делать. Поэтому я и решил, что
собирался написать книгу.
По возвращении домой, я, как всякий уважающий себя интеллектуал-ученый,
сел за стол и напечатал книгу под названием "Мое путешествие на Восток:
фантастические приключения". Я разослал ее разным издательствам и вскоре получил
ответы вроде: "На весь ближайший год тематика интересных мистических
путешествий на Восток полностью укомплектована. Попытайтесь в другом
издательстве". Поэтому я подумал, что, видимо, это не та книга, потому что
учитель знает, что делает. Он бы не стал давать благословение на книгу, которую
не напечатают, и если написанная мною книга не принимается издательствами,
значит, что-то здесь не так. Поэтому я и решил, что книга была не той книгой, на
которую он дал благословение. Я оставил все это дело примерно на год. И вскоре
ко мне стали приходить люди, я начал свои беседы и продолжал их в течение двух
лет. Поскольку это не было написанием книги, беседы я проводил бесплатно. Я
делал их только потому, что приходили люди. Я планировал просидеть в своей
каморке еще год, а потом вновь поехать в Индию. Это был мой личный план, так как
никто не говорил мне, что делать дальше. И вообще, я понял, что каждая игра, в
которую я играю, проистекает из моего эго. Моя работа заключалась в работе над
собой, и если что-то случается, оно случается.
Итак, моя нечистота стала для меня совершенно очевидной. Это была тонкая
нечистота. Сейчас я расскажу, как это все случилось. В то время я жил в
небольшом городке Франклин. Однажды в выходной мне понадобилось в булочную. Мой
отец, отправляясь на уикэнд, разрешил мне воспользоваться его новым кадиллаком.
Итак, я сел в этот здоровенный, восхищавший меня кадиллак ("Смотрите, Садху едет
на кадиллаке!") и подумал: пусть ребята в Индии позавидуют, глядя на меня!
Въезжая в город, я увидел стоящих на обочине дороги двух хиппи и помахал им
рукой, они - мне. Потом я зашел в булочную. Выйдя из булочной, я увидел, что
около нее стояло уже пять или шесть хиппи. Один из них подошел ко мне и спросил:
"Это ты везешь наркотики?" Ох, я обнаружен. Моя история идет за мной по пятам...
Моя карма. Я не могу измениться. Они видят во мне Ричарда Алперта,
профессионального наркомана. Поэтому я ответил: "Нет. Но почему вы спрашиваете
об этом именно меня?" Они пояснили: "Понимаете, нам сказали, что один из наших
родственников приезжает сегодня из Бостона, и мы, увидев этот новый кадиллак,
подумали, что, может быть этот парень с бородой и есть родственник".
Единственное, что я мог здесь сказать: "М-да..." Именно здесь была моя
нечистота. Сейчас я покажу, почему это - нечистота. Все, что я должен был им
ответить на их вопрос, это - нет, я - не он. Сесть в машину и поехать своей
дорогой. Но я сказал по-другому (это были мои собственные желания, именно из-за
них мы сегодня собрались здесь с вами) и то, что я сказал, можно
перефразировать таким образом: "Простите, но я не такой родственник. Посмотри,
бэби, не хочешь ли ты узнать, какой я родственник? Разве я непривлекательно
выгляжу?" Как будто меня спросили, что я за родственник... Итак, куда меня
приглашали, туда я и шел. Это были Ротари-Клаб, отели Боршт Белт, университеты,
общины хиппи. Я со всеми разделял то, что предполагал делать. Вскоре беседы
стали записывать на магнитофон. Сейчас - время великого поколения, которое
коллекционирует всякую ерунду, в том числе и магнитные ленты. Потом возникла
эта женщина, перепечатала все эти лекции с лент: этих записей оказалась огромная
куча, собранная отовсюду. Потом появился этот писатель, Джон Блейбтру, с
Западного Побережья, прочел их и сказал: "Знаете, на самом деле в этих записях
присутствуют два существа. Если взять любую из этих лент, можно услышать, с
одной стороны, вашу образованность и солидность - вы поучаете. Но если вам
попадется определенная аудитория, происходит так, что вы словно куда-то
исчезаете, и все начинает происходить само собой. Слова льются ямбом, и это
совсем перестает быть похожим на беседу, скорее, это похоже на "Книгу Тао",
только 70-х годов". Он добавил: "Почему бы вам не выкинуть все солидные части из
этих лент а оставшиеся не соединить в книгу?" Поскольку это были не мои идеи,
может быть, эта книга - его. Итак, мы соединили все это воедино и получили
книгу. В Нью-Мексико была группа, взявшаяся за это дело. На большие картонные
листы они нанесли текст, всего листов оказалось сто восемь. Делая эту работу,
они медитировали с пяти до восьми утра. На каждый лист была нанесена печать.
