Тема 1. «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры»
Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Предмет философии.
Общие рекомендации:
Основная задача преподавателя дать студентам четкое уяснение понятия «философия»; ее задачи; структуры философского знания; исторической эволюции предмета и методов философии. Дать студентам четкое уяснение понятий «философия» и «мировоззрение»; показать основные типы мировоззрения, определить место философии как особого типа мировоззрения. В ходе лекционных и практических занятий важно выявить соотношение мифологического, религиозного и научного мировоззрения (рекомендуется сделать сравнительную таблицу). Преподаватель должен дать представление об основных направлениях философской мысли и методах исследования.
Учебные цели –ознакомить учащихся с истоками формирования философии, дать определение философии в структуре мировоззрения, предмет философии, понятия и содержание; специфику философского знания и его функции в обществе; структуру философского знания и методы философских исследований; генезис философии.
Цели модуля -дать представления о предмете философии и значении философии в жизни общества; познакомить с основными понятиями и структурой курса; дать представления о научной и философской картине мира; выявить соотношение мифологического, религиозного, философского и научного мировоззрения; дать представление об основных направлениях философской мысли и методах исследования; помочь прояснить «вечные», смысловые вопросы человеческого бытия.
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания философских процессов, а также пониманию философии как особого вида мировоззрения.
Вопросы учебного занятия
1. Истоки философии: философия в структуре мировоззрения. Социокультурная ценность философского знания.
2.Предмет философии: место философии в системе научного знания. Структура, функции и методы философского знания.
3. Генезис философии.
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2014.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. -М, 2016.
3. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2014.
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 2012
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016.
4. Ильин В.История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2015.
5. Каратини Р.Введение в философию. — М., 2015.
6. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2013.
7. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 2016.
8. Рассел Б. История западной философии. — М., 1999.
9. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2016.
10. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2016
11. Современная западная философия. Словарь. — М., 2012.
12. Современный философский словарь. — М., 2014.
13. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 2015.
Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии»
Античная философия
Общие рекомендации:
Преподаватель должен дать студентам основное представление о философии Востока и Запада; показать тенденции развития философских школ Древней Индии, Древнего Китая и античности. Преподаватель должен акцентировать на сравнительной характеристике философии Востока и Запада; выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада; показать специфику философских школ Индии, Китая и Античности; выявить тенденции культурного диалога Востока и Запада; показать самоценность философской мысли и Востока и Запада - умение ориентироваться в множестве мнений, верований и ценностей.
Учебные цели –ознакомить учащихся с античной философией натурфилософского, классического и эллинистического периодов.
Цели модуля -дать представления о античной философии натурфилософского, классического и эллинистического периодов;
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания античной философии и понимания ее социокультурной ценности.
Вопросы учебного занятия
1. Философия античного периода: этапы становления.
2. Философские школы античного мира: ионийская (милетская) и италийская (элеатская).
3. Диалектика и атомизм Левкиппа - Демокрита.
4. Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик. Диалектика и этический рационализм Сократа.
5.Объективный идеализм Платона. Учение о государстве.
6. Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос); потенция и акт. Категории философии. Идеи. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления.
7 Этические проблемы человека в философии эллинизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники.
8. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М, 2014.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - M., 2016.
3. Спиркин А. Философия — M.,2015.
4. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. X. Философия. — M., 2012
Дополнительная
1. Антология философской мысли. — М., 2012.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016.
3. Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976.
6. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2009.
7. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2015
8. Каратини Р. Введение в философию. — М., 2013.
9. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — M., 2013.
10. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: биографические очерки. — M.,2010.
11. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 2014
12. Боломолов А. С. Античная философия. — М., 1985.
13. Платон. Государство. Закон // Платон. Соч. в 3 т. — М., 1971- 1972.-T.3. с. 1-2.
14. Рассел Б. Мудрость Запада / Под ред. В. А. Малинина. — М., 2012