Терапия творческим самовыражением

- клинический, непсихоаналитически ориентированный

психотерапевтический метод лечения людей с тягостным

переживанием своей неполноценности, с тревожными и

депрессивными расстройствами, разработанный известным русским

психиатром и психотерапевтом М. Е. Бурно.

В основе Т. т. с. лежат, как кажется, две идеи. Первая

заключается в том, что человек, страдающий психопатологическим

расстройством, может узнать и понять особенность своего

характера, своих расстройств, настроения. Вторая идея,

вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и

слабые стороны своего характера, пациент может творчески

смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает

большое количество позитивной энергии, любое творчество

целебно. Последнее как будто не противоречит положению Фрейда о

сублимации (см. психоанализ), в соответствии с которым

люди искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезнь

в творчество.

Однако кардинальное отличие методики Бурно от западной

психотерапии в том, что Т. т. с., развивая клинические подходы

Эрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении:

каждый характер заложен в человеке врожденно и поэтому

бесполезно и бессмысленно пытаться его менять, с ним бороться.

Т. т. с. строится с учетом особенностей каждого характера, в то

время как западные методики исходят из экзистенциального

единства человеческой личности.

Для того чтобы человек, страдающий, скажем, хронической

депрессией, мог понять особенность своей депрессии,

своего характера, он на групповых занятиях в

"психотерапевтической гостиной" вначале слушает рассказы своих

товарищей о художниках, писателях, композиторах, философах,

пытаясь постепенно проникнуть в основы характерологической

типологии (см. характерология), отличить один характер

от другого, примеривать на себя каждый из проходящих мимо него

в череде занятий характер.

Чаще всего объектом анализа становятся художники, ибо

вербальное знание о них легко подкрепить живой репродукцией,

создавая тем самым стереоскопический образ характера (ср.

принцип дополнительности).

Занятия Т. т. с. проходят в непринужденной обстановке, при

свечах, за чашкой чая, под располагающую к релаксации

классическую музыку. Постепенно пациенты сближаются, часто

становятся друзьями, способными морально поддерживать друг

друга.

В качестве методологического фона в начале занятия часто

демонстрируются две противоположные картины, например синтонный

"Московский дворик" Поленова и аутистичный (см.

аутистическое мышление), полный уходящих в бесконечность

символов живописный шедевр Н. К. Рериха. Противопоставление

реалистического (ср. реализм), синтонного и аутистического

начала, как инь и ян, присутствует в каждом занятии (о

методологической важности противопоставлений см. бинарная

оппозиция, ритм). На этом фоне перед пациентами проходят

синтонные Моцарт и Пушкин, аутисты Бетховен и Шостакович,

эпилептоиды Роден и Эрнст Неизвестный, психастеники Клод Моне и

Чехов, полифонические мозаичные характеры - Гойя, Дали,

Розанов, Достоевский, Булгаков.

В основе каждого занятия лежит вопрос, загадка, поэтому

каждый приход пациента в "психотерапевтическую гостиную" уже

овеян творчеством: нужно определить трудный характер того или

иного человека, понять, какой характер ближе самому себе. В

основе проблемы не обязательно конкретный человек, это может

быть абстрактная проблема - толпа, страх, антисемитизм,

деперсонализация - все это рассматривается с

харахтерологической точки зрения.

Пациент задумывается над тем, что творчество исцеляло

великого человека, помогало ему в его нелегкой жизни, и если Т.

т. с. показана пациенту, он может по своей воле начать жить

творческой жизнью, которая проявляется в самых разнообразных

формах - в переписке с врачом, в придумывании рассказов,

создании картин, фотографировании, даже в коллекционировании

марок.

Когда человек постигает свой характер, ему легче понять

характеры окружающих, он знает, чего можно ожидать или

требовать от того или иного человека, а чего нельзя. Он

включается в социальную жизнь, и болезненные изломы его

собственной души потихоньку смягчаются, вплоть до стойкого

противостояния болезни (компенсации, ремиссии).

В своей научно-философской практике автор словаря применял

методику Т. т. с. при анализе художественного мира персонажей

литературных произведений, каждый из которых обладает

неповторимым душевным складом, во многом зависящим от характера

автора этого произведения. Таким образом, Т. т. с., и без того

имеющая философский и гуманитарно-культурологический уклон

(она, кроме прочего, делает людей образованней и нравственней),

еще становится частью междисциплинарвого исследования

художественного текста и культуры.

Лит.:

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 1989.

Бурно М.Е. Трудный характер и пьянство. - Киев, 1990.

Бурно М.Е. О характерах людей. - М., 1996.

Руднев В.П. Позтика "Грозы" А. Н. Островского // Семиотика

и

информатика, 1995. - М 38.

Руднев В. Введение в прагмасемантику "Винни Пуха" // Винни

Пух и философия обыденного языка. - М., 1996.

