Проблема бессознательного и роман «Американская трагедия»
В обширном художественном наследии писателя проблемы побудительных мотивов бессознательного поведения героев, наиболее подробно рассмотрены в романе «Американская трагедия» - самом монументальном романе, изучающем вопросы психологии личности преступника. Драйзер хотел написать это произведение по образцу масштабных полотен прошлого и сообщал, что накапливает материал для нового романа, основные сюжетные шаги которой будут базироваться на трех темах: убийство, желание и трагедия.
Драйзер работал над «Американской трагедий» около пять лет и за основу романа взял историю убийства в 1906 году Честером Джиллетом своей возлюбленной Грейс Браун. Это громкое дело широко обсуждалось в прессе, и Драйзер взял многие документы и факты из газет того времени. Ясно, что и сам психологический портрет преступника обозначился у писателя под влиянием его личных разговоров с тюремным психиатром доктором Бриллом. Он и познакомил писателя с психологией тюремного мира.
История создания романа, проблема прототипов характеров «Американской трагедии» достаточно исследована как в нашем литературоведении, так и в зарубежном. Гораздо менее изученным представляется психологический аспект романа, анализ которого позволяет значительно углубить наши представления о направлении идейно-художественных исканий писателя.
По жанру «Американскую трагедию» можно определить как социально-психологический роман. Заметим при этом, что социальные проблемы романа довольно подробно исследованы в трудах Я.Н. Засурского, С. Батурина и некоторых других критиков. Обращаясь к исследованию проблем психологических, подчеркнем, что они в основном связаны с образом главного героя Клайда Гриффитса, бедного юноши, стремящегося проникнуть в высшее общество, сделать карьеру и совершающего на этом пути преступление.
Образ Клайда Гриффитса выделяется в творчестве Драйзера прежде всего потому, что с ним связана глубоко волновавшая писателя проблема психологии личности преступника.
Проблема нарушения личностью общественных норм и законов интересовала писателя на протяжении всего творческого пути. В своих произведениях он исследует ситуации, в которых его герои заключают противозаконные сделки, совершают махинации в мире бизнеса (Фрэнк Каупервуд в романах «Финансист» и «Титан»), нарушают общепринятые моральные нормы (Керри и Дженни Герхарт в романах «Сестра Керри» и «Дженни Герхарт»), совершают самоубийство (Стюарт Барнс в романе «Оплот»).
Писательанализирует психологическое состояние личности, преступившей закон, описывает подавленность, нервозность одних героев и хладнокровие других. Упомянутые выше преступления, однако, не столь тяжки и не всегда имеют ярко выраженную криминальную основу. В творчестве Драйзера можно обнаружить два классических преступления – это кража Герствудом десяти тысяч долларов из сейфа в баре, где он работал управляющим в романе «Сестра Керри», и убийство Клайдом Гриффитсом своей возлюбленной Роберты Олден в «Американской трагедии».
Глубокий и последовательный анализ мотивов преступлений, изучение психологического состояния героев, преступивших закон, обуславливают психологизм этих произведений, что, безусловно, выделяет их из всего творческого наследия писателя.
Автор использует специфические композиционные приемы и особые методы психологического анализа. В романе «Американская трагедия» он использует курсив, чтобы лучше передать подавленное душевное состояние героя. Курсивом отмечены слова, тайно ассоциирующиеся в сознании героя с преступлением, его чрезвычайные эмоциональные переживания. Расплывчатые выражения «как-то раз», «большую часть времени» сменяют точные даты, дни недели и порой время суток. Данный прием позволяет писателю, с одной стороны, обеспечить так называемый эффект правдоподобия. С другой стороны, – поднять вопрос о преднамеренности (в случае с Клайдом) преступления.
Главный герой надеется, что преступление позволит ему мгновенно решить неимоверно осложнившиеся проблемы и обрести счастье в будущем. Он, решившись на убийство бедной фабричной работницы Роберты Олден, которая представляется ему препятствием на пути к успеху, в радужном свете рисует себе перспективы выгодного брака с Сондрой.
