Личность Калиостро и его связь с масонством
Калиостро был одним из самых известных оригиналов, прославившихся в XVIII в., которые провозглашали себя великими посвященными, обладающими сверхъестественными способностями. Калиостро путешествовал по всей Европе, и в большинстве стран его привечали не только склонные к мистике члены высшей аристократии, но в некоторых случаях даже монархи. Он имел огромное количество поклонников, мнение которых о нем лучше всего выражено в четырех строчках, начертанных под его широко известным портретом работы Гудона, которые переводятся следующим образом:
Вот друг человечества, человек исключительных свойств,
Каждый день он приходит на помощь страдающим людям,
Продлевая им жизнь и исцеляя болезни,
Его единственное вознаграждение – любовь к творению блага.
У него было немало врагов, которые наблюдали за ним и обличали как опасного шарлатана и мошенника, обманывающего чересчур доверчивых людей и извлекающего материальную выгоду любыми мыслимыми способами. Согласно результатам расследований этих врагов, Калиостро на протяжении всей богатой на приключения жизни привлекался к ответственности за множество преступлений, но всегда его выпускали на волю, вплоть до того момента, когда в конце концов в 1791 г. смертный приговор, впоследствии замененный на пожизненное заключение, был вынесен ему Римской инквизицией за одно-единственное преступление, которое инквизиция объявила совершенно доказанным и которое Калиостро не отрицал, – за то, что он был масоном.
Вопрос, кем был на самом деле человек, всем известный под именем графа Калиостро, едва ли может считаться совершенно выясненным даже сейчас.
Очевидно, что имя графа де Калиостро и испанское происхождение лица, известного под этим именем, были изобретены им самим, как он сам признавался своим друзьям в Курляндии[13]и позже публично заявлял во время известного дела об алмазном ожерелье в Париже в своем «Письме к английскому народу»[14]. Считается, что он впервые воспользовался этим именем в 1776 г., когда находился в Лондоне[15]. Каковы же были его настоящее имя и происхождение? Когда его обязали ответить на этот вопрос во время известного суда по делу об алмазном ожерелье (1785), он заявил, что не в состоянии сказать ничего достоверного как относительно места своего рождения, так и относительно имени и общественного положения своих родителей, и начал повествование о своей жизни с описания ранней юности, которую, по его словам, провел в Медине, что в Аравии, где жил под именем Ахарат вместе с мудрым и очень образованным учителем Альтотасом. Но вообще говоря, высказывания Калиостро о самом себе[16]были настолько фантастическими и абсурдными, что нет никаких оснований верить здесь хотя бы чему-то, и вопрос о его подлинной личности стал источником необоснованных домыслов.
Многочисленные догадки о национальности Калиостро были тщательно собраны У. Р.Х. Траубриджем, который в своей книге «Блеск и нищета магистра магии»[17]пишет: «Одни считали его испанцем, другие – евреем, итальянцем, хорватом[18]или даже арабом. Все попытки установить его национальность по произношению провалились. Барон Гримм был уверен, что он говорил с испанским акцентом , другие были точно так же уверены, что он говорил с сицилийским акцентом или как неаполитанский лаццарони[19]. Его недруги заявляли, что он вообще толком не говорит ни на одном из известных языков, но скорее на собственном составном жаргоне, перемешивая обычные слова с каббалистической тарабащиной». Биограф Калиостро от инквизиции, который был одним из его судей в Риме в ходе последнего процесса, убежден, что Калиостро «использовал сицилийский диалект, изуродованный большим количеством фраз иностранной идиоматики, которые в совокупности сформировали почти израилитский жаргон»[20]. Другие свидетельства гласят, что он, в основном, общался по-французски, и на этом языке разговаривал свободно, хотя и с сильным итальянским акцентом, из чего делали вывод, что итальянский язык был ему родным, между тем как некто беседовавший с Калиостро на португальском языке пришел к твердому убеждению, что его родным языком был португальский[21].
