Романтизм как эстетическая система.
Романтизм как эстетическая система.
Идеалистическое мировоззрение, от субъективного идеализма к объективному. порыв к бесконечному. реакция на скептицизм, рационализм Просвещения. Романтики утверждали веру в господство духовного начала в жизни, подчинение материи духу. выражали стремление ко всеобщности явлений, к универсализму. Этот романтический универсализм сказался и в социальном утопизме романтиков, в их утопических мечтах о торжестве идеалов гармонии во всем человеческом обществе. Герой Из объекта приложения внешних сил он становится субъектом, формирующим окружающие обстоятельства. Проблема личности становится для романтиков центральной. Познание мира - это прежде всего самопознание. Природа, любовь - разработка этих проблем была для романтиков путем познания и раскрытия сущности феномена человеческой личности. В решении проблемы «личность и общество» романтики переносили акцент на первый компонент .теория романтической иронии. Романтики расширили арсенал художественных средств искусства. Фр. Рев. Побудила исторический жанр(истоки рев,причины,переосмысление). Историзм романтиков и отмеченные элементы диалектики в их сознании в своем сочетании сосредоточивали внимание на отдельных нациях, на особенностях национальной истории, нац прошлое своей родины.Романт герой не огранич себя только погруженностью в мир своих собственных душ. эмоций. Через их призму он все шире воспринимает окруж мир.
Романтич личности:«романтический энтузиаст»,творческая личность; в «провиденциальной» личности, «человеке судьбы» воплощается романтическое представление о герое; индивидуалист, противостоящий «толпе».1 этап романтизма — этап становления, 2 волна связана с национально-освободительным движением в европейских странах,этап расцвета,3-кризисный, романтизм оттесняется другими жанрами.
Литературные кружки немецкого романтизма
Общественная ситуация в Германии конца XVIII века. Невозможность широкой политической активности ввиду раздробленности страны. Йенская школа(обратились к философии Канта,но у него дуализм,затем к Фихте(наукоучение)— группа деятелей романтического движения, собравшихся в 1796 в университетском городе Йена. Среди них можно выделить таких известных литераторов, как братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Новалис. Они начинают выпускать журнал «Атеней», где формулируют собственную эстетическую программу. Шлегель(Люцинда-экспериментальное произведение, романтический идеал независимой свободной личности, идея полной свободы художника,мы живем в прекраснейшем из миров,свободные отношения). Новалис, допускал возможность поэзии лишенной содержания, истинная поэзия-большая аллегория(Генрих фон Офтердингер,исторический прототип средневековый поэт, ученик Копелана,погоня за голубым цветком-олиц романтизма,показан процесс становления поэта и постижение жизненного идеала, 2 части-ожидание,завершенная, вторая нет, власть поэта над слушателями, 2-исполнение,осн. Идея жизни и смерти,не успел оформить мысль о том, что все есть поэзия).
Гейдельбергская школа романтизма.Главные представители — Ахим фон Арним и его зять Клеменс Брентано+братья Гримм и их последователи. Фольклорные источники, кружок для разрушения антинаполеоновскиз идей, «с Богом за короля и Отечество»,опора на католическую церковь, объединение разрозненных княжеств. Сборник сказок «Чудесный рог мальчика»(Арним и Брентано), братья Грим сделали свои «Детские и семейные». 2 тенденции:1.искусство подчинено религии,2. Поиски собственных источников нац лит-ры. Проблема личности-осн.2 тенденции в худ. Изобр. Чела-человек расковонный, свое худ Я противопост филистеру. В 1809 перемещается в Берлин, там своя группа-Клейст(постановка Разбитый кувшин).
Воззрение кота Мурра.
