Лекция iх: проблема бытия в философии

Л.А. Беляева, Л.И. Летягин

ФИЛОСОФИЯ

Ч. 2. Систематический курс

Учебное пособие

Екатеринбург – 2002

Содержание

ЛЕКЦИЯ IХ: ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ.. 3

1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Виды бытия. 3

2. Философское учение о материи. Движение, пространство и время. 9

3. Концепции развития в философии: диалектика и метафизика. 14

Литература. 18

Вопросы для повторения и самоконтроля. 19

ЛЕКЦИЯ Х: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.. 20

1. Предмет философской антропологии. 20

2. Религиозно-идеалистическая антропология. 22

3. Натуралистическая антропология. 24

4. Социальная антропология. 28

5. Экзистенциальная антропология. 31

Литература. 33

Вопросы для повторения и самоконтроля. 33

ЛЕКЦИЯ ХI: ПОЗНАНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ФОРМЫ... 34

1. Познавательная деятельность человека и знание. Субъект и объект познавательной деятельности. 34

2. Чувственное и рациональное в познании, их единство. Интуиция и вера как познавательные способности человека. 41

3. Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания. Методы и формы научного познания. 48

4. Проблема истины и ее критериев в философии. 57

Литература. 62

Вопросы для повторения и самоконтроля. 63

ЛЕКЦИЯ ХII: ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ.. 64

1. Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка. 64

2. Проблема знака и значения. Основные типы концепций языка в философии. 66

Литература. 72

Вопросы для повторения и самоконтроля. 73

ЛЕКЦИЯ XIII-XIV: ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ... 74

1. Социальная философия: предмет и основные проблемы.. 74

2. Общество как система. 82

3. Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия. 86

4. Основные сферы жизнедеятельности общества. 93

Литература. 108

Вопросы для повторения и самоконтроля. 108

ЛЕКЦИЯ ХV: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 110

1. Единство и многообразие исторического процесса и его основные детерминанты 110

2. Общественный прогресс и его критерии. 123

3. Глобальные проблемы и будущее человечества. 128

Литература. 132

Вопросы для повторения и самоконтроля. 132

ЛЕКЦИЯ IХ: ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

План:

1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Виды бытия.

2. Философское учение о материи. Движение, пространство и время.

3. Концепции развития в философии: диалектика и метафизика.

Литература

1. Философский словарь. М., 1991.

2. Спиркин А.Г. Философия. М.,2002.

3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

4. Концепции современного естествознания (под ред. проф. С.И.Сомыгина). Ростов-на-Дону, 2002.

5. Мотрошилова Н.В. Бытие \\ Вопросы философии, 1989. № 4.

6. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1997.

7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое миропонимание: диалог с И.Пригожиным \\ Вопросы философии, 1992. № 12.

8. Мир философии. М., 1991. Ч. 1,2.

9. Хрестоматия по философии. М., 1997.

10. Введение в философию. Учебник для вузов. М., 1989. Ч. 2.

11. Доброхотов Л.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1993.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1.В чем смысл проблемы бытия?

2.Какие основные формы бытия выделяются в философии?

3.В чем заключается специфика человеческого существования?

4.Какова сущность, содержание духовной формы бытия?

5.Назовите основные особенности позитивистского и прагматического подхода к познанию сущности бытия?

6.Что и почему является наиболее существенным в философском определении материи?

7.В чем проявляется специфика социального пространства и социального времени?

8.Назовите основные особенности диалектического способа мышления?

ЛЕКЦИЯ Х: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

План:

1.Предмет философской антропологии. Типология антропологических учений.

2. Религиозно-идеалистическая антропология.

3. Натуралистическая антропология.

4. Социальная антропология.

5. Экзистенциальная антропология.

Предмет философской антропологии

Социальная антропология

Социальная антропология предлагает свое видение человека, который рассматривается как продукт общества, как существо социальное, только в обществе способное стать человеком.