Специфика психологического портрета героя заключается и в том, что он не является закоренелым преступником. Решение об убийстве как о средстве избавления от притязаний Роберты приходит ему после прочтения в газете заметки о несчастном случае на озере Выпь. Позже в точном соответствии с этим он разрабатывает план убийства Роберты и пытается осуществить его. Планируя убийство, герой долго и тщательно готовится к нему, все детально обдумывая.
Создавая образ Клайда Гриффитса, писатель, на наш взгляд, учитывал имел в виду известные открытия в этой области Достоевского, творчество которого он хорошо знал. Драйзер высоко ценил его как блестящего русского писателя-психолога, а его шедевр «Преступление и наказание» комментировал как анализ ярко выраженной воли к власти главного героя Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу преимущественно из философско-волюнтаристских побуждений.
Герой Достоевского, испытывающий презрение к обществу, в традициях ницшеанства пытается противопоставить себя обществу, а не вписаться в него. В этом самом смысле драйзеровский герой – настоящий антипод Раскольникова, совершающий преступление именно для того, чтобы войти в высшее общество, став его признанным членом.
В сознании Клайда Гриффитса, как и Раскольникова, идет тяжелейшая борьба с совестью. Он то отгоняет от себя саму мысль о варварски жестоком преступлении, то вновь возвращается к ней. Неутомимая внутренняя борьба изнуряет героя: у него дрожат руки, подергиваются веки, его «охватывает трепет до корней волос». Рассудок его «выходит из равновесия, корчится, словно в пламени», взгляд его становится «напряженным, порою безумным» [Драйзер 1986: 45].
Эти яркие описания призваны подчеркнуть смятенное душевное состояние главного героя, граничащее с безумием.
Гриффтс во многом напоминает героев Эдгара По и Шервуда Андерсона тем, что очень одинок, нервен, охвачен страхом и отчаянием, крайне впечатлителен, эмоционален, подвержен фантазиям и иллюзиям. В некотором роде герой Драйзера тоже одержим бесом противоречия, навязчивой идеей избавиться от Роберты путем преступления.
Влияние на героя этой идеи, зародившейся сначала в сфере бессознательного, символизирует образ джинна из лампы Аладдина, возникшего словно «дым» из «какой-то темной, первобытной и бездуховной части «Я» [Драйзер 1986: 45]. Тема джинна, ифрита часто рассматривается в критической литературе о Драйзере как влияние фрейдизма.
Р. Лингеман, к примеру, полагает, что образ джинна, ифрита из лампы Аладдина Драйзер нашел в «Психоанализе» А.А. Брилла, который использовал этот образ, чтобы доказать, что сказки и их персонажи оказывают большое влияние на формирование психики у детей.
Лингеман объясняет образ ифрита на символическом уровне, видя в нем воплощение фрейдистского «Оно» - силы, отражающей бессознательное в человеке, его темное начало. Данную гипотезу можно принять, но с оговоркой: образ ифрита у Драйзера является не столько воплощением фрейдистского «Оно», сколько того «Оно», как его понимал сам Драйзер – инстинктивной силы на подсознательном уровне человека, разрушительно влияющей на его сознание и часто побуждающей к преступным действиям.
Данная темная отвратительная сторона в подсознании героя затуманивает его разум, толкает его на совершение безрассудных поступков, вызывая смятение души. Джинн нашептывает Клайду заветные слова, которые он сам боится произнести вслух, отражающие запретное желание, таившееся в его душе и тогда перед ним вдруг предстает коварный замысел. Он сначала ужасает Клайда своей жестокостью, но таинственный голос, мягкий и вкрадчивый все время слышится ему, убаюкивает его разум, обещает ему легкое избавление от всех проблем. Джинн не дает герою покоя и тянет его на преступление, внушающее ему отвращение и жгучий ужас, одновременно обещающее ему свободу, успех и любовь.
Схематично, на наш взгляд, высказывание критика Лингемана о том, что в «Американской трагедии» Драйзера «бихевиоризм Леба сталкивается с психоанализом Фрейда и, в результате, они (философские концепции) как бы взаимоуничтожают одна другую» [Lingeman 1945: 224]. Справедливость этой идеи критик пытается продемонстрировать, исходя из описания внутренней психологической борьбы в сознании героя накануне преступления.