Писал в период запоя. Связано со старинной немецкой традицией, где персонажи сатирически изображались в виде животных. Перемежение с историй музыканта Крейслера, но у кота есть хронология. Проблема противопоставления восприятия мира: матер. Блага ждля кота и духовные для музыканта. Только музыкант может проникнуть в суть вещей и явлений. Философия мещанина у кота. Мур воспитывается в традициях Руссо. Он образован, но использует знание как средство достижения опред положения в обществе. Сатира, элементы фантастического, философ обобщения,авантюрность.Мурр - это не только антипод Крейслера, но и его пародийный двойник, пародия на романтического героя. Ирония проникает во все линии повествования, определяет характеристику большинства персонажей романа, выступает в органическом сочетании различных своих функций - и художественного приема, и средства острой сатиры, направленной на различные явления общественной жизни. Весь кошачье-собачий мир в романе - сатирическая пародия на сословное общество немецких государств: на «просвещенное»филистерское бюргерство, на студенческие союзы - буршеншафты, на полицию (дворовый пес Ахиллес), на чиновное дворянство (шпицы), на высшую аристократию (пудель Скарамуш, салон левретки Бадины). Мурр - это как бы квинтэссенция филистерства. Он мнит себя выдающейся личностью, ученым, поэтом, философом, а потому летопись своей жизни он ведет «в назидание подающей надежды кошачьей молодежи». Но в действительности Мурр являет собой образец того «гармонического пошляка» , который был так ненавистен романтикам. Примечательна в этом романе и попытка Гофмана представить себе идеал гармонического общественного устройства, в основе которого лежит общее преклонение перед искусством. Это Канцгеймское аббатство, где ищет приюта Крейслер. Оно мало чем походит на настоящий монастырь и скорее напоминает Телемскую обитель Рабле. Однако и сам Гофман сознает нереальную утопичность этой идиллии.
Эстетика Французского Натурализма(1860-1880)
- поздняя стадия развития реализма в литературе конца 19-начала20 века.
- Худ метод, для которого характерно стремление к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений — без обобщений и типизации.
- Философским обоснованием натурализма служили теория эволюции Дарвина, философский позитивизм Конта, эстетические построения Тэна.
- Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в «человеческий документ» о состоянии общества в определённом месте и времени.
- Ключевое отличие натурализма от классического реализма в том, что Многие персонажи — беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследственности, которых двигают по жизни животные инстинкты, удовлетворению которых мешают непреодолимые социально-экономические реалии. Позитивизм — философское учение, определяющее единственным источником истинного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Теория натурализма:
- главная задача — правдивое, точное и всестороннее изображение современной жизни.
- Главный жанр — роман о современной действительности. Нет запретных тем.
- Объективность и безличность искусства.
- Детерминизм — принцип причинной обусловленности психологии и поведения человека.. Влияние Конта испытал И. Тэн, написавший в 1864 г. знаменитую книгу “Английская литература”, во введении к которой была высказана мысль о трех факторах, определяющих развитие литературы: раса, среда и момент .Большое влияние оказал Ипполит Тэн. «Французские философы 19 века», «Критические и исторические опыты»,»Трактат об уме и познании», «Философия искусства». Золя(меданский кружок),братья Гонкур.
Старый мореход Колриджа.
Стремительно разворачивается действие, незаметно для себя читатель воспринимает 2-ой план поэмы-священный план природы. Сюжет взял из записок пирата Шерлока(«Кругосветное путешествие»только одна строчка),замысел Вордсвота, взял из готического романа Монах. Всего 7 частей:1)Вынужден один из юношей выслушать эпический, спокойный рассказ. Корабль моряка унесен штормом к Южному полюсу. Альбатрос-птица добрых предзнаменований. Но старик убивает птицу.2)Товарищи бранят Старого Моряка за то, что он убил птицу, приносящую счастье. туман прояснел, они оправдывают его поступок и тем самым приобщаются к его преступлению.Месть за птицу, снова бранят Старого Моряка.3)корабль, на кот Смерть и Жизнь-в-смерти разыгрывают моряков, Старый Мореход достается последней.4)7 суток, в конце концов благословляет в сердце всех тварей Божьих.5)в трупы вселилась жизнь и корабль идет вперед.6)кара морехода продолжается, товарищи снова трупы.7)корабль идет ко дну, моряк спасает морехода, возмездие-скитание из края в край, своим примером учить любить и почитать любую тварь земную. Явно просматривается философское отн-ие к бытию, счиатет, что сущ 2-ой священный план природы, Бог в каждой частице, коль руку поднимаешь на природу-на Бога. Нет сложных размышлений, на первом плане понятие суеверия(в начале 19 века борьба эпикуреизма(Бога нет, главное-наслаждения,человек не должен быть суеверен) и стоицизма в лит-ре. Сам автор-антиэпикуреец. Простой человек(старый моряк) понимает божественность природы, чувства его отражают пантеистическое воззрение юного Колриджа(Бог=природа). Нет исторической точности, много символов, кот включены в форму простого повест.(характерно для романтической эстетики). Дается исследование истории души, на основе контрастных психологич. Сост-ий. Душевные муки чела, кот раскаивается в содеянном(фр рев). Разрозненные эпизоды создают кольцо сюжета.
Творческий путь Стендаля.
