Тебе, говорящему, что бонзы хорошо живут
Было бы смешно, если бы привидения безобразничали тогда, когда бонзы сделают на похоронах что-нибудь не так. Но даже если они сделают на похоронах что-то неправильно, привидения не безобразничают, поэтому-то бонзы и живут так хорошо.
Что на самом деле делают бонзы на похоронах? Мне кажется, будто бы там кто-то стрелял холостыми, потом снимал это на пленку, а потом ещё и вырезал кадр.
Радио и телевидение не дают ни звука, ни изображения, если они неправильно подключены. Как же это не последовательно у монахов: я вижу только бонз, чьи рясы не в порядке и которые даже не знают, как сидеть дзадзэн или просить милостыню.
Бонзы отчаянно пытаются отделаться от учения Будды пустыми словами, а миряне обещают себе что-то взамен на то, что они платят бонзам за их учение. Как бы мог заработок денег наизусть заученными пустыми словами иметь какое-то отношение к учению Будды?
Бонзы любят говорить о старых бабушках, за которых они читают сутры: "Эта бабушка ищет у тебя прибежища". Не говори это так легко – идиоты должны держать рот закрытым!
Сегодняшние бонзы говорят, что у них есть дела получше, чем сидеть дзадзэн. Они говорят, на Саваки больше нет спроса.
С точки зрения демократии, и с точки зрения коммунизма буддизм должен иметь что-то такое, на что нельзя так просто закрыть глаза. И он должен быть в состоянии показать путь и в тех ситуациях, когда коммунизм и демократия не знают что делать. Если бы только не мешала эта куча теории, которую выдумали буддисты.
Бонзы любят спрашивать: "Что станет с буддизмом в будущем?"
Но кто утверждает, что буддизму пришёл конец? Кто говорит, что Шакьямуни и Бодхидхарма были идиотами? Разве не те бонзы идиоты, которые больше не знают пути? Но поскольку нехорошо так говорить, я лучше спрошу: "Что с твоей женой и детьми – верят они в тебя или нет?"
Монах Дзэн – это тот, кто ведёт свободную жизнь, в центре которой стоит путь Будды.
Настоящая бездомность состоит в том, чтобы полностью жить истинным Я, которое никогда не может быть запачкано. Это означает создавать свою жизнь так, что она заполняет всю вселенную.
Все эти индийские и китайские мифы … жить на основе Дзэн означает отбросить все мифы и действительно практиковать только голую суть учения Будды.
К религиозным людям очень быстро присоединяются любопытные зрители. И если появляются любопытные зрители, то сразу становится что-то не так: они делают из религии зрелище. Но если мы говорим: "Нам их не надо – каждому свои собственные проблемы!", то тогда нас путают с маленькой колесницей (имеется в виду буддизм тхеравады).
Аскетизм просто поиск раздражителей органов чувств. Раньше бонзы тоже либо искали раздражители, либо были ни на что не способны. К религии это не имеет никакого отношения.
"Я храню целибат!" – сколько масок могут, однако, носить монахи.
Фокусы здесь не в спросе. Если мы не будем внимательны, религия ещё станет цирком.
"Там где ты стоишь, нет второго" – это означает: "Не надо зрителей!". Там где появляются зрители, начинается распродажа вещей. Самадхи – это не распродажа.
Если бонзы не будут внимательны, то они начинают устраивать театр. И к тому же довольно дилетантскую мыльную оперу. Раньше ещё были звёзды, которые понимали своё искусство, но сегодня их очень тяжело найти. Но даже звёзды на сцене – всё равно только актёры.
Сегодня достоинство бонзы это только наигранное достоинство.
Если мы теряем из виду непревзойдённую мудрость, то начинаем сравнивать друг с другом свои способности заурядного человека. Просто верь в непревзойдённую мудрость. Не дай вести себя за нос способностям заурядного человека.
Мы знаем, что означает не быть ничем особенным, но мы должны хорошенько уяснить, что в мире религии и те, кого считают кем-то особенным, на самом деле тоже не являются ничем особенным.
Какие наши настоящие мотивы? Однажды мы должны серьёзно подумать об этом, не пытаясь обмануть самих себя. Разве не случается, что мы очень быстро становимся актёрами, которым важно только их шоу? "Только ты сам способен это понять, другие не могут это увидеть" (Лотос-сутра). Если для нас речь идёт о том, чтобы произвести впечатление на зрителей, то это не имеет никакого отношения к религии буддизма.
"Я просто хотел сделать что-то хорошее" – говорят некоторые. Ты вообще имеешь хоть малейшее понятие, что означает делать хорошее? Или же ты веришь сумасшествию толпы, которая утверждает, что "хорошо" то, за что тебя похвалят?
Сегодняшние бонзы хотят сделать что-то для общества: они отдают деньги богатых бедным и при этом делают милосердный вид. Это не имеет отношения к Буддадхарме.
Только ты сам можешь практиковать учение Будды.
Когда создаются организации это уже не религия, а бизнес.
"Делать хорошее" может быть и чем-то плохим. Потому что некоторые делают хорошее только для того, чтобы выпендриваться этим.
Нам важно учение или бизнес? Некоторые путают эти два понятия.
Когда в одном из главных храмов куча монахов громко и быстро читает пол Сёдока-сутры, посетители впадают в благоговение. Не знаю, что в этом такого впечатляющего, но все почему-то поражены. На самом деле монахи собираются только чтобы получить лицензию, а храм делает деньги тем, что собирает их. Так же это и в Китае. Там делают бизнес без того, чтобы это делание бизнеса признавали как делание бизнеса.
Сегодня Буддадхарма находится в таком плохом состоянии потому, что практика находится в таком плохом состоянии. Это не влезает в нашу голову, что сама практика и есть сатори.
