Теория личности как основа личностной диогностики
Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с.
Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. - М.: Прометей, 1992, 198 с.
Развитие и диагностика способностей / Л.Г.Алексеева и др. // Отв.ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. - М.: Наука,1992, 179 с.
В сущности, хорошая теория порождает гипотезы, которые легко проверить посредством эмпирического исследования. В результате эксперимента, нацеленного на проверку гипотезы, становится возможным определить, какие из теоретических утверждений следует принять, а какие отвергнуть. В идеальном случае личностные психологи в поисках фактов или закономерностей должны получать данные, которые могут быть объяснены на более широкой теоретической основе. Теория, не подтвержденная исследованием, - не более, чем праздные размышления. Сходным образом накопление фактов бесполезно до тех пор, пока процесс получения этих данных не будет организован на конструктивной и ясной основе. Эту основу и обеспечивает теория, обобщающая и представляющая эмпирические данные значимым образом.
Исследование, базирующееся на теории (полное или фундаментальное исследование), позволяет устанавливать, существуют ли на самом деле предполагаемые взаимоотношения как между определенными феноменами, так и внутри каждого из них. Когда две теории личности предсказывают не согласующиеся соотношения для определенного класса феноменов, мы обращаемся к исследованию, чтобы выявить закономерности, имеющее место в действительности. Например, психодинамическая теория предсказывает, что наблюдение насилия, показанного в сценическом действии, будет снижать уровень действительного насилия у тех, кто побывал в роли зрителей. Согласно теории, причина заключается в том, что у наблюдателя происходит выход подавленной агрессивной энергии (подобная разрядка известна как "катарсис"). Теория социального научения, наоборот, предсказывает, что, поскольку агрессивное поведение приобретается в результате научения, чем больше мы наблюдаем, как люди прибегают к насилию, тем с большей вероятностью мы сами ведем себя подобным образом. Результаты изучения влияния демонстрации насилия по телевидению и другим каналам вещания позволяют выяснить, какое из этих предсказаний является более обоснованным.
Исследования позволяют нам изучать связи между феноменами и устанавливать значимые закономерности в отношении личности. Исследование личности, будь то наблюдение или проведение эксперимента, представляет собой средство сбора информации или фактов, которые могут пролить свет на сложные вопросы, касающиеся поведения. В конце концов большинство персонологов надеются, что полученные ими данные будут иметь некоторое значение для установления валидности и полезности их теорий. Отношения между исследованием и теорией выглядят как процесс непрерывного взаимодействия - по крайней мере, так должно быть. Теория выступает в роли катализатора и одновременно руководства для размышлений, предшествующих эмпирическому исследованию. Она помогает свести тщательно отобранные результаты исследований в общую согласованную систему, каждый элемент которой составляет неотъемлемую ее часть. Но прежде всего должно быть нечто, что надо сводить воедино - это нечто и обеспечивает исследование.
Факторный личностный опросник Р Кеттелла
Опросник
- Я хорошо понял инструкцию к этому опроснику:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
- Я готов как можно искренней ответить на вопросы:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
- Я предпочел бы иметь дачу:
А – в оживленном дачном поселке;
Б – нечто среднее;
В – уединенную, в лесу.
- Я могу найти в себе достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями:
А – всегда; Б – обычно; В – редко.
- При виде диких животных мне становится немного не по себе, даже если они надежно заперты в клетках:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
- Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов:
А – да; Б – иногда; В – нет.
- Я делаю людям резкие, критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают:
А – обычно; Б – иногда; В – никогда не делаю.
- Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям:
А – верно; Б – не уверен; В – неверно.
- Если бы я увидел ссорящихся не в шутку соседских детей:
А – я предоставил бы им самим выяснить свои отношения;
Б – не знаю, что предпринял бы;
В – я постарался бы разобраться в их ссоре.
- На собраниях и в компаниях:
А – я легко выхожу вперед;
Б – верно нечто среднее;
В – я предпочитаю держаться в стороне.
- По-моему, интереснее быть:
А – инженером – конструктором;
Б – не знаю, что предпочесть;
В – драматургом.
