Катехизис степени Ученика Египетской Ложи
– Имеешь ли честь принадлежать к числу египетских каменщиков?
– Да, ибо тому обучен, и нет во мне суеверия.
– Откуда ты следуешь?
– С Востока с дальнего.
– Что сподобился ты видеть там?
– Великую силу нашего Основателя.
– Что сие знаменовало?
– Изведание Бога и самого себя познание.
– Что указали тебе делать, прежде, нежели тебе уйти оттуда?
– Указали мне следовать путем двояким: одним – философии естественной, другим – философии сверхъестественной.
– Что сия «естественная философия» значит?
– Супружество Солнца и Луны и семи металлов познание.
– Не указан ли тебе прямой и верный путь к сей философии достижению?
– В семи металлах мое просвещение завершив, рекли мне: «Qui aquescit morte cognoscit artens»[151].
– Смогу ли положиться на соразмерную отвагу твою, дабы работать тебе со светочами, коими ты владеешь?
– Да, однако для сего потребно сердце праведное, справедливое и милостивое, и для того в нем есть нужда, чтоб отринуть побуждения тщетные и всякое любопытство, но усердно трудиться к поруганию греха и ложных упований.
– Достанет ли сих добродетелей, дабы тебе обресть сие наивысшее учение?
– Нимало, однако же достанет их на то, чтоб мне обресть елико возможно более любви и защиты от Всевышнего Бога, да на то их достанет, чтоб быть мне смиренну и почтительну к высшей власти Его. Достанет их и на то, чтоб из веку в век мне на Него уповать и любить Его, не меньше, чем по три часа на день о Нем уединенно помышляя.
– На что надлежит употреблять сии три часа?
– На то, дабы прозревать величие, мудрость и силу Бога; себя с Ним сравнивать во рвении своем да соединять с Ним елико возможно тесно свою телесную и нравственную природу, посредством чего становимся мы способны обрести естественных и сверхъестественных философий постижение.
– Прежде, нежели нам далее разговор вести, спрошу с тебя верное доказательство и знак, коие тому послужат, дабы дать мне уверение, что воистину принадлежишь ты к среде детей превосходной ложи нашей великого Основателя.
– Изволь, однако же мой знак дам тебе не прежде, чем ты мне свой дать изволишь.
Дают знак: наклонившись всем туловищем вперед, голову при этом держать прямо, широко раскрыть глаза и громко произнести: «Элохим!». А ответный знак есть левую ногу в пол упереть, подняться на носок, правую ногу отвести назад, немного приподняв, и склонившись туловищем вперед, обратить лицо вверх; при этом руки развести в стороны крестообразно, правую подняв вверх, повернув ладонью к себе и расставив в стороны прямые пальцы, левой рукой указывать в землю. Взаимно обняться и потом продолжать.
– Коли так, прошу тебя, брат мой, изъясни мне философию естественную.
– С превеликим желанием, но при том условии, однако, что извергнешь ты из души своей все земные и профанные мысли, в любое время тобою из всякого источника почерпнутые, также и от всякого мудреца, будь они жив или мертв, доколе совершенно не будешь в том убежден, что всякий человек, божественность и бессмертие души человеческой отрицающий, есть не только лишь профан, но и того паче – злодей.
– От веку устремяся пламенно к тому, чтоб вызнать про камень философов, не могу утерпеть, ныне чтоб изведать, есть ли такой взаправду или же он сущий вымысел.
– Коли так, заключаю, что ты не понял, что говорил я о бракосочетании Солнца и Луны. Так ли?
– Клянусь в том, и посему, коль скоро сознание мое не вполне ясно для того, чтоб распознать, невзирая на все умопомышления мои, смысл свадьбы их, к твоей помощи и к твоим познаниям взываю.
– Тогда внимай мне далее и понять тщись. Знанием, мне дарованным Основателем нашего Ордена, знаю, что первая Материя была сотворена Богом пред сотворением человека. Также знаю, что человек не был сотворен бессмертным, но поскольку злоупотребил он Божьими дарами, порешил Бог отказать ему в даре сем, но лишь немногих им наделить избранных из рода – pauci sunt electi, [много званых, да] мало избранных. Как все мы знаем, со временем Моисей, Енох, Илия, Давид, Соломон и Царь Тирский, и некоторые другие тебе известные люди возлюблены стали Господом настолько, что Он сообщил им, как познать и наслаждаться Первичной Материей, равно как и сверхъестественной философией.
– Молю тебя, просвети меня елико можно быстрее, какова сия первичная и драгоценная Материя и что сие такое – сверъестественная философия.
