Тебе, стремящемуся начать дзадзэн.
В мире существует много видов вознаграждения. Но какое вознаграждение могло бы сделать нас более счастливыми, нежели возможность сесть на подушку и практиковать дзадзэн.
Кому больше нравится какая-нибудь другая секта, то пусть лучше он остается там. Ты должен практиковать дзадзэн, только если ты действительно этого хочешь.
Что приносит дзадзэн? Дзадзэн не приносит абсолютно ничего! Догэн Дзэндзи не хочет иметь много последователей. Он сравнивает их с "лягушками и дождевыми червями". Дракон даже в одиночестве дракон. Слон всегда остается слоном. Поэтому монахов Дзэн и называют драконами и слонами.
В былые времена жили 500 обезьян, которые служили 500 буддистским святым. Однажды обезьяны решили делать все также как святые. Они практиковали дзадзэн с тем же выражением глаз, носа, рта и всего тела. Считается, что 1000 святых практиковала и осуществила сатори таким образом. Поэтом я решил сохранить семена дзадзэн, пусть даже посредством подражания.
Когда ты практикуешь дзадзэн, ты абсолютно обновляешь себя.
Когда ты практикуешь, речь идёт о тебе здесь и сейчас. Дзэн не должен становится слухом, который не имеет к тебе никакого отношения.
Рядом с залом для дзадзэн университета Комадзава есть бейсбольное поле. Если ты во время дзадзэн услышишь, как девушки из группы поддержки заучивают их крики, ты поймешь, до какой степени мы запустили себя.
Дзадзэн – это Будда, формируемый из нашего сырого мяса.
Практика "просто сидения" (Сикантадза) – самое великое, что мы можем вытащить из сырого мяса заурядного человека.
(Примечание: Простое сидение – это самый важный пункт учения Догэна Дзэндзи в интерпретации Саваки роси. Суть простого сидения состоит в том, что дзадзэн практикуется не с целью получить опыт сатори, а само сидение практикуется как выражение сатори. Утияма роси посвятил целую главу в конце книги объяснению этой практики (" Тебе, все еще недовольному своим дзадзэн ")).
Китайский иероглиф "бедро" состоит из двух иероглифов: слева "мясо", справа "самое важное". В дзадзэн важно, чтобы с самого начала бёдра плотно обосновались на подушке.
В дзадзэн мы бёдрами крепко усаживаемся на землю, а макушкой толкаем небо.
Когда звуки радости, раздражения, грусти или счастья проникают на место дзадзэна, поднимаются волны и дзадзэн не впитывается в плоть и кровь.
Тот, кто попал в плохую компанию, ищет в дзадзэн стимуляцию своих чувств. В дзадзэн мы должны стимулировать наши чувства как можно меньше, и вообще мы не должны практиковать ничего особенного.
Мы можем практиковать дзадзэн тем самым телом, которое также устраивается на дневной сон. То самое тело, что устраивается на дневной сон, и может практиковать дзадзэн.
Целый день вместе практиковать дзадзэн – чрезвычайная удача. Целый день вместе проводить в публичном доме – чрезвычайная глупость.
Если ты ужинаешь, чтобы потом пойти воровать, то это воровской ужин. Если ты ужинаешь, чтобы потом пойти к блядям, то это блядский ужин. Если ты ужинаешь, чтобы практиковать дзадзэн, то это ужин пути Будды.
Вопрос в том, для чего мы едим?
Когда мы меняем матрасы в Антайдзи и когда сутенёрша меняет матрасы в борделе – это две разные вещи. Сутенёрша хочет иметь много клиентов и получить много денег, мы хотим, чтобы люди, которые приходят к дзадзэн, не простыли. Тот, кто приходит к дзадзэн – Будда. Он спит на матрасе Будды.
Есть – чтобы практиковать дзадзэн. Спать – чтобы практиковать дзадзэн. Это значит, что еда и сон тоже часть дзадзэн.
Если ты считаешь, что наряду с твоей практикой дзадзэн, ты ещё должен зарабатывать деньги, то начинаешь говорить: "Работа тоже Дзэн, сиденье тоже Дзэн" – и прекращаешь сидеть дзадзэн. Если же ты считаешь, что должен практиковать любой ценой, то думаешь, что только сидение в дзадзэн есть Дзэн, а все остальное не имеет к этому никакого отношения.
Наша практика посвящается никакому другому Будде кроме самого дзадзэн. Дзадзэн освобождает нас, заурядных людей, и всех живых существ тем, что он превращает наше сырое мясо в дзадзэн.
Дзадзэн означает переключиться от жизни и смерти на путь Будды. Поэтому в Сёдока стоит: "Сделай ещё один шаг, и ты окажешься прямо в стране Татхагаты". И в Сёбогэндзо Буцудо: "Дзадзэн – это не Дхарма проходящего мира, это Дхарма Будд и патриархов".
Только Будда и Будда говорят о Буддадхарме, а не Будда и заурядный человек. Поэтому в Лотос-сутре написано: "Только Будда и Будда могут познать это". Можно также сказать об "общем сознании Будды и Будды". Оно манифестируется только в прямом сидении перед стеной.
Наш дзадзэн, как пробуждение от зимней спячки к абсолютно новому миру.
Дзадзэн значит ещё раз вернуться в матку – поэтому дзадзэн не "работа".