12. На улице я скорее остановлюсь, чтобы посмотреть, как работает художник, чем стану наблюдать за уличной ссорой:
А – верно; Б – не уверен; В – неверно.
13. Обычно я спокойно переношу самодовольство людей, даже когда они хвастаются или другим образом показывают, что они высокого мнения о себе:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
14. Если человек обманывает, я почти всегда могу заметить это по выражению его лица:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
15. Я считаю, что самую скучную повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет особой необходимости:
А – согласен; Б – не уверен; В – не согласен.
16. Я предпочел бы взяться за работу:
А – где можно много зарабатывать, даже если заработки непостоянны;
Б – не знаю, что выбрать;
В – с постоянной, но относительно невысокой зарплатой.
17. Я говорю о своих чувствах:
А – только в случае необходимости;
Б – верно нечто среднее;
В – охотно, когда предоставляется возможность.
18. Изредка я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам не знаю отчего:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
19. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват:
А – никакого чувства вины у меня не возникает;
Б – верно нечто среднее;
В – я все же чувствую себя немного виноватым.
20. На работе у меня бывает больше затруднений с людьми, которые:
А – отказываются пользоваться современными методами;
Б – не знаю, что выбрать;
В – постоянно пытаются что-то изменить в работе, которая и так идет нормально.
21. Принимая решение, я руководствуюсь больше:
А – сердцем;
Б – сердцем и рассудком в равной мере;
В – рассудком.
22. Люди были бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
23. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:
А – да; Б – затрудняюсь ответить; В – нет.
24. Разговаривая, я склонен:
А – высказывать свои мысли сразу, как только они приходят мне в голову;
Б – верно нечто среднее;
В – прежде хорошенько собраться с мыслями.
25. Даже если я чем-нибудь сильно взбешен, я успокаиваюсь довольно быстро:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
26. При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать:
А – столяром или поваром;
Б – не знаю, что выбрать;
В – официантом в хорошем ресторане.
27. У меня было:
А – очень мало выборных должностей;
Б – несколько;
В – много выборных должностей.
28. Слово «лопата» так относится к слову «копать», как слово «нож» к слову:
А – острый;
Б – резать;
В – точить.
29. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне заснуть:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
30. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
31. Устаревший закон должен быть изменен:
А – только после основательного обсуждения;
Б – верно нечто среднее;
В – немедленно.
32. Мне становится не по себе, когда дело требует от меня быстрых действий, которые как-то влияют на других людей:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
33. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
34. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей:
А – меня это не волнует;
Б – верно нечто среднее;
В – они вызывают у меня неприязнь и отвращение.
35. Я слегка теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
36. Я всегда рад присоединиться к большой компании, например, встретиться вечером с друзьями, пойти на танцы, принять участие в интересном общественном мероприятии:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
37. В школе я предпочитал:
А – уроки музыки (пения);
Б – затрудняюсь сказать;
В – занятия в мастерских, ручной труд.
38. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения:
А – да; Б – иногда; В – нет.
39. Важнее, чтобы родители:
А – способствовали тонкому развитию чувств у своих детей;
Б – нечто среднее;
В – учили детей управлять своими чувствами.
40. Участвуя в коллективной работе, я предпочел бы:
А – попытаться внести улучшения в организацию работы;
Б – верно нечто среднее;
В – вести запись и следить за тем, чтобы соблюдались правила.
41. Время от времени я чувствую потребность заняться чем-нибудь, что требует значительных физических усилий:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
42. Я предпочел бы общаться с людьми вежливыми и деликатными, чем с прямолинейными и грубоватыми:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
43. Когда меня критикуют на людях, это меня крайне угнетает:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
44. Если меня вызывает к себе начальник, я:
А – использую этот случай, чтобы попросить о том, что мне нужно;
Б – верно нечто среднее;
В – беспокоюсь, что сделал что-то не так.
