Диалектико-материалистическое учение о причинности. Понятие о юридически значимой причинной связи.

Шотландский философ Дэвид Юм пытался очистить причинность от какай бы то ни было метафизической подоплеки. В действительности он поставил под сомнение само понятие причинности. В работе «Исследование о человеческом познании» (1793) Юм утверждал:

Единственное непосредственная польза всех наук состоит в том, что они обучают нас управлять будущими явлениями и регулировать их с помощью причин. Обладающие сходством объекты всегда соединяются со сходными же – это мы знаем из опыта; сообразуясь с последним мы можем поэтому определить причину как объект, за которым следует другой объект, при чем все объекты, похожие на первый, сопровождаются объектами похожими на второй.

По убеждению Юма, сам по себе тот факт, что мы знаем о следовании события А за событием В, даже если это следование многократно повторялось, отнюдь не доказывает, что и в будущем событие А неизменно будет следовать за событием В. Юм приходит к выводу, что наша вера в причинность не более, чем привычка, и с полным основанием утверждает, что привычка не может служить подходящей основой для веры.

Причинные отношения – связь между событиями, при которой 1 событие(причина) при наличии определенных условий с необходимостью порождает др. событие(я) (следствие).

Признаки причинной связи:

1) наличие между событиями отношения порождения; 2). объективность; 3). всеобщность; 4). необходимость; 5). необратимость; 6). пространственная и временная непрерывность (причинные отношения представляют собой непрерывную цепь отдельно связанных событий); 7). Временная асимметрия – причина и следствие появляются не одновременно, причина по времени предшествует следствию. Следствие будучи порождено оказывает некоторое время активное обратное воздействие на причину.

Понятие о юридически значимой причинной связи:возьмем за основу какую-л. из областей права, например – уголовное право. Причинная связь между деянием и последствиями явл-ся основным элементом объективной стороны состава преступления.

Причинная связь в уголовном праве – это такое отношение между явлениями, при котором одно или несколько взаимодействующих явлений (причина) порождает другое явление (следствие).

Основной вопрос философии.

Главные философские направления.

Все структурные блоки философского знания пронизаны стержневой проблемой, которая называется основным вопросом философии.

Впервые этот основной вопрос философии сознательно сформулировал Платон

Этот вопрос приобретает специфические формулировки в разных разделах:

I. в онтологии

Основной вопрос философии: что первично?

В зависимости от того, как философы отвечают на этот вопрос, они подразделялись на 2 большие группы:

Философы-материалисты

Материализм - это одно из двух фундаментальных направлений, согласно которому материальное, телесно-чувственное начало является первичным, активным, определяющим, а духовное (сверхчувственное, бестелесное) начало является вторичным, обусловленным и зависимым.

2. Второе из двух фундаментальных направлений - это идеализм, 2-х видов:

1) объективный (Платон, Гегель)

Объективный идеализм считает, что духовное первоначало существует вне и независимо от человеческого сознания

Субъективный

Утверждает, что любая реальность (любые вещи или отношения) является продуктом конкретного индивидуально-определённого сознания.

Джон Беркли (XVIII век, Англия).

II. применительно к гносеологии

Познаваема ли реальность как таковая (объективная и субъективная)? Достижимо ли истинное знание?Все философы делятся на тех, кто признаёт и тех, кто отрицает.

Агностицизм - это позиция, согласно которой адекватное познание объективной реальности невозможно.

Соответственно сложилось 3 основных направления: агностицизм (безоговорочное отрицание познаваемости мира), скептицизм (противопоставляет себя гносеологическому догматизму, философская позиция в соответствии с которой невозможно дать безоговорочный, утвердительный ответ на основной вопрос гносеологии), гносеологический оптимизм (признается познаваемость мира)

Среди философов, признающих достижимость истинного знания выделяется 2 направления:

Сенсуализм 2. рационализм

III. в аксиологии

Основной вопрос философии: относительны или абсолютны нравственные и эстетические критерии? Обладают ли духовные ценности самостоятельным значением (автономией) или они основаны на практической полезности?

Направления:

1. утилитаризм - это направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием нравственного поведения.

2. гедонизм - это этическая позиция, которая признаёт высшим нравственным благом чувственное наслаждение.

3. эвдемонизм - это такая этическая позиция, которая признаёт высшим нравственным благом счастье, понимаемое как невозмутимость духа, неподверженность страстям (блаженство).

Наши рекомендации