Онтологические концепции Р.Декарта и Б.Спинозы: сравнительный анализ.
Онтологическая концепция Нового времени существенно отличается между собой. Рядом с материалистической онтологией Ф. Бекона, Т. Гоббса, Д. Локка, и французских материалистов XVIII ст. (Же. Ламерти, Д. Дидро, П. Гольбах) имела место и дуалистическая онтология Г. Декарта, объективно идеалистичная Г.В. Лейбница и субъективно идеалистичная Д. Беркли и Д. Юма. Но вся эта концепция имела и некоторую общую черту, в частности механистическое толкование подавляющей части природы и даже общества. К тому же большинство из этой концепции имело материалистический характер, хотя это и не лишало их противоречия. Декарт признавал два субстанции — духовную, которую он наделял атрибутом мышления, и материальную, необходимым свойством которой считал протяжность. Причем, материя у него является самодостаточной, такой, которая ни в чем не нуждается, кроме Бога, и то лишь для акта ее возникновения. В связи с влиянием, которое оказало математическое умозрение на развитие новой философии, онтологическое направление приобретает своеобразный характер. Гоббс считал протяжность атрибутом материи, утверждал, что существуют лишь конкретные тела (то есть разделял номиналистические взгляды), исходя из свойств, которых можно объяснить и природу сознания людей. Рух он отождествлял с механическим перемещением, признавал существование атомов. Религия и мораль в собственном смысле слова, по Гоббсу, возможны только при существовании государства, ибо они порождаются не иначе, как государством.
Декарт, Спиноза и Лейбниц в своей онтологической концепции выходили из признания сверхчувственных принципов бытие и познание. Но находясь в органической связи с данными тогдашней науки, эта концепция содействовала развитию математики, физики и другой естественной науки. По мнению Спинозы, вещественная субстанция совмещает в себе два атрибутов — протяжность и мышление. Эта субстанция является причиной самой себя. Концепция Спинозы заключала в себе догадку о материальном единстве мира. К тому же она не нуждалась в дополнениях в виде идеи Бога. Правда, из определенных соображений Спиноза прибегает к слову "Бог", называя этим сроком вещественную субстанцию, природу.
Система Спинозы представляет собой строгое проведение онтологизма. Вследствие единства субстанции не только в совершенстве выполняется требование необходимости бытия и мышления самого основного онтологического понятия, но вследствие всеохватывающей природы этого понятия оно выполняется также и по отношению ко всему единичному: онтологическое обоснование не ограничивается уже известной суммой определенных истин, но оно исключает, строго говоря, всякий иной способ познания, подобно тому, как единая causa исключает всякие другие самостоятельные причины.
24. Принцип системности. Соотношение части и целого. Виды систем. Понятие о синергетике
Людвиг фон Берталанфи: Система – это комплекс взаимодействующих элементов.
Элемент– неразложимый компонент системы при данном способе её рассмотрения;
основной критерий выделения элемента – его необходимое участие в создании системы => без какого-либо элемента система существовать не сможет (например, по отношению к человеческому организму отдельные клетки элементами не являются, а элементами являются системы и подсистемы органов).
Система и элемент – не может быть элемента вне системы, и наоборот.
Структура – это совокупность устойчивых отношений связей между элементами (структуру образуют закономерные связи элементов).
По характеру связей выделяются 2 типа систем:
1. неорганичные (механизмы, простое скопление предметов, подобное стаду животных): связь частей носит механический характер, свойства такого целого совпадают с суммой свойств, составляющих его частей, при этом когда предметы входят в состав неограниченного целого или выходят из него, они не претерпевают качественных изменений.
2. органичные (например, живые организмы, биологический вид, общество).
Признаки органичных систем:
1) подчинение частей целому, высокая активность целого по отношению к частям
2) части являются частями только в составе единого целого.
3) в структуре органичных систем большое место занимают связи субординации, которые связаны генезисом одних частей целого из других.
4) органичные системы характеризуются гибкой вероятностной, а не жёсткой, однозначной связью между элементами
5) органичные системы характеризуются самовоспроизводством и саморазвитием.
Соотношение частей и целого
Часть всегда несёт на себе признаки, черты качественной определённости целого и не существует в качестве части самостоятельно (например, части тела человека).
Часть подвергнута действию целого. Вместе с тем части влияют на целое: организм – целое, расстройство его части ведет к определенному нарушению целого.
Итого, целое – это не просто сумма вещей, а нечто большее, и это большее создается за счет определенной способа связи элементов данной структуры. (Н-р, масса и энергия связи этих частиц).
Антиномии целостности
Антиномия – это противоречие между положениями, каждое из которых признаётся логически доказуемым.
1) целое есть сумма частей, антитезис: целое – это нечто большее, чем сумма частей
2) тезис: части предшествуют целому, антитезис: целое предшествует частям.
Синергетика - наука, возникшая в шестидесятых годах прошлого столетия, занимающаяся изучением связей между различными самоорганизованными системами. Синергетика ведёт исследования по математической истории, лингвистике, экономике, биологии, физике и химии, объединяя весь арсенал данных этих наук (гуманитарных, естественных и точных). Предмет науки синергетики - самоорганизующаяся система в широком смысле понимания затрагиваемых областей, изучающих такое явление, как организация, какой-либо системы. Эта наука исследует общие принципы, управляющие самоорганизацией, и связями между элементарными структурами.