«Охота за счастьем» как главный двигатель всех поступков человека станет постоянным предметом изображения Стендаля-художника. Утверждая эстет равноправие высоких и низких сторон действ, что станет характерным для реализма, Стендаль считает искусство «зеркалом», отражающим «то небесную лазурь, то грязь дорожных луж». Но это зеркало, которое отражает действ не фотографически. Стендаль отстаивает право писателя на выбор ситуаций и персонажей, необходимых для решения авторской задачи, на их обобщение, типизацию, предполагающие свободу творческого воображения, которое, однако, не должно вступать в противоречие с «железными законами реального мира». ; Первостепенную задачу современной литературы Стендаль видит в правдивом и точном изображении человека, его внутреннего мира, диалектики чувств, определяемых физическим и духовным складом личности, сформировавшейся под воздействием среды, воспитания и общественных условий бытия. Пример «математически точного» анализа, строго учитывающего эти факторы, Стендаль дал еще в 1822 г. в трактате «О любви», проследив процесс «кристаллизации» одного из самых сокровенных чувств(красное и черное, любовь Реналь).Своеобразие его творческой индивидуальности сполна раскроется в созданном им типе социально-психологического романа. Первым опытом писателя в этом жанре стал роман «Арманс» (1827), предваривший создание общепризнанных шедевров «Красное и черное», «Люсьен Левен» и «Пармская обитель».
Этапы тв:1)1801-жанр комедии и философско-эстетически проблемы комического(«Врачи, два человека»), жизнь Наполеона;2) с 1814-время ученичества и поиска мировоззрения;процесс становления в Италии(14-25), в Париже(20), эстетические поиски в русле романтизма;3)с 20-х и до конца-искание жанра, находит роман, кот отвечает его творческой индивидуальности-роман о современном человеке(Арманс).
Красное и черное
Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаь, задумал роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. Хроникально-линейная композиция, организуемая биографией героя. Традиции романистов 18 века(Филдинга),сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. «Хроника XIX века» - подзаголовок. Подчеркивая жизненную достоверность изображаемого, он свидетельствует и о расширении объекта исследования. Франция, представ в ее основных соц силах: придвор аристократия (особняк де Ла Моля), провинциальное дворянство (дом де Реналей), высшие и средние слои духовенства (епископ Агдский, аббат Шелан), буржуазия (Вально), мелкие предприниматели (друг г Фуке) и крестьяне (Сорели). В истории соперничества Вально и потомственного дворянина де Реналя Стендаль проецирует генеральную линию соц развития Франции, где на смену старой аристократии приходила набиравшая силу буржуазия. Противореч соед в натуре Жюльена плебейского, революц, независимого и благородного с честолюбивыми устремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления, и составляет основу сложного характера героя. Путь наверх-путь утраты мор качеств.Наполеон, чей пример «породил во Франции безумное и, конечно, злосчастное честолюбие» -высший образец.Начавшись в Верьере с открытия моральной нечистоплотности, корыстолюбия провинц общества, он завершается в придворных сферах Парижа, где Жюльен обнаруживает те же пороки, лишь искусно прикрытые.
Творческий путь Диккенса.
4 этапа:1)34-42-очерки, записки, «Оливер твист», «Лавка древностей», «Николас Никельби»; 2)43-48- «Мартин Чезелвит», «Домби и сын»; 3)49-59- «Крошка Дорит», «Холодный дом», «Коперфильд», «Тяжелые времена»; 4) 60 года- «Большие надежды», «Наш общий друг», «Очерки»: 4 цикла-Рассказ, Наш приход, Картинки натуры, Лондонские типы. Персонажи-мелкие чиновники. Задача-дать зарисовки подлинной науки и нравов. Интерес к соц проблемам, описание нищеты, писатель урбанист. «Посмертные записки Пиквикского клуба»- роман большой дороги сервантовского типа, цель-показать занимательных героев и их приключения,чудаки путешествуют по Англии и наблюдают за жизнью и чел. Природой, комический образ Пиквика-образ Наполеона. Комизм-столкновение наивного Пиквика с реальной жизнью. Его честность-исток бед. Происходит его эволюция, постепенное раскрытие положительных черт. Гл тема- самоценность веселья и радость бытия.