На подсознательном уровне главный персонаж ощущает физический страх, химическое отвращение к смерти. На том же уровне, причем одновременно, действует вопреки своему страху перед смертью сила запретных желаний, воплощенная в образе и в голосе ифрита.
Сталкиваясь на уровне сознания героя, эти силы как бы уничтожают одна другую, и герой, в результате, переживает некий коллапс, паралич воли. Заметим, что проблема инстинкта смерти и биологического страха человека перед смертью – одна из центральных в психоанализе Фрейда, и, следовательно, проблема страха героя перед смертью более тяготеет к фрейдизму.
Физиологическая трактовка поступка Клайда на уровне химизмов дополняется психоаналитической. Следует при этом учесть, что обе философские теории существуют в произведении в интерпретации Драйзера.
Заметим еще раз, что, высоко почитая важные труды Леба и Фрейда, Драйзер сооружал свою философскую эстетическую концепцию, отстаивая при этом свой взгляд на мир. Вполне разделяя глубокие идеи ученых и философов, временами заимствуя их терминологию, он весьма часто насыщал эту терминологию другим содержанием, а понятия использовал для аргументации своих взглядов на жизнь.
Образ джинна, ифрита в анализируемом романе символичен точно так же, как символичен и очень странный, резковатый, зловещий крик птицы, услышанный Клайдом накануне трагических событий. По авторской оценке криком этой птицы отмечено было зарождение его злосчастного замысла.
Крик привоит его в смятение, внушает ему страх. Важно, что крик птицы слышит только Клайд, а его приятель не слышит или не замечает. Данная яркая деталь, с одной стороны, как бы говорит о чрезвычайно возбужденном состоянии психики главного героя. Но, с другой стороны, этот самый крик символичен и предвещает беду: герой слышит его не один раз до преступления. В последний раз зловещий крик птицы возвещает о гибели Роберты, о совершении преступления.
Душевное смятение Клайда Гриффитса отражает мираж, видищийся ему в глубинах озера. В его воспаленном воображении возникает фигура Роберты. Клайду чудится, будто «она бьется, взмахивает руками над водой, протягивает к нему руки» [Драйзер 1986: 70].
Может быть этот напомнит и Клайду, и читателю гибнующую, смертельно раненную птицу, позже герой вспоминает молящий о помощи взгляд Роберты, ее отчаянные крики. Тем самым возбуждаются в его сознании совестливые совести.
Еще Эдгар По активно пользовался всвоих психологических новеллах эффект отражения, который заметно усиливал воздействие на героевразличных идей и образов. Часто искаженные отражения,накладываясь одно на другое, приобретали в воображениигероев таинственные, пугающие очертания, рождалив их сознании сверхъестественный ужас, леденящий их души.
Встатье По «Философия обстановки» автор рассуждал о том, что если исключитьспособность отражения, то зеркало будет представлять собойнечтомалоприятное– сплошную, плоскую, бесцветную и однообразную поверхность и в качестве отражателя онобудет способно создавать отвратительное однообразие, причем зло возрастает в отношении непрерывно возрастающем. В конце По рзюмирует, что если добавить к злу сопровождающий его блеск, многократно повторенный, получается хаос резких и раздражающих эффектов.
А в новелле «Падение дома Ашеров» созерцание зеркального отражения замка и его окрестностей в озере усиливает чувство ужаса, страха, тревоги. Родерик Ашер видит особый смысл в том, что эта атмосфера и эта местность, ничем не потревоженные, так долго оставались неизменными и повторялись, отражаясь в недвижных, мрачных водах озера. В сознании рассказчика ощущение страха и тревоги тоже усиливается, когда он, заглянув в озеро, видит искаженные отражения в воде серых камышей и ужасных остовов деревьев, и пустых глазниц окон замка. Дважды искаженная картина, отраженная сначала в темных водах озера, а затем в сознании рассказчика, обретает устрашающие формы и герой содрогается от чувства еще более тягостного, чем прежде.
