Первый этап допуск к зачету.
Промежуточная аттестация (зачет) включает в себя два этапа.
На первом этапе определяется сформированность компетенции ОПК-7 - способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления
Первый этап проводится в форме контрольной работы по завершении изучения дисциплины до начала экзаменационной сессии.
Контрольная работа включает задания на проверку
знания
- теоретических основ деонтологической регуляции профессиональной деятельности,
- источников формирования этических и деонтологических норм профессиональной деятельности в социальной работе;
- основных требований к поведению и деятельности социального работника (положения профессионально-этического кодекса социального работника), идеальных образцов поведения в профессиональной деятельности
умения
- критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;
- управлять своим поведением и нести ответственность в согласно профессионально-этическим кодексу социального работника;
- проектировать свою деятельность в соответствии с принятыми в профессиональном кодексе нормами и правилами поведения, отношений и деятельности в социальной работе
владения
- способами самопознания и саморазвития и коррекции своего профессионального поведения;
- способами формирования и совершенствования профессионально-этических знаний и умений путем изучения положительного опыта профессиональной деятельности
Типовое задание для оценивания сформированности компетенцииОПК-7 (таблица 6).
Таблица 6
Компетенции | Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), вынесенные на промежуточную аттестацию | Вопросы или задания для проверки освоения конкретизированной цели обучения | Коэффициент успешности | Коэффициент сформиро-ванности компетенции | |
ОПК-7 Способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления | Знать | Кy1=n/5; | Уком=(0,36* Кy1)+(0,28* Кy2)+(0,36* Кy3) | ||
З.1. теоретических основ деонтологической регуляции профессиональной деятельности | 1. Раскройте сущность понятия "долг". 2. Сравните понятия долг, ответственность, обязанности | ||||
З.2. источников формирования этических и деонтологических норм профессиональной деятельности в социальной работе | 3. Перечислите и дайте характеристику основным источникам этических норм социальной работы. 4. Какой вклад внесли такие философы как Бентам, Кант, Гегель в теорию долженствования? | ||||
З.3. основных требований к поведению и деятельности социального работника (положения профессионально-этического кодекса социального работника), идеальных образцов поведения в профессиональной деятельности | 5. Перечислите направления долженствования социального работника. 6. Представьте схему Кодекса социального работника Российской Федерации | ||||
Уметь | Кy2=n/6; | ||||
У.1 критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков | 7. Составьте перечь социально значимых качеств профессионала и оцените степень их выраженности у себя. | ||||
У.2 управлять своим поведением и нести ответственность в согласно профессионально-этическим кодексу социального работника | 8. Решите задачу: В центре социальных услуг в результате болезни одного социального работника, дела его клиентов были переданы одному из коллег. Коллега же в работе с этими клиентами стал критиковать методы работы заболевшего сотрудника при его клиентах. Дайте оценку действиям этого социального работника, каким разделом кодекса регламентируется данное поведение коллеги? | ||||
У.3. проектировать свою деятельность в соответствии с принятыми в профессиональном кодексе нормами и правилами поведения, отношений и деятельности в социальной работе | 9. Составьте полный перечень обязанностей социального работника при первичном консультировании клиента. 10. Определите задачи социального работника при посещении клиента в больнице. | ||||
Владеть | Кy3=n/3. | ||||
В.1 способами самопознания и саморазвития и коррекции своего профессионального поведения | 11. Назовите источники формирования нравственных качеств человека и профессионала. | ||||
В.2. способами формирования и совершенствования профессионально-этических знаний и умений путем изучения положительного опыта профессиональной деятельности | 12. Используя изученный материал о правилах работы социального работника в разных сферах деятельности создайте перечень правил этической деятельности социального работника. | ||||
Студент допущен к зачету, если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.
