Лекция i: философия в системе культуры
Л.А. Беляева, Л.И. Летягин
ФИЛОСОФИЯ
Ч. 1. История философии
Учебное пособие
Екатеринбург – 2002
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ I: ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ................................. 4
1. Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания. 4
2. Предмет и структура философского знания.................................................. 8
3. Функции философии...................................................................................... 12
4. Место философии в системе культуры......................................................... 15
Литература......................................................................................................... 18
ЛЕКЦИЯ II: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ........... 19
1. Возникновение античной философии, ее особенности и основные этапы развития 19
2. Проблемы бытия: бытие и сущее, единое и многое, движение и покой, рождение диалектики......................................................................................................... 20
3. Разум как основной источник познания. Разум и чувства. Истина и мнение 25
4. Проблема человека в античной философии................................................. 28
5. Социально-философские идеи....................................................................... 32
Литература......................................................................................................... 34
ЛЕКЦИЯ III: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ........................................ 36
1. Общая характеристика философии Средневековья..................................... 36
2. Период патристики: Аврелий Августин....................................................... 39
3. Период схоластики: философские взгляды Фомы Аквинского................... 42
4. Утешение философией Северина Боэция...................................................... 45
5. Доказательство бытия Бога: философия Ансельма д’Аоста....................... 46
6. «Философия сомнения» П. Абеляра и «вечность мира» Аверроэса.......... 47
7. Еврейская традиция в философии Средневековья....................................... 48
Литература......................................................................................................... 49
ЛЕКЦИЯ IV: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ............................................................................................................................... 50
1. Механицизм и натурализм философии Нового времени и эпохи Просвещения 50
2. Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Д. Юм).......... 51
3. Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии. Проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт)............................................................. 54
4. Теория естественного права и общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк) 57
5. «Природа человека» и его свобода, вопросы воспитания (Локк, Гольбах, Гельвеций, Руссо)................................................................................................................. 60
Литература......................................................................................................... 63
ЛЕКЦИЯ V: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА 64
1. Философия И. Канта...................................................................................... 64
2.Философские взгляды Гегеля......................................................................... 68
3. «Новая философия» Л.Фейербаха................................................................ 71
4. Марксизм....................................................................................................... 73
Литература......................................................................................................... 81
ЛЕКЦИЯ VI:ИДЕИ ИРРАЦИОНАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ...................................................................................... 82
1.Философия А. Шопенгауэра.......................................................................... 82
2. Философия жизни. Ф.Ницше......................................................................... 84
Литература......................................................................................................... 87
ЛЕКЦИЯ VII: РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ....................................................... 88
1. Своеобразие философской мысли в России................................................. 88
2. Основные направления и идеи русской философии.................................... 92
Литература....................................................................................................... 104
ЛЕКЦИЯ VIII: ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА..................................................... 105
1.Основные предпосылки и особенности философии ХХ века..................... 105
2.Философия и проблемы языка: позитивизм, неопозитивизм и герменевтика 106
3. Прагматизм и педагогика............................................................................ 110
4. Философия ХХ века о человеке: экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм, философская антропология и ее направления: религиозное, натуралистическое, культурное....................................................................................................... 112
Литература....................................................................................................... 121
ЛЕКЦИЯ I: ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
План:
1. Предпосылки происхождения философии. Природа философского знания
2. Предмет и структура философии. Специфика философских проблем.
3. Функции философии.
4. Место философии в системе культуры.
Функции философии
Специфика философии раскрывается также и в ее функциях.
Количество функций философии и порядок их перечисления у разных авторов различаются. Одни философы ставят во главу угла мировоззренческую функцию, другие – методологическую, третьи – антропологическую.
На наш взгляд, философия выполняет, прежде всего, мировоззренческую функцию. Некоторые авторы считают ее генеральной функцией философии (И.Я. Лойфман).
Мировоззрение- это важнейшая составляющая, стержень духовного мира личности, общества и социальной группы. Оно выполняет интегративную функцию, и в его формировании участвуют разные источники: практический опыт, наука, искусство, религия и др., но особая роль принадлежит философии. Философское мировоззрение имеет свои специфические особенности.