45. Я считаю, что люди должны очень серьезно подумать, прежде чем отказываться от опыта прошлых веков:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
46. Читая что-либо, я всегда хорошо осознаю скрытое намерение автора убедить меня в чем-то:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
47. Когда я учился в 7 – 10 классах, я участвовал в спортивной жизни школы:
А – очень редко;
Б – от случая к случаю;
В – довольно часто.
48. Я поддерживаю дома хороший порядок и почти всегда знаю, что где лежит:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
49. Когда я думаю о том, что произошло в течение дня, я не редко испытываю беспокойство:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
50. Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я беседую, интересуются тем, что я говорю:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
51. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:
А – лесничим;
Б – трудно выбрать;
В – учителем старших классов.
52. Ко дню рождения, к праздникам:
А – я люблю дарить подарки;
Б – затрудняюсь ответить;
В – считаю, что покупка подарков – несколько неприятная обязанность.
53. Слово «усталый» так относится к слову «работа», как слово «гордый» к слову:
А – улыбка;
Б – успех;
В – счастливый.
54. Какое из данных слов не подходит к двум остальным:
А – свеча;
Б – луна;
В – лампа.
55. Мои друзья:
А – меня никогда не подводили;
Б – изредка;
В – подводили довольно часто.
56. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу всех других людей:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
57. Когда я расстроен, я всячески стараюсь скрыть свои чувства от других:
А – да; Б – нечто среднее; В – нет.
58. Мне хотелось бы ходить в кино, на разные представления и в другие места, где можно развлечься:
А – чаще одного раза в неделю (или чаще, чем большинство людей);
Б – примерно раз в неделю (или как большинство);
В – реже одного раза в неделю (или реже, чем большинство).
59. Я думаю, что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения этикета:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
60. В присутствии людей, более значительных, чем я (людей старше меня, или с большим опытом, или с более высоким положением) я склонен держаться скромно:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
61. Мне трудно рассказывать что-либо большой группе людей или выступать перед большой аудиторией:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
62. Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности, легко могу сказать, где север, где юг, где восток или запад:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
63. Если бы кто-нибудь разозлился на меня, то:
А – я постарался бы его успокоить;
Б – не знаю, что бы я предпринял;
В – это вызвало бы у меня раздражение.
64. Когда я вижу статью, которую считаю несправедливой, я скорее склонен забыть об этом, чем с возмущением ответить автору:
А – верно; Б – не уверен; В – неверно.
65. В моей памяти не задерживаются надолго несущественные мелочи, на пример, название улиц, магазинов:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
66. Мне могла бы понравиться профессия ветеринара, который лечит и оперирует животных:
А – да; Б – трудно сказать; В – нет.
67. Я ем с наслаждением и не всегда столь тщательно забочусь о своих манерах, как это делают другие люди:
А – верно; Б – не уверен; В – неверно.
68. Бывают периоды, когда мне ни с кем не хочется встречаться:
А – очень редко; Б – иногда; В – довольно часто.
69. Иногда мне говорят, что мой голос и вид слишком явно выдают мое волнение:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
70. Когда я был подростком, и мое мнение расходилось с родительским, я обычно:
А – оставался при своем мнении;
Б – нечто среднее;
В – уступал, признавая их авторитет.
71. Мне бы хотелось работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
72. Я предпочел бы жить тихо, так, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения благодаря своим успехам:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
73. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком:
А – верно; Б – не уверен; В – неверно.
74. Критика в том виде, в каком ее осуществляют многие люди, скорее выбивает меня из колеи, чем помогает:
А – часто; Б – иногда; В – никогда.
75. Я всегда в состоянии строго контролировать проявление своих чувств:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
76. Если бы я сделал полезное изобретение, я предпочел бы:
А – работать над ним в лаборатории дальше;
Б – трудно выбрать;
В – позаботиться о его практическом использовании.
77. Слово «удивление» так относится к слову «необычный», как слово «страх» к слову:
А – храбрый;
Б – беспокойный;
В – ужасный.
78. Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:
А – 3/7
Б – 3/9;
В – 3/11.
79. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя я и не знаю, почему:
А – верно; Б – не уверен; В – неверно.