Относительно социального слоя, из которого происходил Калиостро, существует такое же множество версий, как и по поводу его национальности. Все разнообразные и иногда вполне фантастические теории о подлинной личности Калиостро[22]затмевает та, которую выдвинул его самый злейший враг, Шарль Тевено де Моранд (Charles Théveneau de Morande), редактор лондонской французской газеты «Курьер Европы» (Le Courier de l’Europe), который не пожалел усилий для дискредитации Калиостро, когда тот приехал в Лондон после дела с алмазным колье в 1786 г., и в конце концов опубликовал серию сенсационных статей о том, что Калиостро был не кем иным, как Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo), сицилийским самозванцем и мошенником, который родился в Палермо 8 июня 1743 г. и приобрел дурную славу вызывающими и скандальными приключениями в Италии, Испании, Англии и Франции[23]. Сам Калиостро настойчиво опровергал эту версию, выдвигая против нее немало весомых аргументов и публично заявив, что мотивы нападок Моранда являются не чем иным как шантажом, который он уже ранее использовал против других лиц. Калиостро, в свою очередь, пытался дискредитировать Моранда путем разоблачения его прошлого и даже цитировал Вольтера, который выражал его оппоненту свое глубокое презрение[24]. Тем не менее, эта версия была впоследствии (1790) подхвачена Римской инквизицией во время последнего суда над Калиостро и значительно развита и обоснована в книге, напечатанной инквизицией для всеобщего сведения[25], где в предисловии читателя убеждают в том, что отождествление Бальзамо и Калиостро основано на всестороннем дознании и расследовании, проведенных во время судебного разбирательства, и что Инквизиция «скорее предпочла б вечное молчание по этому вопросу, чем сообщила бы теперь о любом обстоятельстве как о факте, не будь он основан на глубочайшей внутренней убежденности»[26]. И действительно, доказательства того, что Калиостро и Бальзамо – это один и тот же человек, кажутся настолько убедительными[27], что принимаются практически всеми. Лишь недавно эта теория была подвергнута серьезной критике некоторыми авторами, например, У. Р.Х. Траубриджем[28]и Марком Хейвеном[29]. Однако в попытке разрушить теорию, что Калиостро был на самом деле Бальзамо, они не выдвигают новой теории взамен данной, и их аргументация, особенно Марка Хейвена, едва ли может быть принята безоговорочно. Но дальнейшая дискуссия о реальной личности Калиостро может увести нас далеко от нашей главной темы. Намного более важным вопросом для раскрытия темы, которой посвящена эта работа, является связь Калиостро с вольным каменщичеством.
Редактор «Courier de l’Europe» заявлял, что точно уверен в том, что Калиостро был посвящен в масоны в Лондоне 12 апреля 1777 г., и даже подробно описал это событие[30]. По де Моранду, материнской ложей Калиостро была ложа «Надежды» (Esperance), которая собиралась в таверне «Голова короля» (King’s Head) на Геррард-стрит в Сохо, и в период, когда прошла инициация, Калиостро называл себя «Жозеф Калиостро, полковник Третьего Бранденбургского полка». Тогда же, сообщает де Моранд, туда были приняты также Пьер Буало (Pierre Boileau), камердинер, граф Рикьярелли (Ricciarelli), музыкант и алхимик семидесяти шести лет, и графиня Калиостро.
Траубридж в своей книге цитирует вышесказанное, и, повторяя утверждение де Моранда, добавляет, что масонский сертификат Калиостро, за который он заплатил пять гиней, находился прежде в знаменитой коллекции автографов, принадлежавшей маркизу де Шатожирону (De Chateaugiron), и что ложа «Esperance» принадлежала ордену Строгого Послушания, которое он описывает как «одно из тайных сообществ, привитых к древу масонства в XVIII веке»[31]. Позже, по данным, добытым Траубриджем, Калиостро был также вхож как законно принятый масон в ложу ордена Строгого Послушания в Гааге[32].
Ф. Т.Б. Клавель[33]утверждает, что Калиостро был принят в масоны в Германии и посвящен во все степени, которыми управляли ложи в этой стране.
Сам Калиостро, отвечая на публичные заявления де Моранда о том, что он получил в ложе «Надежды» в Лондоне масонские степени Ученика, Подмастерья, Мастера и Шотландского Мастера, и что члены этой ложи были преимущественно домашними слугами и мастеровыми, пишет в своем «Письме к народу Англии»[34]следующее:
Мне давно было известно о благоволении англичан к масонству. Приехав на этот Остров, я первейшей своей заботой почитал посещение их лож. Я выяснил названия тех из них, где говорят по-французски. Мне указали ложу «Esperance» как самую регулярную. Этого вполне достаточно для настоящего масона, и мне никогда не приходило в голову наводить справки об общественном положении каждого члена этой ложи. Для того чтобы лучше изучить английский метод, я предложил себя в качестве кандидата. Должен признаться, я совершенно удовлетворен тем, что нашел в ложе «Esperance» отличных масонов, и каким бы ни было положение хороших людей, из которых она состоит, в обществе, я всегда буду гордиться тем, что ношу звание их брата.