Но прежде чем говорить об особенностях философского мировоззрения, необходимо определить, что такое мировоззрение вообще.
Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир и отношений человека к миру. Оно имеет довольно сложную структуру.
Прежде всего, в содержательном аспекте в структуре мировоззрения можно выделить ряд компонентов. К ним относятся обобщенные знания о мире и его свойствах; убеждения, т.е. такие знания, в истинности которых субъект не сомневается; ценности (цели, идеалы, принципы). Ценности играют особенно важную роль в мировоззрении. На их основе человек определяет свое место в мире, в системе общественных отношений, смысл своей жизни. Мировоззрение регулирует поведение человека, определяя выбор поступков.
В мировоззрении находит свое отражение эмоциональный и интеллектуальный опыт людей, поэтому в нем можно выделить два слоя: эмоциональный и рациональный. Эмоциональный слой мировоззрения представлен мироощущением и мировосприятием. Отсюда мировоззрение может иметь как оптимистическую, так и пессимистическую окраску. На рациональном уровне рождается теоретическое мировоззрение, выраженное в научной и философской картинах мира.
Философия является частью теоретического мировоззрения, точнее - его ядром. Она отличается от других исторических типов мировоззрения, к которым следует отнести мифологию, религию, науку. Философское мировоззрение представляет собой систему предельно общих теоретических взглядов на мир, в основании которой лежит решение вопроса о первоначале мира. Это вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы (материи).
В зависимости от его решения сложилось два основных типа философского мировоззрения: материализм и идеализм.
Для материалистов - первична материя, а дух вторичен.
Для идеалистов - дух первичен, а материя производна от него, вторична. Каждый человек является либо материалистом, либо идеалистом в решении тех или иных вопросов своего бытия, отдавая приоритет духовному или материальному.
Следующая функция философии - методологическая.
Методологическая функция, также как и мировоззренческая, вытекает из природы философии. Философия в предельно обобщенной форме рассматривает отношение «человек - мир», раскрывая при этом природу и сущность мира, природу и сущность человека в их взаимосвязи. Поэтому основные положения философии, являясь предельно общими и универсальными, имеют методологическое значение по отношению к более частному знанию.
В то же время философия, выступая как общее учение о мире и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком, является всеобщей методологией научного познания.
Под методологией в самом широком смысле слова надо понимать совокупность принципов, определяющих способы анализа и оценки явлений действительности, характер и направленность познавательной и практической деятельности.
Слово «метод» дословно переводиться как «путь», и в их понимании означает совокупность правил, помогающих познающему субъекту отыскать истину.
Важнейшими методологическими установками, выработанными философией, являются философские принципы, и, прежде всего, материализм и идеализм. Они выступают как наиболее общие подходы рассмотрения бытия и познания. С точки зрения материализма познание есть процесс отражения действительности в сознании людей, а с точки зрения идеализма он есть процесс самопознания духа.
К философским методам относятся также диалектика и метафизика.
Диалектика это учение о наиболее общих законах развития бытия и познания и одновременно - это метод теоретического и практического освоения действительности, который ориентирует познающего и действующего субъекта опираться на следующие основные принципы: а) принцип развития; б) принцип противоречия; в) принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений; г) принцип целостности.
Диалектика зародилась в далекой древности, однако у древних философов она носила стихийный характер. При этом философы – материалисты (Гераклит) во главу угла ставили объективную диалектику реального мира, а идеалисты (Сократ и Платон) первичной считали субъективную диалектику - диалектику понятий.
Создателем диалектики как теории и метода явился выдающийся немецкий философ, представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831). Его диалектика носила идеалистический характер, так как Гегель представляет мир как процесс развитие абсолютной идеи, мирового разума.
Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) создали материалистическую диалектику, переработав диалектику Гегеля в материалистическом духе.
Метафизика - это метод мышления, который является противоположностью диалектики. Метафизике как методу мышления присущи такие черты, как односторонний подход к реальности; рассмотрение мира в статике, в неизменном состоянии; изолированное рассмотрение фрагментов реальности, которые вырываются из общей связи; упрощенное представление о мире как лишенном внутренней противоречивости.