80. Люди относятся ко мне менее доброжелательно, чем я того заслуживаю свои добрым к ним отношением:
А – очень часто; Б – иногда; В – никогда.
81. Употребление нецензурных выражений мне всегда противно (даже если при этом нет лиц другого пола):
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
82. У меня, безусловно, меньше друзей, чем у большинства людей:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
83. Очень не люблю бывать там, где не с кем поговорить:
А – верно; Б – не уверен; В – неверно.
84.Люди иногда называют меня легкомысленным, хотя и считают приятным человеком:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
85.В различных ситуациях в обществе я испытывал волнение, похожее на то, которое испытывает человек перед выходом на сцену:
А – довольно часто;
Б – иногда;
В – едва ли когда-нибудь.
86. Находясь в небольшой группе людей, я довольствуюсь тем, что держусь в стороне и по большей части предоставляю возможность говорить другим:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
87. Мне больше нравится читать:
А – реалистические описания острых военных или политических конфликтов;
Б – затрудняюсь выбрать;
В – романы, возбуждающие воображения и чувства.
88. Когда мною пытаются командовать, я нарочно делаю все наоборот:
А – да; Б – иногда; В – нет.
89. Если начальство или члены семьи в чем-то меня упрекают, то, как правило, только за дело:
А – верно; Б – верно нечто среднее; В – неверно.
90. Мне не нравится манера некоторых людей «уставиться» и бесцеремонно разглядывать человека в магазине или на улице:
А – верно; Б – верно нечто среднее; В – неверно.
91. Во время продолжительного путешествия я предпочел бы:
А – читать что-нибудь сложное, но интересное;
Б – не знаю, что выбрал бы;
В – провести время, беседуя с попутчиком.
92. В шутках о смерти нет ничего дурного или противного хорошему вкусу:
А – верно; Б – верно нечто среднее; В – неверно.
93. Если мои знакомые плохо обращаются со мной и не скрывают своей неприязни:
А – это меня нисколько не угнетает;
Б – нечто среднее;
В – я падаю духом.
94. Мне становится не по себе, когда мне говорят комплименты и хвалят в лицо:
А – верно; Б – верно нечто среднее; В – неверно.
95. Я бы предпочел иметь работу:
А – с четко определенным и постоянным заработком;
Б – верно нечто среднее;
В – с более высокой зарплатой, которая зависела бы от моих усилий и продуктивности.
96. Мне легче решить трудный вопрос или проблему:
А – если я обсуждаю их с другими;
Б – верно нечто среднее;
В – если я обдумываю их в одиночестве.
97. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий и т.д.:
А – да; Б – нечто среднее; В – нет.
98. Выполняя какую-либо работу, я не успокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначительные детали:
А – верно; Б – верно нечто среднее; В – неверно.
99. Иногда совсем незначительные препятствия очень сильно раздражают меня:
А – да; Б – нечто среднее; В – нет.
100. Я сплю крепко, никогда во сне не разговариваю:
А – да; Б – нечто среднее; В – нет.
101. Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интереснее:
А – работать с клиентами;
Б – нечто среднее;
В – работать с документацией.
102. Слово «размер» так относится к слову «длина», как слово «нечестный» к слову:
А – тюрьма;
Б – грешный;
В – укравший.
103. АБ так относится к ГВ, как СР. к:
А – ПО;
Б – ОП;
В – ТУ.
104. Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно:
А – я отношусь к этому спокойно;
Б – верно нечто среднее;
В – испытываю к ним чувство презрения.
105. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают:
А – это мне не мешает, я могу сосредоточиться;
Б – верно нечто среднее;
В – это портит мне все удовольствие и злит меня.
106. Думаю, обо мне правильнее сказать, что я человек:
А – вежливый и спокойный;
Б – верно нечто среднее;
В – энергичный и напористый.
107. Я считаю, что жить нужно:
А – по принципу: «Делу время – потехе час»;
Б – нечто среднее;
В – весело, не особенно заботясь о завтрашнем дне.