Домби и сын.Преобладает мир простых людей. Персонажи имеют гиперболизирован черты характера.Много от англ.романа 18в. Сам Домбиль отлич холод равнодуш,холод джентельмен.Уверен в собственной значимости,гордыня,беды приведут к нрав преображению.В романах Диккенса всегда есть персонажи, на кот можно положиться.В этом романе-Тутс,безумный добряк,участливый друг,власть денег не затронула. Встречаются портреты литер. современников(можно назвать роман современным). Роман-реализм 19 в.Д 1 предст-ль. Вступил в лит,когда развивалась чартитская оппозиция.Не был сторонником,но взгляды совпадали.Им не нрав,что Д изобр добро и зло абстрактно,надо показ народу как бороться с судьбой.
« МЧ»-сближает власть денег Англ и Амер.Роман сатиричен,тон мрачен.Гг-озлобленный тип,родственники ждут смерти. Писал во время путеш-я в Ам. Внук гг-пример того,как эгоист воспитывается в семье и становится обще-м злом.О воспитании в семье,эгоист для семьи превращается в эгоиста для общества.Д счит,Что Ам -место ,где процветает хищничество и эгоизм.
Надо принимать жизнь,как она есть.Теория Робинзонза-надо сохран спокойствие,какая бы буря не окружала,переделывать понемножку(Скотт,Берк).Соединяет стоическую(антич) и Берка,идеи к-го развиты у Скотта.Проблема нрав-го воскресения-центр-я. Вопрос,кто виноват:чел или общество.Понятие преступления не всегда соответствует тому,что было написано в букве закона.Считал преступниками тех,кто покушался на чел душу.На ранних этапах твор склонялся к реформам, но приходит к мысли,что парламент делает закон,к-й консервирует нех-е порядки.Идти от чел к общ-ву,сначала воспитывать чел.В каждом романе островки добра в мире. Недоговоренность,размышляет,читатель сам должен сделать вывод.
Сущ-ю роль играют прир символы. Свойственен прием амплификации.3 стихии:огонь,вода,воздух.Важную роль играет вода,связана не только с бытием героя,но и предсказывает,что с ним будет.Огонь-мирное пламя как путеводная звезда для персонажей,к-е заблудились,но может приобретать и карающий смысл.Воздух-непрестанное движение,создает хаос.Неестественные явления объяснялись естественными.Сюжетнообразующий фактор-пророчество.Портрет-посредник потустороннего и реального. Вещие сны.
Оливер Твист
Диккенс выражает свое неприятие поправке к закону о бедных, принятый 1834 британским парламентом, в соответствии с кот создавалась сеть работных домов для пожизненного содержания тех, кто остался без крова и средств к сущ. Работный дом-тюрьма, униж достоинство и угнетающая физически тех, кому не посчастливилось попасть туда. Оливера Твиста и его сверстников ждет судьба «смиренного и голодного бедняка, проход свой жизн путь под градом ударов и пощечин,презираемого всеми».Распорядители ведут себя так, словно их благосотс напрямую опред страданием воспитанников. Оливер Твист-романтический бунтарь-одиночка. ,во многом напоминает персонажей Гофмана,кот неожиданно оказ в гуще схватки добра и зла(две извечные антагонистические силы,борющ друг с другом за души людей).Злодеи Фейджин и Сайкс(+Монкс)-люди,утратившие свое человеч «Я» и превратившиеся в зверей(припертый к стенке Ф напоминает «затравленного зверя»,Сайкс напоминает собственного злобного пса).Следуя схеме романан воспитания 18 столетия Диккенс должен был показать удруч влияние преступной среды на формир хар-ра героя,но Д отказ следовать учению Дж Локка(чел формир окруж средой), и ,как моралист,проповед торжество добра над злом, не допускает нрав падения героя. Миру мрачных лондонских улиц противопост мир домашнего уюта(мистер Браунлоу).Своеобразным ответом Д на популярный ньюгейтский роман:байронический герой перешел в криминальную среду. Исследует механизма зла, его воздействия на человека.Повест окрашено мрачным юмором. Короткие главы заполнены многочисл событиями, сост суть жанра приключений.