Важнейшими методологическими установками в философии являются также сенсуализм, рационализм и иррационализм.
Сенсуализм - это методологический принцип, который за основу познания берет чувства и стремится вывести все его результаты из деятельности чувств (Эпикур, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, П. Гольбах, Л. Фейербах и др.).
Рационализм -это такой метод, согласно которому основой познания является разум (Б. Спиноза, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. Гегель и др.), при этом недооценивается роль чувств в познании.
Иррационалим - философский метод, отрицающий или принижающий роль разума в познании, выдвигающий на первый план иррациональные способы постижения бытия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).
В качестве методологических установок выступают и способы философствования (натуроцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм). Они задают парадигмы решения философских проблем.
Кроме этого в качестве важнейших методологических установок познавательной деятельности выступают принципы детерминизма, структурности, системности, синергии, герменевтические принципы и др.
Бурное развитие науки в ХХ столетие привело к становлению в рамках философии методологии научного познания как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механизмы становления и развития науки как вида познавательной деятельности, разрабатываются критерии научности знания, рассматриваются логика и закономерности роста научного знания, анализируется язык науки, роль научных революций и научных парадигм в процессе познания.
С методологической функцией философии очень тесно связана ее критическая функция.
Принцип «все подвергай сомнению» со времен античности проповедуется многими философами. Он играет важную антидогматическую роль, нацеливая на пересмотр устоявшихся знаний и социокультурных ценностей, способствуя их обновлению и развитию.
Центром всех философских размышлений является человек, поэтому философия выполняет гуманистическую функцию. Философия способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, дает знание человеку о нем самом, ориентирует в системе ценностей, помогая решать смысложизненные проблемы. Она культивирует потребность и способность быть человеком. Он предстает как субъект-носитель познавательного, практического и ценностного отношений к миру.
Философия выполняет также и терапевтическуюфункцию. Она служит средством душевной терапии. Философия способна осуществлять логотерапию (термин В. Франкла), т.е. помогать справляться с теми проблемами, которые ставит перед человеком жизнь, с помощью рассуждений, выражения собственных проблем на языке понятий и продумывания всех возможных вариантов причин и следствий, позволяющих найти оптимальное разрешение конкретной жизненной ситуации.
Кроме того, важнейшей функцией философии является аксиологическая функция. Она заключается в том, что философия разрабатывает системы ценностей, выстраивает их иерархию и оценивает существующую реальность с точки зрения обоснованных ею нравственных, эстетических, политических и других эталонов. Философия берет на себя роль инициатора переоценки ценностей в различные исторические эпохи, принятые называть переломными. Не случайно в эти исторические периоды интерес к философии резко возрастает. Он связан с потребностями в новых идеалах, объединяющих и воодушевляющих людей, дающих им силы и энергию для новых свершений.
Литература
1. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.
2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988..
3. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991
4. Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 2001.
5. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.
6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963.
7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.,1991
8. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
9. Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс. М., 1997.
10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1994.
11. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. М., 1996.
12. Современный философский словарь. Москва; Бишкек; Екатеринбург., 1996.
13. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
14. Фракфорт Г. и др. В преддверии философии. М., 1984.
15. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
16. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.
17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Социально-философские идеи
Анализ понимания человека и форм его бытия прямо выводит нас на учение об обществе, государстве, понимание истории. В античной философии складываются основы двух тенденций в понимании общества:
- Первая, идущая от софистов, рассматривает общество как искусственное образование, результат соглашения между людьми: поскольку наши ценности и нормы поведения относительны, именно общество оказывается верховной инстанцией при обосновании их общезначимости. Софисты являются основателями концепции «позитивного права». Она трактует нормы права и законы как принятые данным обществом в данный момент и как необязательные для других сообществ.
- Вторая, связанная с именами Платона и Аристотеля, рассматривает общество как естественное образование, а правовые и нравственные нормы как основанные на естественном и всеобщем человеческом праве. Законы социальной жизни разумны,а, значит, общезначимы, едины для всех.