– Узнай же, что Первоматерия обретается всегда лишь в руках людей, избранных Богом, и нет нужды, чтобы овладеть ею и владеть вечно, быть великим, праведным или могущественным, но, как уже изъяснял я тебе, лишь избранным и обретающимся под защитою от Бога. Клянусь тебе всем, что должно быть свято и дорого и для тебя тоже, что посредством знания, переданного мне Мастером моим, могу я со всею очевидностью утверждать, будто единая крупица сей драгоценнейшей материи себя сама умножает до беспредельности. Да будут глаза твои и уши открыты. Семь ступеней ведут к усовершенствованию первичной Материи, они семи цветов, и семи явлений надобно добиться для философских операций свершения:
1 – ad sanitem et ad hominis omnes morbos (о здоровье и всех болезнях человеческих),
2 – ad metallorum (о металлах),
3 – омолодить и починить утраченные силы, а также улучшить базовую теплоту и влажность,
4 – смягчить и в жидкость обратить твердые частицы,
5 – возгнать и утвердить мягкие частицы,
6 – сделать невозможное возможным и возможное – невозможным,
7 – создать себе все средства к благосостоянию, всегда осмотрительно и осторожно все операции свершать вплоть до самой последней, всякое слово и действие говорить и творить скрыто и в глубокой тайне.
– Доверие, у меня тобою вызываемое, и на толику малую мне не позволяет усомниться в истине твоей науки, однако прими от чистого сердца и мои малые соображения. Слова твои столь много отличны всего, что другие мыслители писали о философского камня творении, что тяжко мне и уму моему – смутительно, ибо тщусь я примирить речь твою с их словами. Не сомневаюсь в том, что тобою мне данные советы не оставят камня на камне от веры тех сочинителей бредням, но мыслю, что смогу исключение сделать для тех из них, кто пользуется наилучшей славою и кого все современники всегда считали самыми просвещенными и складно пишущими, вроде истинных философов Гермеса Трисмегиста, Василия Валентина, Тревизана, Арнольда из Виллановы, Раймунда Луллия, Космополитов и Филалетов.
– Не токмо ты слаб в познании основ Мастера нашего учения, но и недостало тебе опытности в искусстве нашем, потому и неверие твое мне удивительно, однако же дальнейшие мои рассуждения достанут, чтобы раз и навсегда сие твое противоречие разрешить и определить воззрения твои на сей счет. Никто никогда не владел и никто никогда не овладеет драгоценной материей дотоле, пока не станет посвящен и принят в наше общество. Поелику наиважнейшее и наисуровейшее из всех обязательств, коие ты выучить должен, в том состоит, чтоб исполнять священный долг отнюдь не записывать и никому не раскрывать ни единое из наших таинств. Должен ты теперь понимать, что те сочинители, о коих ты упомянул, не были истинные философы, или же, ежели даже были таковы, то все книги их, все рукописи, от руки писаные или печатные, не были истинные труды философии, но апокрифы да лжи, лишь плоды недоумия творцов их, да пища для доверчивости в них поверивших. И кроме того, подвергни их проверке, а именно повтори со всею аккуратностью все действия, описанные в этих книгах, и посмотри, что получится. Но лучше тебе будет ограничить чувства свои состраданием к простецам и сим доверчивым людям, коие им верят и работают по их книгам, потому что явно они порушат по себе славу и саму жизнь свою, и здоровье, и судьбу, однако же могут они невзначай и твою жизнь разрушить.
– Чтоб мне достичь владения всеми тайнами философии, нужно ли тогда обратиться к истинному философу?
– Да, но и у него ты никогда того не получишь, ежели только Бог к мольбе твоей не снизойдет.
– А что, думаешь ты, потребно, дабы испросить сию милость у Бога?
– Надобно чтить Его, почитать Всевышнюю Власть Его и превыше всего устремиться всею душою на благо и ко счастью ближнего своего, ибо первый долг философа есть благотворение, а поскольку сие есть самое милое дело пред Лицем Предвечного, то нужно к сему прибавить несколько горячих хвалитв Богу за все милости Его, дабы сподвиг Он избранного Своего, дабы открылись ему Арканы Природы.
– Что сии за Арканы Природы?
– Они суть усвоение превосходной философии, естественной и сверхъестественной, о коией я говорил тебе ранее и принципы коией узрел ты воплощенными в эмблемах масонского ордена, на табелях его представленных взору твоему во всех ложах.