Почему японский буддизм больше ничего не стоит? Потому что здесь много буддистских сокровищ, но нет практики. А там где нет практики, нет и учения Будды. Даже где есть зародыш учения Будды, он не может развиваться, пока не прорастёт при помощи практики.
Считается, что буддизм в Таиланде, Бирме, Цейлоне и Китае ещё точно соблюдает все правила, но учение Будды там так же пусто, как и здесь. Только привычки другие: привычки Хинаяны.
25. Тебе, стремящемуся освоить что-то из буддизма для общего образования
Игры слов сидящих в стороне: Это то, что мы называем "пустыми теориями". Игры слов сидящих в стороне ни на что не годны. Прыгай внутрь телом и душой!
Ты должен полностью умереть, чтобы думать о Буддадхарме. Недостаточно замучить себя только до полусмерти.
Учение Будды не для любопытных зрителей: Речь должна идти о тебе самом!
Религия не означает менять мир вокруг тебя. Она означает изменить твои глаза, твои уши, твои взгляды и твою голову.
Учение Будды – это не теоретический предмет для изучения. Вопрос звучит "Что я делаю со своим телом?". Человеческое тело очень практично, но для чего мы используем его? Обычно только как раба наших инстинктов. Учение Будды означает использовать своё тело таким образом, который не делает его рабом инстинктов. Это означает привести тело и душу в порядок.
Учение Будды – не идея. Проблема, о которой идёт речь: "Что я делаю с самим собой?".
Путь Будды означает воплощать Абсолют на практике, осуществлять его с помощью практики.
Учение Будды означает постоянную практику всеми телом и душой без какого-либо выигрыша. Для этой практики без выигрыша нет справочника, который мог бы тебе помочь. И всё равно очень важно, чтобы ты всегда делал именно то, что должен делать, а не то, что тебе нельзя делать. Там, где ты должен рисковать, рискуй головой. Там, где тебе нельзя рисковать, не рискуй даже кончиком языка. Значение практики лежит не в вещах, а в самом действии.
"Только Будда и Будда могут прояснить это" (Лотос-сутра). Только кошка понимает чувства кошки. Только Будды понимают Буддадхарму. Только тот, кто практикует Буддадхарму – Будда. Просто представлять себе Будду, не практикуя Буддадхарму, не имеет к Дхарме никакого отношения.
Религия ни на что не годна, если она застывает в понятиях. Религия – это жизнь, а жизнь должна быть действием. Кто не может сказать больше, чем "я беру прибежище у Лотос-сутры", у того проблемы. Жизнь должна иметь возможность свободно двигаться налево и направо, вверх и вниз. Не становись мумией, не дай высушить себя.
Все думают, что в практике пути речь идёт о том, чтобы задушить все желания шаг за шагом, как при уменьшении света лампы, пока она совсем не погаснет. Практика большой колесницы состоит в том, чтобы "дать обет и потратить все свои силы на спасение всех страдающих живых существ, прежде чем я спасу себя" (Сёбогэндзо Хоцубодайсин). Для этого нужно специально оставить желания, чтобы потом с их помощью помочь живым существам. Это означает, что мы должны быть абсолютно как люди. Наша практика не должны быть такой лысой и бледной как скелет.
Твоя религия должна крутиться вокруг вопроса "Как жить?".
Религия, которая не касается твоего отношения к жизни, ни на что не годна.
Учение Будды – не легенда из старых времён. "Жили-были бабушка и дедушка..." – не сказка вроде этой. В учении Будды речь не должна идти ни о чём другом кроме нашей собственной проблемы. Раздельно от нас самих, раздельно от этого мгновения нет учения Будды. Оно не что-то для туристов.
Учение Будды не находится где-то вдалеке. И оно также не принадлежит истории. Оно принадлежит тебе самому!
Горизонтальные связи, вертикальные связи – такие связи не имеют никакого отношения к Буддадхарме. Эти связи не являются чем-то абсолютным. Считать их реальными и полагаться на них – дела заурядных людей. Но разве ты не отдашь свою возлюбленную смерти? И миллионер падает на землю, когда пришло его время. Если богатый становится бедным, то для него бедность гораздо страшнее, чем для того, кто всегда был бедным.
Старики скучают по старым временам и только о них и говорят. А молодые смеются над этим. Но что делают эти молодые? Они говорят: "Раньше или позже, я тебе ещё покажу!". Таким образом, то, что они делают сейчас, становится просто чем-то временным для мгновения. Мы смеёмся и плачем, ругаемся, жалуемся и страдаем и всё внутри вертикальных и горизонтальных связей. "Суетиться в проходящем мире" означает жизнь, в которой мы полагаемся на горизонтальные и вертикальные связи, в то время как пренебрегаем мгновением здесь и сейчас. Описание хаоса внутри связей называется литературой. Поэтому такие люди как Догэн Дзэндзи, которые не имеют к этому никакого отношения, не дают темы для романов.
Вертикальные и горизонтальные связи представляют собой проходящий мир, в то время как то, что существует только здесь и сейчас без этих связей – это дзадзэн. Что не имеет таких связей, выражается словами: "Все вещи – облик истины".
В мире творится большой хаос, потому что когда речь идёт о "большом" и "маленьком" каждый меряет всё своей линейкой. В буддизме говорится о беспрепятственной свободе в большом и маленьком, узком и широком. Это уже совсем иначе, нежели мерить всё своей линейкой и потом называть вещи "большими" и "маленькими".
Буддизм безграничен и неизмерим. Если ты будешь пытаться понять его и при этом забываешь эту безграничность, то полностью собьёшься с пути.