Платон известен как создатель первой социальной утопии - теоретической модели идеального государства. Наблюдая процесс разложения Афинской демократии, проявляющийся в размывании чувства общности, разрушении традиций и ценностей, наконец, смертном приговоре, вынесенном Сократу, Платон отрицательно относится к демократии и приходит к выводу, что афинский народ не в состоянии сам управлять собой. К тому же, учение об идеях подводит к выводу о трудности познания бытия и неравенству человеческих душ, проявляющемся на этом пути. Только тот, у кого разумная часть души является ведущей, способен достичь знания идей, а значит стать избранным и добродетельным. Разумное и устойчивое развитие общества может осуществиться, если во главе его окажутся мудрые правители-философы, избранные, способные познать бытие и создать возникающие на его основе разумные законы человеческого бытия.
В государстве Платона три сословия, соответствующие трем частям человеческой души и выполняющие определенные общественные функции. Это 1)правители-философы, их функция создание разумных законов и правление на их основе, а их главная добродетель - мудрость; 2)стражи, управляющие и охраняющие, следящие за выполнением законов внутри общества и защищающие его от внешних врагов, их добродетель - мужество; 3)работники, ремесленники и земледельцы, производители материальных ценностей, их добродетель - умеренность, послушание. Платон рассматривает общество как сложную социальную систему, включающую в себя различные сферы (производства, управления, создания духовных ценностей), основанную на разделении труда. Слаженное функционирование общества порождает его стабильность, а гармония основных добродетелей его сословий выражается в справедливости, как добродетели всего сообщества. Государство возникает из потребности людей обитать сообща и оказывать помощь друг другу, ибо каждый не может удовлетворить в одиночку всей своих потребностей. Каждый делает свое дело, удовлетворяет себя и других, потребности общества в целом, в этом и заключается справедливость по Платону.
Личность в социальной утопии Платона растворяется в обществе и теряет право свободного выбора (именно общество «расставляет» каждого на свое место в социальной иерархии в зависимости от способностей человеческой души к постижению истины и потребностей общества и строго следит за каждым), человек лишен права частной жизни: семьи, собственности, любви.
Аристотель выступает одним из первых критиков идеального государства Платона. Как и Платон, он отстаивает идею об естественном происхождении общества и изначальной социальности человека, ибо человеческие способности реализуются только в обществе. Чтобы стать полностью развитым, человек последовательно должен пройти этапы социализации, связанные с семьей, поселением и городом-государством. В результате «получается» гражданин, принимающий активное участие в жизни полиса.
Государство по Аристотелю - это некое множество людей, поэтому в теории и политической практике нельзя нивелировать человека, лишать его возможностей частной жизни. В этом существенное различие социально-философских идей Платона и Аристотеля. Если Платон проводит резкую границу между частной и общественной сферами жизни, склонен к устранению первой путем превращения государства в одну большую семью с общей собственностью и общими детьми, то Аристотель полагает, что семья и государство выполняют разные функции. Семья обеспечивает условия для удовлетворения основных потребностей - питания, воспроизводства населения и воспитания детей. Государство же делает возможной интеллектуальную и политическую самореализацию граждан. Между частным и общественным существует преемственность, внутренняя связь. Семья не должна быть упразднена, как один из основных институтов социализации и условие относительной автономности личности, также как и собственность.
В политической сфере огромную роль, по Аристотелю, имеет закон. Только сообщество, управляемое общим законом, позволяет человеку жить добродетельно и лично реализовать свою собственную жизнь, иначе государство может стать опасным для человека и подверженным произвольным прихотям правителей. Тирания, олигархия и охлократия (крайняя демократия) включают возможность произвола и являются наихудшими формами государства.
Однако считать Аристотеля предтечей идеи правового государства явно преждевременно. Закон для него не является универсально применимым. Он определяет права и правила, имеющие силу для свободных греков и не распространяется на рабов и варваров.
Наилучшей формой государства является, по Аристотелю, полития умеренная демократия как «смешанное правление», основанное на демократическом принципе количества (учет народного мнения) и аристократическом принципе качества (мудрость и добродетель высоко ценятся). Управляют обществом многие, но не все. Аристотель следует принципу меры - наибольшей властью должен обладать «средний класс», «граждане, обладающие средней собственностью, но достаточной». Если же одни владеют слишком многим, а другие ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо тирания, общество теряет устойчивость и стабильность. Аристотель, как и Платон, верит в то, что главной этической целью государства является «хорошая жизнь».