108. Лучше быть осторожным и ожидать малого, чем заранее радоваться, в глубине души предвкушая успех:
А – согласен; Б – не уверен; В – не согласен.
109. Если я задумываюсь о возможных затруднениях в своей работе:
А – я стараюсь заранее придумать, как с ними справиться;
Б – верно нечто среднее;
В – думаю, что справлюсь с ними, когда они появятся.
110. Я легко осваиваюсь в любом обществе:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
111. Когда нужно немного дипломатии и умения убедить людей в чем-нибудь, обычно обращаются ко мне:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
112. Мне было бы интереснее:
А – консультировать молодых людей, помогать им в выборе работы;
Б – затрудняюсь ответить;
В – работать инженером – экономистом.
113. Если я абсолютно уверен, что человек поступает несправедливо или эгоистично, я заявляю ему об этом, даже если это грозит мне некоторыми неприятностями:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
114. Иногда я в шутку делаю какое-нибудь дурашливое замечание только для того, чтобы удивить людей и посмотреть, что они на это скажут:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
115. Я бы с удовольствием работал в газете обозревателем театральных постановок, концертов и т.п.:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
116. Если мне приходится долго сидеть на собрании, не разговаривая и не двигаясь, я никогда не испытываю потребности рисовать что-либо или ерзать на стуле:
А – согласен; Б – не уверен; В – не согласен.
117. Если мне кто-то говорит то, что, как мне известно, не соответствует действительности, я скорее подумаю:
А – он – лжец;
Б – верно нечто среднее;
В – видимо, его не верно информировали.
118. Предчувствие, что меня ожидает какое-нибудь наказание, даже если я не сделал ничего дурного, возникает у меня:
А – часто; Б – иногда; В – никогда.
119. Мнение, что болезни вызываются психическими причинами в той же мере, что и физическими (телесными), значительно преувеличено:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
120. Торжественность, красочность должны обязательно сохраняться в любой важной государственной церемонии:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
121. Мне неприятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия:
А – очень; Б – немного; В – совсем не беспокоит.
122. Работая над чем-то, я бы предпочел это делать:
А – в коллективе;
Б – не знаю, что выбрал бы;
В – самостоятельно.
123. Бывают периоды, когда мне трудно удержаться от чувства жалости к самому себе:
А – часто; Б – иногда; В – никогда.
124. Зачастую люди слишком быстро выводят меня из себя:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
125. Я всегда могу без особых трудностей избавиться от старых привычек и не возвращаться к ним больше:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
126. При одинаковой зарплате я бы предпочел быть:
А – адвокатом;
Б – затрудняюсь выбрать;
В – штурманом или летчиком.
127. Слово «лучше» так относится к слову «наихудший», как слово «медленнее» к слову:
А – скорый;
Б – наилучший;
В – быстрейший.
128. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд:
ХООООХХОООХХХ:
А – ОХХХ; Б – ООХХ; В – ХООО.
129. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать:
А – согласен; Б – верно нечто среднее; В – не согласен.
130. Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг меня шумят:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
131. Бывает, что я говорю незнакомым людям о вещах, которые мне кажутся важными, независимо от того, спрашивают меня об этом или нет:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
132. Я провожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе пережили когда-то:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
133. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только ради забавы:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
134. Меня очень раздражает вид неубранной комнаты:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
135. Я считаю себя очень общительным (открытым) человеком:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
136. В общении с людьми я:
А – не стараюсь сдерживать свои чувства;
Б – верно нечто среднее;
В – скрываю свои чувства.
137. Я люблю музыку:
А – легкую, живую;
Б – верно нечто среднее;
В – эмоционально насыщенную, сентиментальную.
138. Меня больше восхищает красота стиха, чем красота и совершенство оружия:
А – да;
Б – не уверен;
В – нет.
139. Если мое удачное замечание остается незамеченным:
А – я не повторяю его;
Б – затрудняюсь ответить;
В – повторяю свое замечание снова.
140. Мне бы хотелось вести работу среди несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных на поруки:
А – да;
Б – не уверен;
В – нет.