Таблица 7
Соотношение коэффициента сформированности компетенции и рейтинга студента
№ п/п | Коэффициент сформированности компетенции | Уровень сформированности компетенции | Рейтинг студента на 1 этапе промежуточной аттестации, % |
1. | 1,0-0,70 | продвинутый | |
2. | 0,69-0,60 | оптимальный | |
3. | 0,59-0,50 | достаточный | |
4. | ниже 0,50 | компетенция не сформирована |
Для получения зачета автоматически студент должен набрать 60% и более в ходе текущего контроля и первого этапа промежуточной аттестации (в том числе не менее 10% на первом этапе промежуточной аттестации).
Таблица 8
Шкала пересчета индивидуального рейтинга студента в оценку
оценка | Суммарный процент в рейтинге |
«отлично» | 100-91 |
«хорошо» | 90-75 |
«удовлетворительно» | 74-60 |
«неудовлетворительно» | меньше 60 |
«зачтено» | больше или равно 60 |
Второй этап - зачет - проводится в установленные расписанием сроки.
Форма проведения зачета - устный зачет.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Этика социальной работы как раздел этической науки, ее предмет, цели и задачи. Место и роль этики социальной работы в практической деятельности социального работника.
2. Деятельность социального работника как объект этической регламентации.
3. Долг и ответственность как этические категории социальной работы.
4. Этика, мораль, нравственность: сущность и соотношение понятий.
5. Место и роль профессионально-этического кодекса в социальной работе, его функции.
6. Этика социальной работы как профессиональная этика.
7. Моральная норма и моральные правила как основы этического кодекса социального работника.
8. Сущность долга в учениях философов.
9. Долженствование в социальной работе.
10. Основные категории деонтологии.
11. Ответственное поведение, его оценка с точки зрения соответствия моральным нормам.
12. Профессионально-этический кодекс социального работника России: назначение, структура, содержание.
13. Деонтологические принципы социальной работы.
14. Понятие и сущность деонтологии социальной работы. Моральный и профессиональный долг социального работника.
15. Ответственность и долг социального работника перед профессией.
16. Деонтологические основы деятельности социального работника по отношению к клиенту, находящемуся в медицинском учреждении.
17. Долг и ответственность социального работника перед коллегами.
18. Этические основы поведения социального работника при знакомстве с клиентом.
19. Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими.
20. Долг социального работника перед самим собой.
21. Этические основы работы соционома с представителями учреждений и организаций, со спонсорами.
22. Этические требования к научным исследованиям в области социальной работы.
23. Этические дилеммы в социальной работе и механизмы их разрешения.
24. Этические стандарты социальной работы в отношении агентств социальной работы и отрасли в целом.
4.7 Критерии оценивания знаний студентов на зачете
Таблица 9
Зачтено | -демонстрируются знания теоретического материала и умение их переносить на практические ситуации профессиональной деятельности (приводить примеры, проводить аналогии, оценивать ситуацию); - последовательное, правильное изложение материала; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
Не зачтено | - знания теоретического материала и умение их переносить на практические ситуации профессиональной деятельности (приводить примеры, проводить аналогии, оценивать ситуацию) не демонстрируются, материал излагается не в полном объеме; - нарушена последовательность в изложении материала; - отсутствует умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 10
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям: долг, ответственность, обязанности, должное и ответственное поведение, долг перед клиентом, перед профессией, коллегами, обществом и др. |
Практические занятия | Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др. |
Контрольная работа/индивидуальные задания | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др. |
Реферат | Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата. |
Коллоквиум | Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др. |
Карта памяти | Работа с информацией и выделение ключевых аспектов в ней. Может быть оформлена в виде таблицы, схемы, рисунка, наглядно представляющих главную информацию изучаемой темы. |
Деловая игра | Реализация на практике основных умений, знаний, связанных с их использованием. Выбирается тема игры, например, "Этические аспекты деятельности социального работника в консультировании клиента". Осуществляется распределение ролей, разрабатывается сценарий и содержание игры. |
Подготовка к зачету | При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др. |