Зародыши этих идей мы находим уже в древнегреческой философии. Так, например, Платон(427-347 до н.э.) считал, что человеку, в силу особенностей его души, уже от рождения уготовлено определенное место в обществе, и назначение человека состоит в том, чтобы служит благу государства, которое заключается в добросовестном выполнении той или иной социальной роли: правителя, воина или демиурга (крестьянина, ремесленника, торговца). В диалогах «Государство» и «Законы» он говорит о необходимости государственного воспитания детей с младенческого возраста, чтобы приучить их к требуемым образцам поведения, соответствующим роли правителя, воина или демиурга.

Другой великий греческий философ Аристотель(384-322 до н.э.) также подходил к человеку с социальной меркой. Он определял его как политическое животное, наделенное разумом, предназначенное для жизни в обществе. Он становится нравственным существом только в обществе, благодаря общественному воспитанию в духе соответствующего государственного строя. «Вряд ли кто-нибудь будет сомневаться в том, - отмечал он, - что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб. Ведь воспитание должно соответствовать каждому государственному строю...»При этом, по мнению Аристотеля, главная цель воспитания - развитие высших сторон души, добродетелей. Он считал, что государство должно строго следить за искоренением всякого сквернословия, так как из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков.

В более позднее время социальная антропология подпитывалась идеями английских и французских материалистов XVII—XVIII вв. Особое значение имели представления английских материалистов-сенсуалистов Т. Гоббса(1588-1679) и Дж. Локка(1632-1704) о психике человека как чистой доске. «Нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах», - заявлял Гоббс. Отсюда вытекало утверждение о том, что человек является продуктом социальной среды и воспитания. Гоббс считал, что различия между людьми в способностях и талантах порождаются именно воспитанием, так как от природы все люди равны.

Подобного же мнения придерживался Локк. Он полагал, что природа награждает человека только семенами плохого или хорошего, но развить хорошие и подавить вредные задатки можно лишь при правильно организованном воспитании, которое дает простор для безграничного совершенствования человека. Человек, по мнению философа, становится тем, кем его воспитали, и, следовательно, различия между людьми «обусловливаются не столько природными задатками, сколько приобретенными привычками». Рассматривая человека как продукт социальной среды, Дж. Локк подчеркивал ее приоритетную роль в формировании личности.

Взгляды английских философов на равенство умственных способностей людей, на всемогущество просвещения и воспитания, противопоставленные учению о |предопределенности характера и психики человека врожденными факторами и волей божьей, были восприняты французскими материалистами XVIII века и использовались ими в борьбе за установление буржуазных общественных отношений.

Французские просветители XVIII века считали, что воспитание определяется характером общественного строя и состоит в формировании гражданина, который следует общественным интересам.

Так, Ж. Ламетри(1709-1751),развивая идеи всемогущества воспитания, рассматривал добродетели как результат воспитывающего воздействия общества на людей, которые, «как флюгеры», поворачиваются «беспрестанно по ветру воспитания» Добродетель же, по его мнению, «заключается во всем том, что полезно обществу».

Другой французский философК.А. Гельвеций(1715-1771) также акцентирует внимание на роли социальной среды в формировании человека, зависимости его характера от общественного строя, формы правления. При этом деспотическое правление Гельвеций характеризовал как строй, который в наибольшей степени способствует подрыву нравственности: «Самая сущность деспотизма в том, что он развращает и принижает души». Наиболее же благоприятной для утверждения нравственных начал, по мнению философа, является республиканская форма правления, примеры которой философ находит в Древней Греции и Риме. Французские материалисты считали, что школа должна быть государственной, обязательной для всех и отделенной от церкви.

Наиболее ярким выражением социоцентристской парадигмы в решении вопроса о сущности человека и его предназначении явилась марксистская концепция.

К. Маркс(1818-1883) считал, что «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности есть совокупность всех общественных отношений». Это означало, что исторически конкретная социальность людей находит свое основание не в человеческом духе, человеческойиндивидуальности как таковой, а в той сумме производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид застает как нечто данное. Отсюда, следовало, что познание человека нужно начинать не с абстрактных рассуждений о человеческой природе вообще, а с анализа общественных отношений. Маркс утверждал: «Как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество».