Новилистика Мериме
Литерат. Деят. Начин в 1820-е годы. В 16 лет вместе с другом Ампером берется за перевод «Песен Оссиана» Д. Макферсона. Еще через 2 года 1-ое произвед- «Кромвель»(остается недовольным и уничтожает). В 1825 «Театр Клары Гасуль»(8 пьес), направленная на разрушение канонов классицизма и утверждение новых принципов искусства. Опубликован сборник как мистификация:авторство было приписано не суще испанской актрисе Кларе Гасуль. Причины:цензура, популярность жанра,склонность к розыгрышу, легче разрушить классицист. правила. Отход от 3 единств, нет пятиактных композиций, нет иерархии жанров (все пьесы названы Кларой Гасуль комедиями);были написаны прозой; динамика действия, сюжеты опред не игрою случая, а столкн чел судеб или чувств, что придало им драм напряженность. Стремился к объективности. «Испанцы в Дании» соед элементы историч трагедии и мелодрамы. «Комедия в трех днях», объясняет, что комедией называет всякое драм произвед. Нет единства времени и места(как и в испанской драме). Все пьесы предваряются эпиграфами из Лопе де Вега, Сервантеса, Кальдерона и сопровождаются автор комментами, поясн некоторые историч факты. Выразительный прием-обращение актера к публике. Затем пишет сборник «Гюзла»-сборник лири песен,фольклорное искусство, в кот ищет воплощение нац хар-ра и историч судьбы народа, его стремления к свободе. Снова возвращ к драме,пишет пьесу «Жакерия»(соед два начала-эпическое и нравоописательное)-нац сюжет, доказ, что восстание не бессмысленный бунт, а необходимость, лаконизм, скупость в обрисовке персонажей(полемика со Скотом). Быстрая смена мест, нет деления на акты.
Творческий путь Флобера.
Обращается к роман жанру исповедальной прозы-1838 «Записки безумца». Псих повест лишено отчетливого сюжета, посвящено душ страданиям молодого чела, кот с отвращением смотри на низкую и пошлую действительность. Вторая повесть - «Ноябрь» посвящена роман любви, пронизана лиризмом и острой печалью из-за несоответствия юнош идеалов уродливой реальности. В 1845 создает первый роман- «Воспитание чувств». Цент проблема-выбор человеком жизн пути. Опис судьбу 2 разных молодых людей, обращ к процессу формир личности в эгоистическом и мещанском мире(удачливый в любви Анри делает карьеру, опускаясь в нрав плане/Жюль,пережив несчастную любовь, к мысли-истинная ценность есть самосоверш и творчество). «Искушение святого Антония» напис в жанре мистерии или символической драмы. Действие развивается в двух планах(реальном/субъективном). Флобер хочет проникнуть во внут мир чела, кот сознательно отрекся от всего земного, но не обрел покоя, т. к. ему приходится бороться с искушениями. Ориентируясь на учение Спинозы, приходит к убеждению, что гл цель в жизни для мыслящего чела-познание истины,ибо мироздание едино. Творчество для Ф-высший вид чел деятельности.В конце 40-х возникает замысел романа-1856 «Госпожа Бовари».. В конце 50-х появ идея создать историч роман- «Саламбо». Интересует не политика, а психология. Люди древности-»естественные», близкие к природе существа(единство физиологии и психологии). Много замыслов у Флобера, в 1864 обращ к раннемо произвед- «Воспитание чувств», связан с ранним не сюжетом, а идеей. История жизни молодого человека, приводящая к утрате идеалов и иллюзий юности.Бессмысленная суета вокруг карьеры и богатства. Согласно взглядам Флобера на историю,никакие рев не могут изменить того факта, что историч процесс-всего лишь «движение без развития», бег по замкнутому кругу. Сцены рев 1848 г-кровавый хаос. Непривычный тип романа, изобразил монотонную,серую повседневность.Единст пьеса,поставл в театре- «Кандидат»,полит комедия. Осмеивает борьбу партий, честолюб провинц буржуа,саму процедуру выборов.
Госпожа Бовари
«Буржуазный сюжет» флоберовского романа основан на банальной коллизии: жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником, затем со вторым, коварный ростовщик, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде. Несложное взаимодействие этих фигур приводит к драматической развязке. Гл внимание автора сосредоточено на душевной жизни и судьбе Эммы Бовари. Героиня вызывает и иронию,и сочувствие. Погруженная в трясину обывательского бытия, Эмма стремится вырваться из нее. Вырваться силой любви - единственного чувства, которое (в воображении героини) может поднять ее над опостылевшим серым миром. «Извращенность» натуры Эммы - результат «романтического» воспитания. Модные романы (их остро пародирует Флобер) и воспитали чувства Эммы, определив ее стремления и пристрастия. Романтические штампы обрели для нее статус критериев истинной любви и красоты. Крушение романтических иллюзий началось буквально с первых дней замужества. Мучительная смерть от мышьяка, описанная в подчеркнуто сниженных тонах; непристойная песенка слепого нищего за окном, под звуки которой уходит из жизни Эмма; нелепый спор, затеянный у гроба покойной.Омэ не просто типичный буржуа-обыватель, приобретает символич значение. Приспосабливается к любой обстановке.Гл средство его харак-ки-речь. В течение многих лет Флобер работал над «Лексиконом прописных истин», представляющим своеобразную «апологию человеческой низости во всех ее проявлениях, от начала и до конца ироническую». Именно таков лексикон Омэ.
