Обследование речевого развития детей раннего возраста

Обследование доречевого развития младенца

Логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникацииимеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка.Это

предполагает использование специальных приемов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным ана­лизом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогичес­ких наблюдений за ребенком.

В логопедическом обследовании детей раннего возраста в зави­симости от того, воспитывается ли ребенок с рождения в семье или Доме ребенка, используют комбинированно методы анализа анам­нестических данных, анкетирования родителей и наблюдения за ребенком младенческого возраста.При проведении ранней диаг­ностики отклонений в речевом развитии целесообразно также ори­ентироваться на традиционную схему нормального развития доно­шенных детей до 3 лет (Н.М. Аксарина, 1972; Л.О. Бадалян, 1982, 1988)и методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт, 1996).

I этап (период новорожденности)

При отсутствии отклонений в развитии ребенок кричит гром­ко с первой минуты жизни, его дыхание характеризуется корот­ким вдохом и удлиненным выдохом. Первые голосовые реакции еще интонационно невыразительны, но в них можно отчетливо различить отдельные гласноподобные звуки («а», «э»).

Особое внимание обращается на характер крика новорож­денного,который в первые недели жизни у детей с отклонениями в развитии чисто напоминает отдельные всхлипывания на вздохе, с характерным носовым оттенком. В случаях наи­более тяжелой патологии отмечается пронзительный, болез­ненный, непрерывный крик, который принято называть «моз­говым». Нарушения крика отчетливо проявляются у детей с тяжелой двигательной патологией, у которых в дальнейшем выявляется дизартрия или анартия (Л.О. Бадалян и др., 1988. — С. 100). Если к концу периода новорожденности крик по-прежнему преобладает над другими рефлекторными звука­ми (кряхтенье, ворчанье, гуканье), то можно с большой долей вероятности констатировать патологические отклонения в развитии ребенка.

Логопедическое обследование

При сборе анамнестических данных о неонатальном периоде логопеду целесообразно ориентироваться на следующее:

— характер первого крика новорожденного (громкий, прон­зительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по
попке, после стимуляции, не кричал);

— физиологическая функция дыхания (дышал самостоя­тельно с рождения, проводились реабилитационные ме­роприятия из-за заглатывания околоплодных вод или
слизи, подключали к аппарату искусственной вентиля­ции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе);

— интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибио­тики, заменное переливание крови, подключение к капельнице);

— хирургические мероприятия в неонатальном перио­де (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т.п.);

— первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал
сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, ис­пользовался ли молокоотсос);

причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, бо­лезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);

— длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше,
активно сосал все кормление, отказывался брать грудь,
требовал соску);

— характер сосательных и глотательных движений при
кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания,
вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное
«покусывание» груди во время кормления).

II этап (1—3 месяца)

На эмоционально положительном фоне у ребенка появляются звуки начального гуления (гуканья), которое к концу периода переходит в певучее гуление («бааа, мааа»). Младенец постепенно переходит от единичных гласноподобных звуков к произнесению коротких звуковых цепочек. При гулении общая двигательная активность ребенка снижается.

На основе зрительного и слухового сосредоточения возникает и закрепляется мимико-соматический «комплекс оживления» (3 мес): ребенок начинает воспринимать обращение к себе и «от­вечать» на него сочетанием улыбки, общим мимическим оживле­нием, вокализацией, генерализованной двигательной активнос­тью. Он по-разному реагирует на сердитый и ласковый голос, улы­бается или плачет. С помощью крика, который становится интонационо-выразительным, ребенок выражает свой протест или не­удовольствие.

При отклонениях в раннем развитии ребенка ориентировочные зрительные и слуховые реакции формируются с запаздыванием или отсутствуют вообще. Преобладают отрицательные реакции (монотонный плач, длительный крик на одном тоне), улыбка край­не редка.

В случае отклонений в речевом развитии голосовые реакции мало выразительны, при грубых нарушениях, связанных с орга­нической патологией ЦНС, начальное гуление (гуканье) отсутству­ет (Л.О. Бадалян, 1988. — С. 135).

При выраженных нарушениях эмоционально-психической сферы нарушается формирование механизмов подражания, и гу­ление как бы задерживается на аутоэхолалической стадии. Не­обходимо также обратить особое внимание на формирование у младенца к 3 месяцам выраженной эмоциональной реакции на ухаживающего за ним взрослого человека («комплекс оживле­ния», улыбка, более активное гуление после звуковой стимуляции). Отсутствие такой реакции является прогностически небла­гоприятным показателем и требует дальнейшего наблюдения за психическим и эмоциональным развитием ребенка (Э.Л. Фрухт, 1998).

Логопедическое обследование начинается с наблюдения за ре­бенком в естественныхусловиях. При опросе родителей и осмот­ре ребенка логопед обращает особое внимание на:

— характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при
купании (резкий крик и общая двигательная активность,
вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик,
общая вялость и пассивность);

— появление первых мимических гримас (реакция на
«сладкое-горькое» при изменении питания кормящей
матери или введении новой смеси или пищевых добавок),
их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность;

— начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося пред­
мета или прислушиваясь к новому звуку на фоне дру­гих);

— фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого;

— наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение
к нему со стороны взрослого;

— характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач,
вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное со­средоточение, отсутствие реакций;

— характер преобладающих реакций на обращенную к
нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс
оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;

— проявление положительных эмоций в комфортных
условиях, например после кормления или смены
мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение
и т.п.).