– Способно ли обычное масонство составить представление о высших таинствах? В каменщиках тех обретаясь тридцать лет и три года и за продолжительное время все степени их пройдя, не имел ведь я ни малого представления о том, о чем ты мне столь милостиво ныне сообщаешь. Я привык так полагать, что масонство есть толико сообщество людей, с той единой целью собравшихся, дабы себя развлекать, для того сотворив себе во имя большего единства своего причудливые знаки и особые слова. Будь же милостив, сообщи мне по великой мудрости твоей и раскрой мне истинную и верную цель, как ты мне то уже обещал.
– С соизволения и вдохновения Божьего, попытаюсь приподнять для тебя один из уголков занавеса, коли ты меня об этом просишь. Я наставлю тебя о происхождении масонства и дам тебе философское обоснование масонской науки, а закончу, когда вполне ты усвоишь весь смысл наивысоких и мистических целей истинного масонства.
– По доброте своей растишь ты мое знание, и просвещенность твоя оказывает тебе немалую честь. Однако ж почтение мое к тебе того требует, чтобы называл я тебя впредь не братом, но мастером. Прошу тебя, любезный мой мастер, тогда следовать твоей цели и посему начать наставление мое об истоке истинного масонства.
– Истинное масонство в основателях своих числит Еноха и Илию. После того как были они наделены сверхъестественной силой, дарованной им по милости Божией, применили они силу свою и Его милость во благо своим ближним, дабы сим обрести от Бога дозволение и иных смертных наделять знанием о Божиих величии и силе, которою действуя, наделил Он человеков властию над всеми существами, Его престол окружающими. Сие разрешение сделав, создал Он двенадцать мужей, коих назвал Избранными Божьими. Один из них, известный тебе, звался Соломоном. Сей Царь Философ тщился следовать Путями Господними и следовал по стопам первых двоих мужей Избранных – настоящих Мастеров. И составил он сей орден из людей, готовых хранить и распространять высшее знание, им обретенное. Он сделал так, вняв совету остатка Избранных, и они постановили выбрать по двух людей каждый, всего двадцать и четыре сотоварища. Главным у них стал Боаз. Эти двадцать и четыре сотоварища то имели право, чтоб каждому из них избирать еще по трое себе учеников. Итого стало двое высших Вождей, двенадцать Мастеров, Избранных Богом, двадцать и четыре сотоварища и семьдесят и двое учеников, а из последних произошли тамплиеры, а от тамплиеров, в Скотию изгнанных, пошли франкмасоны, коих было сперва тринадцать, потом тридцать и три, и так далее. Таковы происхождение масонства и путь его.
– Сия история не оставляет мне ничего желать, кроме как молить тебя об объяснении церемоний и масонского ритуала. Почему, когда введен я был в ложу в первый раз, завязали мне глаза?
– Дабы ты понял и воспринял, что всяк человек, не владеющий великим знанием, в коием я тебя наставил, слеп и ничего не видит, но ежели мастером у него истинный вольный каменщик, то он оставит тьму и познает истину.
– А зачем связали мне руки?
– Дабы понял ты весь смысл повиновения и власти, коий будет тебе потребен, чтобы все повеления мастера твоего безропотно исполнять.
– Зачем взяли у меня часть одежд моих и все металлы, коие при мне были?
– Дабы сообщить тебе, что всяк человек, настоящим франкмасоном стать желая, также и истинным Избранником, отринуть повинен все почести, богатства и славу, но обресть преимущество сие возможно, не будучи богатым, могущественным или преславным.
– Зачем выданы мне перчатки?
– Дабы знал ты, что истинный масон всегда имеет чистые руки, коие никогда да не запятнает кровию. Помимо того, строго ему воспрещается касаться до первичной материи руками.
– Что значит запон?
– Он наставляет тебя в том, что сие есть первая одежда, соделанная человеком, дабы прикрыть наготу его, когда он утратил невинность.
– Когда ж дойдешь, вдругорядь спрошу тебя, до изъяснения ритуала? Что значит мастерок?
– Две колонны – Яхин и Боаз – суть вовсе не колонны, но по правде, люди, коие алкали познать нашу философию. Соломон не нашел в первом свойств и черт, настоящему масону потребных, и тот был отвергнут и причислен к низшему разряду; но напротив, Боаз, имел столько счастия, чтобы прозреть значение акации, по милости Божьей и по благословению Соломонову, и приступил он не только ко очищению грубого камня от всех неровностей, но даже и стал делать кубический камень, и наконец сделал треугольник, который того более совершен.