Автор отказ от расстановки смысловых акцентов:основной сюжет-судьба Эммы-помешен «внутрь» биографии другого героя,Шарля Б,на фоне спокойной жизни кот разворачивается трагедия его жены. Принцип «безличности», читатель сам должен делать выводы. Чередование возвышенного и приземленного создает ирон подтекст лир диалога(люб объяснение Эммы и Родольфа-выкрики с площади). Правительство затеяло против Флобера судебный процесс за «нанесении тяжкого ущерба общественной морали и добрым нравам».
Творческий путь Гюго
В ранней поэзии Гюго использует традиц классиц жанр оды; по полит взглядам он роялист, приверженец «законной» монархии Бурбонов. Влияние Шатобреана.(монархист-католицизм=ранние взгляды).В первых поэтических сборниках — «Оды разные стихотворения» (1822) и «Новые оды» (1824) — Гюго прославляет монархию. В литературе он считает себя консерватором, но уже в «Новых одах» расшир темат диапазон, в стих-ях усил лир начало, обогащ поэт словарь. Реформа стихосложения(обычно писали александровской строкой), поэзия как и проза дидактична, избегает новаторские приемы, использ аллитерацию(редко), украшает архаизмами. Неоднозначная реакция(Стендаль «ни единой крупицы мысли»).С середины 20-х годов измен полит воззрения Гюго.Наполеон теперь воспевается наряду с Карлом Великим как символ национальной гордости. Поворот от прежнего идеала «короля милостью Божьей» к более либер полит взглядам. Сборник «Восточные мотивы»-полное освобождение от канонов классицизма. Июльская рев вызвала одобрение-проявление историч закономерности.В 20-е годы задумывает историч роман в духе Вальтера Скотта- «Ган Исландец»(восстание рабочик, выдвиг эконом требования,рудокопы-не безликая масса). В 1826 «Бюг Жаргаль»(восстание черных рабов против белых плантаторов,дейст факт-вос негритянских племен во франц колонии Сан-Доминго).Дж Локк-священная собственность, никто не освободит от рабства.Показ не добрый негр(кот все стерпит,преданно любит хозяина), а рев-решительно настроенный,честный и благородный. Идея милосердной рев+местный колорит.Самая известная из ранних пьес- «Эрнани», появилась в канун рев. Ждали как воплощение принципов, излож в предисловии к Кромвелю.Споры вокруг ней-борьба старой и новой школ,классицистов и романтиков. Историч драма, гг-благород разбойник.Действие стремительно, неожиданные коллизии, контрастно выстроенные эпизоды.В драмах титулованный тиран или вельможа противопост угнетенному,гонимому,но благородному плебею. «Король забавляется»(тот же конфликт-короля и выходца из низов). Госуд преворот Луи Бонапарта,Гюго уезжает, создает памфлет «Наполеон Малый».Сборник «Возмездие»-ненависть к императору,призывает к борьбе против узурпатора. В 1862- «Отверженные»-полифоничесский роман,гл смысл-путь от зла к добру,от неправого к справедливому,от лжи к истине,от ночи ко дню. 1866- «Труженики моря»(мир корыстолюб и мир труда). Собор(чел и история),Отв(чел и общество),Труж объед(чел и природа) в цикл. В сер 60 задум серию «соц этюдов»: Человек,кот смеется, Монархия, Девяносто третий год.
Предисловие к «Кромвелю»-резкий полемич выпал против цензуры, пишет как развивалось общество:1)первобытная эпоха:поэзия с лир хар-ром,осн черта-наивность;2)античный мир:эпос-простота;3)романтическая эпоха:ром поэзия-поиски истины. Молодость-зрелость-старость. Ддрама-сама жизнь,не должно быть деления на выс и низ жанры, и соблюд формальных правил(3 единства).. Считает важным христианство,кот дало сюжеты всем искусствам. Обращ внимание на Шекспира(«вершина мировой трагедии,умеет псих анализ хар-ры»). Осуждает тех,кто на готовое наклад местный колорит.Гюго отходит от античных сюжетов, нац дв-ие,история. Стремится улучшить язык-народные сл для обычных людей. Включ в орбиту искусства-уродливое и страшное. Драму сравнивал с выгнутым зеркалом.