Отдельно отмечаются первые доречевые реакциимладенца:

— начальное гуление—«гуканье»;

истинное гуление (время его появления, длительность и
напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, особенности общего пове­дения при гулении, наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более ак­тивного гуления после звуковой или двигательной стиму­ляции);

— первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса ожив­ления, мимических гримас;

— монотонность/выразительность, напевность гуления, модулированный/немодулированный характер первой доречевой продукции.

III этап (3—6 месяцев)

В начале этого этапа ребенок еще издает протяжные гласноподобные звуки, но постепенно намечается переход от гуления к лепету: звуки становятся напевными, продолжительными, замет­но более разнообразными («истинное гуление»). К 6 месяцам дол­жны хорошо различаться звукосочетания гласных с губными со­гласными типа «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» (аутолалический этап лепе­та). Изменение характера голосовой продукции ребенка приводит к тому, что младенец начинает лепетать с типичной для его язы­кового окружения мелодикой.

Постепенно у ребенка формируются специфические слуховые реакции на все внешние раздражители (голос мамы, разговор, наблюдение за звучащим предметом или игрушкой). С 4 меся­цев он устойчиво находит глазами источник звука, который на­ходится вне поля его зрения, узнает мать и улыбается ей. С 5 месяцев дифференцирует знакомые и незнакомые лица. Разли­чает строгую и ласковую интонацию речи, эмоционально поло­жительно реагирует на голос матери, а к голосу незнакомого че­ловека только прислушивается, но остается равнодушен. После 4,5 месяцев протестует против «формального общения», прояв­ляет ярко выраженную коммуникативную интенцию (М.И. Ли­сина, 1986).

Когнитивное развитие: у ребенка преобладает познавательный интерес над эмоциональным (с интересом тянется к новой игруш­ке, легко отвлекается на новый раздражитель). Формируется ожи­дание многократно повторяющихся действий.

Коммуникативная деятельность: ребенок стремится к об­щению со взрослым. Развивается общение с помощью жестов: тянет руки, чтобы его взяли на руки или дали необходимый предмет.

Нарушения интонационно-мелодической структуры лепета наблюдаются не только у глухих детей, но и в случаях натальной травмы шейного отдела спинного мозга. В этом случае на процесс голосообразования оказывают влияние нарушения функции спинального дыхательного центра, слабость мышц диафрагмы при повреждении С-4 сегмента и межреберных мышц (А.Ю. Ратнер, 1990). Дети дышат поверхностно, у них снижен объем выдоха при общей мышечной гипотонии, что становится особенно заметно в связи с особенностями вокаль­ной структуры лепета. Длительный вокализованный выдох явно затруднен, преобладают краткие лепетные серии («бед­ный лепет»).

В случаях более тяжелой неврологической патологии к концу первого полугодия жизни у младенцев наблюдается выраженная мышечная гипотония. Наблюдаются специфические искажения звукопроизношения, бедные голосовые реакции. Певучее гуление может отсутствовать полностью. Интонационно-мелодическая выразительность вокализаций снижена, самоподражания нет (Л.О. Бадалян и др., 1988. — С. 141).

Степень недоразвития эмоциональных и психических реакций достаточно вариабельна. У некоторых детей с формирующимся церебральным параличом в третий период эти функции могут быть еще полноценными (легкие формы спастической диплегии, гемипарез, легкая атактическая форма) или нарушены незначительно (Л.О. Бадалян, 1988, там же). В случаях грубого поражения по типу РДА органического генеза или глубокой умственной отстало­сти ребенок может быть явно неконтактен, пассивен, его ориенти­ровочные реакции будут снижены или, наоборот, у него будет пре­обладать патологическая двигательная активность, беспокойство, негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик, отворачивается).

Логопедическое обследование

Целесообразно отметить следующие особенности доречевого развития ребенка 3—6 месяцев:

— характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длитель­но смотрят на него (активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство; спонтанное или ситуативно обусловленное «гуканье», преобладание корот­ких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации);

— особенности интонационной окрашенности голосовых ре­
акций и их мелодической организации (выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к ме­лодике родного языка ребенка);

— переход к произнесению артикулем, близких к рече­вым звукам; появление «слогов» различной длительности (с акцентацией на первом «слоге» серии);

— изменение поведения в ответ на слуховые раздражители
(ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает
глаза на громкий шум, поворачивает голову по направ­лению шелеста бумагой, звучания колокольчика, скри­па двери);

— наличие или отсутствие мышечной активности в речевой
и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех
типа «повизгиванья», щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек);

— патологические трудности при переходе на густую пищу
(наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с лож­ки, особенности формирования умения пить глотками из
поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидко­сти или крошки печенья): «дисфагия»;

— особенности визуального контакта с близкими людьми:
поиск или избегание встречного взора, напряженность,
отстраненность взгляда;

— неполноценность комплекса оживления (отсутствие дви­гательного, голосового, эмоционального компонента, его
безадресность или адресованность неодушевленным пред­метам, запаздывание реакции на раздражитель).

IV этап (6-9 месяцев)

Всамостоятельной вокальной продукции наблюдается посте­пенный переход к активному, многообразному по звуковому соста­ву лепету. Звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукам родного языка, появляясь в лепете ребен­ка в определенной последовательности: ротовые-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые (В.И. Бельтюков, 1977). У младенца вызывается эхолаличное повторение слогов за взрослым, копирование интонационно-мелодической структуры знакомой фразы, он также может имитировать кашель и щелка­нье языком.

Возрастает роль стимуляции на характер долингвистической вокальной продукции.На появление первичных коммуникатив­ных намерений существенно влияет наличие благоприятной обста­новки взаимодействия взрослого и ребенка.

Наши рекомендации