Взгляды на Вселенную мыслителей Возрождения.

Кузанский: Высказывал идею единства Бога и его проявления в природе (см. пантеизм). Предлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной, считается, что его идеи оказали влияние на Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилея. Подчёркивал познавательную мощь человека («человек есть его ум»), уподобляя творческие способности божественным.

Джордано Бруно: Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». Разделял гелиоцентрическую теорию Николая Коперника, высказывал идею диалектического единства противоположностей (на бесконечности прямая смыкается в окружность, периферия совпадает с центром, материя сливается с формой).

Николай Коперник: Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:

· орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;

· центр Земли — не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны;

· все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира;

· расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами;

· суточное движение Солнца — воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе;

· Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце(суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) — не более чем эффект движения Земли;

· это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.

Коперник один из первых высказал мысль о всемирном тяготении.

40. Эмпирическая индукция и рациональная дедукция:

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – переход в процессе познания от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. В дедукции общее знание служит исходным пунктом рассуждения, и это общее знание предполагается «готовым», существующим. Заметим, что дедукция может осуществляться также от частного к частному или от общего к общему. Особенность дедукции как метода познания, состоит в том, что истинность ее посылок гарантирует истинность заключения. Поэтому дедукция обладает огромной силой убеждения и широко применяется не только для доказательства теорем в математике, но и всюду, где необходимы достоверные знания.

Индукция (от лат. inductio – наведение) – это переход в процессе познания от частного знания к общему; от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Иными словами, – это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов. Основная функция индукции в процессе познания – получение общих суждений, в качестве которых могут выступать эмпирические и теоретические законы, гипотезы, обобщения. В индукции раскрывается «механизм» возникновения общего знания. Особенностью индукции является ее вероятностный характер, т.е. при истинности исходных посылок заключение индукции только вероятно истинно и в конечном результате может оказаться как истинным, так и ложным. Таким образом, индукция не гарантирует достижение истины, а лишь «наводит» на нее, т.е. помогает искать истину.


41. Агностицизм.

Термин был введён у употребление в 1869 году английским профессором Томасом Гексли. По его определению, агностик - человек, не отрицающий существование богов, но и не принимает сторону какой - либо веры. Агностик не исключает возможность существования божественных сущностей, как и возможность отсутствия их. Агностицизм существовал уже в античности, в частности, у Протагора, утверждавшего невозможность проверить реальность существования богов. Представители агностицизма: Иммануил Кант, Чарльз Дарвин, Майкл Фарадей, Альберт Эйнштейн.

Дуализм Декарта.

Дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу материального и духовного, физического и психического, тела и души. Материальное и идеальное начала принимаются как исходные. Декарт считал, чтобы объяснить устройство природы и животных, не требуется никакой сверхъестественной силы. А вот деятельность человеческой души, как считал Декарт, нельзя объяснить при помощи механических принципов. Декарт считал, что душа способна принять в себя любое содержание и адаптироваться к любой форме действительности. Поэтому душа представляет собой особую нематериальную субстанцию божественного происхождения, так как материальное образование подобными свойствами обладать не может. Декарт считал душу и материю абсолютно разнородными субстанциями, которые не могут взаимодействовать. Их взаимодействие - чудо, а чудо может сотворить лишь бог. Проблема взаимодействия души и тела называется психофизической.

43. Субъективный идеализм Дж Беркли. Среди предшественников Беркли преобладали реалисты и материалисты, отрицавшие первенство духа по отношению к материи. Беркли же утверждал, что дух не только первичен, но и является единственной реальностью, а материя не существует. Мы видим определённый предмет, но материю как отдельно существующую единицу - нет. Всё потому, что материя не существует. Все вещи и мир в целом существуют лишь в нашем восприятии. Предмет есть только потому, что мы на него смотрим. Когда мы не смотрим на предмет, его воспринимают другие живые существа, поэтому он продолжает существовать. Главным его аргументом было постоянное восприятие мира богом. Бог смотрит на мир и воспринимает его непрерывно, поэтому мир существует, хотя его материальной составляющей нет, есть только дух, его создающий.

44. Теория познания Иммануила Канта.В своей работе «Критика чистого разума» Кант рассматривает проблему возможности получения достоверного знания.По мнению Канта, нам доступно лишь впечатление о предмете - те данные, которые предоставляют органы чувств, то есть мы получаем знания о предметах лишь в форме, доступной нашему сознанию. Существует мир сам по себе - и мир, который мы «нарисовали» сами себе посредством органов чувств. Значит, мир отчасти остаётся неопознанным.

45. Основные работы Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Всеобщая естественная история и теория неба

Наши рекомендации