По словам биографа инквизиции, Калиостро во время суда в Риме также признался в связи с масонским орденом в Лондоне, который «занят исследованием тайн алхимии, главным образом тайны Философского Камня»[35].
К сожалению, я не нашел никаких прямых доказательств тому, что Калиостро был на самом деле инициирован в ложе «Esperance». Но тот факт, что подробные сведения об этом, изложенные в «Courier de l’Europe», не опровергались в прессе того времени, видится мне косвенным доказательством того, что Калиостро был принят и состоял в ней членом. Пусть факт посвящения Калиостро в масоны остается недоказанным, он, по всей вероятности, был в то время всеми признаваем как вольный каменщик, поскольку свободно посещал масонские ложи по всей Европе, включая Англию, а масонский Конвент, состоявшийся в Париже в 1785 г. по инициативе общества Филалетов, приложил совершенно исключительные усилия, чтобы убедить Калиостро принять участие в этом собрании и помочь найти истину в вопросе происхождения масонских символов, истоков и изначальных целей масонства. Ему неоднократно высылали письменные приглашения и даже отрядили специальную делегацию, но он отказался участвовать в Конвенте на том основании, что только в его лице представлено в Европе единственно подлинное масонство так называемого Египетского устава, и более тут нечего обсуждать[36].
Этот Египетский устав, в котором Калиостро начал работать в Курляндии в 1779 г.[37]и который позднее обрел немалую популярность в некоторых других странах Европы, в частности, во Франции, был, согласно признанию Калиостро Римской инквизиции, обнаружен им в старинном манускрипте авторства человека по имени Джордж Костон (George Coston), который он купил у лондонского букиниста в 1777 г.[38]Но поскольку никто и никогда, кажется, не слышал о таком человеке и его работах, настоящее происхождение этой его масонской системы остается неизвестным. Теоретически Калиостро мог изобрести ее сам. В любом случае, инквизиция нашла описание его системы только в его же собственной рукописи, озаглавленной «Египетское масонство»[39]. После вынесения приговора эту рукопись «вместе с другими книгами, инструментами, символами и т. д. и т. п., имеющими отношение или принадлежность к вышеупомянутой секте», Папа Пий VI приказал публично сжечь[40], что и было должным образом приведено в исполнение палачом на площади Минервы в Риме 4 мая 1791 г.[41]Но краткое изложение системы Калиостро дано в книге, опубликованной инквизицией после суда[42], а подлинные ритуалы восстановлены во французской рукописи, хранящейся в библиотеке Великой ложи Шотландии и опубликованной в серии выпусков официального органа французского мартинизма «L’Initiation» в период с ноября 1906 г. по июнь 1909 г.; они изложены также в предисловии к рукописи, написанном рукой Калиостро и обнаруженном в архивах Египетской ложи «Торжествующая Мудрость» (La Sagesse Triomphante)[43], которая была основана самим Калиостро в Лионе в 1782 г.[44]Согласно этим трем источникам, которые существенно не расходятся между собой[45], система Египетского масонства Калиостро, если вкратце, состоит в следующем.
Калиостро утверждал, что Египетское масонство впервые распостранилось волей Епоха и Илии, но с того времени в значительной степени растеряло свои былые чистоту и величие. Обычное масонство, по его словам, выродилось в сущую буффонаду и совершенно несправедливо исключило женщин из своих таинств. Но Великий Копт, основатель и Великий Мастер подлинного Египетского масонства во всех частях земного шара, научил его, Калиостро, как возродить славу Ордена в Европе и наделить его законными правами и привилегиями оба человеческих пола. В качестве цели этой Египетской системы заявлялось, что она призвана привести своих последователей к совершенству посредством духовного и физического возрождения и вернуть им состояние невинности, которой они были лишены через первородный грех. Мужчинам и женщинам были предписаны отдельные ложи и разные ритуалы, и последние принимались только в так называемые ложи адопции (Loges d’Adoption de la Haute Maconnerie Egyptienne), Великой Мастерицей которых была провозглашена графиня Калиостро. В эти ложи мужчины допускались в качестве посетителей. Кандидат мог исповедовать любую религию, но для вступления были абсолютно необходимы общая вера в существование Бога и бессмертие души. Кандидатам-мужчинам требовалось выполнить дополнительное условие – быть Мастером обычной символической ложи.