Собор парижской Богоматери
Историч замысел выглядел анахронизмом, но сам роман был пропитан воздухом Июльской рев. Воплотил главное-идея закономерности и преемственности историч развития. 15 век важный период истории,переход от средневековья к Новому времени. В центре повест-Собор П Богоматери-символ эпохи,приобретает философ смысл:романский и готический стиль(«народное зодчество»). В разные эпохи свобода ищет воплощение в искусствах:для современности-слово, для средневековья-архитектура. 3 книга посвящена собору. Логика композиции романа вертится вокруг архитектуры-сознание народа. Следуя традициям Скотта,помещает вымышленные соб-ия в достоверную обстановку. Но уентр повест не крупное историч соб-ие, историч персонажи оттеснены на второй план вымышленными. Религ сознание претерпевает изменения:католицизм уступает позиции,когда в челе формир личность. Кризис сознания наиболее мучителен для архидиакона Клода,трагедия веры,символ гибели старой средневековой идеологии. Теряет нрав ориентиры, Эсмеральда-орудие рока,кот хочет его уничтожить. Сражается с законами природы,кот невозможно победить. Квазимодо-воплощение безобразного. Любовь преображает раба-освобождение сознания,в кот Гюго видит символ историч прогресса. Эсмеральда-цыганка(19 век,представление как о свободном народе,жив вне цивилиз по естественным законам. Полная противополож Клоду. Её губит весь старый мир с его суевериями,правосудием,жестокостью. Гюго уводит фр. рев в 15 век,к Людовику 11. Чернь не всегда послушна.Вывод:король не ведает,что творит,опираясь на народ в борьбе с феодалами,т.к. Чернь работает на себя(глава «Келья,в кот Людовик чиатет часослов»). Зло конкретно-феодальный порядок. Развития хар-ров нет,статичны,но контрастны по отношению к друг другу. Много историч персонажей, подчеркивается хронология дейст. Ругали: «водопады слов», длинные монологи. «Фр Толстой».
Творческий путь Теккери.
Можно выделить 3 периода:1)конец 30-х-сер 40-х годов, 2)сер 40-х-1848 г.,3)после 1848 г. В первый период созданы худ произвед, отразившие его общественно-полит, философ и эстет взгляды. «Катерина» - роман, построенный на уголовной хронике XVIII в., «Убого благородная» - повесть, своеобразно интерпретирующая дендистский роман, «Карьера Барри Линдона» - пародия на семейную хронику-направлены против беспринципности, ханжества и проникнуты острым пародийным духом, что ведет к развенчанию псевдогероического и ложноромантического в обыденной прозаической действ. Ранний этап- проба пера и реализ писательских замыслов.Второй этап творчества Теккерея открывается сборником сатир эссе «Книга снобов», печат в виде отдельных очерков в «Панче» в 1846-7- изображена английская общественно-политическая и частная жизнь. «Сноб» первонач смысл - «сапожный подмастерье», затем стало жаргонным,означ невоспит чела,явление социальное. Выстраивает целую систему воззрений снобов, опис их привычки, манеры, моды, характеризует отн-ия между ними. Аристократы и буржуа названы в книге двумя шарлатанами, делящими власть в стране и идущими на любые сделки с совестью, чтобы отстоять свои интересы. Критику индивид недостатков связывает с осуждением общ порядков и главный источник зла - конституция. +иллюстрации.«Ярмарка тщеславия» завершает второй период творчества Теккерея. Третий период можно разделить на 2 тем группы-о прошлом(История Генри Эсмонда, Виргинцы) и о современности(История Пенденниса,Ньюкомы,Приключения Филиппа). Все вместе романы представляют собой аналитическое исследование нравственной эволюции английского общества на протяжении более полутора столетий,минувших после Славной рев 1689 г.Своеобразный цикл, объединяемый не только хронологической преемственостью сюжетов, но и «династической» преемств. героев.
Ярмарка тщеславия.