Таким образом, античная философия, выдвигая и решая основные проблемы бытия, познания, человека и общества, закладывает фундамент всего здания европейской философии. В ней в своеобразной форме представлены все разделы философского знания – онтология, гносеология, антропология и социальная философия. Связующим звеном, главным принципом античной философии выступает рационализм, позволяющий представить бытие как мыслимое, разум как высшую познавательную способность, укореняющую человека в бытии, мудрость как высшую добродетель человека и основу общественного устройства.
Литература
1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.
2. Звиревич В.Т. Натурфилософский тип античных концепций человека. //Философские науки. №2. 1982.
3. История философии: Запад - Россия - Восток. М.., 1996. Кн. 1.
4. Мыслители Греции. От мифа к логике. М., 1999.
5. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха возрождения. М., 1997.
6. Платон. Сочинения в 4-х тт. М., 1990 – 1994.
7. Реале Дж., Антисери Д. Западноевропейская философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т.1. Античность.
8. Скирбек Г. Гилье Н. История философии М., 2000.
9. Хрестоматия по философии М., 1997.
10. Чанышев А.Н.Философия древнего мира. М., 1998.
Литература
1.Абельсон А. «Мысль Средневековья». М., 1976.
2.Вейнберг П. «Разум и Вера в Средневековье». СпБ., 1984.
3.Вольф Л. «Что такое иудаизм»// «Восход» 1987. № 12.
4.Зарецкий Л.В. «Еврейские тайны». М., 1991.
5.Лебедев А.С. «Развитие Духа в Средневековье». М., 1989.
6.Лемми И. «Становление средневековой мысли»//«Восход» 1978. №3.
7.Невский А. «Иерусалим, евреи христиане, мусульмане». М., 1995.
8.Пругавин А.А. «Духовно-библейское братство». М., 1992.
9.Роттен Дж. «Человеческое и Божественное в культуре Средневековья». М., 1992.
10. Слонимский Д.Л. «Средневековье. Из истории рационализма и мистицизма». М., 1988.
11. Хвольсон Д. «Христианская мысль в средние века». М., 1986.
12.Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней и средневековой философии». М., 1991.
13.Янг А. «Теологическая мысль в Средневековье». М., 1991.
Литература
1. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения, М., 1992.
2. Беркли Д. Сочинения. М., 1978.
3. Бэкон Фрэнсис. Сочинения. В 2-х т. М., 1977.
4. Быховский Б. Э. Джордж Беркли. М., 1970.
5. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки ХVI – ХVII вв. М., 1987.
6. Гоббс Томас. Избранные произведении. В 2-х т. М., 1964.
7. Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.
8. Декарт Р. Сочинения. В 2-х т. М., 1989.
9. Заиченко Г. А. Джон Локк. М., 1973.
10. История диалектики ХVI – ХVII веков. М., 1986.
11. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993.
12. Мееровский Б. В. Гоббс. М., 1975.
13. Нарский И. С. Западноевропейская философия ХVII века. М., 1974.
14. Нарский И. С. Западноевропейская философия ХVIII века. М., 1973.
15. Нарский И. С. Дэвид Юм. М., 1973
16. Руссо Жан Жак. Педагогические сочинения. В 2-х т. М., 1981.
17. Спиноза Б. Этика. М., 1993.
18. Соколов В. В. Европейская философия ХV – ХVII веков. М., 1996.
19. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1984.
Философия И. Канта
Немецкая философия конца XVIII – первой половины XIX века есть завершение традиции классической европейской философии в целом. Хотя все представители этого этапа развития философии – самобытные и яркие мыслители, их объединяет общность разрабатываемых проблем и единство исследовательских принципов. Традиционно немецкую классическую философию связывают с именами Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. С известными оговорками к немецкой классической философии можно отнести и ее критиков - Людвига Фейербаха и Карла Маркса.