Человек, по Марксу, это существо деятельное. При этом генетически исходной (родовой) деятельностью человека является труд как предметная продуктивная творческая деятельность, в процессе которой человек, преобразуя внешнюю природу, изменяет и свою внутреннюю природу, приобретая новые качества и новый язык. Маркс утверждал, что вся истекшая человеческая история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.

Ф. Энгельс(1820-1895), друг и соратник Маркса, развивая трудовую теорию антропосоциогенеза, писал: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь способствовали тому, что неразвитый мозг обезьяны, превратился в мозг, способный мыслить».

Таким образом, понятия «деятельность», «труд», «практика»играют ключевую роль в марксистской концепции человека.

Деятельность анализируется как проявление человеческой сущности и способ существования человека: он рассматривается как субъект-носитель деятельности и общественных отношений. Процесс формирование и развитие личности, в свою очередь, предстает как постепенное включение конкретного человека в разнообразные виды человеческой деятельности (трудовой, политической, правовой, нравственной, эстетической) и соответствующих общественных отношений. Марксистский подход позволял свести индивидуальное к социальному, подойти к изучению человека с конкретно-исторических позиций, показать зависимость человеческого развития от уровня и характера развития материального производства и определяемой им социально-классовой структурой общества.

Однако, с другой стороны, этот же подход при недиалектическом его восприятии содержит ряд опасностей, которых не удалось избежать впоследствии.

Одна из них выразилось в отождествлении индивидуального и социального, что приводило к толкованию и пониманию индивида только как носителя социальных ролей, при этом его природные и психические особенности зачастую оставались вне поля зрения исследователей.

Вторая опасность состояла в возможности подчинения индивидуального социальному. И действительно, Маркс и Энгельс, рассматривая проблему соотношения общественных и личных интересов, вместе с социалистами-утопистами мечтали о таком общественном устройстве, в котором интересы общества и личности будут совпадать. Однако реальная практика строительства социализма осуществлялась так, что интересы индивида, как правило, приносились в жертву интересам класса или общественного целого, вольно или невольно происходило превращение человека в винтик большого социального механизма.

Литература

1. Гуревич П.С. Философская антропология. Уч. пособие. М.,1997.

2. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994.

3. Марков Б.В. Философская антропология. Уч. пособие. СПб., 1997.

4. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Минск, 1997.

5. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

6. Феномен человека. Антология. М., 1993.

7. Это человек. Антология. М., 1995.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Что изучает философская антропология?

2. Назовите основные особенности религиозно-идеалистической антропологии?

3. Какие основные положения включает в себя христианская антропология?

4. В чем заключаются основные особенности натуралистической антропологии?

5. Каковы основные направления натуралистической антропологии?

6. Определите предмет социальной антропологии?

7. В чем проявляются основные достоинства и недостатки марксистской антропологии?

8. В чем заключается содержание основных понятий экзистенциальной антропологии – «подлинное существование», «неподлинное существование», «свобода»?

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1998.

2. Алексеев П.В. , Панин А.Ф. Хрестоматия по философии. М.,1997

3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

4. Бутенко А.Д. Социальное познание и мир повседневности. М., 1987.

5. Двадцать лекций по философии. Екатеринбург ,2001

6. Загадка человеческого понимания. М., 1991.

7. Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М.,1990.

8. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М., 1978.

9. Канке В.А. Философия.М.,1997.

10. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

11. Микешина А.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

12. Полами М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. 1985.

13. Теория и жизненный мир человека. М., 1995.

14. Философия и методология науки. М., 1996.

15. Французова Н.П. Методология научного познания. М., 1996.

16. Чернякова Н.С. Истина как смысл человеческой деятельности. СПб., 1993.

17. Философия. Под ред . Митрошенкова О.А. М.,2002.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Как различаются понятия «объективный мир» и «объект познания»?

2. Что такое «агностицизм» и в каких формах он существует?

3. Может ли гносеологический образ быть «копией» действительности?

4. Какую роль играет интуиция в процессе познания?

5. Как влияют репрезентация, интерпретация и конвенция на результаты познания?

