И выбор путей коррекционного воздействия
Полученные в процессе обследования навыка чтения результаты следует соответственно оформить, чтобы логопед мог достаточно ясно представить себе непосредственные причины нарушения того или иного компонента или навыка чтения в целом, выделить ведущий фактор нарушения, определить необходимость и направление логопедического воздействия. Результаты обследования также необходимо соотнести с особенностями устной речи и письма.
В качестве образца приведем таблицу, которую можно использовать при анализе нарушений чтения. В данной таблице мы также попытались сразу же обозначить возможные причины (речевые, психологические, операциональные) трудностей усвоения навыка чтения.
Компонент | Симптома гика | Примеры и | Психологические и | Операциональ- |
навыка | нарушения чтении | количеств | речевые причины | ные причины |
чтении | ошибок | грудное гей | трудностей | |
Способ | Побуквениое чтение | Несформироваиность | Несформирован- | |
чтения | Послоговое чтение | звуко-слогового | пость зрительного | |
синтеза; | слогоделения, навы- | |||
недостаточный объем | ка слогослияния. | |||
зрительного | навыка целостного | |||
восприятия | восприятия читае- | |||
мого (глобального | ||||
чтения) | ||||
Правиль- | Замены букв: | |||
ность | а) по фонематичес- | Недоразвитие фонема- | ||
чтения | кому сходству | тического восприятия. | ||
фонематического | Не автоматизиро- | |||
анализа и синтеза; | вана связь между | |||
слабая концентрация | звуком и буквой | |||
внимания | ||||
б) по оптическому | Недостаточность | |||
сходству | зрительного анализа | |||
и синтеза; | ||||
информированность | Нескоординиро- | |||
пространственных | вашюсть процес- | |||
представлений | сов антиципации | |||
— | и зрительного | |||
в) другие виды | Недоразвитие звуко- | восприятия | ||
замен (а--у, п-с) | буквеппого и слого- | |||
вого анализа и синтеза | ||||
Нарушения звуко- | ||||
слоговой структуры: | Недостаточность | |||
пропуски букв; | зрительного анализа | Не сформирован | ||
пропуски слогов; | и ешпеза | навык целостного | ||
добавления букв. | восприятия | |||
слогов: | читаемою | |||
перестановки букв. | ||||
слогов | ||||
Ошибки угадывания | Невнимательность | Нескоординиро- | ||
ванпость про- | ||||
Повторное | Нссформировапность | цессов антиципа- | ||
считывание. | пространственных | ции и зрительного | ||
пропуск строки. | представлений; | восприятия; | ||
считывание верхней | неустойчивость | |||
строки вместо | произвольного | Несформироваи- | ||
нижней, потеря | внимания | иость навыка | ||
строки | лексико-граммати- | |||
ческого предви- | ||||
Повторы букв. | дения | |||
слогов, слов | ||||
Грамматические | Несформироваипость | |||
ошибки: | морфологических | |||
нарушение | и синтаксических | |||
согласования; | обобщений | |||
нарушение | ||||
управления | ||||
Вырази- | Отрывистое или слит- | Недостаточное | Несформирован- | |
тельность | ное чтение. | понимание читаемого; | ноетъ навыка | |
чтения | Отсутствие дифферен- | определения гра- | ||
циации в использова- | Недоразвитие устной | ниц предложения в | ||
нии пауз (паузы одина- | речи | печатном тексте. | ||
ковой длительности на | ||||
точках и запятых). | Отсутствие | |||
Нарушение интонаци- | ориентации па | |||
онного оформления | знаки препинания | |||
читаемого предложе- | в процессе чтения. | |||
ния в соагветлвии с | ||||
конечными знаками | Несформировап- | |||
препинания. | ность навыка | |||
Неправильное употреб- | интонационного | |||
ление логического | оформления | |||
ударения. | предложений в | |||
Недостаточная гром- | соответствии с | |||
кость и внятность при | конечными знака- | |||
чтении. | ми препинания | |||
Отсутствие эмоцио- | ||||
нального отношения | ||||
к читаемому | ||||
Сознатель- | ||||
ность чтения: | ||||
а) пересказ | Опускание смысло- | Недостаточный объем | ||
вых частей текста; | оперативной памяти | |||
непоследователь- | ||||
ность изложения; | Фопетико-фонемати- | Несформироваи- | ||
исключение, добав- | ческое и лексико- | пость антиципи- | ||
ление, искажение | гра мм этическое | рующего чтения | ||
фактов; | недоразвитие речи | |||
отсутствие навыков | ||||
самостоятельного | Несформированиость | Несформиро- | ||
воспроизведения | структуры мысли- | ванность навыка | ||