В ложах, основанных Калиостро как для мужчин, так и для женщин, работы велись в трех степенях, соответствующих таким же степеням цехового масонства и носящим такие же названия – градусы Ученика, Подмастерья и Мастера, или Мастера внутреннего Ордена. Как и в цеховом масонстве, символы солнца, луны, треугольника, круга, наугольника, циркуля, чисел три, пять и семь, равно как и чертежная доска, молитвы, наставления, лекции, торжественные обязательства, легенды о Царе Соломоне и Царе Хираме Тирском играли важную роль в ритуалах Калиостро. Но кроме этого, в них были введены определенная толика египетской символики и множество элементов алхимии, астрологии, каббалы и магии.
Фактически ритуал третьей степени не очень отличался от сеанса церемониальной магии. На этой степени ложа открывалась «Te Deum» («Тебя, Боже, славим»), молитвой к Иегове, и призванием семерых ангелов, которые повелевают семью планетами и окружают Престол Господен. После этого на первый план выходил Голубь – маленький мальчик или маленькая девочка, одетый в длинную белую мантию с красной каймой и голубыми фестонами. После молитвы и обета верности Голубь трижды одухотворялся дыханием Мастера. Эта церемония должна была ввести Голубя в состояние ясновидения и позволить ему (или ей) служить медиумом между миром духов и физическим миром. В этом состоянии Голубя помещали в особую скинию, или за ширму, и оттуда он отвечал на вопросы Мастера про то, полагают ли духи (семеро ангелов), что кандидат достоин получить наивысшую степень Египетского масонства, или на любые другие вопросы, которые мог задать Мастер. После этого с помошью шпаги в воздухе чертили мистические круги в четырех углах ложи, большую окружность чертили мелом в центре зала собраний, произносили определенные тайные слова, воскуряли ладан, миро, пепел лавра и пепел мирры на Север, Юг, Восток и Запад. После этого кандидата двое Избранных братьев помещали в центр круга. Его заставляли встать на колени и принести клятву. Затем он также трижды одухотворялся Мастером, вокруг шеи ему повязывали красную ленту, и Голубь декламировал пророчество, которое свидетельствовало, что кандидат благословлен семерыми ангелами.
За церемонией посвящения в каждой степени следовала продолжительная лекция. Та из них, которая предназначалась для первой степени, была посвящена Первичной Материи; для второй степени – процессам духовного и физического возрождения, для каждого из которых была даны детальные предписания; а для третьей – образам Розы как символа Первичной Материи, Пентагона (пятиугольника) как символа Великого Делания духовного возрождения и Феникса, воплощающего, что истинный вольный каменщик восстает из пепла и смерть не имеет более власти над ним.
В адоптивных степенях системы Калиостро, куда принимались женщины, что особенно повлияло на успех Калиостро в Курляндии и позже – в Страсбурге, Бордо, Лионе и Париже, ритуал первых двух градусов преимущественно основан на легендах о Царе Соломоне и Царице Савской, а также повествовании о райском Змее-искусителе, воплощавшем гордыню. Во второй степени кандидатка отсекала Змею голову и так обретала обетованную способность общаться с небесными духами. Церемония третьей степени была подобна той, что предназначалась для мужчин.
Такой, в нескольких словах, была система Египетского масонства по Калиостро. Она быстро набрала множество последователей и стала популярна среди высшей аристократии в нескольких европейских странах, несмотря на непривлекательную внешность и вульгарные манеры Великого Мастера. Известно множество описаний внешности Калиостро и его манер, сделанных людьми, которые лично встречались с ним[46], и друзьями, и недругами, и вот как выглядит его примерный портрет, основанный на этих описаниях.
Он был ниже среднего роста, коренастый, с короткой шеей, круглым лицом, темными волосами и смуглым лицом, с круглыми черными живыми и исключительно пронзительными глазами, с широким немного вздернутым носом, полными, красными, почти все время раскрытыми губами, прекрасными зубами, сильными челюстями, полным выдающимся подбородком и маленькими ушами. Его манеры и речь были напыщенными, высокомерными, дерзкими. Он был исполнен самоуверенности и в то же время падок на лесть. Он был чрезвычайно красноречив, даже на тех языках, которыми владел хуже, обладал сильным и звучным голосом. Его выступления, которые были, как правило, очень впечатляющими, так и обычная речь, обычно носили уклончивый аллегорический характер, что делало все его ответы двусмысленными и неясными. Его искусство состояло в изречении расплывчатых сентенций так, чтобы воображение его слушателей могло истолковывать по-своему то, что они не смогли понять. Он был также достаточно расторопен и сметлив, чтобы избегать трудностей, когда ему задавали вопрос, на который он не мог должным образом ответить, или когда на него оказывали давление, чтобы он выполнял свои фантастические обильно раздаваемые обещания[47].