– Далее прошу тебя изъяснить мне, ради Бога, что значат все сии преразличные камни; ведаю, без сомнения, что на сей картине грубый камень, кубический камень и треугольный камень изображены, однако все они для меня суть загадочны. Окажи мне милость, дай мне ключ к их пониманию.
– Вот он: акация есть первоматерия, а грубый камень есть меркурианская ее часть; ежели когда сей грубый камень, он же меркурианская часть, очистится от всех нечистот, станет тогда кубическим. Так станется, что когда умертвишь ты мастера посредством первичной материи или посредством кинжала в твоей руке, сей грубый камень станет кубическим, иначе сказать – отцом и матерью, всех металлов. По завершении же дела, когда тело будет предано земле, начнет оно разлагаться, и здесь узришь семь философских переходов, коие суть аллегории семи пролетов лестницы храмова портала, первые пять из них окрашены в первичные цвета, шестой – в черный, а седьмой и последний – в пурпурный, или цвета крови и свежей плоти. Лишь так прибудешь ты к месту поглощения, или свадьбы Солнца и Луны, и так обретешь треугольный камень а также совершенного младенца. Quantuum sufficit, et quantuum appetet[152].
– Однако вовсе не говорил ты доселе про Адонирама, коий, согласно обычному масонству, был убит, и коий воплощается черной лентой и кинжалом в степени Избранника.
– Обычное масонство вводит тебя сим в заблуждение. То не сам Адонирам был убит, но лишь жидкая часть, коия и должна была пасть ударом кинжала. Но заверяю тебя словом своим, летучая его часть и живая и меркурианская часть никогда не могут быть заключены в темницу. Со всем почтением к Адонираму и с намерением убедить тебя в своем полном доверии, в открытости тебе ума моего и в дружеской моей к тебе привязанности, поведаю тебе сию историю. Адонирам был сын рабина Рахама, звали же его Иоаким. Рахам, трудившийся над его полным суеверий умом, дал сыну своему знание нескольких разрядов существ, однако сын его, Богом защищенный и благоволимый, услыхал весть о великой власти, коией владел Соломон как в естественной, так и в сверхъестественной философии. И он оставил север и пошел на юг, где жил великий царь, уповая найти случай и увидеться с ним, и поговорить с ним. И он расположился у дверей храма. Соломон увидел его, спросил, чего он ищет, и тот ответил «Адоная». Тут Царь исполнился вдохновления свыше и возрадовался уважению и поклонению Богу Истинному, явленным сим смертным, коий с почтением говорил священное слово «Адонай», коие есть священное имя Всевышнего. Не только Соломон приветствовал его с милостью и благоволением, но и пригласил его войти в Храм с собою вместе, и там узнал, что человек сей также преумудрен в знании металлов. И узнав сие, Соломон доверил ему знания о первоматерии и изменил имя его с Иоаким на Адонирам, что значит по-арамейски «Сын Бога, Сын Рахама и Работник по Металлам». Адонирам возгордился лестным сим отличием, но не имел достаточно скромности, дабы не сообщить о сем Яхину, с коим тогда поделился знанием своим. А с Яхином работал он совместно, и то был ему работником. Взревновал тогда Яхин о том, что Соломон выделил Адонирама из всех работников, исполнился злобы и отвращения к мастеру своему. Соломон, опасаясь, как бы не вышло из того худо любимцу его Адонираму, порешил, дабы положить конец раздорам и зависти, посвятить его в духовные и сверхъестественные науки: для того дозволил он Адонираму проникнуть в святилище храма и там открыл ему сокровенные таинства священного и совершенного треугольника. Тогда же присвоил он ему имя Боаз, под коим, как ведомо тебе, он платил сотоварищам и ученикам. По завершении храма Соломон отдал ему царство Тирское.
– Как необычно высшее толкование, коие предложил ты известным мне церемониям масонским! Нет для меня теперь ничего более очевидного и более возвышенного. Ныне понял я, что невозможно было в большем пребывать заблуждении по поводу сего наисерьезнейшего и наипочтеннейшего общества, коие масонство есть, куда лишь настоящие масоны допущены, прочие ж лишь самозванцы. Из священнейших и наставительных целей соделали они увеселительную пародию, и из преинтересных истин и намеков – суету и ребячества. Позволь заметить, однако, что тобою мне ныне сообщенное никак не повествует меж тем о Пламенеющей Звезде.
