Коммуникативная деятельность
Понимает, когда к нему обращаются по имени, реагирует на слово « нет ».
Вокализации и жесты выполняют коммуникативную функцию (интонация удовольствия, неудовольствия, просительные и протестующие жесты).
Начальное ситуационное восприятие обращенной речи (поворачивает голову в сторону называемого человека). Отклонения в развитии приводят к задержке или невозможности формирования коммуникативной функции речи, ребенок реагирует на раздражители недифференцированным криком, плачем, спонтанными жестами.
В случае грубой патологии развития физиологические эхолалии и слоговой лепет не формируются или возникают позже в искаженном виде, интонационная выразительность отсутствует, реакция на обращенную речь проявляется в виде чрезвычайно бедной вокальной продукции, отдельных звукокомплексов, недифференцированной голосовой активности (Е.Ф. Архипова, 1991. — С. 11). Ребенок не стремится к звукоподражанию. При глубокой умственной отсталости и РДА эти признаки выражены еще сильнее.
Когнитивное развитие
«Комплекс оживления» угасает, уступая место более дифференцированным психическим реакциям. Развивается подражание и активное манипулирование предметами. Действия приобретают целенаправленный характер (настойчивые попытки достать, дотянуться до нужного предмета, после отвлечения возвращает взгляд на то место, где было лицо человека или предмет).
При отклонениях в развитии вместо ориентировочной реакции и игровой деятельности (манипулирования) выражены общий комплекс оживления и подражательная улыбка (Л.О. Бадалян и др., 1988. — С. 145). В случаях РДА эмоциональные реакции у детей очень избирательны и неожиданны, часто они бывают связаны с неодушевленными предметами.
После 6 месяцев нарушения когнитивного развития достаточно заметны, однако дифференциальная диагностика очень сложна, чтобы определить ведущее нарушение надо соотнести все данные об анамнезе с динамическим наблюдении за ребенком.
Логопедическое обследование
При целенаправленном наблюдении за развитием ребенка и его соответствием возрастным нормамнеобходимо отметить следующее:
1) Особенности формирования лепета:
— отсутствие лепета, смодулированный по громкости и
тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное
обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции;
— близость лепета к интонационным особенностям родной
речи (незавершенность интонации, перепады частоты основного тона по высоте и громкости, удлинение ударных
гласных и т.п.) ( Н.И. Лепская, 1997);
— лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу
мать — ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба-ба-ба, ма-ма-ма);
— умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других
людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета.
2) Особенности формирования понимания обращенной речи:
— знает свое имя (реакция на имя), начинает различать
имена близких людей — как их называют в семье (мама,
папа) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопросы: «Где мама?»; «Где папа?».
3) Развитие паралингвистических форм коммуникации:
— выражение своих просьб жестами и требовательными
возгласами, криком;
— формирование направленного взгляда («соединяющего»),
использование его наряду с жестами, чтобы получить не
обходимую игрушку, пищу;
— умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», соблюдать некую последовательность, отдаленно напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях).
4) Развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи:
— постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только
сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита;
— развиваются движения языка из стороны в сторону и
вверх-вниз, необходимые для разжевывания твердой
пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую
пищу изо рта движением кончика языка вперед;
— переход от питья кефира (густой жидкости) к умению
пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь.
5) Характер взаимодействия матери и ребенка:
— сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре
с ним;
— пытается ли мать активизировать ответную реакцию
малыша.
V этап (9-12 месяцев)
Вначале периода — активный лепет, в конце периода большинство детей произносят 5-6 лепетных слов. Нормально развивающиеся дети хорошо подражают интонации взрослого «собеседника», копируют отдельные слоги, восклицания, междометия. Они хорошо выражают свое настроение, изменяя тон, громкость, длительность звучания голоса.
Наличие рудиментарного лепета, однообразных и монотонных голосовых реакций свидетельствует о серьезном отклонении в раннем развитии ребенка, которое может носить как парциальный, так и комплексный характер.
В более легких случаях при компенсации к этому возрасту некоторых синдромальных проявлений (гипертензионно-гидро-цефальный синдром, синдром нервно-рефлекторной возбудимости, вегетативно-висцеральный синдром), нарушения формирования голосовых реакций сочетаются со слабостью слуховых дифференцировок, недостаточностью слухового внимания и трудностью локализации источника звука в пространстве. Это задерживает развитие начального понимания речи у детей с резидуальной неврологической симптоматикой (Е.М. Мастюкова, 1993, 1997).
К концу первого года жизни выраженными становятся клинические признаки основных форм ДЦП: формируется спастичность, выраженными становятся симптомы атаксии и гиперкинезы, что приводит к нарастанию патологических изменений в тонусе мышц речевого, голосообразующего и дыхательного аппарата.
Дисфункция общих речедвигательных навыков и нарушения механизмов фонации и дыхания косвенно проявляются в стойких трудностях формирования навыков разжевывания твердой пищи, проглатывания и умения пить жидкость маленькими глотками из чашки.