Общество как система. Основные подсистемы (сферы) общества

Основными элементами общества как системы выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Каждая из этих сфер, в свою очередь, также может быть рассмотрена как система, состоящая из своих элементов.

Основными видами (сферами, подсистемами общества) общественно необходимой человеческой деятельности являются:

1) экономическая— область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ; включает в себя такие важнейшие компоненты:

· материальные потребности;

· экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности;

· экономические ресурсы (источники производства благ);

· хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации), выступающие основным элементом экономической системы общества.

2) социальная — область возникновения и функционирования связей и отношений между социальными группами (общностями) людей. Социальная система состоит из:

· социальных групп (социальных общностей),

· социальных связей,

· социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи),

· социальных норм (правил социального поведения),

· ценностей социальной культуры.

3) политическая — область осуществления отношений власти и подчинения, область управления обществом; ее главными элементами выступают:

· политические организации и институты (государство – основной элемент политической системы общества, политические партии, общественные организации, СМИ);

· нормы политического поведения и политической культуры;

· политические идеологии.

4) духовная— область создания и освоения духовных ценностей. Элементами духовной сферы являются:

· духовные потребности как источник (стимул) духовной деятельности общества;

· созданные обществом духовные ценности – главный элемент духовной сферы;

· средства осуществления духовного производства;

· субъекты духовной деятельности (отдельные люди, социальные группы и организации, общество в целом).

Экономическая, социальная и политическая подсистемы общества изучаются соответственно экономикой, социологией и политологией. Духовная сфера изучается в рамках философских дисциплин (этика, эстетика, религиоведение, науковедение) или же дисциплин гуманитарных (правоведение, искусствознание, история, литературоведение и др.).

7.3. Общество как процесс

Общество постоянно изменяется. Вечный вопрос, волнующий мыслителей об обществе и истории: откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего?

Основным подходом, рассматривающим общество как процесс, т.е. в состоянии изменения, является диалектический. Социальная философия рассматривает общественно-исторический процесс как последовательное изменение состояния общества.

О развитии общества можно говорить, если общественные события имеют направленность и выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий. На каждом этапе общественного развития реализуются различные варианты событий. Для характеристики направленности развития общества в социальной философии используются понятия «прогресс» и «регресс». Прогресс — поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам. Регресс — нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам.

Единого мнения, какой из видов развития общества является основным, нет; сторонники противоположных позиций приводят доводы как оптимистических, так и пессимистических вариантов развития. Например, французские философы-просветители Д. Дидро, Вольтер защищали идею прогрессивного развития европейского общества, а Ж.-Ж. Руссо — регрессивного, обращая внимание на погибель обществ в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов. В определении прогрессивного или регрессивного путей актуальной является проблема критериев общественного развития.

Среди мыслителей нет единого мнения по вопросу существования общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, а также о критерии прогресса (если он существует). Для характеристики социального развития значимым является понятие «фактор общественного развития», т. е. движущие силы общественного развития. В социальной философии существуют разные теории прогресса:

1) многофакторные — признающие, обусловленность общественного развития рядом равнозначных факторов;

2) однофакторные — выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор (например, деятельность великих личностей, материальное производство, либо географическую среду).

К объективным факторам общественного прогресса относят:

· материальное производство (экономический фактор);

· природную среду (природный фактор);

· социальные ресурсы (демографический фактор);

· науку и технику (научно-технический фактор) и др.

К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия отдельных людей, а также всего общества.

Основными формами общественного развития являются:

· эволюция — процесс постепенных изменений;

· революция — резкий качественный переход от одного состояния к другому.

Социальная философия рассматривает следующие виды революций:

1) социальную — изменение типа общественного устройства;

2) политическую — изменение формы власти;

3) научную — переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии в результате которой меняется научная картина мира;

4) технологическую — качественное изменение в развитии производительных сил (например, промышленный переворот 18-19 вв., в результате которого произошел переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному).

5) Научно-техническая революция, превратившая в середине 20 века науку в непосредственную и ведущую производительную силу также является технологической.

Модели общественно-исторического процесса

Философские модели общественно-исторического процесса, основанные на рациональном подходе, разнообразны. В качестве критерия развития общества предлагались различные стороны общественной жизни. Так, в идеалистической философии Гегеля история развития человечества, его путь к политической свободе — есть развитие духовной стороны культуры.

В философии К. Маркса основное внимание при анализе путей достижения экономической свободы уделяется, напротив, материальнойстороне жизни общества, обеспечивающей общественно-исторический прогресс.

В основе прогрессистского подхода лежит:

1) признание прогресса в историческом развитии;

2) материальная сфера жизни общества как основа и критерий прогресса;

3) представление западной Европы как идеальной (образцовой) модели прогрессивного развития.

Прогрессистский вариант теории общественно-исторического процесса, представлен в виде: а) формационной теории; б) теории стадий роста.

Создателем теории формационного развитияявился К. Маркс. В истории общества он выделил следующие формации: первобытно-общинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую. Формация — этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства — совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений собственности, производства товаров, их распределения и потребления). Между производительными силами и производственными отношениями существуют непримиримые противоречия, которые могут быть разрешены только в процессе классовой борьбы, ведущей тем самым к смене формаций. Развитие и смена формаций является объективным, не зависящим от человека естественно-историческим процессом. В советский период марксистская формационная теория была единственной официально поддерживаемой теорией.

В немарксистских концепциях исторического развития 20 века также нередко принималась идея исторического прогресса, а преобладающими чертами общественного развития признавались материальные факторы. Однако теории стадий роста видели их не в способе производства, а чаще всего в технологиях, развитие которых определяли стадии роста общества. К ним относятся, например, теория стадий экономического роста У.У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества Д. Белла и т. д.

Стадия роста — этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки. У.У. Ростоу выделяет следующие стадии роста,связанные с развитием науки и техники:

1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);

2) индустриальное общество (начинается с возникновения машинного производства);

3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);

4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество 21 века).

Альтернативой прогрессистского подхода является цивилизационный подход, основоположники которого – Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби. Цивилизационный подход исходит из следующих принципов:

1) В общественно-историческом развитии прогресса не существует; о прогрессе можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели.

2) Развитие культуры и цивилизации связано, в первую очередь, с религией – «душой культуры», а не с экономикой или техникой. Тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития.

3) Каждое общество и культура самоценны, идеальной модели развития не существует.

4) Доминантой исторического процесса выступает цивилизация (Н.Я. Данилевский).Развитие осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизациилокальны, не имеют общих закономерностей и носят замкнутый характер; их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью.

Идеи Данилевского, получив распространение в России, стали теоретической и идеологической основой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи».

В настоящее время концепции общественного развития являются взаимодополняющими (не только противоречащими друг другу). Например, удачно описывается прошлое, то есть история локальных цивилизаций в рамках цивилизационного подхода, в то время как современные процессы, связанные с глобализацией более адекватно отражает стадиальный подход. Несмотря на усилия ученых, универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана.

Наши рекомендации