– Сия Звезда есть символ великих таинств, коие состоят в сверхъестественной философии, также она есть еще одно свидетельство слепоты и невежества нынешних простых масонов, потому что, по правде и по учению, должна она быть семиконечной, и ни в какой ложе ты не увидишь ее воплощенной числами 3, 5 и 7, как то быть должно. Кроме того, сии бедные вдовьи дети никогда не обнаружили в ней иного толкования, нежели содержится в средине ее в букве «G», коию они символически толкуют как слово «Геометрия». Вот плоды многих сотен лет, мнимыми их мыслителями и суемудрыми философами в размышлениях и волшебных толкованиях проведенных! А между тем семь ее концов суть семь ангелов, окружающих престол Бога, а буква «G» – то первая буква великого и священного имени Бога – Гегова, то ж Иегова, Адонай и прочие.
– Еще прошу тебя, поведай мне поболее о сих первичных семи ангелах.
– Сии ангелы суть посредственники меж нами и Богом; они суть семь планет, или лучше того сказать – они управляют и направляют сии семь планет. Они суть особливые и явные силы, на каждое из царств оказываемые и потребные для преобразования первоматерии. Бытие семерых первичных ангелов потому столь важно, что чрез них способен человек волю свою оказывать на все прочие существа, и владеть ими.
– Удивление мое лишь взращивает в душе моей устремление обресть наставление, однако ж как возможно человеку сим управлять, дабы повиновались ему существа ангелические?
– Бог создал человека по образу Своему и по подобию Своему. Он совершен во всех делах и творениях Своих, посему сколь долго сохранял человек чистоту и невинность, столь и был наисильнейшим существом в мире, самым великим после единого лишь Бога, потому что дал ему Бог не одно лишь знание промежуточных существ, но дал Он ему и власть управлять ими, и править ими сразу после Себя Самого. Человек же пал тем образом, что неправедно воспользовался он своею великой силой, и вот лишил его Бог сего величия, соделал его смертным и лишил даже общения с небесными существами Своими.
– Исключены ли Избранники Бога из сего великого приговора?
– Да, и они суть единственные души в мире, кому даровал Бог милость пребывать в сем знании, а также вернул все силы, коими наделил Он первого человека.
– Возможно ли всякому доброму человеку и истинному масону, как, скажем, я сам, тем себе польстить, что может он возродиться к новой жизни и причислиться к Избранникам?
– Да, без сомнения, но только лишь если станет в дополнение постоянно упражняться в добродетелях, таких как благотворение и милосердие, а также потребно, чтобы Бог, к твоему поклонению чувствительный, к почтению и подчинению твоим склонный, к твоим ревностным молитвам прислушливый, тебя Сам избрал в число Избранников Своих, наставил тебя и соделал таковым, дабы соответствовал ты сему всевышнему счастью, потому что когда одного из двенадцати Избранников призывают пред очи Всевышнего, то самый добродетельный из двадцати и четырех сотоварищей занимает его место, равно как и мудрейший из семидесяти и двух учеников занимает теперь свободное место сотоварища.
– Дай мне, молю, самое подробное изъяснение естественной философии.
– Для изъяснения сей философии потребно понимание того, что есть в Природе три класса.
Первый класс, рекомый Высшими Существами, изначальными, или прямыми. Второй класс есть существа Приобретенные, или Сообщенные. Третий, низший класс речется существами Мирскими, иначе Тщетными. К первому классу причислен Человек, коий, очистивши физическую и нравственную части свои, достигает возрождения в первичной невинности, и коий по обретении совершенства посредством преславного Имени Божьего становится Его десницею, тем самым подходя к границе, откуда видно высшее и изначальное царственное место его. Тогда постигает он знание всех внутренних свойств и сил Бога, а также и средства, как всякому как дитя невинному человеку пребывать во силе, коию дарует ему сие состояние. Во втором классе зрим мы человека, коий, принеся клятву своему мастеру, обретает милость познания самого себя и высшей силы Бога, однако силы такого человека всегда ограничены, и он не может действовать иначе, нежели по имени своего мастера и по его власти, но неведомы ему основания сей власти. Использование силы, однако, сопряжено с самоочищением посредством упражнения в свойствах правой руки. Лишь со страхом и с оговоркой упомяну я о третьем классе, поскольку сердце мое велит раскрыть тебе сие, между тем как сей воплощен в человеке, одержимом духом алчности, коий после падения своего существа, искал утоления желаний, и алчности, и тщеты посредством применения кощунственной силы, ужасной и запретной.
– Окажи мне честь, объясни, прошу тебя, что имеешь в виду, говоря об очищении человека, а также какими средствами сего достичь возможно?