6. В чем различие понятий «чувственное» и «эмпирическое» познание?

7. Чем отличается эксперимент от наблюдения?

8. Какими критериями истины пользуется наука?

9. Чем истина отличается от правды?

10. В чем особенности практики как критерия истинности знания?

11. Можно ли считать истину смыслом человеческой деятельности?

ЛЕКЦИЯ ХII: ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

План:

1. Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка.

2. Проблема знака и значения. Основные типы концепций языка в философии.

Литература

1. Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

2. Витгенштейн Л. Философские работы.М.1994.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.,1988.

4. Герменевтика: история и современность. М.,1989.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.,1997.

6. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. М.,1997.

7. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке . М.,1990.

8. Мечковская П.Б. Социальная лингвистика. М.,1996.

9. Современный философский словарь. Екатеринбург, 1996.

10. Хайдеггер М. Путь к языку. Слово.//Время и бытие. М., 1993.

11. Хомский н. Язык и мышление. М.,1972

Вопросы для повторения и самоконтроля

1.Какие подходы существуют в понимании соотношения языка и

мышления в современной философии?

2. В чем проявляется связь языка и мышления?

3. Как язык связан с миром?

4. В чем суть и значение проблемы соотношения знака и значения в языке?

5. В чем заключается проблема смысла языка?

6. Как соотносятся в языке знак и значение?

7. Каковы основные функции языка?

ЛЕКЦИЯ XIII-XIV: ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ

План:

1. Социальная философия: предмет и основные проблемы.

2. Общество как система.

3. Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия.

4. Основные сферы жизнедеятельности общества.

Общество как система

Стремясь познать общественную жизнь людей, социальная философия сталкивается со многими трудностями, первая из которых - многозначность самого термина «общество».

В реальной жизни мы постоянно слышим рассуждения об «интересах общества», «перспективах общества», «кризисе общества» и т.д. При этом никому из нас не приходит в голову заглядывать в справочную литературу, чтобы выяснить смысл этого понятия. Большинству людей оно представляется «самоочевидным», понятным интуитивно.

Между тем, в современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира («восточное общество», например), и добровольные объединения людей по профессиям и интересам («общество филателистов»). Об «обществе» говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека («попал в дурное общество»), круг его общения («это общество интеллектуалов»). Русские крестьяне, например, «опчеством» (по Далю) именовали сельскую общину, а аристократы – «бомонд» - высшие социальные слои.

Как же понимает общество социальная философия сегодня? Что именуют обществом ученые-философы, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы ее существования, развития?

Знакомство с философскими произведениями убеждает нас в том, что термин «общество» используется в нескольких взаимосвязанных смыслах, отличающихся друг от друга уровнем абстракции, теоретического обобщения. Совершим восхождение по этой лестнице абстракций. Начнем с реальных субъектов исторического процесса, существующих в виде самодостаточных социальных организмов, имеющих вполне определенные координаты в пространственно-временном континууме человеческой истории. Именно их имеют в виду, когда говорят о российском, американском или японском обществах.

Иной уровень абстракций (или другая «ступенька» в нашей классификации) используется в том случае, если представление социальной философии переходит из сферы реалий в сферу универсалий и именует обществом исторически-конкретные типы социальной организации («феодальное общество», «капиталистическое общество» и т.п.).

Еще один шаг по лестнице абстракций ведет нас к созданию теоретической модели «общества вообще» - идеальной конструкции, включающей существенные свойства и признаки любого самодостаточного социального коллектива, способного существовать в истории независимо от ее временных и пространственных характеристик.

Во всех этих случаях, как мы видим, понятие «общество» используется для обозначения организационных форм совместной жизнедеятельности людей. Однако мы не поймем его сущностных характеристик, источников развития и системных качеств, если не определим статус общества (как сложнейшей системы) в мире, соотнесенность его с другими видами бытия.

Итак, общество – это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующая своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключена сущностная характеристика общества.

Основной родовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая общие характеристики с природой, космосом.