141. Мне более важно:
А – сохранять хорошие отношения с людьми;
Б – верно нечто среднее;
В – свободно выражать свои чувства.
142. В туристическом путешествии я предпочел бы придерживаться программы, составленной специалистами, нежели самому планировать свой маршрут:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
143. Меня справедливо считают упорным и трудолюбивым человеком, хоть я и не всегда добиваюсь успеха:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
144. Если люди злоупотребляют моим расположением к ним, я не обижаюсь и быстро забываю об этом:
А – верно; Б – нечто среднее; В – неверно.
145. Если бы в группе разгорелся жаркий спор:
А – мне было бы любопытно, кто выйдет победителем;
Б – верно нечто среднее;
В – я бы очень хотел, чтобы все закончилось миром.
146. Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
147. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
148. Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но он всегда имеет право настоять на своем:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
149. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает:
А – да; Б – иногда; В – нет.
150. Если я участвую в какой-нибудь игре, а окружающие громко высказывают свои соображения, меня это не выводит из равновесия:
А – верно; Б – не уверен; В – неверно.
151. Мне кажется, интереснее быть:
А – художником;
Б – не знаю, что выбрать;
В – директором театра или киностудии.
152. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:
А – какой-либо;
Б – несколько;
В – большая часть.
153. Слово «пламя» так относится к слову «жар», как слово «роза» к слову:
А – шипы;
Б – красные лепестки;
В – запах.
154. У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь:
А – часто; Б – изредка; В – практически никогда.
155. Если на пути к успеху стоят серьезные препятствия, я все-таки предпочитаю рискнуть:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
156. Мне нравятся ситуации, в которых я невольно оказываюсь в роли руководителя, потому что лучше всех знаю, что должен делать коллектив:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
157. Я предпочел бы одеваться скорее скромно (также как и все), чем броско и оригинально:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
158. Мне больше нравится проводить вечера за любимым занятием, чем в оживленной компании:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
159. Порой я пренебрегаю добрыми советами людей, хотя и знаю, что не должен бы этого делать:
А – да; Б – очень редко; В – никогда.
160. В своих поступках я всегда тщательно стараюсь придерживаться общепринятых правил поведения:
А – да; Б – нечто среднее; В – нет.
161. Мне не нравится, когда люди смотрят, как я работаю:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
162. Не всегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногда необходимо применить силу:
А – согласен; Б – верно нечто среднее; В – не согласен.
163. В школе я предпочитал:
А – русский язык;
Б – трудно сказать;
В – математику и арифметику.
164. Меня иногда огорчало, что обо мне за глаза отзывались неодобрительно без всяких к этому оснований:
А – да; Б – затрудняюсь ответить; В - нет.
165. Разговоры с людьми заурядными, связанными условностями и своими привычками:
А – часто бывают весьма интересны и содержательны;
Б – верно нечто среднее;
В – раздражают меня, так как беседа вертится вокруг пустяков и ей не достает глубины.
166. Некоторые вещи вызывают во мне такой гнев, что я предпочитаю вообще о них не говорить:
А – да; Б – нечто среднее; В – нет.
167. В воспитании важнее:
А – окружить ребенка любовью и заботой;
Б – нечто среднее;
В – выработать у ребенка желательные взгляды и навыки.
168. Люди считают меня спокойным и уравновешенным человеком, который остается невозмутимым при любых обстоятельствах:
А – да; Б – нечто среднее; В – нет.
169. Я считаю, что нашему обществу следует более решительно отбрасывать в сторону устаревшие привычки и традиции:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
170. У меня бывали неприятные случаи из-за того, что, задумавшись, я становился невнимательным:
А – едва ли когда-нибудь;
Б – верно нечто среднее;
В – несколько раз.
171. Я лучше усваиваю материал:
А – читая хорошо написанную книгу;
Б – не уверен;
В – участвуя в коллективном обсуждении.
172. Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того, чтобы придерживаться общепринятых правил:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
173. Прежде чем высказывать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока не буду полностью уверен в своей правоте:
А – всегда;
Б – обычно;
В – только, если это практически возможно.