Все настолько заняты подсчётами, что уже не знают куда деваться. Прекратить считать означает сидеть дзадзэн.
Дзадзэн значит отбросить людские галлюцинации.
Дзадзэн значит практиковать то, что нельзя высказать словами.
Дзадзэн значит практиковать то, что нельзя думать мыслями.
Один твой дзадзэн пронизывает небо и землю: он свидетельствует место большого освобождения.
Дзадзэн – это Дхарма-выключатель, которым ты включаешь всю вселенную.
Самадхи – значит практиковать каждое мгновение при каждом действии то, что заполняет всю вселенную, тем, что ты полностью отдаёшься этому.
Делать что-то "просто" значит делать это сейчас же. Это означает не тратить свое время попусту.
"Я и всё живое на земле осуществляем путь вместе" (Шакьямуни Будда).
В Буддадхарме это не навязывают с помощью политической силы. Ты должен осуществить это сам. Когда ты сидишь, ты должен быть одним целым с Труманом, Сталиным и Мао. Один сидит за всех, все сидят за одного.
Феноменальный мир не создан Богом. Он существует посредством причинного взаимодействия. Будда – означает, что из безмерной причины следует безмерное следствие. Думать недуманье: так манифестируется Будда. Часто говорят, что Дзэн значит несознание. Но несознание означает безмерность, а безмерность не означает "невозможность измерить" в противоположность к "возможности измерить".
(Примечание: "Несознание" (mushin) означает как и "недуманье" не отрицание сознания, а сознание, в котором ничего не задерживается. Это абсолютно свободное и открытое сознание, которое не позволяет себя чему-нибудь схватить).
Все наше "хорошие дела" кроме дзадзэн основаны на нашем самосознании. Только дзадзэн при котором исчезает самосознание – истинный дзадзэн.
Сиди дзадзэн с намерением умереть от голода. Это не значит, что ты всегда будешь иметь что-нибудь из пищи, пока ты крутишь колесо Дхармы. Наоборот, пока ты вращаешь колесо Дхармы – абсолютно не важно, есть у тебя что-нибудь поесть или нет.
Если речь идет о твоих мирских чувствах, то это не имеет никакого отношения к Дзэн. Буддадхарма не заботится ни о ком дополнительно, ей плевать на твои человеческие желания.
"Они там все сидят лицом к стене – что это? Есть что-нибудь более глупое, чем дзадзэн?"
Так это выглядит с позиции проходящего мира.
Когда люди меня спрашивают, что приносит дзадзэн, то я говорю, что дзадзэн не приносит абсолютно ничего. Тогда они делают разочарованные лица и говорят, что они лучше бросят дзадзэн. Но что нам на самом деле приносит вся эта беготня за удовлетворением день за днём? Что нам приносят азартные игры? А что танцы? Что волнение вокруг выигрыша и проигрыша в бейсболе? Абсолютно ничего! Поэтому нет ничего настолько логичного как молчаливое сидение в дзадзэн. Когда в миру говорят, что это ничего не "приносит", всё равно просто имеется в виду, что это не приносит денег.
Меня часто спрашивают, сколько лет нужно практиковать дзадзэн, чтобы он дал какие-нибудь результаты. У дзадзэн нет никаких результатов. От дзадзэн ты не получишь абсолютно ничего.
В последнее время у нас тут настоящий Дзэн-бум: в каждой газете написано что-нибудь о Дзэн. Но когда ты это читаешь, возникают вопросы: один пишет о том, что он услышал краем уха, другой о недельном семинаре с гарантированным "кэнсё". Проблема в том, что те, кто никогда ничего не слышали о Дзэн, верят в это.
У кого нет уверенного буддистского отношения к жизни, тому не надо практиковать дзадзэн.
Нэмбуцу, который основан на твёрдом уме – настоящий нэмбуцу. Дзадзэн, который основан на твёрдом уме – настоящий дзадзэн. Если ты практикуешь нэмбуцу, потому что твоему уму не хватает твердости, то это не нэмбуцу. Если ты практикуешь дзадзэн, потому что твоему уму не хватает уверенности, то это не настоящий дзадзэн. А во время еды практикой Будды является совершенствование еды с помощью совершенного способы её поедания.
(Примечание: Нэмбуцу – это очень распространённая в Японии буддийская практика, которой пользуются в основном в Дзёдо – и Дзёдо-Син-школах. Практикующий всё время повторяет имя Будды: "Наму-Амида-Буцу, Наму-Амида-Буцу, Наму-Амида-Буцу." Хотя эта практика не очень распространенна в Дзэн, Саваки роси часто использует её, чтобы продемонстрировать один пункт: Также как и тот, кто повторяет имя Будды, делает это не из своих сил, а скорее предоставляет себя исходящему из силы Будды повторению, и таким способом становится одним целым с Нэмбуцу и Буддой, также и мы не должны практиковать дзадзэн, исходя из своих сил – дзадзэн должен использовать наше тело, чтобы практиковать дзадзэн).
В нашей школе нет другого Будды кроме самого дзадзэн. Отпускание мыслей манифестирует тело Дхармы. Факт, что "без практики не манифестирован, без реализации не стал твоим” (Бэндова) есть тело пробуждённого. И "работа – это Дзэн, сидение – это Дзэн, в речи и молчании, в движении и спокойствии ты найдёшь мир” (Сёдока) – это выражение в повседневной жизни.