К видовым (специфическим) признакам можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и связанных с ним способностями; особую организацию и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Видовые признаки общества определяют особые способы и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такой способ и содержание жизни сообществ людей на Земле получил название культуры. В таком значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи» и пр., с помощью которых разные философские и социологические школы передают субстанциональную специфику неприродных реалий нашего мира. Иными словами, речь идет об изучении социального, социальности вообще, социального мира (в отличие от природного).

В самом общем виде понятие «социальное» можно определить как область или сферу реальности, связанную с человеческими взаимодействиями. По мнению ряда исследователей, оно имеет три основных значения:

1. Социальное как надприродное, надорганическое существование человека, поднявшегося в своем развитии на уровень духовной жизни;

2. Социальное как синоним общественного (т.е. способ совместной деятельности или способ организации человеческих отношений);

3. Социальное как собирательное и нормативное понятие, обозначающее сферу государственного (или негосударственного) обеспечения условий труда и жизни людей а также регулирования отношений между ними по поводу удовлетворениях потребностей в защите их права на достойную жизнь (например, «социальная сфера общества», «социальное обеспечение» и т.д.).

Современная социальная философия представляет социокультурный мир по-разному:

- как реальное бытие людей или как идеальный феномен;

- как мир естественный или как искусственный;

- как объективный или как субъективный (и интерсубъективный);

- как взаимосвязь явлений, процессов или как субстанцию;

- как деятельность или как структуру.

Мы будем исходить из понятия общества как целостной, саморазвивающейся системы.

В общем плане система - это упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определенную целостность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих ее элементов. Общество обладает признаками системы: целостностью, структурностью, иерархичностью элементов и связей, субстанциональностью, субстратностью, функциональностью, самодостаточностью, динамизмом. Общество - сложноорганизованная, иерархическая многоуровневая система, каждый элемент которой может быть рассмотрен в качестве подсистемы или самостоятельной системы.

При исследовании общества как совершенно уникальной по своему характеру системы необходимо учитывать, по меньшей мере, три его важные особенности.

Первая состоит в том, что человек, индивид выступает в качестве последнего, неделимого элемента социума. Но это ограничение на деле оказывается предпосылкой необычайного многообразия общественных связей, а тем самым структур, в которые включен данный индивид, поскольку таковой выполняет в каждой из общественных групп (в том числе малых), в которую он включен или с которой связан, различную социальную роль. Многообразие социальных структур и взаимосвязь между ними далее будут предметом специального рассмотрения.

Вторая важнейшая особенность общества как системы состоит в том, что человек, будучи материальным существом, обладает сознанием. Всеобщее движение приобретает в обществе характер деятельности, в которой практическое, материальное воздействие людей на предметы природы и других людей пронизано сознанием, которое ставит цель для действия, а так же волей, которая как бы «толкает», «принуждает» человека в соответствии с его интересами к выполнению этой цели.

Третья важнейшая особенность общества состоит в том, что оно выделяется из весьма широкого класса самоорганизующихся систем, которые обладают в той или иной степени способностью самоуправления, тем, что в нем управление находит наивысшее развитие. В обществе, как в системе, состоящей из сознательных существ, управление сосредотачивается в специально создаваемых для этих целей органах. Эти органы управления сами суть специальные группы людей и индивиды со своими интересами, функции которых состоят в управлении людьми, всевозможными их группами, начиная с семьи или производственной бригады, предприятий и учреждений, отраслей производства и межотраслевых корпораций, вплоть до управления функционированием и развитием национального государства – сбором налогов и распределением бюджетных средств, осуществлением социальной политики, охраной правопорядка, действиями вооруженных сил и т.д. В современных условиях все большее значение приобретают наднациональные организации, осуществляющие функции управления транснациональными производственными и информационными корпорациями, а также межгосударственными объединениями регионального и всемирного масштаба.

Систему общества целесообразно рассматривать в трех аспектах: структурном, функциональном, динамическом.

Структурный аспект исследования общества связан с установлением состава наиболее важных его элементов, с выделением относительно самостоятельных автономных образований, каковыми в социальной системе являются, например, сферы жизни общества.