Потом появились художники и сделали иллюстрации. Потом книга была снабжена
фотографиями и на корабле отправлена в Японию, где она была отпечатана на
рисовой бумаге. Это была основа книги, и я собирался сделать 20.000
экземпляров; это был мой долг Махараджджи.
Потом мне сказали:
Если вы собираетесь это делать, нельзя ли включить библиографию по
мистицизму - список книг, с которыми вы работали?
0'кей, - ответил я, - потом еще кто-то сказал:
Вот вы пользуетесь разными цитатами... Вы цитируете изречения, например,
Будды. Нельзя ли включить их в книгу в виде отдельных карточек, чтобы, не
нарушая книги, можно было бы их извлечь и повесить куда-нибудь: одну (например,
высказывание Гуань-Цзы - путешествие в тысячу миль начинается с одного шага) -
над кроватью, другую - над туалетом, третью - на холодильнике и т. д.
Я согласился, и мы сделали эти изречения в виде книжечки гармошкой. Потом
еще кто-то сказал:
Знаете, у вас есть фотографии высоких сущностей.
Нельзя ли их поместить в книгу?
Я опять согласился. Потом кто-то сказал:
Это длинная, замысловатая книга, мои родители ее не поймут. Нельзя ли
включить в нее что-нибудь простое, чтобы было понятно моим родителям и
сослуживцам?
Я опять сказал:
0'кей. Мы включим в нее маленький рассказ о моем путешествии в Индию.
Мы так и сделали. Еще кто-то сказал:
Вот вы рассказываете о диетах, асанах, пранаяме и т.д., о том, как нужно
жить, и о том мире, который вы хотите создать для изменения сознания. Не могли
бы вы представить все это в виде некоторого пособия, наподобие "Книги для
домашней хозяйки", чтобы всякий, кто захочет, мог воспользоваться этим
руководством. То есть для делателей.
Мы включили в эту книгу небольшой свод упражнений, что-то вроде пособия
для достижения просветления.
Потом кто-то сказал:
Вот вы поете. Я тоже пою с этой девушкой. Она играет на цимбалах, я - на
тамбурине. Нам хотелось бы исполнять индийские песни. Нельзя ли включить в книгу
небольшие грампластинки, которые можно было бы вырезать, не нарушив книги?
Простенькие пластинки, вроде "Лук и Лайф"?
Мы сделали и это. Итак, вместо книги получился буклет. На первой странице
его была помещена большая мандала, а сам буклет назывался "От Бинду к Оджас".
Банду - это сексуальная энергия, Оджас - энергия духовная, а трансформация
энергии внутри тела носит название "поднятие Кундалини". Но это только один
способ толкования.
ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ПУТЬ
Уровень психотерапии зависит от уровня психотерапевта. Если вам
посчастливится, и вашим психотерапевтом будет Будда, вы в процессе
взаимодействия сможете получить просветление. Это не шутка. Действительно, если
стоять в стороне от всякой мелодрамы, вы и ваш психотерапевт будете свободны от
влипания в разнообразные роли. Если психотерапевт будет привязан к какой-нибудь
роли, - все, что он может дать вам - это заменить одну роль, в которую вы
влипли, на другую. Поэтому пациенты, которых лечат по методу Фрейда, к концу
становятся фрейдизированы, а те, которых лечат по методу Юнга, - юнгизированы.
