Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)»
Упражнения и задачи
1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энциклопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?
2. Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя»?
3. Вспомните, как шло формирование философского понятия материи.
4. Что означает тезис «единство мира состоит в его материальности»? Подтверждает ли развитие науки данный тезис?
5. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза».
6. К соблюдению какого принципа в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»?
Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»
Упражнения и задачи
1. Какой метод мышления критикует Г. В. Ф. Гегель: «Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное».
2. Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?»
3. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».
4.Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я — ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец — ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что». Можно ли считать его диалектическим?
Тема 5 «Философская теория развития мира»
Упражнения и задачи
1. Почему противоречие является философской проблемой?
2. Какое место в истории философии занимало учение о категориях?
3. Определите особенности религиозно – мифологической картины мира.
4. Специфика научной картины мира.
Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»
Упражнения и задачи
1. Как менялись представления о сущности человека в истории философии?
2. В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?
3. Что такое социобиология? Какие доводы вы можете привести в пользу позиции социобиологов или же против нее?
4. Почему проблема антропосоциогенеза — это философская проблема?
5. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека.
6. Французской писательнице и философу Симоне де Бовуар принадлежит высказывание: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Как вы его понимаете?
7. Девиация — это отклонение от норм поведения. А является ли девиацией употребление алкоголя? Курение?
8. Почему только в XX в. появилось развитое учение о ценностях?
9. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей. 10. «Многообразию философий соответствует многообразие этик».
Проиллюстрируйте это утверждение примерами из истории философии.
10. Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?
Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация»
Упражнения и задачи
1. Как изменялись представления об обществе на различных этапах истории философской мысли (в античности, в средние века, в Новое и Новейшее время)?
2. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе.
3. В каком веке общество становится самостоятельным предметом изучения? Появление какого философского направления способствовало этому?
4. Перечислите основные принципы системного подхода к изучению общества.
5. Какие существуют сферы (подсистемы) общества? Какими науками они изучаются?
6. Чем различаются материалистический и идеалистический подходы к трактовке духовной жизни общества?
7. Дайте характеристику своеобразия каждой из сфер духовной жизни, таких как мораль, политика, право, религия, искусство, наука.
8. Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в каждой из этих сфер. 9. Почему у философов нет единодушного мнения о том, существует ли прогресс, и о критерии прогресса?
10. Приведите примеры прогрессивного и регрессивного развития из истории человечества, цивилизаций, этносов.