Таким был человек, который внезапно появился в столице Курляндии Митаве в феврале или марте 1779 г.
Калиостро в Курляндии
Существуют очень подробные и интересные мемуары о пребывании Калиостро в Курляндии, написанные Шарлоттой Елизаветой Констанцией фон дер Реке, урожденной графиней фон Медем[48]. Эти мемуары были написаны госпожой фон дер Реке в то самое время, когда Калиостро находился в Курляндии, то есть в 1779 г. Она была принадлежала к числу самых преданных его адептов и учеников. Книга была издана с ее собственными пространными комментариями в 1787 г., то есть 8 лет спустя, когда она совершенно лишилась всех иллюзий. Эти мемуары, а также более поздние комментарии к ним, написаны в очень искренней и чистосердечной манере, и поскольку они не переведены на английский, я изложу здесь свидетельства фон дер Реке настолько полно, насколько позволит время.
Почва для успеха Калиостро в Курляндии была хорошо подготовленной. В высшем обществе Митавы было много энергичных и исполненных энтузиазма масонов. Их лідерами были двое братьев-графов фон Медем (отец и дядя госпожи фон дер Реке), которые занимали очень высокое общественное и служебное положение в Курляндии, а один из них (дядя) был действующим Досточтимым Мастером местной масонской ложи. Оба они глубоко интересовались химией и магией, еще с ранней юности, и когда их приняли в вольные каменщики в Галле в 1741 г., они тесно увязали масонство с занятиями алхимией и Магией и стали изучать эти науки с еще большим рвением[49]. Что касается Калиостро, то оба они уже слышали о нем от немецких масонов, с которыми переписывались. Потому для них не стало сюрпризом, когда этот человек представился им и, предоставив свидетельства, что является испанским полковником графом де Калиостро, заявил, что он он выполняет на Севере важную масонскую миссию по распоряжению Наставников. Ему не только поверили, но и приняли с огромным интересом и почтением, немедленно представили другим видным масонам города, среди которых многие чрезвычайно увлекались магией, и он искусными беседами на мистические темы очаровал всех[50]. Вскоре его самого и прибывшую вместе с ним жену уже принимали как почетных гостей в лучших домах Митавы, и Калиостро, заметив огромный интерес местных дам ко всему мистическому, решил, что самый легкий путь основать организацию Египетского масонства в Курляндии с перспективой внедрения его позднее и в России пролегает через них. Поэтому он ухватился за первую же возможность сообщить госпоже фон дер Реке и другим мистически настроенным дамам, родственницам фон Медемов, что он прибыл в Курляндию со специальным заданием от Наставников (которыми были, как он заявил позднее, не кто иные как пророк Илия и могущественный дух Копта, призванные защищать и во всем помогать Калиостро)[51], чтобы ввести в княжестве Египетскую систему масонства, Великим Мастером которой он и является, а также основать ложу адопции, в члены которой принимаются наравне мужчины и женщины[52]. Он добавил, что приглашает этих дам стать основательницами новой ложи, поскольку чувствует великую дружбу к ним и полагает, что они могут стать достойными членами этого тайного общества, несущего наивысшее блаженство всем, кто ищет Истину с чистым сердцем и стремится приумножить знания во благо всего человечества[53]. Все это чрезвычайно впечатлило дам и польстило им, и они с энтузиазмом восприняли его предложение. Но руководители масонства города, несмотря на их благоволение к Калиостро, выдвинули определенные возражения против реализации этой затеи. Поэтому дамы посоветовали Калиостро отказаться от его идеи, но он горделиво ответил, что никогда еще не брался за что-либо, что не завершил бы, что он просто обязан организовать эту ложу во всем блеске, чтобы его недруги, видя его, стали бы его вернейшими последователями[54]. Вслед за этим он продемонстрировал в присутствии тех, кто выступал против основания ложи, несколько алхимических опытов. Заметив, сколь глубок оказался интерес этих господ к его экспериментам, он пообещал продолжить раскрытие новых и больших тайн в ложе, которую хочет основать, и предложил продемонстрировать свою власть над высшими силами на сеансе магии, который можно было бы организовать на следующий день, если они смогут найти мальчика лет шести ему в помощники. Один из фон Медемов согласился, чтобы его малолетнего сына привлекли к исполнению этой роли, и первый магический сеанс Калиостро, таким образом, состоялся в доме весьма влиятельного лица Курляндии, одного из масонских лидеров, обербургграфа фон дер Ховен. Обстоятельства этого первого опыта излагаются следующим образом[55].
