Философское учение о материи. Движение, пространство и время
Наблюдая окружающий мир, нас поражает многообразие предметов, процессов, явлений реальности.
Но уже самые первые философы пришли к выводу, что всё окружающее имеет общую основу. Так в философии появилась одна из важнейших философских проблем – проблема материи.
Материя в переводе с греческого означает «строительный лес». Философское учение о материи тесным образом связано с развитием естествознания, науки в целом, поэтому для материализма характерно уважение к естественным наукам и прославление человеческого разума.
Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого его возникновения.
Первый этап-наглядно-чувственные представления о материи или наивный материализм. Это воззрения древнегреческих философов, которых называли «физиками». В античной натурфилософии материя отождествлялась с конкретно-чувственными её проявлениями. Фалес первоосновой мира рассматривал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – неопределённое вещество апейрон, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы.
Второй этап-вещественно-субстратные представления о материи или механистический материализм. Этот этап связан с достижениями классической механики (Галилей, Ньютон), законы которой стали рассматриваться как универсальные. Материя стала пониматься более абстрактно, а именно, - как вещество, которое состоит из молекул и атомов. Материализм XVII века представляют философы: Бэкон, Спиноза, Гоббс, Локк и др.
Но своего расцвета материализм достиг в эпоху французского Просвещения (Ламетри, Гольбах, Дидро, Гельвеций) и приобретает определяющее влияние на европейскую философию в XIX веке (Маркс, Энгельс, Фейербах, Дюринг, Фогт, Молешотт и др.) Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, которая просуществовала в науке и философии до конца XIX века.
Третий этап-философско-гносеологические представления или диалектический материализм связан с научной революцией начала XX века – с квантово-релятивисткими представлениями о физической реальности. В этот период предлагались различные варианты философского определения материи. Но наиболее общепризнанным в современном материализме стало определение, данное В.И. Лениным(1870-1924) в его работе «Материализм и эмпириокритицизм»(1909).
Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
В этом определении существенными являются три момента:
- во-первых, главное свойство материи – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания;
- во-вторых, материя- это абстракция, а не конкретный объект или вещь. Материя существует в многообразии своих проявлений (природа, общество, явления, процессы и т.д.);
- в-третьих, материя – познаваема. Человек познаёт окружающий мир с помощью ощущений, восприятий, разума.
Материя обладает рядом свойств, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами.
К ним относятся движение, пространство и время.
Движение – это любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть любое изменение.
Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Любой объект взаимодействует с другими материальными объектами. Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний объектов. Есть движение, которое не изменяет качественного состояния объектов. Например, перемещение тел в пространстве.
Изменения, которые сопровождается появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развёртывание возможностей, скрытых в предшествующих состояниях, называется развитием.
Материя не может существовать без движения, оно внутренне присуще материи.
С движением связано такое состояние материи как покой.
На уровне обыденного сознания кажется, что одни тела движутся, а другие покоятся. Но говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчёта. Наш дом покоится относительно поверхности Земли, но он вращается вместе с Землёй в пространстве относительно Солнца. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно.
Движение осуществляется в различных формах. Их многообразие отражает многообразие самой объективной реальности.
В философии предпринимались разнообразные попытки классифицировать формы движения (изменения) материи. Наиболее известной из них стала классификация форм движения, предложенная О. Контом(1798-1857) в его работе «Курс позитивной философии»(1830-1842). Он выделил следующие формы движения объективного мира - механические, физические, химические, биологические и социальные.
Но предложенная Контом классификация страдала существенным изъяном – она не могла объяснить мир как единое целое: формы движения материи оказывались резко отделены друг от друга, что затрудняло понимание развития как постепенного перехода от одной формы к другой.
Иные принципы (при сохранении общей «схемы» классификации) предложил Ф. Энгельс(1820-1895) в «Диалектике природы»(1873-1883):
- формы движения соответствуют определённому уровню организации материи (неживая природа – физическая и химическая, живая природа – биологическая, общество – социальная);
- между формами движения существует генетическая связь, то есть каждая последующая возникает на базе низших форм;
- высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Высшие формы движения – это не сумма низших. Например, социальное движение (общество) нельзя объяснить из биологических законов.
Наука XX века внесла много нового в понимание природы всех видов движения и в дальнейшем по мере развития науки учение о формах движения материи будет конкретизироваться, обогащаться новым содержанием.
Важнейшим атрибутом изменяющейся материи является пространство.
Пространство - форма бытия материи, выражающая протяжённость объектов, свойство объектов занимать место среди других, граничить с другими объектами.
Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку материя дифференцирована, структурирована. Вся материя состоит из объектов, предметов, а эти предметы в свою очередь делятся на элементы, уровни, части, связанные между собой.
Пространство нашего мира имеет три измерения (длина, ширина и высота), а потому его называют трёхмерным.
В истории философии и науки это свойство пространства не раз пытались объяснить и обосновать. Современные космологические представления допускают, что Вселенная состоит из множества миров, и в этих мирах могут быть принципиально иные формы пространства.
Поскольку материя постоянно изменяется, постольку эти изменения происходят во времени.
Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний материальных систем.
Развитие и движение материи представляют из себя процессы, которые развёртываются по определённым этапам, стадиям. Смена этих стадий характеризуется определённой повторяемостью, скоростью, ритмом и темпом. Человек научился измерять время, сравнивая различные процессы с одним, выбранным за эталон. Один оборот часовой стрелки мы условно называем «один час», один оборот Земли вокруг своей оси – «днем», полный цикл «зима-весна-осень-зима» - «годом» и т. д.