Обратим внимание на основные особенности немецкой классики. Все представители этого направления европейской философии поставили философию в «сердце» культуры, показали неотделимость философии от духовной жизни общества, критически-рефлексивную функцию философии рассматривали как ее социальную миссию.
Немецкая философия антропологичнав широком смысле этого слова: человек в ней перестал быть статичной фигурой, пассивным отпечатком природы Он – активный субъект познания, переживания, преобразования и творения мира. Для Гегеля человек – это необходимое завершение развития идеи, для Фейербаха главное – эмоциональная жизнь человека. У Канта человек предстает в трагической разорванности его духовной деятельности. Таким образом, можно сказать, что немецкая классическая философия – это философия деятельности.
Немецкая философия аксиологична. В ней духовный мир наполняется нравственными, эстетическими, религиозными ценностями; жизнь духа – это не только жизнь рассудка. Бессознательное, миф, иллюзия, воображение уже не изгоняются из предмета исследования.
Сфера социальной жизни, истории предстает как целостное и подчиненное объективным законам явление. Труд, прогресс, свобода и насилие отныне прочно входят в орбиту философского исследования.
Иммануил Кант(1724-1804) – самый старший из блестящих немецких философов, именно к его идеям чаще всего обращается философская мысль XX века. Вопросы, поставленные им, были столь глубоки и нетривиальны, что из поисков ответов на них выросла вся современная философия, такие различные направления, как позитивизм, феноменология, философия жизни, экзистенциализм.
Творчество Канта делится на два этапа – докритический и критический.
В работах докритического периода Кант – эмпирик, в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» она выдвинул знаменитую гипотезу о происхождении Солнечной системы из вращающихся туманных масс частиц. Кант изучал взаимосвязь приливов и вращения Земли, разрабатывал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественной истории человеческих рас.
Критический период в творческом развитии Канта начинается с 70-годов. Основные работы критического периода – «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790).
Центральное место в его философии принадлежит теории познания. «Критика» для Канта – это уяснение границ и возможностей познавательных способностей человека. Вопреки традиционным взглядам на познание в философии Нового времени, Кант пришел к выводу, что знание неоднородно, есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности, не сводимые друг к другу. Более того, есть духовные способности, не сводимые к познанию, а само познание не есть пассивный отпечаток природы или простое созерцание врожденных идей.
Кант, таким образом, находит «третий путь» в споре рационализма и эмпиризма, разума и чувств: «Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы». Мысли изначально «заражены» чувственностью, чувственность «нагружена» особыми внечувственными структурами. Таким образом, Кант выделяет три формы или три главные способности познания: чувственность, рассудок и разум. Как же протекает в таком случае процесс познания, как возможно познание?
Прежде всего, Кант различает не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе». Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. Однако существует мир феноменов, явлений – мир чувственных предметов, мыслимых рассудком. Человеческая способность познания феноменов безгранична, считает Кант. Согласно его концепции, в нашем знании всегда присутствуют априорные и апостериорные элементы. Априорное (от лат. a priori – из предшествующего) знание предшествует опыту и не зависит от него. Априорное знание нельзя отождествить с врожденными идеями, поскольку оно не существует само по себе, а лишь «оформляет» чувственность. Кроме того, само понятие «врожденности» уже предполагает источник возникновения априорного знания, что выводит нас за рамки феноменов, невольно обращает к «вещам в себе». Апостериорное (от лат. a posteriori – из последующего) знание – знание, получаемое из опыта. Однако апостериорное знание также не существует в чистом виде. Мир явлений, феноменов – не хаос, он упорядочен с помощью всеобщих и необходимых форм чувственного созерцания и категорий рассудка.
Характеризуя взаимоотношение нашего опыта с миром «вещей в себе», Кант пользуется понятиями «трансцендентальный» и «трансцендентный».
«Трансцендентальный» (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы), в понимании Канта, это относящийся к познанию, которое интересуется не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание возможно априори. Трансцендентальный – это выходящий за пределы эмпирического опыта и организующий этот опыт с помощью априорных форм. «Трансцендентный» означает выходящий за пределы любого возможного опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания; это не столько предмет знания, сколько веры; непознаваемый.