Задача функционального анализа состоит в установлении механизмов, поддерживающих целостность социального организма, создаваемую взаимодействием подсистем общества.

Динамический аспект раскрывает источники и постоянно действующие факторы его развития и совершенствования, выделяет явления, дающие импульс к изменению социальной организации.

Поддержание целостности общественной системы, воссоздание ее элементов осуществляется в процессе общественного производства. Оно понимается как процесс создания совокупности социальных ценностей, служащих для воспроизводства и развития общественной жизни во всей ее целостности.

Общественное производство включает: а) воспроизводство материальных условий жизни; б) производство идей и духовных ценностей, символов и знаков; в)производство социальных связей и отношений; г)производство самих людей как общественных индивидов. Результатом общественного воспроизводства выступают, прежде всего, два главных элемента общественной жизни: субъекты и объекты, то есть люди и блага (ценности) людей.

Первым необходимым элементом функционирования социальной системы являются ее субъекты, без физической и умственной энергии которых нет ни деятельности, ни общества. Вторым необходимым элементом выступают объекты - социальные предметы, создаваемые или используемые людьми для своей жизнедеятельности. Социальные предметы делятся на два класса, различающиеся социальными функциями и назначением.

Первый класс составляют вещи (или орудия). Это предметы, с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на реальный мир, в котором живут, физически изменяя его в своих интересах. С помощью орудий труда, например, люди оказывают непосредственное воздействие на природу.

Второй класс социальных предметов, воспроизводимых общественным производством, называют символами или знаками. Символы несут в себе определенным образом закодированную информацию, служат средством ее накопления, хранения и передачи.

Назначение символов - согласовать цели коллективной деятельности, поведения и общения путем воздействия на сознание, мировоззрение, стремления и желания людей. Идеи, образы, теории, воплощаясь в материальные предметы (печатный текст, дорожные знаки, картины и т.д.) становятся своего рода проводниками информации и культуры.

Общественное производство воспроизводит, кроме людей, вещей, явлений и процессов, совокупность связей, существующими между этими элементами. Социальные связи как признак и элемент системности общества существуют в форме соотношения, связей взаимообусловленности и взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия, связей субординации и координации между субъектами (субъект-субъектные, например, межличностное общение), между социальными объектами или предметами (объект-объектные, например, связь науки и техники), между субъектами и объектами общества (субъект-объектные, например, управление технологическим процессом). В этом случае можно говорить о сложной совокупности общественных связей и отношений; конкретизировать их мы будем при анализе различных сфер общественной жизни.

Литература

1. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учеб. пособие для гуманитарных вузов. – М., 1996.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

3. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. – М., 1998.

4. Момджян К. Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

5. Резник Ю, М. Введение в социальную теорию. С., 1999.

6. Руткевич М. Н. Общество как система. Социологические очерки. Спб., 2001.

7. Соколов С. В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

8. Философия: Учебник./Под ред. Проф. О. А. Митрошенкова. – М., 2002.

9. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Чем отличаются классический образ социальной реальности от постклассического?

2. Каковы основные особенности социального познания?

3. Каковы основные элементы общества как системы?

4. В чем суть географического детерминизма?

5. Какие этапы можно выделить в истории социально-природного взаимодействия?

6. Что такое экологический кризис и каковы его основные характеристики?

7. Что такое «ноосфера»?

8. Что такое сферы общественной жизни? Как они связаны с видами деятельности?

9. Назовите основные элементы экономической сферы жизнедеятельности общества.

10. Что такое техника и какова ее роль в жизни общества?

11. Каков состав производительных сил общества?

12. Каковы особенности развития экономической сферы в современном мире?

13. Каковы характерные черты и особенности социальной сферы общества?

14. Что такое общественные отношения?

15. Что такое «социальные общности»?

16. Какие социальные перемены характерны для конца ХХ века?

17. Назовите основные элементы политической сферы общественной жизни.

18. Что такое государственная власть и каковы ее функции?

19. Назовите признаки государства.

20. Назовите основных субъектов политической жизни общества.