Калиостро налил в левую руку ребенка и на его голову немного жидкости, которую называл Елеем Мудрости, и после чтения нескольких молитв и псалмов, заявил, что в результате проведенного обряда мальчик стал ясновидящим. Далее Калиостро начертил на руке и голове ребенка несколько загадочных символов и приказал безотрывно смотреть на помазанную елеем руку. Перед самым началом сеанса Калиостро спросил графа фон Медем, отца мальчика, так, чтобы мальчик его не слышал, чье видение он хотел бы, чтобы увидел мальчик, на что отец ответил, что предпочел бы, чтобы не напугать мальчика, чтобы тот увидел образы собственных матери и сестры. Приблизительно через 10 минут после заклинания ребенок внезапно воскликнул, что видит мать и сестру. Калиостро спросил его, что делает его сестра, и ребенок ответил: «Она прижимает руку к сердцу, как будто оно болит». Через некоторое время дитя воскликнуло: «Теперь моя сестра целует моего брата, который только что пришел домой». Опыт проходил в доме, стоявшем на расстоянии нескольких кварталов от дома, где жила сестра мальчика, а его брат должен был тогда находиться, по служебной надобности, далеко от Митавы, и его вообще не ждали дома в тот день. Примечательно, что, к удивлению господ, присутствовавших на сеансе, вернувшись в дом графа фон Медема сразу же после сеанса, они обнаружили, что в тот момент, корда мальчик увидел свою сестру прижимающей руку к сердцу, у нее действительно случился сильный сердечный приступ и она почувствовала себя очень плохо, а вскоре после этого брат мальчика неожиданно вернулся домой, и сестра поцеловала его.
Калиостро добился своей цели. Этот магический эксперимент произвел такое сильное впечатление на местную знать, что ее представители начали сами торопить его с открытием ложи адопции в Митаве, прося посвятить их в таинства Египетского масонства. Потому смешанная ложа для мужчин и женщин была открыта вскоре после этого, а именно 29 марта 1779 г., и госпожа фон дер Реке, а также ее тетя и кузина, были должным образом приняты в нее первыми[56]. Ложа рабо тала по калиостровой Египетской системе, краткое описание которой было дано выше. 10 апреля 1779 г., в день, когда первые по времени посвящения члены ложи адопции получили свою последнюю степень, Калиостро, проведя около получаса в одиночестве в закрытой комнате, сообщил графу фон Медем и госпоже фон дер Реке, что только что общался со своими «Наставниками», которые снабдили его дальнейшими инструкциями по работе в Курляндии и открыли ему, что в одном из имений графа фон Медема и госпожи фон дер Реке, а именно в Вильцене, 600 лет назад жил великий Маг. Этот Маг, встретив адептов, которые более склонны были к занятиям черной, а не белой, магией, зарыл в чаще некие важные магические инструменты и записи, а также много золота и серебра. Это бесценное сокровище исключительной важности для всего человечества было все еще там, но его активно искали сторонники черной магии, один из которых[57]уже некоторое время находился в Курляндии именно с этой целью, но пока без успеха, поскольку подчиненные ему злые духи недостаточно сильны. Калиостро завершил это сенсационное откровение выражением надежды, что Великий Архитектор Вселенной благословит его рвение и осчастливит, оказав содействие в поисках сокровищ во благо человечества. В то же время он предостерег своих слушателей, что это предприятие может быть самым опасным в их жизни, потому что все злые духи восстанут и попытаются перетянуть его на свою сторону, чтобы сохранить сокровище для Принципа Зла, тем самым неся невыразимое несчастье всему миру. Поэтому Калиостро попросил своих друзей присоединиться к нему в молитве к Вечному Источнику Добра, который мог бы дать Калиостро необходимую силу противостоять попыткам злах духов и сохранить веру. После этого Калиостро взял лист бумаги и нарисовал на нем план долины, где закопано сокровище, а на словах объяснил, где находится лес, и дал его подробное описание так хорошо, что владелец имения, граф фон Медем, был сильно удивлен, так как был совершенно уверен в том, что Калиостро никогда не видел этого леса и его имения, и никогда не бывал поблизости от Вильцена. Калиостро заметил, что во время его получасового пребывания в соседней комнате в одиночестве, наединя со своими записями, на самом деле духи перенсли его, по воле Великого Копта, в Вильцен, где он расмотрел имение и его окрестности, узнав от духов, охраняющих сокровище, все о нем. Далее Калиостро уверил графа фон Медема в том, что все откопанные сокровища будут дарованы ему, а Калиостро возьмет себе для своих Наставников только документы и инструменты, касающиеся магии[58].