Точно таким приемом пользуется и Драйзер в своем романе «Американская трагедия»: бездонная глубь океана устрашает главного героя, напоминая ему о вечности, о смерти. Озеро, отражающиеся в нем кусты и деревья, притягивают героя таинственностью и при этом пугают его. Ему все время что-то мерещится, когда он всматривается «в пленительные и коварные глубины этой синей, отливающей серебром заводи, которая, казалось под его взглядом меняла форму, превращаясь в огромный хрустальный шар» [Драйзер 1986: 70].
Если вспомнить «Сестру Керри», то там героиня, приняв предложение от Друэ, тоже смотрит на свое отражение в зеркале и видит в нем себя симпатичной, нарядной, извлекшей определенные выгоды из своего нового, но весьма двусмысленного положения. При этом в другом зеркале, в зеркале души, Керри видит себя заблудшей грешницей, поправшей религиозные табу и моральные запреты, порой сомневающейся в правильности сделанного выбора. Героиня сомневается, не зная, какому из зеркал можно верить.
Необходимо отметить, что в «Американской трагедии», как и в первом своем социальном романе «Сестре Керри», автор пристально изучает весьма неоднозначную ситуацию вины и одновременно невиновности героя в совершенном им преступлении. Клайд незадолго перед преступлением находится в состоянии столбняка, психического оцепенения.
В тот роковой день, когда герой вместе с Робертой плавал на лодке по озеру, он сознательно не убивал Роберту. Клайд боялся действовать, поскольку его сковывал страх, он ненавидел не только Роберту, но и самого себя. Клайд был зол и растерян, в бешенстве смотрел на Роберту. Он случайно ударяет Роберту фотоаппаратом, случай переворачивает лодку, не помышляя в этот момент об убийстве.
Лишь оказавшись в воде и поняв, что все случилось именно так, как он хотел, он умышленно медлит, не приходя девушке на помощь. А как только она утонула, он сразу же задает сам себе вопрос: «Убил ли он Роберту или не убил»? Он не помог ей, «а мог бы спасти ее» [Драйзер 1986: 74]. Героя охватывает ужас, страх, чувство вины и отчаяния.
Таким образом, исследование писателем основных проблем психоанализа помогло ему создать образ главного героя, особенно в контексте трактовки проблемы его вины и невиновности. Однозначно, что в сознании героя чувство страха – главное чувство. Но в его подсознании, почти по Фрейду, живет запретное желание, преступное желание убить ее.
Клайд убивает Роберту бессознательно: удар фотоаппаратом отражал интуитивную, подсознательную ненависть к девушке, которая пыталась удержать героя помимо его желания.
Именно поэтому удар получился таким сильным, что Клайд «не только ударил Роберту фотоаппаратом по губам, носу и подбородку, но и отбросил ее в сторону, на левый борт, так что лодка накренилась и едва не зачерпнула воды». И далее вновь сознание диктует ему стремление «помочь, поддержать» Роберту, извиниться перед ней за неосторожный, резкий удар, но подсознательно он опять делает слишком резкое неосторожное движение и «окончательно переворачивает лодку» [Драйзер 1986: 72].
Драйзер решил подчеркнуть влияние бессознательного на героя. Совсем в небольшом абзаце, описывающим как перевернулась лодка, автор дважды использует слово «бессознательно»: Клайд бессознательно сжимал в руках фотоаппарат, а затем почти бессознательно нанес ей фотоаппаратом страшный удар.
Тем самым Драйзер акцентировал влияние на поведение героя бессознательного и одновременно подчеркивал слабохарактерность Клайда, нерешительность и эмоциональную неуравновешенность своего героя.
В одном из писем, уже после выхода романа, он пояснил, что намеревался показать Клайда исключительно впечатлительным и почти экзотически чувственным юношей, обладающим неустойчивым характером. Понимая, что у него не хватит смелости убить Роберту, он корит себя за недостаток воли и мужества.
По сути это тот же вопрос, который задавал Раскольников в «Преступлении и наказании» Достоевского. Тварь ли я дрожащая или право имею? Хватит ли у него, Клайда, душевных сил, выдержки, хладнокровия, чтобы выполнить то, что он задумал? Нехватка мужества героя особенно ощутима в период суда, когда он своими необдуманными, быстрыми ответами ухудшает свое положение. Следует подчеркнуть, что адвокаты Клайда выстраивают версию о том, что осужденный был «интеллектуальным и моральным трусом» [Драйзер 1986: 250]. Но это никак не назовешь преступлением.
