Простые средства большой ценности
Можно выбрать основное средство, дополнив его некоторыми другими, но не стоит использовать много средств сразу. Простые средства, применяемые регулярно, приведут к открытию духовных истин, которые не смогут быть обретены интеллектуально, потому как не проявляют себя в отчетливой форме. Кроме того, они проявляют себя, только когда это возможно и полезно, и, так как они недоступны разуму, они не становятся духовной суетностью.
Вот некоторые проверенные основные средства, которые приносили хорошие результаты на протяжении веков.
1. Быть добрым ко всему и всем, включая себя, все время и без исключения.
2. С уважением относиться ко всему живому во всех возможных выражениях, даже если они непонятны.
3. Не считать себя обладающим надежными знаниями о чем-либо. Просить Бога открыть смысл.
4. Стараться видеть скрытую красоту всего существующего — тогда она обнаруживает себя.
5. Прощать все, что переживается, вне зависимости от того, что это. Помнить о том, что Христос, Будда и Кришна говорили: ошибки происходят по причине невежества. Сократ сказал, что все люди могут выбирать только то, что они считают добром.
6. Подходить ко всему живому со смирением и быть готовым отказаться от всех позиций и ментальных/ эмоциональных аргументов или выгоды.
7. Быть готовым отказаться от всех восприятий выгоды, желания или прибыли и, следовательно, стремиться к беззаветному служению жизни во всех ее выражениях.
8. Делать свою жизнь молитвой с помощью намерения, смирения и отказа. Истинная духовная реальность является способом бытия в мире.
9. С помощью проверки подтверждать уровни сознания и духовной истинности всех учителей, учений, духовных групп и литературы, на которые человек предполагает ориентироваться.
10. Принимать то, что с помощью духовного решения, верности и смирения возникает Знание, которое обеспечивает поддержку, информацию и все, что необходимо для целого путешествия.
Самый действенный способ в сфере воли — это преданность. Таким образом, не просто духовная истина, но и степень человеческой преданности ей вызывают трансформацию. Великий классический труд, демонстрирующий эффективность простоты и преданности, — книга Брата Лоренса «Практика присутствия Бога» (1962) — подчеркивает важность постоянства.
т
Глава 20
ПРОХОД ЧЕРЕЗ ВРАТА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Духовный прогресс питается намерением, которое поддерживается преданностью и обязательством, а также ориентацией на духовные принципы и практики. Это приводит к готовности сосредоточиться на усилиях, решимости и терпении, требующих в целом общей доброжелательности в отношении себя и процесса духовного усилия. Вышесказанное можно обобщить как молитвенное отношение, превосходящее любое линейное определение. На первый план непроизвольно выходят цели и смысл, которые, таким образом, обеспечивают энергию, необходимую для духовного усилия.
Можно оставлять некоторое время специально для духовных практик, таких как медитация, однако практичнее было бы включать духовные принципы в свою повседневную жизнь и стиль жизни, поскольку выделение особых периодов может создавать трудности в повседневной жизни и приводить к полному отказу от них. От созерцательного стиля жизни, наоборот, не отказываются с такой легкостью, как от специально отведенных периодов времени, которые требуют наличия особой тихой среды. Изолированные периоды практики могут также стать изолированными от повседневной жизни как нечто, что человек «делает», а не то, кем он «является».
С практической точки зрения лучше всего избрать духовный принцип, а затем принять внутреннее жизненное правило, заключающееся в том, чтобы применять его постоянно, вне зависимости от ситуации. Огромную ценность представляет собой выбор максимы, в соответствии с которой строится жизнь, такой как решение проявлять доброжелательность в отношении всей жизни во всех ее выражениях. Это приводит к готовности прощать то, что выглядит как негатив. Решение жить в соответствии с основными духовными принципами поддерживается молитвой и решением быть слугой Бога, а не эго. Полезно также просить Бога о руководстве, информации и способности видеть окружающее по-другому.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Духовные обязательства, ориентация и решимость запускают нелинейный процесс, в котором феномены и ситуации — как внутри, так и снаружи — теперь притягиваются внутренними энергетическими полями, включающими также кармические качества и элементы. Жизнь разворачивается впредь на иных уровнях. Духовное намерение влияет на восприятие, воспоминания и интерпретации ценностей, которые отличаются от прошлых эгоистичных ценностей и стремлений. Первоочередность теперь определяется Духом в соответствии с внутренней духовной ценностью и пользой в духовной эволюции. Эволюция сознания поступательна и представляет собой целую «программу обучения», начатую решением, мобилизующим силу духовной воли. Впоследствии весь опыт становится ценным для раскрытия и развития духовной осознанности. Таким образом, «ошибки» и «успехи» имеют равную ценность, в отличие от прежних предпочтений эго.