На следующий день в присутствии нескольких избранных лиц Калиостро провел свій второй магический опыт, такой же, как первуй, и с тем же мальчиком в качестве медиума. В этот раз мальчик увидел лес и другого маленького мальчика в нем, который разрыл землю в неком определенном месте и показал медиуму в этой яме много золота, серебра, документов, магических инструментов и ящичек с каким-то красным порошком. Далее, поскольку жена Калиостро тревожилась о своем отце, от которого давно не было никаких вестей, Калиостро заставил юного медиума увидеть образ мужчины в добром здавии и хорошем настроении, чей внешний вид, со слов мальчика, полностью соответствовал виду отцу госпожи Калиостро[59]. Госпожа фон дер Реке, на которую произвел глубокое впечатление рассказ об этом чудесном видении (она не присутствовала на сеансе), попросила Калиостро позволить ей увидеть ее покойного брата, которого она очень любила. На это Калиостро ответил, что у него нет власти над мертвыми и недостаточно сил для того, чтобы вызывать видение у взрослого человека. Однако он пообещал госпоже фон дер Реке, что ее покойный брат придет к ней во сне, и он даже даст ее отцу запечатанный конверт, в котором, как он сказал, будет вопрос, на который ответит сестре в этом сне покойный брат[60]. Но ничего не произошло. Господа фон дер Реке в экзальтации не могла заснуть две ночи, а на третью заснула, но видела только беспокойные и страшные сны. Посреди этой третьей ночи она проснулась вся в поту, с сильным сердцебиением и с такой болью во всех членах, что почти не могла двигаться. На следующее утро ее отец и несколько его друзей пришли увидеться с Калиостро и услышать отчет госпожи фон дер Реке о ее сне. Но госпожи фон дер Реке там не было, а Калиостро сказал, что приказал главным духам, повинующимся ему, подготовить ее той ночью для беседы с покойным братом, но оказалось, что нервная система и общая конституция молодой женщины слишком слабы, чтобы выдержать эту подготовку, и духи сообщили, что она нездорова. В данных обстоятельствах продолжение эксперимента было бы опасным для ее жизни, и он вынужден был прекратить его. Поэтому он потребовал отдать запечатанный конверт, который получил от него отец молодой женщины, и сжег его, не открывая. Видя озабоченность отца и друзей госпожи фон дер Реке ее здоровьем, он предложил одному из господ пойти и проведать ее тотчас же (было примерно девять часов утра), а потом еще раз, в три часа пополудни. В первый раз, сказал он, ее найдут в постели с сильным недомоганием, но уже в три часа она будет сидеть за письменным столом, практически исцелившись, и писать письма. Он сказал, что это ему сообщили его духи, и чтобы проверить правдивость их вести, он попросил присутствующих не говорить госпоже фон дер Реке ничего о его предсказании до того, как будет получено подтверждение. Один из слушателей пунктуально выполнил инструкции Калиостро и был очень удивлен, обнаружив госпожу фон дер Реке оба раза именно в таких обстоятельствах, как предсказал Калиостро[61]. К вечеру госпожа фон дер Реке чувствовала себя достаточно хорошо, чтобы присутствовать, по приглашению Калиостро, на его магическом опыте в доме ее дяди, где собрались несколько членов ложи адопции. Этот опыт продолжительнее и необычнее всех тех, которые он проводил за время пребывания в Курляндии. В своих мемуарах госпожа фон дер Реке описывает этот исключительный сеанс более детально и с большей тщательностью, чем любой другой, и поэтому, чтобы дать ясное представление о характере магических экспериментов Калиостро, я ре шил сделать полный перевод соответствующего отрывка мемуаров[62].