Целая армия терапевтов имеет модель того, что они делают, и как все должно
происходить. Все, поступающее от пациента, проходит через этот фильтр и выходит
в форме ответа, согласованного с моделью. На протяжении восьми лет, помимо всего
остального, я работал психотерапевтом в Службе Здоровья в Гарварде и Стенфорде.
У меня было восемь пациентов, с которыми я работал ежедневно по методике Фрейда.
После того, как я начал принимать психоделики, мне стало ясно, что модель,
которую я использовал, как раз и не давала произойти реальному изменению в моем
пациенте. Я считал себя врачом - это была единственная роль, доступная мне, и,
как врач, я нуждался в пациенте. Роли были распределены: один из нас должен был
быть врачом, другой - пациентом. У меня, так же, как у пациента, было много
непонятного, но игра состояла в том, что я - врач, а он - пациент. Суть игры
состоит в том, каким станет пациент по е„ окончании. Аналогично " конечному и
бесконечному " - еще один уровень понимания этого постулата Фрейда. Поэтому я
подумал: "Пока я буду озабочен тем, чтобы быть врачом, мне необходим пациент.
Как только пациент перестанет вести себя как положено пациенту, я прекращаю
работать с ним, потому что он не дает мне то, в чем я нуждаюсь".
ТЕОРИЯ ИГР
Я преподавал теорию игр как один из психодинамических способов, который...
Я преподавал ее в высших школах для юношества. Я читал курс ментальной гигиены,
обучая детей тому, каким образом менять в себе поведенческие привычки с помощью
игрового анализа игровых ролей. Эти дети оказались очень смышлеными, они,
например, задавали такой вопрос:
Существует ли неигровой центр?
Тогда я еще был вынужден отвечать так:
Нет, нет - или - Я не знаю - или - Не беспокойтесь, это не важно - или -
Вы еще не готовы - и т.п. Я отвечал так, потому что в то время еще не знал, как
правильно ответить им на этот вопрос. Итак, я изменил свой метод терапии. Могло
показаться, что я изменил его лишь внешне. Но на самом деле, изменение было
более глубоким, чем могло показаться с первого взгляда. Я начинал с того, что
мы садились вместе с каким-нибудь человеком, перед нами была доска, на которой я
вычерчивал карту его игры. Он давал мне свои данные, а я свои - теории. Он был
моим коллегой по этой исследовательской работе - проблеме изменения
поведенческих привычек. Первое, что я делал, - создавал диссоциацию с
"пациентом" таким образом, чтобы часть, которая была слаба в нем, стала
предметом нашего с ним изучения. Я был исследователем этой его болезни. То есть
я сразу же отделял его от болезни, говоря: "Парень, с которым мы с тобой имеем
дело, не болен, хорошо?". Конечно, этот метод был отвратительным, тем не менее
он давал реальные результаты. Позже я поехал в Индию и узнал другие
пространства. Вернувшись, я понял, что сам того не сознавая, не влип ни в одну
из ролей, а наоборот, оказывал "пациенту" оптимальную пользу. У меня был опыт, о
котором я сейчас вам расскажу, и который, как мне кажется, имеет отношение к
вышесказанному. Я был в Англии и встречался с психиатром Рони Лэйнгом. Мы с
Рони однажды решили вместе принять ЛСД. Он спросил:
Сколько мы примем?
Я ответил:
Почему бы нам не принять по 300 микрограммов.
Он:
Это многовато для меня. Но раз ты рядом, я думаю, все будет нормально.
Сказав так, он как бы отвел мне роль его протектора, проводника, что меня
смутило. Ну ладно. Я не знаю этого парня, и если это то самое путешествие,
которое я предполагал совершить, пусть я буду Джоном-Ответственностью. Поехали.
В таких ситуациях я всегда старался создать по возможности приятную обстановку.
Поэтому я поставил диски Майлза Дэвиса, мы разлеглись поудобнее и приняли ЛСД.
Первое, что после этого сделал Рони, - он разделся до трусов и встал на голову.