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ

- фундаментальное понятие психоанализа и

транеперсональной психологии, разработанное Отто Ранком в

1920-е гг. Ранк считал, что именно с Т. р. надо связывать

главные трудности в развитии характера, а не с детской

сексуальностью, как считал Фрейд (за это Ранк был исключен

Фрейдом из ассоциации психоаналитиков).

По мнению Ранка, главное в психотерапии - чтобы пациент

заново пережил Т. р. При этом он утверждал, что в переживании

Т. р. основным является не чувство физиологической стесненности

(как думал Фрейд, который тоже придавал Т. р. определенное

значение), а тревога (ср. экзистенциализм), связанная с

отделением ребенка от матери, вследствие чего ребенок навсегда

теряет райскую ситуацию внутриутробного существования,

когда все потребности удовлетворяются сами собой без приложения

его усилий.

Ранк рассматривал Т. р. как первопричину того, что разлука

воспринимается человеком как самое болезненное переживание.

Весь период детства Ранк рассматривает как ряд попыток

справиться с Т. р. Детскую сексуальность он интерпретирует как

желание ребенка вернуться в материнское лоно.

Во взрослой сексуальности Т. р., по Ранку, также играет

ключевую роль, ее значение основано на глубоком, упрюляющем

всей психикой желании индивида вернуться к безмятежному

внутриматочному состоянию. Различия между полами в свете этого

он объясняет способностью женщины повторять репродуктивный

процесс в собственном теле и находить свое бессмертие в

деторождении, тогда как для мужчин секс символизирует

смертность, и поэтому его сила лежит во внесексуальной

деятельности.

Анализируя человеческую культуру, Ранк приходит к выводу,

что Т. р. - психологическая сила, лежащая в основе искусства,

религии и истории. Любая форма религии в конечном счете

стремится к воссозданию исходной поддерживающей и защищающей

ситуации симбиотического союза с матерью. Представляя

реальность и одновременно отрицая ее, искусство является

особенно мощным средством психологической адаптации к Т. р.

История человеческих жилищ, начиная с поисков примитивного

крова и кончая сложными архитектурными сооружениями, отражает

инстинктивное воспоминание о матке - тепле, защищающем от

опасности. Использование боевых средств и вооружения также

основано на неукротимом стремлении проложить себе дорогу в

чрево матери.

Суть Т. р. для Ранка в том, что послеродовая ситуация для

ребенка куда менее благоприятна, чем предродовая. Вне матки

ребенок должен столкнуться с нерегулярностью питания,

колебаниями температуры, шумом, с необходимостью самостоятельно

дышать и выводить отработанные вещества.

Американский психолог Станислав Гроф, основатель

транеперсональной психологии, синтезирующей подходы Юнга

(см. аналитическая психология) и Ранка, анализирует

различные фобии, которые возникают у взрослых людей и которые

он связывает с Т. р.

Эта связь наиболее очевидна в страхе закрытого и узкого

пространства - клаустрофобии. Она возникает в ситуациях тесноты

- в лифте, в маленьких комнатах без окон или в подземном

транспорте. Клаустрофобия, считает Гроф, относится к начальной

фазе цикла рождения, когда ребенок ощущает, что весь мир

сжимается, давит и душит.

Патологический страх смерти (танатофобия) имеет корни в

тревоге за жизнь и ощущении неминуемой биологической

катастрофы, сопутствующих рождению.

Женщины, у которых память о перинатальных событиях близка

к порогу бессознательного, могут страдать от фобий

беременности, родов и материнства. Память о внутриутробной

жизни у них ассоциируется с переживанием беременности. С Т. р.

Гроф связывает также нозофобию, патологический страх заболеть,

близкую ипохондрии - беспочвенному иллюзорному убеждению

субъекта в наличии у него тяжелой болезни. По мнению Грофа, к

жалобам таких пациентов следует относиться очень серьезно,

несмотря на отрицательные медицинские заключения. Их телесные

жалобы вполне реальны, но отражают они не медицинскую проблему,

а поверхностную память организма о физиологических трудностях

Т. р.

Страх метро, по Грофу, основан на сходстве между

путешествием в закрытых средствах передвижения и отдельными

стадиями процесса рождения. Наиболее существенные общие черты

этих ситуаций - ощущение закрытости или пойманности, огромные

силы и энергии, приведенные в движение, быстрая смена

переживаний, невозможность контроля над процессом и

потенциальная опасность разрушения. Недостаток контроля Гроф

считает моментом исключительной важности: у пациентов,

страдающих фобией поездов, часто не бывает проблем с вождением

автомобиля, где они могут по своему усмотрению изменить или

остановить движение.

При фобии улиц и открытых пространств (агорафобии) связь с

биологическим рождением проистекает из контраста между

субъективным ощущением замкнутости, зажатости и последующим

огромным расширением пространства. Агорафобия, таким образом,

относится к самому концу процесса рождения, к моменту появления

на свет.

Лит.:

Rank . О. Das Trauma des Geburt und seine Bedeutung fur

Psychoanalyse. - Leipzig. 1929.

Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и

трансценденция в психотерапии. - М., 1992.

Наши рекомендации