В философии и науке известно две концепции пространства и времени.
Субстанциональная концепция опиралась на классическую механику и рассматривала пространство и время как абсолютные и неизменные, не связанные с материей.
Реляционная концепция возникла в начале XX века и связана с теорией относительности А. Эйнштейна(1879-1955).В нейпространство и время считаются относительными: они меняются в зависимости от системы отсчёта, от скорости движения объекта.
Важно иметь в виду, что каждый структурный уровень материи имеет специфические характеристики пространства и времени.
Так, например, появление живой природы связано с формированием особого, отличного от «неживой», биологического пространства-времени.
Приспособительная активность организмов связана с формированием своеобразных моделей временной организации внешних процессов, известных под названием биологических часов.
Сезон размножения у животных, живущих в умеренном климате, совпадает с увеличением светового дня. В соответствии с определёнными сезонами изменяется лиственный покров у деревьев, волосяной покров млекопитающих, останавливается и возобновляется рост растений. Скворцы за час до захода солнца собираются в стаи в течение 10-30 минут и улетают в места ночёвок за десятки километров. Часто организмы попадают в такие условия, в которых продолжение нормальных жизненных условий не возможно. В таких случаях некоторые организмы впадают в анабиоз, в состояние, когда снижается или прекращается обмен веществ. Споры микроорганизмов, семена растений, яйца животных – примеры анабиотических состояний. В отдельных случаях анабиоз может продолжаться сто, а иногда и тысячи лет.
Свою специфику имеет пространство и время жизни общества. Человечество, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую пространственную среду, особенности которой определяются деятельностью человека. Рядом с «первой» природой появилась «вторая» природа или культура. Социальное пространство существует, как и природа, объективно, но в социальном пространстве живут люди, и их отношение к пространству носит субъективный характер. Например, понятие Родина характеризует не только территорию, где родился и живёт человек, но и отношение человека к Родине. Родина - это, как правило, любовь к определённому пространству, тоска по нему, если в силу каких-то обстоятельств человек оторван от Родины. В разные периоды жизни отношение к одному и тому же пространству может быть разное.
Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов. Социально-историческое время течёт неравномерно: оно уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Например, средневековое общество просуществовало 1400 лет, а современный способ жизни длится около 300 лет. Ещё в большей мере это ускорение времени свойственно современной эпохе, когда бурно развёртывается научно-техническая революция.
Специфическое восприятие времени сформировалось капиталистическим способом производства. Погоня за прибылью требует постоянной интенсификации труда и, таким образом, все события и процессы начинают идти быстрее. Не случайно именно в эту эпоху была изобретена секундная стрелка, как свидетельство ускорения ритма жизни. Начался «бег времени», превышающий уровень биологических возможностей человека, что негативно сказывается на здоровье людей.
Многие философы XX века увидели в ускорении времени угрозу духовной культуре и недаром появились философы-антипрогрессисты: Бердяев, Шпенглер, Ортега-и-Гассет и др.
Идея линейной направленности времени и ориентация на будущее возникли в христианской культуре (Августин, Кондорсе, Гегель, Маркс и др.). Такие представления не характерны для некоторых восточных обществ и для обществ, которые социология причисляет к традиционным. Ориентиром общественной практики для них является воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступают в форме традиций.
Социальное время имеет многоуровневую структуру: в нём можно выделить время, определяющее историю человеческого рода, время образования наций и народностей, время смены эпох, а также время индивидуального бытия человека. Жизнь человека подразделяется на детство, отрочество, юность, зрелость, старость. В каждом из этих времён свой ритм и свои ценности. Скорость протекания процессов зависит от наполненности времени событиями: интересно наполненное время течёт быстрее, чем время, проведённое впустую. Недаром, существует выражение «убить время».
Материи присущи и другие свойства: несотворимость, неуничтожимость, неисчерпаемость, познаваемость, структурность.
Материализм утверждает, что материальный мир никто не создавал, он возник естественным путём. Философы-материалисты считают, что отдельные объекты материального мира преходящи, а в целом весь мир непреходящ. Материя является неисчерпаемой, так как с раскрытием и объяснением одних ёё свойств перед познающим человечеством раскрываются новые непознанные грани.
Наука и философия выделяют три вида материальных систем:
- неорганический мир (неживая природа): элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, планеты, галактики, звёзды, геологические образования.
- органический мир (живая природа) делится в свою очередь на такие подвиды как а)клеточный уровень: нуклеиновые кислоты, ДНК, РНК, белки; б)многоклеточный уровень: растения, животные, популяция (стая волков, муравейник, стая рыб и др.);в)надорганизмический уровень: популяция, биоценозы – совокупность популяций, находящихся в определённой связи между собой и окружающей средой. Например, лес представляет биоценоз, где взаимодействуют различные виды организмов: грибы, растения, животные, микроорганизмы. Одним из видов такого уровня является биосфера – глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоценозов.
- социальный мир (общество) появляется в биосфере на определённом этапе её развития. Социальная система включает такие элементы как индивид, семья, коллектив, группа, государство, нация, класс и др.
Кроме видов выделяют три уровня организации материи:
- мегамир: планеты, звёзды, галактики, мегагалактики. Этот уровень материи изучает астрофизика;
- макромир: живая и неживая природа или всё, что воспринимает человек. Законы развития макромира изучает классическая механика;
- микромир: атомы и элементарные частицы. Этот уровень материи изучается квантовой физикой.