21. Какова специфика духовных потребностей общества?

22. Каковы основные элементы духовной жизни общества?

23. Что такое духовное производство?

24. Что такое общественное сознание и какова его структура?

25. Какова роль обыденного сознания в деятельности человека?

26. Что такое общественная психология и каковы ее проявления в обществе?

27. Каковы функции идеологии?

28. Что собой представляет мораль как форма общественного сознания?

29. Какова роль политического сознания в духовной жизни общества?

Литература

1. Бестужев – Лада И. В. Альтернативная цивилизация.М., 1998.

2. Гобозов И. А. Введение в философию историиМ., 1999.

3. Гречко П. К. Концептуальные модели истории. М., 1995.

4. Ивин А. А. Введение в философию истории. М., 1997.

5. Кемеров В. Е. Введение в социальную философии. М., 2000.

6. Крапивенский С. Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.

7. Очерки социальной философии. Учебное пособие// Под ред. К. С. Пигрова. С.-Петербург, 1998.

8. Путь разума. М., 2000.

9. Социальная философия // Под ред. В. П. Андрущенко, Н. И. Горлача. Киев-Харьков,2002.

10. Философия истории в России: Хрестоматия. М., 1996.

11. Философия истории. Учебное пособие для студентов вузов. //Под ред. А. С. Панарина. М., 1999.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. В чем специфика философии истории?

2. Какова суть плюралистических концепций исторического процесса?

3. Назовите основные особенности и течения реалистического направления в философии истории?

4. Как трактуется общественное развитие и его основные детерминанты в рамках исторического подхода к познанию общества?

5. В чем сложность проблемы критерия общественного развития?

6. Назовите основные направления современной футурологической мысли?

7. Каковы наиболее возможные и эффективные пути решения глобальных проблем современности?

Л.А. Беляева, Л.И. Летягин

ФИЛОСОФИЯ

Ч. 2. Систематический курс

Учебное пособие

Екатеринбург – 2002

Содержание

ЛЕКЦИЯ IХ: ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ.. 3

1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Виды бытия. 3

2. Философское учение о материи. Движение, пространство и время. 9

3. Концепции развития в философии: диалектика и метафизика. 14

Литература. 18

Вопросы для повторения и самоконтроля. 19

ЛЕКЦИЯ Х: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.. 20

1. Предмет философской антропологии. 20

2. Религиозно-идеалистическая антропология. 22

3. Натуралистическая антропология. 24

4. Социальная антропология. 28

5. Экзистенциальная антропология. 31

Литература. 33

Вопросы для повторения и самоконтроля. 33

ЛЕКЦИЯ ХI: ПОЗНАНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ФОРМЫ... 34

1. Познавательная деятельность человека и знание. Субъект и объект познавательной деятельности. 34

2. Чувственное и рациональное в познании, их единство. Интуиция и вера как познавательные способности человека. 41

3. Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания. Методы и формы научного познания. 48

4. Проблема истины и ее критериев в философии. 57

Литература. 62

Вопросы для повторения и самоконтроля. 63

ЛЕКЦИЯ ХII: ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ.. 64

1. Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка. 64

2. Проблема знака и значения. Основные типы концепций языка в философии. 66

Литература. 72

Вопросы для повторения и самоконтроля. 73

ЛЕКЦИЯ XIII-XIV: ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ... 74

1. Социальная философия: предмет и основные проблемы.. 74

2. Общество как система. 82

3. Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия. 86

4. Основные сферы жизнедеятельности общества. 93

Литература. 108

Вопросы для повторения и самоконтроля. 108

ЛЕКЦИЯ ХV: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 110

1. Единство и многообразие исторического процесса и его основные детерминанты 110

2. Общественный прогресс и его критерии. 123

3. Глобальные проблемы и будущее человечества. 128

Литература. 132

Вопросы для повторения и самоконтроля. 132

ЛЕКЦИЯ IХ: ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

План:

1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Виды бытия.

2. Философское учение о материи. Движение, пространство и время.

3. Концепции развития в философии: диалектика и метафизика.

Наши рекомендации