Это никак не входило в мою модель того, что должен делать человек после приема
психоделиков. Тогда я еще ничего не знал о йоге, и такое поведение казалось мне
абсурдом. Это было лет семь тому назад. Поэтому я наблюдал за ним с некоторым
недоверием. Потом он подошел ко мне и посмотрел мне в глаза. Он выглядел
беззащитным ребенком, в полном соответствии с выбранной мною моделью защитника,
проводника. Да, он выглядел абсолютно беззащитным ребенком. Он вызвал во мне
настоящий материнский импульс. Мне ужасно захотелось защитить его, сказать ему:
Рони, все в порядке, я с тобой.
Но я ничего не сказал ему, все происходило молча. Вдруг выражение его лица
слегка изменилось - будто какая-то мысль мелькнула, оставив след на лице, -
теперь он выглядел, как мать, как отец, который может защитить - и теперь во мне
возник мальчик, ребенок - семена, которые дремали во мне невскрытыми,
проклюнулись. Мне хотелось сказать:
О Рони, ты заботишься обо мне... Рони, я сейчас все сделаю.
Вдруг его лицо снова изменилось: теперь он был студентом и задавал мне
вопросы. И все это происходило молча. Жесты, мимика - это были мыслеформы.
Однажды я принял ЛСД в Нью-Йорке. Я собирался пойти в "Дэвид Сасскинд Шоу", у
меня еще было в запасе несколько часов свободного времени. Я находился в верхней
части города, в небольшом домике с навесом. Кроме меня там была еще девушка,
рисовавшая на стенах портреты людей. Она рисовала пастелью. Надо полагать,
владелец дома захотел, чтобы стены его особняка были украшены такими
портретами. Девушка обратилась ко мне с просьбой попозировать ей. Я согласился.
Мой ум в этот момент был в жидком состоянии. Я стоял и думал: "Кто я? Кто она,
которая рисует?" Потом я подумал: "Наверное, она рисует молодого человека,
смотрящего в будущее". И я решил сделаться таким человеком. Человеком, который
смотрит на восход солнца, в этом всегда чувствуется что-то жизнеутверждающее. В
общем, я стал смотреть в будущее, а она стала меня рисовать. Эта художница была
уверена в себе, линии ее рисунка ложились точно. Вскоре мне надоело смотреть в
будущее, но я понимал, что не имею права изменить выражение лица и поэтому стал
представлять себя еще кем-нибудь. Я подумал, что я ее любовник. Я ничего не
делал, только подумал. Через несколько секунд девушка стала нервничать, начала
новый рисунок. Я в это время подумал:
"Пожалуй, мне не следует думать, что я - ее любовник. Это нехорошо. Пусть я
буду пожилым человеком". Она снова занервничала. В конце концов она сказала: "Я
не могу нарисовать ваше лицо. Оно какое-то пластичное, все время меняется ".
Итак, в нашем эксперименте с Рони, на протяжении шести часов мы прошли с
ним около восьмидесяти различных социальных ролей. Мы входили с ним в симбиоз:
как терапевт и пациент, постоянно меняясь ролями. Мы были палачом и жертвой,
жертвой и палачом. Некоторые из ролей пугали нас. Это временами действительно
страшно. Однако каждый раз нужно сказать себе: "Хорошо, это такая роль". Затем
выйти из нее, сделав кувырок. В результате этого опыта я понял, что мы с Роки
установили контакт в том пространстве, которое находилось позади всех этих
ролей. Мы были вне этих людей, которые вели игру между собой.
Аналогией такому опыту может послужить, например, игра в теннис. Игроки
борются за мяч и смотрят друг на друга, как бы говоря; "Прекрасная игра, не
правда ли?" И - снова входят в игру. Одна раковая больная, принимавшая ЛСД,
сказала: "Я знаю, что умираю от страшной болезни, но смотрите, как прекрасна
эта вселенная". Благодаря ЛСД эта женщина смогла увидеть весь процесс смерти как
таковой и при этом остаться свободней от "той, которая умирает". И тогда ее
страх смерти исчез.