Скурпулезный анализ в романе специфики психологии героя, его бессознательного, побудительных мотивов преступления позволило Драйзеру отказаться от категоричности в вопросе о виновности Клайда Гриффиста и поставить под сомнение справедливость вынесенного ему судом и обществом обвинительного приговора.
Данный вопрос несомненно волновал писателя и после выхода в свет романа. Через весьма короткое время, в 1927 году, Драйзер опубликовал рассказ «Ураган», своим сюжетом во многом напоминающий «Американскую трагедию». Главная героиня рассказа Ида Зобел, соблазненная Эдуардом Хауптвагером и ждущая от него ребенка, убивает своего возлюбленного выстрелом из пистолета, поскольку тот отказался жениться на ней. Таким образом в рассказе Драйзер исследует еще один возможный вариант трагической развязки банальной любовной истории.
В этом варианте преступление совершает не юноша, не желающий вступать в брак, а обманутая им девушка, жертва его непостоянства. Иное разрешение получает в рассказе и тема суда присяжных, которые выносят девушке оправдательный приговор, объясняя случившееся эмоциональной неуравновешенностью, стрессовым состоянием девушки, отчаявшейся узаконить свои отношения с возлюбленным и опасающейся гнева родителей и позора в обществе.
Показательно, что в финале новеллы Ида Зобел, мучительно переживающая свою причастность к гибели юноши, кончает жизнь самоубийством. Примечательно, что в рассказ включены многие детали сюжета «Американской трагедии»: катание молодых людей в лодке по озеру, безуспешные попытки девушки уговорить юношу вступить в брак и даже гибель девушки в озере.
Представляется, что писатель не случайно еще раз вернулся к подобному сюжету и использовал в рассказе схожие детали. Вероятно, он хотел еще раз подчеркнуть идею непреднамеренности преступления, совершенного в порыве чувств и в состоянии эмоциональной неуравновешенности.
Позже в письме к издателю Гаррисону Смиту от 25 апреля 1931 г. Драйзер высказался еще более определенно, категорично настаивая на сочувственном отношении к Клайду Гриффитсу. Он пояснил, что посвятил первую часть книги изображению тех социальных невзгод, которые, естественно, лишь угнетают, подавляют, разбивают, а следовательно, и обостряют эмоции и желания впечатлительного юноши, слишком плохо подготовленного к той великой жизненной битве, в которую вступает молодость
Писатель утверждает, что хотел показать в романе, как в неравном поединке между нищетой, невежеством и стремлением к обладанию высшими благами жизни он оказывается полностью и вопреки собственной воле побежденным и даже обвиненным в убийстве.
Драйзер называет своего героя жертвой закона, а присяжных, жестоко осудивших его, невежественными, пошлыми и мстительными провинциалами, которые «в силу собственной ограниченности и усвоенных ими социальных и религиозных предрассудков и убеждений, меньше всего способны понять и осознать смягчающие обстоятельства, которые могли помочь сохранить жизнь этого юноши. А потому они судили его гораздо более жестоко, нежели это могли бы сделать люди проницательные и наделенные здравым смыслом. Клайду, заключает писатель, «был вынесен несправедливый приговор» [Драйзер 1988: 293].
Драйзер предостерегает читателей от поспешных выводов, настаивает на вдумчивом прочтении романа, позволяющем проникнуть в сущность его идейного замысла. Как видим, традиция исследования бессознательного получила у Драйзера дальнейшее развитие.
Стремление писателя учесть не только социальные, но психологические факторы, соотношение сознательного и бессознательного в анализе мотивировки поступков личности и реакции на них общества способствовало более глубокому осмыслению им окружающей действительности и ее воспроизведению в художественном творчестве.
Таким образом, проблема конфликта героя и общества, выразившаяся здесь в трагическом непонимании и непринятии обществом героя, стоит в романе достаточно остро. Клайд молод, беден и жаждет проникнуть в высшее общество. Для того чтобы осуществить свою мечту, он готов использовать любые средства. Вспомним, что Герствуда, отваживавшегося пренебречь мнением общества, ожидает горькая расплата.