В первую очередь, – пишет госпожа фон дер Реке, – Калиостро спросил у меня крестильные имена господина N. N., которого я знала очень хорошо, и моего покойного брата. Когда я дала ему эти имена, он написал их начальные буквы на листе бумаги и начертил между ними несколько символов, которые были мне не известны. После этого он оставался какое-то время один в соседней комнате, где что-то писал, жег что-то, а потом вышел к нам и попросил нас решить, что должен попросить мальчик[63]у Калиостро, чтобы тот показал ему в соседней комнате. Мать мальчика попросила его, чтобы он предложил Калиостро показать ему тот самый лес, который он видел несколько вечеров назад, или что-то еще. Калиостро поставил мальчика на колени, потер ему голову пеплом бумаги, которую только что сжег, поцеловал его и сказал:
– Дитя! Ты тоже можешь однажды стать великим человеком. Идем, дорогой мальчик, ты увидишь вещи величайшей важности.`После этого он повел мальчика в комнату, где до того писал. В комнате ничего не было, кроме обычной мебели. Лишь две свечи горели на столе моего дяди[64], и между ними лежал лист бумаги, покрытый какими-то символами. Когда дитя зашло в комнату, Калиостро закрыл дверь и приказал мальчику терпеливо ждать до тех пор, пока не возникнут прекрасне ему обещанные видения, и что он не должен ничего бояться, даже если он услышит шум из другой комнаты, потому что это не представляет для него никакой опасности. Мы все сидели перед комнатой кругом напротив запертой двери. Калиостро стоял в центре этой комнаты с обнаженной шпагой в руке. Он посоветовал нам сохранять спокойствие, тишину, серьезность и предаваться созерцанию. Далее он начертил шпагой какие-то символы на двери комнаты, где находился ребенок. После этого он топнул ногой, яростно пнул закрытую дверь, начертил шпагой какие-то символы, произнес несколько имен и слов, которые никто из нас не мог понять, но три слова произносились чаще других – Гелион, Мелион, Тетраграмматон. В середине этого действа моя тетя[65]послала старшего мальчика посмотреть, закрыты ли остальные двери. Калиостро вскричал с внезапым негодованием: «Бога ради, что ты делаешь? Не шумите, не шумите, не двигайтесь. Вы находитесь в величайшей опасности, и я с вами вместе!». Он стал топать с удвоенной силой, кричать ужасно громким голосом какие-то неизвестные слова и имена, делать разные знаки в воздухе и чертить вокруг нас шпагой новый круг. Сам он продолжал стоять в круге, говоря нам об ужасных преднаменованиях и несчастьях, которые постигнут всех нас, если кто-либо из нас двинется или даже шепнет что-то. После этого он продолжил свои заклинания, приказал ребенку, который до этого времени сидел тихо в закрытой комнате, встать на колени, повторять все, что он говорит, и не подниматься до тех пор, пока его не постигнет видение. Затем Калиостро снова топнул ногой, замахал шпагой и спросил ребенка: «Что ты теперь видишь?»
Дитя: – Я вижу красивого маленького мальчика, который разрыл для меня землю в лесу в прошлый раз.
Калиостро: – Хорошо! Попроси мальчика показать тебе господина фон N. N. с цепями на шее, руках и ногах!
Дитя: – Я вижу господина фон N. N. Он выглядит очень несчастным, и его шея, руки и ноги скованы цепями.
Калиостро: – Что ты видишь теперь?
Дитя: – Красивый маленький мальчик затягивает цепь все туже и туже вокруг его шеи.
Калиостро: – Где сейчас находится господин фон N. N.?
Здесь ребенок произнес название имения господина фон N. N., которое находилось в нескольких верстах от города.
Калиостро: – Топни ногой о землю и попроси красивого мальчика заставить исчезнуть господина фон N. N., а вместо него показать тебе покойного брата твоей кузины фон дер Реке.
Дитя: – Брат здесь.
Калиостро: – Как он выглядит, радостным или грустным, во что одет?
Дитя: – Он выглядит довольным и одет в красную форму.
Калиостро: – Скажи ему, что если он слышит мои воззвания, пусть даст знать, сказав «да» или «нет», или каким-нибудь знаком.
Дитя: – Он говорит «да».
Калиостро: – Что он сейчас делает?
Дитя: – Он положил руку на сердце и доброжелательно посмотрел на меня.
Калиостро: – Что ты хочешь сейчас увидеть?
Дитя: – Маленькую девочку, которая похожа на вашу жену и которую мне показали в прошлый раз.
Калиостро: – Что ты видишь теперь?
Дитя: – Здесь маленькая девочка.
Калиостро: – Обними эту девочку, поцелуй ее и попроси показать тебе тот лес.
После этого мы услышали, как мальчик целует видение. Майор фон Корф и мой дядя утверждали, что даже слышали ответный поцелуй видения, но я слышала только один поцелуй.
Дитя: – Я вижу лес и в нем пень дерева.
Калиостро: – Попроси девочку разрыть землю.
Дитя: – Земля раскрылась, и я вижу пять под