И выбор путей коррекционного воздействия

Полученные в процессе обследования навыка чтения резуль­таты следует соответственно оформить, чтобы логопед мог доста­точно ясно представить себе непосредственные причины наруше­ния того или иного компонента или навыка чтения в целом, вы­делить ведущий фактор нарушения, определить необходимость и направление логопедического воздействия. Результаты обследо­вания также необходимо соотнести с особенностями устной речи и письма.

В качестве образца приведем таблицу, которую можно исполь­зовать при анализе нарушений чтения. В данной таблице мы так­же попытались сразу же обозначить возможные причины (рече­вые, психологические, операциональные) трудностей усвоения навыка чтения.

Компонент Симптома гика Примеры и Психологические и Операциональ-
навыка нарушения чтении количеств речевые причины ные причины
чтении   ошибок грудное гей трудностей
Способ Побуквениое чтение   Несформироваиность Несформирован-
чтения Послоговое чтение   звуко-слогового пость зрительного
      синтеза; слогоделения, навы-
      недостаточный объем ка слогослияния.
      зрительного навыка целостного
      восприятия восприятия читае-
        мого (глобального
        чтения)
Правиль- Замены букв:      
ность а) по фонематичес-   Недоразвитие фонема-  
чтения кому сходству   тического восприятия.  
      фонематического Не автоматизиро-
      анализа и синтеза; вана связь между
      слабая концентрация звуком и буквой
      внимания  
  б) по оптическому   Недостаточность  
  сходству   зрительного анализа  
      и синтеза;  
      информированность Нескоординиро-
      пространственных вашюсть процес-
      представлений сов антиципации
      и зрительного
  в) другие виды   Недоразвитие звуко- восприятия
  замен (а--у, п-с)   буквеппого и слого-  
      вого анализа и синтеза  
  Нарушения звуко-      
  слоговой структуры:   Недостаточность  
  пропуски букв;   зрительного анализа Не сформирован
  пропуски слогов;   и ешпеза навык целостного
  добавления букв.     восприятия
  слогов:     читаемою
  перестановки букв.      
  слогов      
  Ошибки угадывания   Невнимательность Нескоординиро-
        ванпость про-
  Повторное   Нссформировапность цессов антиципа-
  считывание.   пространственных ции и зрительного
  пропуск строки.   представлений; восприятия;
  считывание верхней   неустойчивость  
  строки вместо   произвольного Несформироваи-
  нижней, потеря   внимания иость навыка
  строки     лексико-граммати-
        ческого предви-
  Повторы букв.     дения
  слогов, слов      
  Грамматические   Несформироваипость  
  ошибки:   морфологических  
  нарушение   и синтаксических  
  согласования;   обобщений  
  нарушение      
  управления      
Вырази- Отрывистое или слит-   Недостаточное Несформирован-
тельность ное чтение.   понимание читаемого; ноетъ навыка
чтения Отсутствие дифферен-     определения гра-
  циации в использова-   Недоразвитие устной ниц предложения в
  нии пауз (паузы одина-   речи печатном тексте.
  ковой длительности на      
  точках и запятых).     Отсутствие
  Нарушение интонаци-     ориентации па
  онного оформления     знаки препинания
  читаемого предложе-     в процессе чтения.
  ния в соагветлвии с      
  конечными знаками     Несформировап-
  препинания.     ность навыка
  Неправильное употреб-     интонационного
  ление логического     оформления
  ударения.     предложений в
  Недостаточная гром-     соответствии с
  кость и внятность при     конечными знака-
  чтении.     ми препинания
  Отсутствие эмоцио-      
  нального отношения      
  к читаемому      
Сознатель-        
ность чтения:        
а) пересказ Опускание смысло-   Недостаточный объем  
  вых частей текста;   оперативной памяти  
  непоследователь-      
  ность изложения;   Фопетико-фонемати- Несформироваи-
  исключение, добав-   ческое и лексико- пость антиципи-
  ление, искажение   гра мм этическое рующего чтения
  фактов;   недоразвитие речи  
  отсутствие навыков      
  самостоятельного   Несформированиость Несформиро-
  воспроизведения   структуры мысли- ванность навыка
  прочитанного;   тельной деятельности вычленения
  отсутствие навыков   Несформированность смысловых частей
  воспроизведения по   связной речи текста (составле-
  вопросам     ние плана)
б) понима- Непонимание при-   Недостаточный объем Несформиро-
ние смысла чинно-следственных   оперативной памяти ваппость навыка
прочитан- отношений;     соотнесения
ного       отдельных
  непонимание времен-   Фонетико-фопема- отрезков текста
  ных отношений;   тическое и лексико- друг с другом
      грамматическое  
  трудности вычле-   недоразвитие речи Несформировап-
  нения из текста     иость семанти-
  повой информации;     ческих диффереп-
      Недоразвитие цировок
  трудности в выделе-   словесно-логического  
  нии главной мысли   мышления  
  произведения      
Скорость Медленный темп   Аналитический тип Несформирован-
чтения чтения   внд ность антиципи-
        рующего чтения
  Быстрый темп   Небольшой объем зри-  
  чтения, нарушаю-   тельного восприятия Не сформирован
  щий правильность     навык целостного
  и осознанность   Синтетический тип восприятия
  чтения   ВНД читаемого




