Рене или Следствия страстей.
В центре внимания-цивилизован человек, молодой француз,Рене-пессимист с опустошенной душой. Его размышления-основа повести:проблема меланхолии, «болезнь века». Жизнь ему кажется бессмысленной, но драма шире(принадлежит к тому поколению,кот фр рев закрывала все двери).Нет душевного равновесия. «Смутное беспокойство,неудов строем»-душа в постоянной тревоге, тайный инстинкт, ищет чего-то, в сердце «горячая лава».Чем цивилизованней, тем сильнее тайный инстинкт. Противореч его интересов и интересов общества, кот в упадке,забылись патриарахльные нарвы(падение морального уровня,декградация культурного уровня отдельного человека),приходися изворачиваться, чтобы пробиться, подобная роль для Рене постыдна. Отправляется в путешествие к отжившим народам(Рим,Греция),но ничего хорошего там не нашел, возвращается на родину,одинок: «Знакомстов с миром ничему не научило меня». Нет идеала любви,считает себя натурой незаурядной,но жизнь не мила,хочет уйти-вопрос о смерти и самоубийстве разрешается в духе христианской традиции морали. Осуждает как акт возмущения против Бога. Преступная любовь Амели-кара Божья за мысли о самоуб.Дикари вызывают умиление(отголоски Руссо), скоро расстался с иллюзиями.Проблема человек/природа(воинственно и враждебно настроена против чела). Нравы дикарей далеки от гармонии. Ищет покой в природе,кот лишь парализует деятельное начало в Рене.Нить, удержив от самоуб-сестра,кот преступно полюб-крушение идеала семьи. Автор ведет его к религиоз прерожд.Чтобы спасти чела от враждебных сил природы, нужно обуздать страсти и подчинить религии и Богу. Мировоззрение Рене-эволюция как и у самого автора.Эпоха общ упадка.Отказ от теории Руссо, свобода-христианское смирение. Именно отец Обри укрощает Шактаса, но как бы не старались, священники не могут сделать своих прихожан счастливыми.Шактас: «Сдерживай свой хар-р» - способность подавлять свои страсти и инстинкты у христианина, не у дикаря. Отец Суель осуждает идеи индивидуализма. Автобиограф черты в изоб-ии Рене. Своего рода исповедь автора.
Творческий путь Ибсена.
В Гримстаде Ибсен пишет свои первые стихи и свою первую пьесу "Катилина" (1849). В пародийной, гротескной пьеске "Норма, или Любовь политика" (1851) Ибсен разоблачает половинчатость и трусость норвежских оппозиц партий в парламенте - либералов и лидеров крестьянского движения. Творчество Ибсена стоит под знаком норвежской нац романтики(Дания наход в подчинение,цель-утвердить нац самобытность норвеж народа). Обращ к норвежс фольклору.Уже в первой нац-роман пьесе из современной жизни ("Иванова ночь", 1852) Ибсен ирон над восприятием норвежского фольклора: герой пьесы обнаруж, что у феи, в которую он был влюблен, имеется коровий хвост(пародия на идеализацию крестьянства, фольклора).Ибсен обращ к историч прошлому Норвегии, а во второй пол 50-х годов начин воспроиз стиль древней исландской саги с ее скупой и четкой манерой изложения:драма "Воители в Хельгеланде" (1857) и народно-историч драма "Борьба за престол" (1803). В стихотворной пьесе "Комедия любви" (1862) Ибсен язвительно осмеивает всю систему возвышенных романтич иллюзий, считая уже более приемлемым мир трезвой практики. Разочарование в нац романтике связано и с его разочар в норвежских полит силах, противостоящих консервативному пра-ву. Размежевание с индивидуализмом и эстетизмом находит в небольшой поэме "На высотах" (1859), предвосхищающей "Бранда". 2 философски-символич драмы-Бранд,Пер Гюнт,осн проблема-судьба человеч личности в современ обществе. Затем концепция современной действ как мира, характеризующегося радикальным разрывом между видимостью и внутренней сутью, становится определяющей для драматургии Ибсена.Осн принцип-аналитическая композиция."Кукольный дом" (1879), "Привидения" (1881), "Росмерсхольм" (1886). Внутреннее развитие персонажей. Начиная со "Столпов общества", душевный строй гл персонажей обычно становится иным под влиянием событий, происходящих на сцене, и в результатах "заглядывания в прошлое". Утверждая роль сознания в поведении своих героев, Ибсен строит действие своих пьес как неотвратимый процесс, закономерно обусловленный определенными предпосылками(не по воле случая).Цент проблема начиная с "Росмерсхольма" - это проблема тех опасностей, кот таятся в стремлении чела к полному осущ своего призвания(за счет счастья и жизни других людей - и тогда возникает трагический конфликт).