РАЗДЕЛ IIIОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНКРЕТНЫХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ XXI ВВ.
15.Феномен образования: социально-философский и культурологический аспекты. Образовательные системы: опыт современности и перспективы.
Социально-философский анализ процесса воспитания. Субъект и объект воспитания. Процесс воспитания. Аксиология и гносеология педагогического процесса. Формы педагогической деятельности. Проблемы соотношения философии и образования в системе отечественной педагогической науки конца ХХ – начала ХХI в. (Т.Л. Буров, И.И. Сулим, Т.А. Костюков, Д. Кудря, И.Н. Андреев).
Проблемы социально-философского осмысления феномена образования (В.П. Зинченко, В.В. Платонов, О. Долженко). Философия образования как философская метафизика (С.А. Смирнов). Основные направления современной отечественной философии образования: 1) антропологический подход (В.П. Казначеев, В.А. Конев, В.В. Шаронов, А.П. Огурцов); 2) нравственно-этический подход (М.Н. Аплетаев, Р.Р. Габдулхаков, Е.М. Глухова); 3) психологический подход (Э.В. Безчеревных, В.В. Давыдова, Р.Р. Кондратьева); 4)социологический подход (Г.Е. Зборовский, А.И. Зимина); 5) культурологический подход (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр, Т.Ф. Кузнецов, П.В. Тодоров, СА. Войтов); 6) культурно-национальный подход - «русская идея» в философии образования (П.Б. Бондарев, П.А. Гагаев). Концепция оптимизации педагогической практики Дж. Неллера, В.М. Розина.
Проблема межкультурного общения в образовательном пространстве современной средней и высшей школы. Феномен мультикультурности и проблемы межязыковой коммуникации в педагогическом процессе современного образовательного учреждения.
Закон Российской Федерации «Об образовании». Формирование новой образовательной парадигмы. Появление новых типов школ. Поиски путей гуманизации воспитания и образования.
Образовательные системы: опыт современности и перспективы
Педагогическая система как социальный институт. Социальные функции образовательной системы. Образование и воспитание: дилемма современной педагогической системы. Дидактика современной средней и высшей школы. Проблемы высшего профессионального образования. Репрезентативный и творческий метод образования. Требования к системности образовательного процесса. Тестирование как унификация научного знания: проблема эпистемологии образования.
Концепция непрерывного образования. Трансформация постсоветской системы образования в России. Переход образовательных учреждений к модели западного образования (Болонское соглашение). Поиск новых образовательных технологий. Социальная ответственность педагогической науки.
17.Современные проблемы филологии. Теоретико-методологические подходы к формированию способностей к межкультурной коммуникации.
Установление дефиниций. Филология как наука. Критерии современности. Проблема оценки конкретных историко-литературных эпох. Историко-литературные проблемы. Проблема синтеза искусств. Общенаучные и литературоведческие проблемы. Актуальная терминология. Проблема литературного развития в интерпретации А. Веселовского, В. Шкловского, Ю. Лотмана.
Современные проблемы когнитивной лингвистики. Русская языковая картина мира. Когнитивная лингвистика в системе мультикультурных коммуникаций. Проблемы современного русского словообразования. Дискурсивные исследования.
Семиотические, психолингвистические, лингвокультурные, социолингвистические аспекты межкультурной коммуникации. Текст как коммуникативная единица. Дискурс как объект междисциплинарного изучения. Медиатекст в системе интернет-общения. Информационные технологии в системе коммуникации.
Методологическая полемика в современном отечественном литературоведении.
Новый и «традиционный» историзм: полемика журналов НЛО и «Вопросов литературы». Вопрос о «религиозном» литературоведении. Оценка современного состояния науки отечественными филологами. Поиски предмета и задач литературоведческого анализа.
Многообразие методологических подходов в современном отечественном литературоведении.Мифопоэтика. Интертекстуальность. Семиотика. Имманентный анализ текста, «поэтика выразительности», нарратология, постбахтинское направление, необиографизм.