Общество отвергает героя, и он кончает жизнь самоубийством. Жертвой предвзятого общественного мнения невежественных, жестоких людей считает писатель и Клайда Гриффитса. обвинительный приговор которому толпа встречает троекратным громовым «ура». Обществу, как подчеркивает писатель, неведомы сострадание и сочувствие.
В обоих романах борьба героев с обществом заканчивается поражением героев.
Драйзер не ограничивался исследованием социальных и биологических условий, определяющих характер человека и его поведение в обществе, он учитывал еще и психологические факторы, играющие, на его взгляд, важную роль в мотивировке поступков личности и реакции на них общества. Подобный подход писателя к воспроизведению реальной жизни способствовал ее более широкому и глубокому осмыслению.
Внимательные и точные наблюдения писателя над человеком и обществом, размышления над проблемами своеобразия внутреннего мира личности и, в особенности, личности, преступившей закон, скрупулезное исследование мотивов преступления представляют, на наш взгляд, большой интерес, а выводы, к которым приходит писатель в своих произведениях, и сегодня не утратил своей актуальности и глубины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характерной чертой литературного процесса США 10-х–20-х гг. ХХ века является интерес писателей к проблемам бессознательного. Распространение в это время интуитивистских и психоаналитических концепций постепенно подводило художественную литературу к отказу от строгой и исключительной детерминированности характера социальной средой и обстоятельствами. Учения З. Фрейда и К.-Г. Юнга способствовали более глубокому проникновению писателей в сферу сознания и подсознания.
Согласно Фрейду, человек является не только носителем сознания, но и бессознательного, которое понимается в качестве вместилища чрезвычайно активных психологических импульсов, о происхождении и характере которых человек обычно ничего не знает.
В бессознательном могут находиться не только отрицательные, эгоистические, общественно предосудительные импульсы, но и положительные, альтруистские побуждения. Эти добавления были сделаны явно под влиянием К. Юнга, считавшего, что «бессознательное» обладает возвышенными потенциями, в частности, оно может служить средством связи человека с высшими, божественными силами.
До сих пор концепции Фрейда и Юнга являются предметом ожесточенных споров во многих областях, в том числе и в литературоведении. Однако бесспорным является тот факт, что идеи Фрейда и Юнга значительно расширили наши представления о психологии личности, обобщив исторический опыт психологического исследования внутреннего мира человека.
Открытия ученых в области психологии вышли далеко за пределы психологической науки и стали достоянием многих гуманитарных дисциплин: философии, истории, литературы.
Хотя психоанализ – не новая техника, а, скорее, систематизированное и научно обоснованное использование тех технических приемов, которые поэты и писатели использовали всегда. Не случайно замечание Фрейда о том, что бессознательное открыл не он, а писатели. Интерес к психологии личности в американской литературе имеет давнюю традицию и восходит к романтизму и прежде всего к творчеству Э. По.
Заслугой Фрейда и Юнга можно считать тот факт, что они «открыли» для литературы и искусства новую область – подсознание, – что позволило писателям глубже проникнуть в сущность таких психологических явлений, как немотивированное поведение личности, неврозы, сновидения, стрессы, галлюцинации.
Проблемы психологии бессознательного привлекают многих знаменитых писателей США первых десятилетий ХХ века – Т. Драйзера, Ш. Андерсона, Ю. О’Нила, У. Фолкнера – неким «пафосом еретичества», способствуя процессу отторжения традиционной пуританской морали, давая литературным персонажам свободу проявления личности. Они обратились к психоанализу, привлеченные его шокирующей откровенностью и свободой в вопросах любви.
История создания «Американской трагедии», проблема прототипов характеров подробно исследована в критике. Гораздо менее изучен психологический аспект романа, связанный, в основном, с образом главного героя Клайда Гриффитса – бедного юноши, стремящегося совершить свой путь наверх в американском обществе и совершающего на этом пути преступление.
Драйзера интересует проблема психологии личности незакоренелого преступника, он дает глубокий и последовательный анализ мотивов преступления. Автор использует особые композиционные приемы и методы психологического анализа, например, он вводит курсив, чтобы передать душевное смятение Клайда, чтобы обеспечить эффект правдоподобия.
