Особенности теоретического философствования. Функции теоретической философии.
Особенности:
1. философия даёт систему рационально – обоснованных ответов на мировоззренческие вопросы. Философия также, как и другие вопросы обосновывает, но только она даёт ответы на мировоззренческие вопросы. Если другая наука отвечает на эти вопросы, то она вливается в философию.
2. Рефлексия (с латинского – размышление), рефлексия – это самопознание сознания. Рефлексия — это когда я, мысленно возвращаюсь туда, где моё сознание уже побывало, где оно уже сработало (ДТП, пробка, авиакатастрофа). Философская рефлексия осуществляет критику (проверку) стихийно складывающегося мировоззрения.
3. Философия осуществляет рациональное познание философия имеет свой собственный понятийный аппарат, то есть свою систему категорий философское знание, как и научное формируется путём обоснования, доказывания и имеет собственные методы.
4. Философия имеет собственный язык, также как свой язык имеют другие формы сознания, она имеет свой набор терминов.
5. Философствование или философская деятельность — это всегда диалог, потому что философия во все времена боролась с догматизмом, с застойностью мышления (догматизм - это такая ситуация, когда мышление не поспевает за жизнью, то есть когда мышление отстаёт от бытия). Философ, это такой человек, который стоит на страже, чтоб мысль не отставала от действительности. Данная черта (диалогичность философии) выражается в двух особенностях развития философии:
- а) борьба философских направлений
- б) актуализация, то есть привлечение философского наследия прошлых эпох
Функции философии:
1.Мировоззренческая (философия раскрывает смысл о различных видах человеческой деятельности и рационально обосновывает мировоззрение)
2.Методологическая (философия выступает как общая методология деятельности и познания)
3.Идеологическая (философия очень часто выступает средством разработки и обоснования определенной идеологии)
Некоторые исследователи выделяют подфункции (вторичные):
- критическая
- аксиологическая (аксио – ценность)
- прогностическая
- воспитательная
- гуманистическая
10. Познавательное отношение человека к миру. Социокультурная обусловленность познания.
Материалистическая диалектика исходит из того, что мир познаваем как он существует объективно (сам по себе), хотя человеческие знания не являются зеркальным отражением объективной реальности. Познание диалектично и представляет собой бесконечный процесс, т.к. бесконечен в своих свойствах и проявлениях объективно-существующий мир.
Материализм XVIII века полагал, что суть процесса познания состоит в восприятии мира индивидом.
Немецкий философ-материалист XIXв. Людвиг Фейербах полагал, что человек – прежде всего телесное существо, обладающее благодаря своей органической связи с природой способностью её познавать. Он понимает человека как природное, а не как исторически развивающееся социальное существо.
Позиция диалектического материализма такова: вне общества нет человека => нет и субъекта познания. Отдельные люди, коллективы людей могут быть субъектами познания благодаря тому, что они вступают между собой в определённые общественные отношения. Субъект познания – это индивид или человеческий коллектив, взаимодействующий с объектом познания. О субъекте познания можно судить уже по тому, что выступает для него объектом познания. В широком смысле субъектом познания является общество в его историческом развитии, а объектом познания выступает объективный мир, но только в тех границах, в которых общество с ним взаимодействует и включает его в сферу своих практических интересов.
Процесс познания – результат взаимодействия субъекта и объекта познания => в нашем знании всегда содержатся 2 момента:
1. субъективная форма нашего знания
2. объективное содержание.
Диалектический материализм признает познаваемость мира в его объективном существовании, хотя человеческие знания не есть зеркальное отражение самой объективной реальности. Вне общества нет человека, следовательно, вне общества нет и субъекта познания. Процесс выработки знаний является результатом взаимодействия субъекта и объекта познания.
Практика (Маркс) - материальное чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природной и социальной реальности, составляющая всеобщую основу и движущую силу развития и человеческого общества, и познания.
Процесс познания социокультурно обусловлен:
1) познающий субъект использует общественно-выработанные формы и средства познавательной деятельности (как материальные, так и идеальные)
2) в процессе познания всегда имеется социально-ценностный аспект, а полученные знания всегда слиты с ценностными установками познающего субъекта.
Познание - это социально-опосредованная, исторически развивающаяся, находящаяся в единстве с предметно-практической деятельностью, деятельность отражения, направленная на получение знания.