Как хорошо известно, верность духовным ценностям и процессу очищения часто поднимает на поверхность «противоположности», которые представляют кармический дуализм, требующий обнаружения позициональности, лежащей в его основе. Одной из самых первых дилемм, которая возникает почти всегда, является двойственность хорошее/плохое — это сфера, весьма полезная к изучению. Наблюдая, человек заметит, что дихотомия добра и зла является всего-навсего отражением общей контекстуализации, основанной на непроверенных предположениях. С глубоким смирением человек вскоре осознает, что без поддержки разум, действительно, является неприспособленным и неспособным проводить подобные различения. Это открытие можно сделать, начав задаваться вопросом, для кого данное явление хорошо и для кого оно плохо, когда и при каких обстоятельствах. Это, в конце концов, приводит к исследованию общего контекста значения и смысла человеческой жизни как преходящего опыта, целью которого является обучение.
Даже поверхностный искусственный взгляд на человеческий опыт открывает, что он, прежде всего, конечен, непостоянен и преходящ, и разум, сам по себе, не может даже представить, как он возник и к чему движется. Сам по себе он также неспособен отличить истинное от ложного из-за своей внутренней структуры. Каким же образом он может отличить «хорошее» от «плохого»? Это ведет к открытию, что «мышление» — не самый надежный метод обнаружения духовной истины или духовного роста и что разум сам по себе, скорее, вызывает наплыв мыслей, а не отказ от них ради нелинейного понимания, которое разрешает все вопросы одновременно. Духовное осознание нелегко получить в линейных, логических размышлениях, оно скорее напоминает расплывчатую, интуитивную ауру постижения и понимания, которые включают полный контекст, а не просто линейное содержание.
Выбор основной духовной максимы для жизни становится совокупностью отношений, изменяющих восприятие. Это стиль позиционирования себя и отношения к жизни, а не набор линейных систем убеждений. Отношения обычно обобщаются как различение, а не как определимое восприятие. Это духовное различение обычно является открытым к расширению понимания. Человек, таким образом, осознает, что вместо «Я думаю так-то и так-то», он говорит «Это кажется таким-то и таким-то» или «Это звучит так-то и так-то», или «Это выглядит так-то и так-то». Это предварительные продиктованные здравым смыслом склонности для переработки информации, а не ограниченные определения и уверенные заявления, такие как «Он совершенно неправ, потому что... » Со сменой точки сосредоточения переживания становятся менее линейными, менее определенными и менее вербализуемыми. В результате человек «схватывает» ситуацию подобно тому, как он воспринимает всю красоту заката без мыслей и слов, описаний его цвета, формы, облаков и т. д.
С такой ориентацией переработка информации становится все более контекстуальной и общей, не связанной с частностями, и внутреннее проговаривание сходит на нет. Это приводит к способности «осознавать» и «знать» не думая. Субъективное переживаемое качество поглаживания мурлыкающей кошки совершенно не требует мышления. Вместо этого человек просто «схватывает» всю ситуацию благодаря способности различать суть, сменившей умственное восприятие. При таком процессе постепенно становится ясно, что все «таково, каким является» и «то, каким оно является, и есть его смысл», и возникает принятие, которое не требует комментариев, содержания или определения языковой дуалистичной позиции, такой как мнение. Этот стиль сходен с проверенным временем У-вэй пути Дао, в соответствии с чем человек, не прикладывая усилий, следует потоку жизни и своеволие и суждения оставляет Богу. Непротивление ведет к отсутствию привязанности, а не отстраненности, которая может быть формой избегания.
Непротивление не означает игнорирование или отрицание, это наблюдение и осознание, которые позволяют человеку оставить роль актера в фильме жизни и стать наблюдателем/свидетелем, который не включен в происходящее эмоционально, однако способен в нем участвовать. Это снижает искушение избрать позицию или желаемый результат. Таким образом, происходит отказ от личной воли, и на ее место приходит Божественная Воля, в которой Мироздание непрерывно, эволюционно и способствует раскрытию осознанности.
В описанном выше процессе трансформации можно заметить, что качеством, вызывающим переживание, является само осознание. Нет того, кто наблюдает и переживает; есть лишь внутреннее качество, которое проявляется без усилий, использования энергии намерения для изменения процесса. Вся жизнь становится просто «данностью», и осознание сути субъективности снижает чувство личного «я», приводя к внутреннему присутствию «Я», которое несводимо к размышлениям о содержании и, наоборот, содержит его. Этим осознанием является «Свет», при помощи которого мы «видим» ментально и эмоционально. При помощи такого осознания точка сосредоточения теперь перемещается внутрь — к источнику Света от деталей того, что освещается. Только при помощи этого Света человек может осознать содержимое сознания, в противном случае, как бы человек познал, что он переживает или думает?