Знакомство Драйзера с проблемами психоанализа помогло ему углубить образ Клайда, особенно в аспекте трактовки проблемы его виновности и невиновности. В сознании героя доминировал страх, но в его подсознании, почти по Фрейду, формировалось запретное желание убить Роберту.
И он убивает ее как бы бессознательно: он стукнул ее фотоаппаратом случайно, но этот удар отражал интуитивную, подсознательную ненависть к девушке, которая пыталась удержать Клайда помимо его желания.
Драйзер, с одной стороны, акцентировал влияние на поведение героя бессознательного, с другой – подчеркивал слабохарактерность Клайда, его нерешительность и эмоциональную неуравновешенность.
Глубокое исследование психологии, психики героя и побудительных мотивов преступления позволило отказаться от категоричности в вопросе о виновности Клайда и усомниться в справедливости судебного и общественного обвинения.
Драйзер называет Клайда жертвой закона, жертвой предвзятого общественного мнения, а присяжных, чей вердикт толпа встречает троекратным громовым ура, невежественными, пошлыми и мстительными провинциалами. Обществу, как подчеркивает писатель, неведомы сострадание и сочувствие.
Драйзер в «Американской трагедии» не ограничился исследованием социальных и биологических условий, определяющих характер человека и его поведение в обществе. Он учитывает и психологические факторы, играющие, на его взгляд, важную роль в мотивировке поступков личности и реакции на них общества.
Подобный подход Драйзера к воспроизведению действительности способствовал ее более широкому и глубокому осмыслению. Его внимательные и точные наблюдения над человеком им обществом, размышления над проблемами своеобразия внутреннего мира личности и, в особенности, личности, преступившей закон, скрупулезное исследование мотивов преступления представляет, на наш взгляд, большой интерес.
Выводы, к которым пришел Драйзер, и сегодня не утратили своей актуальности и глубины.
Высоко оценивая труды психоаналитиков, Драйзер, тем не менее, выстроил свою философско-эстетическую концепцию, свой художественный мир. Иногда даже заимствуя у Фрейда и Юнга некоторые идеи, термины и понятия, он, как правило, наполнял их иным содержанием, использовал для доказательства своих взглядов на жизнь, становясь порой первопроходцем в области художественного моделирования различных аспектов проблемы бессознательного.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверинцев С. «Аналитическая психология» К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. М., 1970. № 3.
- Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970.
- Батурин С.С. Драйзер. М., 1975.
- Батурин С.С. Портреты американских писателей. М., 1979.
- Гриб В.Р. Гриб. Избранные работы. М., 1956.
- Динамов С. Зарубежная литература. М., 1960.
- Драйзер Т. Собр. соч. в 12 т. М., 1986. Т. 9.
- Драйзер Т. Драйзер. Жизнь, искусство и Америка. М., 1988.
- Засурский Я.Н. Теодор Драйзер // Зарубежная литература к. ХIХ – н. ХХ вв. МГУ, 1968.
- Засурский Я.Н. Теодор Драйзер: жизнь и творчество. М., 1977.
- Зверев А.М. «Американская трагедия» и «американская мечта» // Литература США ХIХ века. Опыт типологического исследования. М., 1978.
- Иванько С. Теодор Драйзер // Драйзер Т. Собр. соч. в 12 т. М., 1986. Т. 1.
- Ионкис Г. Драйзер // Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. М., 1997. ч. 1.
- Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л., 1984.
- Морозкина Е.А., Кутеева Н.Э.. Художественные модели «бессознательного» в литературе США начала ХХ века. Бирск, 2006.
- Писатели США о литературе. М., 1974.
- Толмачев В.М. «Великий американский роман» и творчество У. Фолкнера // Зарубежная литература ХХ века. Учеб. пособие. М., 2003.
- Толмачев В.М. Становление американского литературного сознания в ХХ веке // Зарубежная литература ХХ века. Учебник. М., 1996.
- Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет в 2 т. Тбилиси, 1991. Т. 1.
- Эстетика американского романтизма. / Ред. А.Н. Николюкин. М., 1977.
- Lingeman R. Theodore Dreiser. An American Journey. 1908-1945. N.Y., 1990.