Синтез чувственности и рассудка осуществляется с помощью силы воображения. Она проявляется в присоединении различных представлений друг к другу, в создании единого образа. Репродуктивная сила воображения проявляется в воспроизведении в памяти однажды созерцаемого.
Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений: «…рассудок не черпает свои законы (a priori) из природы, а предписывает их ей».
Кант ставит задачу, исходя из общих представлений о природе познания, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. В «Критике чистого разума» он задает три вопроса: как возможна математик, как возможно естествознание, как возможна метафизика.
Математика опирается на априорные формы чувственногосозерцания – пространство и время. Возможность устанавливать положение различных предметов, перемену мест, отношения последовательности, одновременности связана с тем, что человек обладает как бы особыми «очками», сквозь которые он смотрит на мир, - особыми «ощущениями» пространственности и временности или, как говорит Кант, чистыми формами чувственного созерцания.
Теоретическое, «чистое» естествознание основывается на рассудке. Рассудок – это способность оперировать понятиями. Понятия есть продукт синтеза данных опыта и категорий. Категории – это как бы схемы мышления, это априорное содержание понятия, не зависящее от опыта. Любое опытное содержание может быть подведено под категории количества (единство, множество, совокупность); качества (реальность, отрицание. Ограничение); отношения (субстанция и акциденции, воздействующее и подвергающееся воздействию); модальности (возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность). Деятельность рассудка предполагает выделение в познании субъекта и объекта. Однако это лишь структурирование мира феноменов, в значительной степени условное. Рассудок не выявляет абсолютные, безусловные характеристики субъекта и объекта, не говорит о «вещах в себе». Они трансцендентны рассудку. Рассудок – это способность создавать единство явлений, феноменов посредством правил.
Существует и третья познавательная способность, которая является основанием «метафизики» – философии как особой познавательной деятельности, это разум. Кант рассматривает его как способность вносить единство в сами правила познания. Разум воплощается в философском размышлении, однако действовать он может по-разному. Как регулятор познания, он - высшая и направляющая инстанция для рассудка. Разум порой подталкивает рассудок к выхождению за пределы самого себя в область трансцендентного. Познание оказывается в плену иллюзий, мнимых величин. Поскольку разум стремится к «безусловному синтезу», он закономерно приходит к трем идеям. (Идея, по Канту, это понятие о безусловном, о том, что ничем не обусловлено, что является причиной самого себя, «вещью в себе»). Содержание идей находится за пределами человеческого опыта.
Первая идея – идея абсолютного единства субъекта, идея души. Вторая – идея абсолютного единства явлений, идея о мирекак о безусловной целостности. Третья – идея абсолютного единства всех предметов мышления, идея бога.
Первая и третья идеи не противоречивы, так, мы ничего не можем сказать об их предметах. Вторая идея порождает четыре антиномии (противоречия), в них заключены диаметрально противоположные ответы на один и тот же вопрос:
1) мир безграничен – и мир ограничен; 2) все в мире просто – и все сложно; 3) в мире есть причинность через свободу – в мире нет причинности через свободу; 4) все в мире необходимо - все случайно.
Эти противоречия свидетельствуют о том, что философия как мышление о мире, о вещах в себе – невозможна. Философия должна быть лишь «критикой» разума, должна устанавливать границы познания, демонстрировать неоднородность человеческой познавательной деятельности. С помощью философии можно уловить необходимость перехода от «чистого» разума, теоретического, к разуму «практическому» – нравственности.
Для понимания человека особенно важна третья антиномия. За ней скрываются два измерения человеческой жизни: человек принадлежит к миру явлений (феноменов), в этом мире нет свободы, это мир обусловленного. Но человек одновременно и «вещь в себе» (ноумен). Соответственно, человек имеет два характера – эмпирический и ноуменальный. Действия человека в эмпирическом мире всегда можно объяснить с помощью внешней причинной связи. Ноуменальный характер обладает «свободной причинностью», он действует сообразно идее свободы, он обнаруживает себя не как само действие, но, как правило, в действии. Когда мы смотрим на человека «со стороны», с точки зрения внешнего наблюдателя, мы никогда не сможем определить, какая сторона человеческого поведения – продукт свободы, а какая – «природы».