Духовность: темная ночь души
Состояние, когда человек ощущает, что его оставил Бог и надежды больше нет, приводит к депрессии и может вызвать ощущение изменения переживания времени, сравнимое с нижними уровнями Ада, описанными Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Это состояние может также быть переходной фазой, наступившей в результате напряженной внутренней работы, особенно того, кто оставляет осторожность и исследует глубинные уровни сознания, на которых он интуитивно чувствует необходимость освободиться от эго и оставить все сомнения. Таким образом, это состояние может свидетельствовать о необходимости достичь внутренней уверенности в духовной истине прежде, чем отказаться от эго. Странно, но на этот же самый путь может встать убежденный атеист, пытающийся доказать, что Бога нет, а безбожие переносимо. Тяжелая духовная депрессия может быть последней зацепкой эго, стремящегося выжить. Основная иллюзия эго состоит в том, что оно и есть Бог и без него наступает смерть. То есть то, что описывается как «темная ночь души», в действительности является темной ночью эго.
Столкновение с сущностью эго может быть неожиданным следствием отпускания привязанностей, а также иллюзий и заветных ложных духовных/религиозных убеждений эго о Боге, например, что Бог ответит на страстные мольбы («стук в ворота Рая»): «О, Боже, посмотри, как я страдаю за троих»).
Парадоксально, что темная ночь души часто является знаком значительного духовного развития, так как не душа (высшее «Я»), а эго находится в темноте. Некоторое утешение можно обрести в духовном изречении, гласящем, что человек может подняться только на такое расстояние, на которое прежде упал, или что Иисус обливался кровавым потом в Гефси- манском саду, или что Будда рассказывал о том, как чувствовал, будто все его кости сломаны и на него нападают демоны.
В путах духовного отчаяния и полного отсутствия надежды следует помнить о том, что в духовном смысле весь страх есть иллюзия. Причина безопасности отпускания всего, что дорого человеку, а также отказа от убеждения, что внутренняя сущность эго является источником самой жизни, состоит в том, что оно вовсе не является источником вне зависимости от того, каким бы сильным ни казалось переживание. Последней преградой перед освобождением и обращением к Богу является кажущаяся предельной суть самого бытия. Но так поступать безопасно — потому что это не так.
С отказом от того, что кажется самим источником, самой сутью собственной жизни, дверь в кармически определенный момент открывается, и появляется сияние Присутствия Божественного. Личное «Я» вместе с разумом растворяется в бесконечном «Я» Вечности с ее глубоким покоем и состоянием вневременного Единства. Это состояние происходит не из разума или эго, а из того момента, когда они прекращают функционировать. Последние шаги требуют смелости, веры и смирения. Именно здесь Истина в форме вибрации и аура истинного учителя приносят огромную пользу («благословение учителя»), как и призыв избранного человеком наставника, Спасителя или предельной духовной реальности, будь то Будда, Христос, Кришна или сам Бог.
Другая форма темной ночи души возникает вследствие падения из возвышенного состояния (такого как религиозная радость или экстаз), что описано в жизни христианских святых. Человек как будто «оставлен Возлюбленным» (см. «Жизни святых» Батлера). Это может происходить потому, что человек «исчерпал свою хорошую карму», вслед за чем — оставшиеся кармические привязанности и склонности проявляются для того, чтобы быть проработанными и переданными Богу. Некоторые из них глубоки, например, ненависть к себе, обида на Бога и заветные убеждения, которые часто касаются страдания (например, что страдание приятно Богу, и т. д.).
В темной ночи души приверженность определенным убеждениям выступает против настоящей Реальности. Все убеждения, касающиеся Бога, являются полученной из вторых рук информацией, поэтому и от них необходимо отказаться. Причину этого можно понять, рассмотрев по аналогии тот факт, что только кошка по-настоящему знает, что значит быть кошкой, потому что она сама ею является. Она не знает ничего «о» бытии кошки и не имеет системы убеждений. Следовательно, все ошибочные убеждения о Боге являются внешними по отношению к переживаемой Реальности. Путь к просветлению пролегает по глубокой честности незнания.
Переживание внутренней Божественности как «Я» или Бога Имманентного значительно отличается от веры в Бога Трансцендентального. По этой причине Будда предостерегал против изображений или названий Бога, потому что Просветление — это состояние, в котором знание «Я» становится внутренним. Это состояние описывается как «Я»-лучезарное, и в этом состоянии Знание имеет свою собственную Реальность. (Эта тема будет рассмотрена в последующих главах.)
Хотя термин «карма» не используется в западных религиях, она подразумевается в качестве духовной ответственности, определяющей судьбу души после смерти. Этот термин отражает также духовные проблемы, неотъемлемо присущие человечеству, включая тот факт, что оно характеризуется ограниченностью духовного понимания («невежеством»). Таким образом, цель человеческой жизни состоит в том, чтобы преодолеть и выйти за пределы этих унаследованных ограничений при помощи духовной истины, открываемой великими религиями и духовными учителями.
Западный ум часто путает «карму» с перерождением, реинкарнацией или множественностью человеческих жизней. В общем же карма относится просто к тому факту, что душа развивается как в отношении своего зарождения, так и судьбы, и отвечает за свои решения.
