Особенности марксистской философии
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине XX вв. В ряде стран (СССР, соцстраны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Карл Маркс, ставший основателем марксистской философии,материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:средства производства; отчуждение; прибавочная стоимость; эксплуатация человека человеком.
Средства производства- уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".
Отчуждение отражает процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда в ходе эволюции капитализма. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качественаемной рабочей силы за заработную плату.
Прибавочная стоимость- стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.
Эксплуатация человека. Выход из существующего положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:будет ликвидирована частная собственность на средства производства; будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц; частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной); произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.
В основудиалектического материализмаМаркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
сознание понимается не как самостоятельная сущность, а каксвойство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность, он – отчужденная сущность человека; однако только лишь теоретической критики религии не достаточно, т.к. в основе этой формы отчуждения лежитотчуждение экономическое, порожденное капиталистической формой труда, преодоление которого возможно только практически, то есть преобразованием общественного устройства;
материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
важным фактором развития являетсяпрактика- преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
развитие происходит по законам диалектики -единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории, сформулированное в его концепции в разделеисторический материализм.Основоположниками марксизма она разрабатывалась 50 лет – с середины 40-х по середину 90-х гг., наполняясь все новым и новым содержанием. Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: "Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих" (1846 г.) и еще ярче: "Люди – и авторы, и актеры собственной драмы" (1847 г.). Концептуальное изложение своих взглядов Маркс дал в 1859 г. в Предисловии к "Критике политической экономики", введя целый рядфилософско-социологичекихпонятий ("производственные силы", "производственные отношения", "базис", "надстройка", "социальная революция" и др.), резюмируя сделанное им открытие так: "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Суть концепцииисторического материализма в следующем:
на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего,основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций иобщественно-политического строя;
уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества,ход истории.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ:трансцендентальный идеализм; гносеология; этика; агностицизм; «чистый разум»; «вещь-в-себе», «вещь-для-нас»; априорное и апостериорное знание; априорные формы чувственности, априорные формы рассудка, априорные формы разума; антиномии; практический разум, «автономная воля», категорический императив; объективный идеализм, абсолютный идеализм, тождество бытия и мышления, онтология, диалектикадиалектический материализм, исторический материализм; средства производства, отчуждение, прибавочная стоимость, эксплуатация человека человеком; законы диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания).
ПЕРСОНАЛИИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ:И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Глава 18, 19, 21. //Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное по-собие
2. Немецкая классическая философия. // История философии в кратком изложении
3. Философия Нового времени: наукоцентризм, ч. 3–5. // Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов)
4. Немецкая классическая философия. Марксистская философия // Лавриненко В.Н. Философия: учебник