174. Иногда мелочи ужасно действуют мне на нервы, хотя я и понимаю, что это пустяки:
А – да; Б – нечто среднее; В – -нет.
175. Я не часто говорю под влиянием момента такое, о чем мне позже приходится пожалеть:
А – согласен; Б – нечто среднее; В – не согласен.
176. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации какого-либо торжества, я бы:
А – согласился;
Б – не уверен;
В – постарался отказаться.
177. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:
А – широкий;
Б – зигзагообразный;
В – прямой.
178. Слово «скоро» так относится к слову «никогда», как слово «близко» относится к слову:
А – нигде;
Б – далеко;
В – прочь.
179. Если я совершил какой-то промах в обществе, я довольно быстро забываю об этом:
А – да; Б – нечто среднее; В – нет.
180. Окружающим известно, что у меня много разных идей, и я почти всегда могу предложить какое-то решение проблемы:
А – да; Б – верно нечто среднее; В – нет.
181. Я способен лучше проявить себя:
А – в трудных ситуациях, когда нужно сохранить самообладание;
Б – не уверен;
В – когда требуется умение ладить с людьми.
182. Меня считают очень восторженным (полным энтузиазма) человеком:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
183. Мне нравится работа, которая требует перемен, разнообразия, командировок, даже если она несколько опасна:
А – да; Б – нечто среднее; В – нет.
184. Я человек весьма пунктуальный и всегда настаиваю на том, чтобы все выполнялось как можно точнее:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
185. Мне нравится работа, требующая добросовестности и тонкого мастерства:
А – да; Б – нечто среднее; В – нет.
186. Я принадлежу к числу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
187. Я добросовестно ответил на все вопросы и ни одного не пропустил:
А – да; Б – не уверен; В – нет.
Ключ
Шаг 1: Произвести подсчет «сырых» баллов по каждому фактору.
Совпадение с ключом по ответам «А» и «В» оценивается в 2 балла, по ответам «Б» – в 1 балл, кроме фактора В, по которому совпадение с ключом по ответам «А», «Б», «В» оценивается в 1 балл.
Фактор А: Фактор В: Фактор С: Фактор Е:
3 – а, б 28 – б 4 – а, б 6 – б, в
26 – б, в 53 – б 5 – б, в 7 – а, б
27 – б, в 54 – б 29 – б, в 31 – б, в
51 – б, в 77 – в 30 – а, б 32 – б, в
52 – а, б 78 – б 55 – а, б 56 – а, б
76 – б, в 102 – в 79 – б, в 57 – б, в
101 – а, б 103 – б 80 – б, в 81 – б, в
126 – а, б 127 – в 104 – а, б 106 – б, в
151 – б, в 128 – б 105 – а, б 131 – а, б
176 – а, б 152 – а 129 – б, в 155 – а, б
153 – в 130 – а, б 156 – а, б
177 – а 154 – б, в 180 – а, б
178 – а 179 – а, б 181 – а, б
Фактор F: Фактор G: Фактор Н: Фактор I:
8 – б, в 9 – б, в 10 – а, б 11 – б, в
33 – а, б 34 – б, в 35 – б, в 12 – а, б
58 – а, б 59 – б, в 36 – а, б 37 – а, б
82 – б, в 84 – б, в 60 – б, в 62 – б, в
83 – а, б 109 – а, б 61 – б, в 87 – б, в
107 – б, в 134 – а, б 85 – б, в 112 – а, б
108 – б, в 159 – б, в 86 – б, в 137 – б, в
132 – а, б 160 – а, б 110 – а, б 138 – а, б