прочитанного; | тельной деятельности | вычленения | ||
отсутствие навыков | Несформированность | смысловых частей | ||
воспроизведения по | связной речи | текста (составле- | ||
вопросам | ние плана) | |||
б) понима- | Непонимание при- | Недостаточный объем | Несформиро- | |
ние смысла | чинно-следственных | оперативной памяти | ваппость навыка | |
прочитан- | отношений; | соотнесения | ||
ного | отдельных | |||
непонимание времен- | Фонетико-фопема- | отрезков текста | ||
ных отношений; | тическое и лексико- | друг с другом | ||
грамматическое | ||||
трудности вычле- | недоразвитие речи | Несформировап- | ||
нения из текста | иость семанти- | |||
повой информации; | ческих диффереп- | |||
Недоразвитие | цировок | |||
трудности в выделе- | словесно-логического | |||
нии главной мысли | мышления | |||
произведения | ||||
Скорость | Медленный темп | Аналитический тип | Несформирован- | |
чтения | чтения | внд | ность антиципи- | |
рующего чтения | ||||
Быстрый темп | Небольшой объем зри- | |||
чтения, нарушаю- | тельного восприятия | Не сформирован | ||
щий правильность | навык целостного | |||
и осознанность | Синтетический тип | восприятия | ||
чтения | ВНД | читаемого |
Анализ таблицы показывает, что одна и та же причина может определять отклонения в формировании различных компонентов чтения, т.к. они взаимосвязаны между собой. Например, недоразвитие фонематических обобщений может привести и к послоговому чтению на более поздних этапах формирования навыка, и к ошибкам на замены букв по фонематическому сходству, и к нарушениям звуко-слоговой структуры, и к трудностям понимания.
Но в то же время эти нарушения могут усугубляться причинами другого порядка (психологическими и операциональными). Так, причиной нарушения формирования продуктивных способов чтения традиционно считают недостаточную сформированность звукового и слогового синтеза. Но не менее важную роль в этом играет и объем зрительного восприятия, который определяется уровнем развития симультанных процессов. Наши исследования позволили выявить определенную зависимость между объемом зрительного восприятия и способом чтения у учащихся школы для детей с ОНР. Для преобладающего количества учащихся, даже 3-4-х классов, имеющих недостаточный объем зрительного восприятия, характерно либо послоговое чтение, либо слоговое с переходом на целостное чтение коротких слов, соответствующих слогу. По мнению некоторых исследователей (Л.Е. Журова, М.Б. Мирианашвили), что совпадает и с нашими наблюдениями, несмотря на длительную работу по слоговому анализу и синтезу в устном плане, у детей возникают специфические для чтения трудности при переходе к графической системе языка. Поэтому причиной непродуктивных способов чтения может стать неумение этих детей ориентироваться в печатном слове и определять визуально границы и количество слогов в нем, ориентируясь на букву, обозначающую гласный звук.
Следует отметить, что логопедическое воздействие должно осуществляться в том случае, если преобладают причины речевого плана в сочетании с психологическими и операциональными. Если же нарушения чтения обусловлены преимущественно психологическими причинами (невнимательностью, низким уровнем памяти, мыслительной деятельности и т.д.), то такие варианты отклонений не входят в сферу деятельности логопеда.
Основными направлениями коррекционного воздействия логопеда в преодолении трудностей чтения должны стать следующие:
1. Развитие фонематических, морфологических и синтаксических обобщений в зависимости от уровня и особенностей недоразвития устной речи детей (фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи; преобладание фонетико-фонематических, лексико-грамматических или семантических нарушений при ОНР). Данная работа может осуществляться в основных моментах по той же схеме, что и при устранении нарушений письма.
2. Развитие психических функций, необходимых для овладения навыком нормального чтения.
3.Формирование операций чтения.
Литература
Алтухова ТА. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. — Белгород: Изд-во Белгор. Гос. Ун-та, 1998.
Бугрименко ЕА., Цукерман ГА. Чтение без принуждения. — М., 1993.
Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. — М., 1953.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. — М.: Просвещение, 1983.