Тебе, особо впечатлённому прогрессом в науке и культуре.
Мы не должны забывать, что современная наука и культура развились только на основе наших самых низких инстинктов.
Все говорят о культуре, но разве это не просто утончение наших инстинктов.
Как бы мы ни пытались разгладить складки наших инстинктов, с точки зрения буддизма это не имеет никакого отношения к прогрессу или цивилизации. Все говорят о прогрессе, но мне интересно: в какую сторону мы вообще прогрессируем?
Все говорят о культуре, но что это за культура на самом деле? Идиотская музыка, эротические танцы, порнографическая литература – варварство чистейшей воды. Мы подстрекаем наши инстинкты и потом жалуемся на молодёжь: "Кто заботится о воспитании?"
Вера означает ясность и чистоту – это означает успокоиться.
(Примечание: Вера (япон.: Син(Shin)) – это понятие, которое Саваки Роси часто использует как "доверие", "спокойствие", "быть одним целым". Это больше "прояснить что-то путём становления одним целым", чем "принимать за правду").
Все говорят об искусстве. Ну и что? Мужчины и женщины, присосавшиеся друг к другу. Разве это больше чем стимуляция нашего сексуального инстинкта?
Они едят свою закуску и танцуют по кругу. Они исследуют для науки и обстреливают друг друга водородными бомбами.
Когда ты наблюдаешь за насекомыми в ящике, то видишь, как они изо всех сил вцепляются друг в друга. Как интересно было бы наблюдать из какого-нибудь уголка вселенной, как люди вооружаются атомными и водородными бомбами.
Делать умный вид и при этом становиться полным идиотом – судьба человека.
Люди любят сложности. Даже когда мы пытаемся делать вещи так просто, как только возможно, они всё равно становятся сложными. А ещё есть товарищи, которые напрягаются, чтобы сделать всё ещё сложнее, чем надо.
Современный мир прилагает всю свою мудрость только для того, чтобы попасть в тупик.
Мудрость означает принимать обоснованные решения.
Раньше люди тоже были обыкновенными идиотами: они тратили кучу денег и сил, чтобы построить замки – и зачем? Чтобы потом драться за них. Сегодня люди ещё глупее: они строят атомные и водородные бомбы, чтобы одним нажатием кнопки стереть человечество с лица земли.
Как это так получилось, что по сравнению с прогрессом в науке и технике, человечество совсем не прогрессировало?
Американцы просто заурядные люди, русские просто заурядные люди, китайцы тоже просто заурядные люди. Заурядные люди, которые отчаянно соревнуются с заурядными людьми. Как бы велико не было их количество: мусор есть мусор.
Наука может строить на результатах других, поэтому она постоянно развивается. Но люди не могут строить на жизни других, поэтому они не развиваются. Именно из-за этого мы теперь видим новичков, размахивающих смертельным оружием – а это опасно!
Идиот сидит за компьютером, дебил в кабине самолёта, псих с атомными ракетами – это наша сегодняшняя проблема.
В Буддадхарме мы не можем жить за счёт наследства. Наука прогрессирует, потому что она может использовать наследство прошлых поколений. В Буддадхарме речь, наоборот, идёт о том, что ты должен покончить с идеей, пробиться с помощью наследства.
С атомными и водородными бомбами мы, может быть, спасём наших друзей, но не врагов. Только дзадзэн способен спасти и друзей и врагов.
Все беспокоятся о человечестве. Но надо просто свернуть всему человечеству голову и сделать их Буддами.
Что служит людям, ведёт в тупик. Люди торгуются о цене вещей, но на эту цену нельзя положиться. Вещи, о цене которых можно спорить, просто полезные иллюзии. Будда не "полезная иллюзия".
Китайский иероглиф "ложность" означает "служить человеку". Сегодня считается, что культура служит человеку. Иллюзорный мир постоянно меняется. Культура не больше, чем продолжение иллюзии, поэтому она трагична. На что мы всегда можем положиться, куда бы мы ни пошли? Только на саму жизнь, которая безгранична во всех направлениях.
Изобретения и идеи европейцев просто игрушки, которые не имеют никакого отношения к самой жизни.
Когда мы спокойно читаем Маркса и Энгельса, то видим, что там речь идёт только о делёжке добычи.
Даже если бы все люди были коммунистами, мы бы всё равно постоянно ссорились, покуда каждый из нас не достигнет настоящей свободы. Пока каждый из нас не по-настоящему свободен, он не может быть по настоящему довольным.