У всех уже есть определенный уровень сознания при рождении. С практической точки зрения то, что предшествовало этому состоянию, не имеет значения. Различные религии, а также исследования сознания предлагают различные ответы. Каковы бы ни были причины, каждый индивид должен начинать с того уровня эволюционного процесса, на котором оказался. Однако в отсутствие понимания кармы определенные обстоятельства могут казаться случайными и странными, что противоречит результатам исследований сознания, которые показывают, что все Мироздание является отражением Божественной Гармонии, Справедливости и Равновесия.
КАРМИЧЕСКОЕ ОТЧАЯНИЕ
Кармическое отчаяние часто переживается после масштабных трагических событий или катастроф. Существует также коллективная человеческая карма, которая является неотъемлемой частью человеческого бытия. Она может также выражаться в качестве условий жизни групп людей — этнических, религиозных, географических или иных, — определяемых действиями или соглашениями прошлого. Карма линейна, передается душой и накапливается в результате обусловленных волей поступков. Вероятность таких, кажущихся негативными, последствий может быть выведена исходя из человеческой истории, в которой часто происходили бессмысленные убийства безвинных, а также намеренные акты осквернения (то есть негативная карма).
Включение в то, что кажется негативными кармическими последствиями, происходит в результате предшествовавшего согласия или участия. Таким образом, аплодисменты после смерти гладиатора являются кармически значимыми так же, как и ухмылка удовлетворения, вызванная болью и страданием или смертью других. Аплодировать работе гильотины — значит присоединиться к кармическим последствиям этого действия. Брать справедливость в свои руки — означает подвергать себя кармическому риску, так как «Я, Господь, творю правду». Тяжело поверить в то, что Божественное гарантирует абсолютную справедливость в мире, кажущемся несправедливым. Лучше довериться абсолютной справедливости Бога и «не судить», чтобы не оказаться «судимым», ибо «пусть тот, кто без греха, первым бросит в меня камень».
Аналогией Божественной Справедливости (Законов Кармы) может служить то, что вездесущее и всеведущее поле сознания само по себе является Свечением Божественного, в котором записываются все прошедшие события, какими бы незначительными они ни казались. При рождении человек автоматически настраивается на общее кармическое поле благодаря качеству этого линейного поля в бесконечном поле самого сознания. Таким образом, исключительно посредством актов воли сущность может определить свою судьбу. На уровень сознания влияют, изменяя его в лучшую или худшую сторону, внутренние решения и волевые действия, в результате чего отдельная сущность притягивается к подходящему именно ей уровню сознания, которым управляет «притягивающее поле» (см. «Могущество и сила», 1995). Таким образом, уровень сознания представляет собой кармическое наследие.
На основании общего понимания природы сознания становится понятно, что справедливость (карма) представляет собой автоматическое последствие взаимодействия вибрации души внутри бесконечного поля сознания. Наука истины и исследования уровня сознания подтверждают правомерность библейского утверждения: «Каждый волос на голове человека сосчитан». Все известно бесконечному полю Божественного, благодаря которому автоматически устанавливается справедливость. Человеческие фантазии о мстительном, ревнивом, сердитом антропоморфическом поле, являющемся «причиной» всех несчастий, — это подсознательные проекции. Однако очевидно: самые масштабные природные катаклизмы произошли в основном до появления человека и, как полагают, были условием, обеспечившим конец эры динозавров.
Подводя итог, можно сказать, что в своем общеизвестном смысле карма (духовный удел) является следствием волевых решений и определяет духовную судьбу после физической смерти (небесные уровни, ад, чистилище или так называемые внутренние астральные планы [bardos]). Имеется также возможность реинкарнации в человеческой физической сфере, что, согласно данным исследований уровня сознания, может быть осуществлено только при изъявлении воли. Таким образом, все люди по собственной воле избрали этот путь. Кроме того, исследования сознания подтверждают, что все люди рождаются при самых оптимальных условиях для духовной эволюции, какими бы они ни казались.
Карма действительно означает ответственность, и, как показано в предыдущих духовных исследованиях, каждая сущность несет ответственность перед Вселенной. Хорошо известно также, что позитивная карма (хорошая работа, молитва, беззаветное служение, добрые дела и т. д.) может компенсировать и нейтрализовать негативную («плохую») карму. В этом процессе «заслуги» накапливаются, что со временем может помочь избежать злоключений. Духовный прогресс автоматически следует из выбора в пользу доброты, прощения и любви как способа бытия в мире, что противоположно взгляду на него как на сделку, совершаемую с целью получения прибыли.
Проработка собственной «кармы» включает не только эту жизнь, но и исторические, давно забытые эволюционные аспекты. Духовная работа может выявить подавленные мнения, мысли или убеждения в личном подсознании, а также аспекты коллективного бессознательного, которые энергетически устроены подобно системе чакр архетипов Юнга (например, сердце ребенка, гнев воина, наивность подростка и т. д.). Из-за природы человеческого развития даже зрелый, разумный взрослый обладает подавленными или забытыми, но все еще оказывающими значительное влияние незрелыми и детскими стремлениями, которые действуют независимо от сознания. Одним из самых распространенных является бессознательный баланс между «хорошим Я» и «плохим Я». (Это сфера множественных расстройств личности.) Дихотомия плохой/хороший может быть источником разнообразных психологических сложностей, самой распространенной из которых является проецирование «плохого Я» на других.