Образ Ярмарки тщеславия был позаимствован из притчи Джона Беньяна «Путь паломника», где описыв позорное торжище, на кот. продаются любые товары:от дома до души. Именно таким миром всеобщей продажности Т представлялась действ. Создает эпическое полотно анг жизни 1810-20. Дух атмосфера общества отравлена и способна порождать лишь посредственность, поэтому подзаголовок «роман без героя». Композиция подготовлена традициями просветительского романа. Автор-кукольник обращ в предисловии, «Перед занавесом», подчеркивает ярмарочный,балаганный хар-р-элемент фарсовости. Формально продолжает традиции романа воспитания, обогащ элементами пикарески+двуплановый сюжет:2 судьбы-Эмилии Седли и Бекки Шарп. Создается впечатление противопост, но не совсем так. Эмилии легко быть «идеальной» пока все в жизни складывается благополучно, но разоряется отец,погибает муж,в доме нужда, и Эмилия начинает демонстрировать далеко не полож качества(равнодушна к несчастью родителей,помыкает верным другом).Образ Бекки-воплощение буржуазного хищничества, глубоко детерминирован как соц, так и исторически. Изобразил результат такого воспитания,кот дает общество сироте(обладала печальной особенностью бедняков- преждевременной зрелостью). Не снимая вины с самой Бекки, недвусмысленно указ на внешние причины, побудившие ее вступить на путь порока.Мисс Шарп возненавидела мир,потому что «мир пренебрегал Мисс Шарп». Наставницы-корысть,эгоизм,нужда. Прекрасно знает цену своему актерскому таланту. Сатирическое мастерство Теккерея-художника и писателя проявилось в создании групповых портретов и массовых сцен. Перед нами разные семьи, разные социальные среды - семейство Питта Кроули, аристократические особняки, в которые попадает Бекки, военно-чиновничья среда в Брюсселе и Лондоне, буржуазия из Сити, частные пансионы и учебные заведения. Лондон и Брюссель, гостиная Осборнов и Седли, рейнские сады, немецкая опера. Обрамляющая композиция (аллегорический символ ярмарочного представления) подчеркивает значительность и типичность происходящего в жизни, где над всем царит ярмарка тщеславия.
Портрет Дориана Грея.
Стремится избегать канонов реализма. Пространственные границы действия сужены,соц фон практически отсутствует,осн соб-ия разворач в аристократич салонах,особняках,как бы изолированных от внешнего мира. Интерес на эволюцию сознания центр героя. Каждый диалог украшен парадоксами. Сюжетная интрига весьма традиционна.ОУ переосмысливает мотив сделки с дьяволом и мотив двойничества в рамках собственной проблематики,связанной с идеями эстетизма.Предисловие в форме афористических парадоксов-мысли автора об искусстве(«всякое искусство совершенно бесполезно»).Подлинная индивидуальность сопряжена с самоотречением, с отказом от обыденного «Я». Художник Бэзил Холлуорд в своем друге ДГ постигает земной облик красоты, в портрете запечатлевает свою сущность,индивидуальность.Сам ДГ в романе-воплощение античного идеала красоты.Чувственная красота эгоистична.Рождает в ДГ тайные желания-стремление,жажду бессмертия,желание сохранить собственную красоту.Генри развращает героясвоей украшенной парадоксами философией,проповедует эстетские принципы отн-ия к жизни,культ красоты,философию наслаждения,кот называет «новым гедонизмом». Идеи в его изложении выглядат поверхностными,доведенными до абсурда логич схемами. Уайльд проводит гл тему-эгоизм красоты становится губительным для всех,кто соприкас. Сибила Вейн привлекает героя как эстетический феномен(воплощение искусственной красоты), ДГ принимает интерес зрителя за естественной чувсвто. На примере Сибилы автор проводит эстет концепцию разделенности искусстваи естественной жизни(реальные чувства,обыд жизнь проник в искусство и разрушают его целостность.
В финале герой пытается разорвать порочный круг,попытка покаяния проваливается.
Творческий путь Шатобреана
Увлекается идеями просветителей,Вольтера,Руссо. Учение о счастливом добродетельном дикаре, «естественном человеке»,живущем на лоне природы. Убежден в превосходстве дикаря над цивилизованным челом,а «естественной» морали-над религией.В Лондоне пишет статью «Опыт о рев-ции»-события фр рев-следствие пороков старого режима, но рев не нужны,приносят лишь страдания,на смену деспотам приходят еще более худшие деспоты. Рев во Вр не случайна-явление историч закономерности.Вся история человечества-история бедствий. Исследует причины рев. Человек-беспокойное сущ,разложение христианства,кот началось давно. Пестрая беспорядочная смесь наивных размышлений, рассуждает о невозможности прогресса, одиночестве. Духовный кризис,обращ к религии. 1802 «Гений христианства или красота христ.религ»-изложение догм,нрав постулатов,религ обрядов. Источник вдохновения для искусства. Из всех религий-самая человечная,вечная,чел будет вознагражден за мучения, поэтому нужно примириться со злом на земле.Идеал только в потустороннем мире.Вступает на путь примирения со старым слоем.В 1805 году под