Первый этап допуск к зачету.

Промежуточная аттестация (зачет) включает в себя два этапа.

На первом этапе определяется сформированность компетенции ОПК-7 - способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления

Первый этап проводится в форме контрольной работы по завершении изучения дисциплины до начала экзаменационной сессии.

Контрольная работа включает задания на проверку

знания

- теоретических основ деонтологической регуляции профессиональной деятельности,

- источников формирования этических и деонтологических норм профессиональной деятельности в социальной работе;

- основных требований к поведению и деятельности социального работника (положения профессионально-этического кодекса социального работника), идеальных образцов поведения в профессиональной деятельности

умения

- критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

- управлять своим поведением и нести ответственность в согласно профессионально-этическим кодексу социального работника;

- проектировать свою деятельность в соответствии с принятыми в профессиональном кодексе нормами и правилами поведения, отношений и деятельности в социальной работе

владения

- способами самопознания и саморазвития и коррекции своего профессионального поведения;

- способами формирования и совершенствования профессионально-этических знаний и умений путем изучения положительного опыта профессиональной деятельности

Типовое задание для оценивания сформированности компетенцииОПК-7 (таблица 6).

Таблица 6

Компетенции Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), вынесенные на промежуточную аттестацию Вопросы или задания для проверки освоения конкретизированной цели обучения Коэффициент успешности Коэффициент сформиро-ванности компетенции
ОПК-7 Способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе ее осуществления Знать Кy1=n/5;   Уком=(0,36* Кy1)+(0,28* Кy2)+(0,36* Кy3)
З.1. теоретических основ деонтологической регуляции профессиональной деятельности 1. Раскройте сущность понятия "долг". 2. Сравните понятия долг, ответственность, обязанности
З.2. источников формирования этических и деонтологических норм профессиональной деятельности в социальной работе 3. Перечислите и дайте характеристику основным источникам этических норм социальной работы. 4. Какой вклад внесли такие философы как Бентам, Кант, Гегель в теорию долженствования?
З.3. основных требований к поведению и деятельности социального работника (положения профессионально-этического кодекса социального работника), идеальных образцов поведения в профессиональной деятельности 5. Перечислите направления долженствования социального работника. 6. Представьте схему Кодекса социального работника Российской Федерации
Уметь Кy2=n/6;  
У.1 критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков 7. Составьте перечь социально значимых качеств профессионала и оцените степень их выраженности у себя.
У.2 управлять своим поведением и нести ответственность в согласно профессионально-этическим кодексу социального работника 8. Решите задачу: В центре социальных услуг в результате болезни одного социального работника, дела его клиентов были переданы одному из коллег. Коллега же в работе с этими клиентами стал критиковать методы работы заболевшего сотрудника при его клиентах. Дайте оценку действиям этого социального работника, каким разделом кодекса регламентируется данное поведение коллеги?
У.3. проектировать свою деятельность в соответствии с принятыми в профессиональном кодексе нормами и правилами поведения, отношений и деятельности в социальной работе 9. Составьте полный перечень обязанностей социального работника при первичном консультировании клиента. 10. Определите задачи социального работника при посещении клиента в больнице.
Владеть Кy3=n/3.  
В.1 способами самопознания и саморазвития и коррекции своего профессионального поведения 11. Назовите источники формирования нравственных качеств человека и профессионала.
  В.2. способами формирования и совершенствования профессионально-этических знаний и умений путем изучения положительного опыта профессиональной деятельности 12. Используя изученный материал о правилах работы социального работника в разных сферах деятельности создайте перечень правил этической деятельности социального работника.    
           




Студент допущен к зачету, если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Таблица 7

Соотношение коэффициента сформированности компетенции и рейтинга студента

№ п/п Коэффициент сформированности компетенции Уровень сформированности компетенции Рейтинг студента на 1 этапе промежуточной аттестации, %
1. 1,0-0,70 продвинутый
2. 0,69-0,60 оптимальный
3. 0,59-0,50 достаточный
4. ниже 0,50 компетенция не сформирована

Для получения зачета автоматически студент должен набрать 60% и более в ходе текущего контроля и первого этапа промежуточной аттестации (в том числе не менее 10% на первом этапе промежуточной аттестации).

Таблица 8

Шкала пересчета индивидуального рейтинга студента в оценку

оценка Суммарный процент в рейтинге
«отлично» 100-91
«хорошо» 90-75
«удовлетворительно» 74-60
«неудовлетворительно» меньше 60
«зачтено» больше или равно 60

Второй этап - зачет - проводится в установленные расписанием сроки.

Форма проведения зачета - устный зачет.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Этика социальной работы как раздел этической науки, ее предмет, цели и задачи. Место и роль этики социальной работы в практической деятельности социального работника.

2. Деятельность социального работника как объект этической регламентации.

3. Долг и ответственность как этические категории социальной работы.

4. Этика, мораль, нравственность: сущность и соотношение понятий.

5. Место и роль профессионально-этического кодекса в социальной работе, его функции.

6. Этика социальной работы как профессиональная этика.

7. Моральная норма и моральные правила как основы этического кодекса социального работника.

8. Сущность долга в учениях философов.

9. Долженствование в социальной работе.

10. Основные категории деонтологии.

11. Ответственное поведение, его оценка с точки зрения соответствия моральным нормам.

12. Профессионально-этический кодекс социального работника России: назначение, структура, содержание.

13. Деонтологические принципы социальной работы.

14. Понятие и сущность деонтологии социальной работы. Моральный и профессиональный долг социального работника.

15. Ответственность и долг социального работника перед профессией.

16. Деонтологические основы деятельности социального работника по отношению к клиенту, находящемуся в медицинском учреждении.

17. Долг и ответственность социального работника перед коллегами.

18. Этические основы поведения социального работника при знакомстве с клиентом.

19. Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими.

20. Долг социального работника перед самим собой.

21. Этические основы работы соционома с представителями учреждений и организаций, со спонсорами.

22. Этические требования к научным исследованиям в области социальной работы.

23. Этические дилеммы в социальной работе и механизмы их разрешения.

24. Этические стандарты социальной работы в отношении агентств социальной работы и отрасли в целом.

4.7 Критерии оценивания знаний студентов на зачете

Таблица 9

Зачтено -демонстрируются знания теоретического материала и умение их переносить на практические ситуации профессиональной деятельности (приводить примеры, проводить аналогии, оценивать ситуацию); - последовательное, правильное изложение материала; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
Не зачтено - знания теоретического материала и умение их переносить на практические ситуации профессиональной деятельности (приводить примеры, проводить аналогии, оценивать ситуацию) не демонстрируются, материал излагается не в полном объеме; - нарушена последовательность в изложении материала; - отсутствует умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 10

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям: долг, ответственность, обязанности, должное и ответственное поведение, долг перед клиентом, перед профессией, коллегами, обществом и др.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Реферат Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.
Коллоквиум Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др.
Карта памяти Работа с информацией и выделение ключевых аспектов в ней. Может быть оформлена в виде таблицы, схемы, рисунка, наглядно представляющих главную информацию изучаемой темы.
Деловая игра Реализация на практике основных умений, знаний, связанных с их использованием. Выбирается тема игры, например, "Этические аспекты деятельности социального работника в консультировании клиента". Осуществляется распределение ролей, разрабатывается сценарий и содержание игры.
Подготовка к зачету При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.

Наши рекомендации