Г.В. Чиркиной.
План
Предисловие. 2
ГЛАВА I. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.. 4
Обследование звукопроизношения. 9
Обследование фонематического восприятия. 18
ГЛАВА II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.. 22
Обследование понимания слов. 24
Обследование понимания предложений. 29
Обследование понимания грамматических форм.. 32
Обследование понимания текста. 35
ГЛАВА III. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА.. 41
Приемы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения. 43
Приемы обследования детей, 46
владеющих вербальными средствами общения. 46
Обработка результатов обследования. 50
Обследование грамматического строя языка. 53
ГЛАВА IV. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ.. 72
Обследование звукового анализа и синтеза слов. 72
Методические рекомендации к обследованию звукового анализа и синтеза слова у детей. 73
Анализ результатов обследования. 80
Обследование письма. 83
Общие методические рекомендации к обследованию письма у детей. 84
Анализ результатов обследования и выбор путей коррекционного воздействия. 93
ГЛАВА V. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ 101
Процедура обследования и оценки состояния операциональных предпосылок. 103
Диагностика функциональных предпосылок писменной речи. 109
ГЛАВА VI. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ.. 116
Общие методические рекомендации к обследованию чтения у детей. 119
Анализ результатов обследования. 124
и выбор путей коррекционного воздействия. 124
ГЛАВА VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ... 129
Беседа с родителями. 130
Примерная схема опроса родителей заикающегося ребенка. 130
Примерная схема характеристики. 133
Особенности вербальной коммуникации и личности заикающегося школьника, выявляемые в процессе беседы 135
Особенности деятельности. 140
Особенности письма и чтения. 143
Определения типа логопедического учреждения. 147
Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся учащихся. 148
ГЛАВА VIII. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ V ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.. 151
ГЛАВА IX. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ МИНИМАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 171
Выявление факторов риска. 176
по минимальному снижению слуха. 176
Обследование состояния слуховой функции. 178
ГЛАВА X. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.. 185
Нейропсихологический метод изучения высших психических функций. 185
Анализ результатов обследования детей младшего школьного возраста. 191
Анализ результатов обследования учащихся старшего школьного возраста. 203
ГЛАВА XI. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ.. 221
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.. 221
Общая характеристика отклонений. 222
в развитии речи у детей раннего возраста.. 222
Обследование речевого развития детей раннего возраста. 226
1. Обследование доречевого развития младенца. 226
Книга посвящается основоположнику
психолого-педагогического направления
отечественной логопедии — профессору
Розе Евгеньевне Левиной
Предисловие
В Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками лаборатории логопедии осуществлялись в течение многих лет исследования нарушений развития устной и письменной речи у детей с сохранным интеллектом и слухом, в результате которых была выявлена специфика психических процессов, обусловливающих патологическое формирование речевой деятельности и ее сложное системное строение.
Симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обусловливают друг друга.
Так, была выявлена и проанализирована существующая в дизонтогенезе речевого развития тесная взаимосвязь между нарушениями слухового восприятия и отклонениями в речедвигательной сфере, между дефектами произношения и фонемообразованием, между устной и письменной речью, между звуковой и смысловой ее сторонами.
Эти исследования позволили разработать широко распространенную в настоящее время психолого-педагогическую классификацию нарушений речи у детей. Дидактическим принципом ее построения является единство педагогического подходак детям, имеющим различную этиологию речевых аномалий, но обнаруживающим общие отклонения в формировании фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Вместе с тем классификация предусматривает строгую дифференциацию речевых нарушений по степени владения системой языка и особенностям деятельности в процессе речевой коммуникации.
В соответствии с принципом педагогической классификациибыло выделено такое состояние речевой аномалии, как общее недоразвитие речи, при котором у детей так или иначе нарушено нормативное усвоение всех основных компонентов языковой системы. Это открыло широкие возможности внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей школьного и дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии, дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с нарушениями речи.
Цель пособия — дать логопедам и учителям коррекционных образовательных учреждений и психолого-медико-педагогическим комиссиям не только конкретные приемы обследования нарушений речи, но и сведения, необходимые для анализа структуры речевых отклонений у детей и их всесторонней оценки.
Значительное место отведено также теоретическому обоснованию адекватности применения тех или других методик, психолого-педагогическому анализу природы возможных речевых дефектов, выявлению особенности системного взаимодействия первичных и вторичных отклонений в картине речевых нарушений.
Выбор предлагаемых в книге приемов обследования и их систематизация определяются научными позициями авторского коллектива, сформировавшегося в рамках научной школы Р.Е. Левиной. Через все главы пособия последовательно проходит единый методологический принцип системного анализа речевых нарушений. Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных описаны с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи, влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом.
Методики обследования представлены в соответствии с частными задачами исследования нарушений той или другой стороны деятельности. Для каждой формы расстройства различных сторон речевой деятельности в пособии определяются специфические пути коррекционного обучения.
Авторы пособия обращают особое внимание на вопросы, почему и с какой целью предлагаются те или иные приемы. Приемы обследования заикающихся детей и обоснование адекватности их применения рекомендованы в соответствии с психолого-педагогической системой преодоления заикания, которая была ранее разработана в лаборатории логопедии. В основе этой системы лежит представление о заикании как о специфическом проявлении недостаточности внутренних психологических и психофизиологических регуляторных процессов, включенных в коммуникативную речевую деятельность.
Содержание пособия переработано и дополнено с учетом современного состояния проблемы диагностики речевых нарушений. Включены результаты исследований молодых специалистов ИКП РАО, работающих в русле научной школы Р.Е. Левиной: Т.А. Алтуховой, О.Е. Громовой, Е.Н. Российской, Е.Л. Черкасовой. Расширены возрастные рамки: в пособии представлен раздел, посвященный обследованию детей дошкольного возраста.