– Начнем тогда с изучения духовных знаков, призывов к Богу, манеры, как одеваться должно, и методу, коим надо создавать и приуготавливать инструменты искусства, согласно планетарным влияниям, потому что впредь, вместо того, чтобы говорить с тобою о высших планетарных ангелах, стану я говорить имена планет, дабы нам понимать друг друга. Первый инструмент есть тот же мастерок, что зришь ты завсегда в руках масонов, потом циркуль, нож, меч и все прочие потребные орудия. Далее потребно знать, какие дни месяца и часы дня более всего подходят для той или иной планеты. Также будет нужно знать, подходят ли день и час для освящения церемонного покрова. Будет нужно знать, какие молитвы нужно сотворить Богу, как призвать ангелов, как обретать достаточную над самим собою власть, дабы отринуть и порицать разные сомнения и все предметы отвлекающие, коие могут внимание отвратить или запятнать тебя физически или нравственно. Ведя себя в точности по предписаниям сим, сможешь ты совсем совлечь с себя физическую часть и будешь очищен по методе Избранников Божиих, также по свойствам правой руки и с помощью мастера, коиего дарует нам Бог. Тогда лишь, без сомнения, обретешь милость проникновения в святилище Истины.
– Далее прошу тебя, покажи мне методу, как сотворять сии инструменты.
– Дабы сотворить всякий потребный инструмент, нужно будет наблюдать день и час по метроному. И ежели будет нужно, как только инструмент снимут с огня, то погрузи его в кровь нужного зверя, наблюдая тогда же время, ибо всяк из двадцати и четырех часов дня требует другого зверя. Также следует тебе памятовать о том, что по нашей философии все дни и ночи отличны от дней и ночей профанов, потому что мы делим день и ночь на двенадцать равных частей, но различаем их по заходам и восходам солнечным. В любое время года так может статься, что наш первый час начинается в час восхода солнца, а первый час ночи – в час заката. И так меняются с минутами вместе. По сим вычислениям видишь, что часы нашего счисления гораздо длиннее летом, чем зимой, и состоят они из большего или меньшего числа минут. Также помни, что первый час управляется Солнцем, второй – Луной, третий – Марсом, четвертый – Сатурном, пятый – Солнцем[153]и так далее для других. Также нужно знать и соблюдать соприложения небесных кругов, коие составиться повинны согласно расположению четырех четвертей луны и членов трех и трижды трех. Сии таинства каббалистические и совершенные числа суть незаменимые как в должном числе светочи, в святилище расставляемые.
– Почему масоны бесперечь работают с числами три и трижды три и по какой причине ты напоминаешь мне неизменно о том, чтоб употреблять лишь сии числа, коие суть числа срединные, как свечи в святилище?
– Сие тому служит, чтоб напомнить тебе величайшую Истину, величайшее и самое важное учение из всего, что ныне тебе сообщаю. Тебе тому нужно научиться, что человек был создан в три приема и что он состоит из трех разделенных явно частей, нравственной, физической и умственной. И наконец, это чтобы понимал ты, что никогда нельзя ошибаться в философских операциях и надо совершенствовать и их, и себя. Что сделаешь единожды, непременно повтори трижды и трижды по трижды.
– Однако чтоб в строгости блюсти все то, что ты снизошел мне поведать, достанет ли мне одному трудиться и так преуспеть?
– Нет, ибо снова здесь потребно, чтоб просвещенный руководитель, или мастер начального искусства, наставлял тебя во всей полноте и со всем совершенством во всех сих делах, что еще не успел изъяснить тебе.
– По каким знакам узнаю я истинного мастера начального искусства?
– По честности, исполнению его замыслов и по терпению. По чистоте его надлежит выделять в том, как он себя ведет, и в прошлом, и в будущем. По исполнению дел его – в успехе выделишь и манере работать, ежели призывает он лишь Бога и семерых изначальных ангелов себе в помощь, николико не снисходя к суеверным взглядам или же служению идольскому. По терпению также узнаешь его, ибо никакой смертный не достигает того, что получить или вызнать желает, без терпения.
– Дай же мне дальнейшее наставление в том, что испытал я или что сообщили мне ранее.
– Знай же, что все, кто избран Богом, могут наделены стать силою, дабы им обретать истинные таинства, коие изъяснит им Пентагон, начертанный на бумаге Искусства.
– Что подразумеваешь ты под бумагой Искусства?
