Коммуникативная деятельность

Понимает, когда к нему обращаются по имени, реагирует на слово « нет ».

Вокализации и жесты выполняют коммуникативную функцию (интонация удовольствия, неудовольствия, просительные и проте­стующие жесты).

Начальное ситуационное восприятие обращенной речи (повора­чивает голову в сторону называемого человека). Отклонения в раз­витии приводят к задержке или невозможности формирования ком­муникативной функции речи, ребенок реагирует на раздражители недифференцированным криком, плачем, спонтанными жестами.

В случае грубой патологии развития физиологические эхолалии и слоговой лепет не формируются или возникают позже в искажен­ном виде, интонационная выразительность отсутствует, реакция на обращенную речь проявляется в виде чрезвычайно бедной во­кальной продукции, отдельных звукокомплексов, недифференци­рованной голосовой активности (Е.Ф. Архипова, 1991. — С. 11). Ребенок не стремится к звукоподражанию. При глубокой умствен­ной отсталости и РДА эти признаки выражены еще сильнее.

Когнитивное развитие

«Комплекс оживления» угасает, уступая место более диффе­ренцированным психическим реакциям. Развивается подража­ние и активное манипулирование предметами. Действия приоб­ретают целенаправленный характер (настойчивые попытки дос­тать, дотянуться до нужного предмета, после отвлечения возвра­щает взгляд на то место, где было лицо человека или предмет).

При отклонениях в развитии вместо ориентировочной реакции и игровой деятельности (манипулирования) выражены общий ком­плекс оживления и подражательная улыбка (Л.О. Бадалян и др., 1988. — С. 145). В случаях РДА эмоциональные реакции у детей очень избирательны и неожиданны, часто они бывают связаны с неодушевленными предметами.

После 6 месяцев нарушения когнитивного развития достаточ­но заметны, однако дифференциальная диагностика очень слож­на, чтобы определить ведущее нарушение надо соотнести все дан­ные об анамнезе с динамическим наблюдении за ребенком.

Логопедическое обследование

При целенаправленном наблюдении за развитием ребенка и его соответствием возрастным нормамнеобходимо отметить следующее:

1) Особенности формирования лепета:

— отсутствие лепета, смодулированный по громкости и
тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное
обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции;

— близость лепета к интонационным особенностям родной
речи (незавершенность интонации, перепады частоты ос­новного тона по высоте и громкости, удлинение ударных
гласных и т.п.) ( Н.И. Лепская, 1997);

— лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу
мать — ребенок, в котором они выражают свое эмоцио­нальное отношение друг к другу в сериях слоговых пос­ледовательностей (ба-ба-ба, ма-ма-ма);

— умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других
людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помо­щью лепета.

2) Особенности формирования понимания обращенной речи:

— знает свое имя (реакция на имя), начинает различать
имена близких людей — как их называют в семье (мама,
папа) и поворачивать голову в их сторону в ответ на воп­росы: «Где мама?»; «Где папа?».

3) Развитие паралингвистических форм коммуникации:

— выражение своих просьб жестами и требовательными
возгласами, криком;

— формирование направленного взгляда («соединяющего»),
использование его наряду с жестами, чтобы получить не­
обходимую игрушку, пищу;

— умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», со­блюдать некую последовательность, отдаленно напомина­ющую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогичес­ких» лепетных сериях).

4) Развитие навыков глотания и формирование навыков же­вания твердой пищи:

— постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к кор­ню языка, и ребенок получает возможность не только
сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую кар­тошку и кусочки бисквита;

— развиваются движения языка из стороны в сторону и
вверх-вниз, необходимые для разжевывания твердой
пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую
пищу изо рта движением кончика языка вперед;

— переход от питья кефира (густой жидкости) к умению
пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебы­ваясь и не поперхиваясь.

5) Характер взаимодействия матери и ребенка:

— сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре
с ним;

— пытается ли мать активизировать ответную реакцию
малыша.

V этап (9-12 месяцев)

Вначале периода — активный лепет, в конце периода большин­ство детей произносят 5-6 лепетных слов. Нормально развиваю­щиеся дети хорошо подражают интонации взрослого «собеседни­ка», копируют отдельные слоги, восклицания, междометия. Они хорошо выражают свое настроение, изменяя тон, громкость, дли­тельность звучания голоса.

Наличие рудиментарного лепета, однообразных и монотонных голосовых реакций свидетельствует о серьезном отклонении в ран­нем развитии ребенка, которое может носить как парциальный, так и комплексный характер.

В более легких случаях при компенсации к этому возрасту некоторых синдромальных проявлений (гипертензионно-гидро-цефальный синдром, синдром нервно-рефлекторной возбудимо­сти, вегетативно-висцеральный синдром), нарушения формиро­вания голосовых реакций сочетаются со слабостью слуховых дифференцировок, недостаточностью слухового внимания и трудностью локализации источника звука в пространстве. Это задерживает развитие начального понимания речи у детей с резидуальной неврологической симптоматикой (Е.М. Мастюкова, 1993, 1997).

К концу первого года жизни выраженными становятся кли­нические признаки основных форм ДЦП: формируется спастичность, выраженными становятся симптомы атаксии и гиперкинезы, что приводит к нарастанию патологических изменений в тонусе мышц речевого, голосообразующего и дыхательного ап­парата.

Дисфункция общих речедвигательных навыков и нарушения ме­ханизмов фонации и дыхания косвенно проявляются в стойких трудностях формирования навыков разжевывания твердой пищи, прогла­тывания и умения пить жидкость маленькими глотками из чашки.

Наши рекомендации