Анализ таблицы показывает, что одна и та же причина может определять отклонения в формировании различных компонентов чтения, т.к. они взаимосвязаны между собой. Например, недораз­витие фонематических обобщений может привести и к послоговому чтению на более поздних этапах формирования навыка, и к ошибкам на замены букв по фонематическому сходству, и к нару­шениям звуко-слоговой структуры, и к трудностям понимания.

Но в то же время эти нарушения могут усугубляться причина­ми другого порядка (психологическими и операциональными). Так, причиной нарушения формирования продуктивных способов чтения традиционно считают недостаточную сформированность звукового и слогового синтеза. Но не менее важную роль в этом играет и объем зрительного восприятия, который определяется уровнем развития симультанных процессов. Наши исследования позволили выявить определенную зависимость между объемом зрительного восприятия и способом чтения у учащихся школы для детей с ОНР. Для преобладающего количества учащихся, даже 3-4-х классов, имеющих недостаточный объем зрительного вос­приятия, характерно либо послоговое чтение, либо слоговое с пере­ходом на целостное чтение коротких слов, соответствующих слогу. По мнению некоторых исследователей (Л.Е. Журова, М.Б. Мирианашвили), что совпадает и с нашими наблюдениями, несмотря на длительную работу по слоговому анализу и синтезу в устном плане, у детей возникают специфические для чтения трудности при переходе к графической системе языка. Поэтому причиной непро­дуктивных способов чтения может стать неумение этих детей ори­ентироваться в печатном слове и определять визуально границы и количество слогов в нем, ориентируясь на букву, обозначающую гласный звук.

Следует отметить, что логопедическое воздействие должно осу­ществляться в том случае, если преобладают причины речевого плана в сочетании с психологическими и операциональными. Если же нарушения чтения обусловлены преимущественно психологи­ческими причинами (невнимательностью, низким уровнем памя­ти, мыслительной деятельности и т.д.), то такие варианты откло­нений не входят в сферу деятельности логопеда.

Основными направлениями коррекционного воздействия лого­педа в преодолении трудностей чтения должны стать следующие:

1. Развитие фонематических, морфологических и синтаксичес­ких обобщений в зависимости от уровня и особенностей недораз­вития устной речи детей (фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи; преобладание фонетико-фонематических, лексико-грамматических или семантических нарушений при ОНР). Данная работа может осуществляться в основных моментах по той же схеме, что и при устранении нарушений письма.

2. Развитие психических функций, необходимых для овладе­ния навыком нормального чтения.

3.Формирование операций чтения.

Литература

Алтухова ТА. Коррекция нарушений чтения у учащихся на­чальных классов с трудностями в обучении. — Белгород: Изд-во Белгор. Гос. Ун-та, 1998.

Бугрименко ЕА., Цукерман ГА. Чтение без принуждения. — М., 1993.

Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. — М., 1953.

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школь­ников. — М.: Просвещение, 1983.


Наши рекомендации