– Она есть то, что служит Избранникам для всех их трудов и предприятий. Она же есть тройственного рода: и всё сие философы именуют бумагою. Одна есть это шкура едва рожденного агнца, очищенного священными церемониями под сенью священного покрова в день и час Солнца. Вторая есть сорочка, или рубашка ребенка, рожденного еврейкой, также очищенная священными церемониями под священным покровом. Третья есть обыкновенная бумага, но благословленная по велению мастера в нужный час нужного дня Солнца, на коией изображены знаки масонства правой руки. Обретя от Избранника Божиего волшебный Пентагон, тем завершишь всё предписанное божественным обрядом и подтвердишь клятву, коию дашь Богу пред лицем своего досточтимого мастера.
– Могу ли принять сие предначертание без зазрения совести?
– Непременно, ибо клятва сия состоит лишь в обетовании поклоняться Богу, почитать своего правителя и любить ближнего. Ты также принесешь клятву пред мастером своим – повиноваться ему беспрекословно, никогда не пересекать границы, запретной для тебя, никогда не требовать для себя познания тех или иных вещей из единого к ним любопытства, наконец, ничего не делать кроме как во славу Божию и во благо ближних своих. В подтверждение всех сих основ станешь ты, посредством призывов в назначенные день и час с силою, коией наделит тебя твой мастер, достигать высшего исполнения всех устремлений твоих. Памятуй вечно, однако, что, несмотря на то, что обрел ты удовлетворение в том, чего столь давно вожделел, не только лишь утратишь безвозвратно всю силу свою, но вместо того, чтобы возвыситься к высшей и более совершенной степени, даже и впадешь в ничтожество, несовершенство и поругание.
– Смогу ли я снова уповать тогда вернуть себе великую силу?
– Да, и сможешь сравняться со своим мастером.
– Но как?
– С радостию, мудростию, примерным поведением и совершенной верностью своим предприятиям.
– Заверши мое понимание и скажи мне, в чем состоит предрассудочный договор?
– Сын мой, всякий человек, влекомый злыми началами и в то же время уповающий обресть сверхъестественное знание, упадает из царствия защиты Господней и познания Истины Его, и сим погружается во бездну, пороча себя. Тем он кончит, что приведет себя на грань подписания своей кровью порочного акта, коий заключит с промежуточными низшими духами, сим себя сам проклиная вовеки.
– Будет ли тогда неосмотрительно спрашивать тебя о том, как подробно творить начальные операции, коие зрел ты исполненными великим Мастером-Основателем?
– Сие есть всё, чему ты будешь способен обучаться после того, что ныне имело быть при моем присутствии. Я зрел приуготовления, очищение людей на разных стадиях, начало призыва их к Богу, пока они были в масонском святилище, и наконец облачение кандидата в хламиду. Потом, взяв атрибуты в правую руку, он достиг конца работы в воплощении тех лиц, о коих говорил я тебе ранее. Также могу тебе помочь в другом твоем желании, и с огромною радостью, потому что сие доказало и мне, и братьям, здесь собравшимся, коие засвидетельствуют, подобно мне самому, сии великие вещи. Ныне призываю тебя именем предвечного Бога верить, что все мной тебе сообщенное в сем таинственном катехизисе есть совершенная и абсолютная правда.
Степень Сотоварища
Убранство ложи
Ложа должна быть обтянута белыми, небесно-голубыми и золотыми занавесями. Престол Досточтимого Мастера приподнят на пять ступеней от пола и установлен на подиуме, покрытом материей тех же цветов.
Алтарь установлен перед престолом Мастера, на нем располагаются две покрытые крышками хрустальные вазы, одна с золотыми листьями, другая – с красным вином. Рядом с ними лежит хрустальная ложка.
Над престолом привешена Пламенеющая Звезда о семи лучах: в ее центре по-древнееврейски золотом начертано Имя Господне, а на каждом из лучей – по имени одного из семерых ангелов.
В центре зала собраний напротив престола Мастера на полу начерчен круг диаметром два метра.
Кандидат должен быть облачен в перчатки, отороченные голубой лентой, и перевязь через грудь из голубой муаровой ленты шириной со столу Мастера. Перевязью кандидата подпоясывают по груди и подмышками, ее концы должны свисать с левой стороны.
Табель степени
В центре табели изображено большое сердце, внутри которого изображен Храм. Над сердцем, справа и слева от него, расположены Солнце и Луна, изливающие на сердце свои лучи.
Ниже сердца на табели изображен Мастер, сражающийся с Меркурием, в чье сердце он вонзил свой меч. Справа от Мастера изображены Грубый, Кубический и Треугольный камни, а также мастерок. Слева от Меркурия изображен пригорок, на котором лежат кадуцей, кинжал и умерщвленный змей. Табель освещен двенадцатью свечами, расположенными по три по его четырем сторонам.