133 – а, б 184 – а, б 111 – а, б 162 – б, в
157 – б, в 185 – а, б 135 – а, б 163 – а, б
158 – б, в 136 – а, б
182 – а, б 161 – б, в
183 – а, б 186 – а, б
Фактор L: Фактор М: Фактор N: Фактор О:
13 – б, в 14 – б, в 16 – б, в 18 – а, б
38 – а, б 15 – б, в 17 – а, б 19 – б, в
63 – б, в 39 – а, б 41 – б, в 43 – а, б
64 – б, в 40 – а, б 42 – а, б 44 – б, в
88 – а, б 65 – а, б 66 – б, в 68 – б, в
89 – б, в 90 – б, в 67 – б, в 69 – а, б
113 – а, б 91 – а, б 92 – б, в 93 – б, в
114 – а, б 115 – а, б 117 – а, б 94 – а, б
139 – б, в 116 – а, б 142 – а, б 118 – а, б
164 – а, б 140 – а, б 167 – б, в 119 – а, б
141 – б, в 143 – а, б
165 – б, в 144 – б, в
166 – б, в 168 – б, в
Фактор Q1: Фактор Q2: Фактор Q3: Фактор Q4:
20 – а, б 22 – б, в 23 – б, в 25 – б, в
21 – б, в 47 – а, б 24 – б, в 49 – а, б
45 – б, в 71 – а, б 48 – а, б 50 – а, б
46 – а, б 72 – а, б 73 – а, б 74 – а, б
70 – а, б 96 – б, в 98 – а, б 75 – б, в
95 – б, в 97 – б, в 123 – б, в 99 – а, б
120 – б, в 121 – б, в 147 – б, в 100 – б, в
145 – а, б 122 – б, в 148 – а, б 124 – а, б
169 – а, б 146 – а, б 172 – б, в 125 – б, в
170 – б, в 171 – а, б 173 – а, б 149 – а, б
150 – б, в
174 – а, б
175 – б, в
Шаг 2: Перевод «сырых» баллов в стэны по таблице (в зависимости от пола обследуемого)
Мужчины 16-19 лет.
Стэны | ||||||||||
Факторы | ||||||||||
А | 0-4 | 5-6 | 9-10 | 11-12 | 14-15 | 17-20 | ||||
B | 0-3 | 8-9 | ||||||||
C | 0-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 |
E | 0-4 | 5-6 | 7-9 | 10-11 | 12-14 | 15-17 | 18-19 | 20-22 | 23-24 | 25-26 |
F | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-12 | 13-14 | 15-17 | 18-19 | 20-21 | 22-24 | 25-26 |
G | 1-2 | 3-4 | 5-6 | 7-9 | 10-12 | 13-14 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | |
H | 0-2 | 3-4 | 5-6 | 7-8 | 9-11 | 12-15 | 16-17 | 18-19 | 20-21 | 22-26 |
I | 0-1 | 2-3 | 4-5 | 6-7 | 9-10 | 11-13 | 14-15 | 16-17 | 18-20 | |
L | 0-3 | 4-5 | 6-7 | 8-9 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 18-20 | ||
M | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 10-11 | 12-13 | 15-16 | 17-18 | 19-26 | ||
N | 0-3 | 6-7 | 10-11 | 14-20 | ||||||
O | 0-2 | 3-4 | 5-6 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 15-16 | 17-26 | ||
Q1 | 0-2 | 3-5 | 6-7 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 18-20 | ||
Q2 | 0-5 | 6-7 | 9-10 | 12-13 | 15-16 | 18-20 | ||||
Q3 | 0-5 | 7-8 | 10-11 | 13-14 | 16-17 | 18-20 | ||||
Q4 | 0-2 | 3-4 | 5-7 | 8-9 | 10-11 | 12-14 | 15-16 | 17-19 | 20-21 | 22-26 |
Мужчины 20-24 лет.
Стэны | ||||||||||
Факторы | ||||||||||
А | 0-4 | 6-7 | 8-9 | 11-12 | 13-14 | 16-17 | 18-20 | |||
B | 0-3 | |||||||||
C | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 | 12-13 | 15-16 | 17-18 | 19-20 | 21-22 | 23-26 |
E | 0-3 | 4-5 | 6-8 | 9-10 | 11-13 | 14-16 | 17-18 | 19-21 | 22-23 | 25-26 |
F | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-11 | 12-13 | 14-15 | 16-18 Наши рекомендации
|