Современные философские концепции отношения к природе.
Понятие «природа» используется в философских текстах в разных смыслах:
а) в широком смысле слова природа – это всё сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. Природа – это объективная реальность, существующая до, вне и независимо от человеческого сознания. В этом смысле природа равнозначна понятию «Универсум», «Вселенная»;
б) в узком смысле природа – объект исследования естествознания;
в) в функциональном смысле понятие «природа» используется как совокупность естественных условий существования человеческого обществана планете Земля;
Природа существует в двух основных видах: наряду с естественной (первозданной) выделяют искусственную природу («вторую природу»), созданную человеком в процессе трудовой деятельности.
Естественная природа охватывает: гео- и биосферу, т.е. те материальные системы, которые возникли до и существуют вне и независимо от человека, хотя и могут стать объектами его деятельности. Искусственная среда обитания является результатом деятельности человека и используется для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизнедеятельности. Эта «вторая природа» включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, но и живые организмы, созданные при помощи искусственного отбора или генной инженерии.
Природа выступает также объектом духовного творчества, духовного «освоения» мира: Природа здесь универсальна и беспредельна: это и аспект философского осмысления бытия человека, и объект научного познания, направленного на изучение окружающей среды и её законов, и предмет эстетического освоения.
Человеческое общество – фрагмент природного бытия, особая форма природы (бытие части природы в определенном времени и пространстве); определённое природное образование, один из высших этапов бесконечной эволюции природного бытия.
Эволюция отношения человека к природе
Отношение человека к природе было различным в разные исторические времена.
1. На заре цивилизации человек полностью подчинялся природе: он признавал господство природы над собой, довольствовался в своей жизни в основном естественными благами, стремился найти гармонию в отношениях с природой, чтобы наилучшим образом приспособиться к ней. Так, древнекитайская философия исходила из принципа "у-вэй" ("недеяние"), который предписывал человеку как можно меньше вмешиваться в природные процессы.
2. В античностичеловек и природа мыслились как единое целое. Идеал общества – стремление жить в согласии с природой. В античной Греции природа имела особую ценность и была для человека объектом изучения и подражания (а не практического преобразования). Философы Сократ, Платон воспринимали природу как часть бытия, живое космическое целое, эстетически прекрасное образование, результат целесообразной деятельности Богов, подчеркивали превосходство природы над человеком, а её «творения» считались эталоном совершенства. Идеал человеческой жизни мыслился ими только в гармонии с природой.
3. В эпоху Средневековья отношение человека к природе меняется. В средневековой христианской философии утверждался приоритет Бога как Творца всего сущего и ущербность природы. Согласно Священному писанию, человек ― как высшее творение Бога ― является господином и хозяином природы и поэтому волен распоряжаться ею по своему разумению. Так в европейском мышлении постепенно возникает и укрепляется идея господства человека над природой.
4. В эпоху Возрождения мыслители, возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дали им новое объяснение. Бог и природа не противопоставляются, а наоборот, сближаются (Джордано Бруно, Николай Кузанский). Пантеизм ― отождествление Бога и мира, Бога и природы. В качестве чувственно эстетического идеала философы Возрождения выдвинули лозунг «Назад к природе» (в эпоху Просвещения лозунг использовался в политической философии Жана-Жака Руссо, а сегодня современными «зелёными», борющимися за сохранение окружающей среды).
5. В Новое время ― в эпоху промышленного производства ― природа воспринимается человеком как безразмерная кладовая ресурсов: ему лишь остается познать ее объективные законы с тем, чтобы преобразовывать природу в соответствии со своими потребностями и интересами. Природа превращается в сферу активной практической деятельности человека (признаётся его «мастерской»), масштабы которой постоянно растут. Однако недостаточно высокий уровень развития науки в сочетании с установками на овладение энергетическими источниками привели к хищническому ограблению природы. Производственная деятельность привела человека к огромным успехам в науке технике, но она же породила и многие проблемы, в первую очередь, ― экологические.
6. В XX в. все больше заявляет о себе идея равенства человека и природы, необходимости своеобразного диалога между ними. Такой диалог должен происходить в двух формах: теоретической ― научного познания природы с целью все более глубокого овладения ее законами, и практической ― деятельности по использованию природы и одновременно ее сохранению и развитию. В итоге должно быть найдено такое соотношение, которое учитывало бы интересы и тенденции развития и человека, и природы. В современной науке для обозначения этих целей используется понятие коэволюции, обозначающее процесс совместного развития биосферы и человеческого общества.