Досточтимый Мастер
Кроме Досточтимого Мастера, в ложе постоянно присутствует Заместитель Досточтимого Мастера, или его помощник при работах в Срединной Палате, который должен быть облачен в тиару и столу, нагрудную ленту, ризу, белые туфли и подпоясан мечом.
Мастера Срединной Палаты не обязаны помогать в проведении ритуалов, однако не менее двоих особо назначенных распорядителей необходимы для того, чтобы воздавать должные почести Досточтимому Мастеру и его Заместителю. Они должны быть при всех своих регалиях и вооружены мечами.
Камера Размышления
Это помещение должно быть обтянуто темной материей и нести на себе отпечаток горя и мрачности. На табели, занимающем заднюю стену Камеры Размышления, должна быть изображена Мудрость в образе Минервы, сопровождаемой молодым человеком в облачении Ученика. Одной рукой она указывает ему на груду сокровищ, которые ему надлежит отвергнуть, а другой рукой – на расположенный в отдалении Храм, возведенный во Имя Предвечного. К Храму ведет извилистая дорога, усеянная кандалами и другими атрибутами унижения и разнообразных кар. Также на дороге изображены три отвратительные Фурии, угрожающие Ученику и гневно на него смотрящие. В нижней части табели начертан девиз: «Удача сопутствует отважным».
По истечении трех лет обучения Ученик, облаченный в хламиду длиной до пола, должен предстать перед Досточтимым Мастером и передать ему патент, выданный ему ранее Досточтимым Мастером ложи Учеников.
Кандидата помещают в Камеру Размышления на полчаса, в течение которых он должен в молчании размышлять над символами, которые видит перед собой. Затем к нему входит Оратор, который помогает ему в постижении истинной сути Бога и самого себя, а также взаимоотношений меж Богом и человеком. Он говорит кандидату, что если бы не Мудрость, дарованная человеку по неизрекаемой милости Господней в качестве проводника по этой жизни, никогда бы не обрел человек истинного пути, ведущего в Вечность, но вскоре оставил бы попытки найти его и устремился бы прямо к своей погибели, ибо на пути был бы встречен Фуриями, вечно воюющими с Истиною и Благом, которые столкнули бы его во Тьму и Ничтожество. Затем Оратор всеми средствами побуждает Ученика помыслить о своем решении приступить к работам в ложе Сотоварищей, о своем прошлом, настоящем и будущем, а также обращает его внимание на девиз, начертанный на табели, и предлагает ему подробное объяснение изображенных там символов.
Затем Оратор возвращается в ложу, представляет кандидата, сообщает свое мнение о нем и ждет одобрения ложи и Мастера. По получении одобрения ложи Инспектор отправляется к кандидату, распускает ему волосы, отнимает у него все металлические предметы, а затем Инспектор и Оратор вместе берут кандидата за руки и подводят к дверям зала собраний, в которые Инспектор стучит пять раз. Потом Мастер спросит, кто стучит, и Инспектор ответит, что это Ученик, избывший три года своего учения и имеющий от Мастера своей ученической ложи патент, который ныне просит у Досточтимого Мастера дозволения быть посвященным в степень Сотоварища. Оратор в это время ждет вместе с кандидатом в преддверии.
Открытие работ
Досточтимый Мастер занимает свое место, воцаряется полная тишина. Запрещено сморкаться и тем более разговаривать.
Затем Мастер встает, и вместе с ним встают все присутствующие. В правой руке у Мастера меч. Он должен сказать:
– К порядку, братия! Во Имя Всевышнего Бога ныне откроем сию ложу, по ритуалу и по Конституции преславного Основателя нашего – G. C.!
Остальные братья склоняют головы. Затем Мастер спускается с престола, поворачивается к Имени Господнему, начертанному в центре Пламенеющей Звезды, становится на колени, кланяется вместе со всеми присутствующими и возносит молитву, в особенности прося у Бога мудрости, силы и могущества. Все присутствующие произносят про себя гимн «Veni Creator[154]». Затем Мастер встает и возвращается на свое место. В полном молчании все садятся.
Инспектор открывает дверь, берет кандидата, ожидавшего в преддверии, за левую руку, вкладывает ему в правую руку зажженную свечу, ведет его по залу собраний и ставит напротив престола Мастера в центр изображенного на полу круга. Мастер говорит:
– Сын мой, три года спустя после начала трудов и испытаний твоих, ныне уже вполне готов ты вовсе избавиться от искуса обыденного любопытства человеческого. Известно мне, и в том я убежден нерушимо, что