Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)»

Упражнения и задачи

1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энцик­лопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «мате­рия». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?

2. Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «ма­терия»?

3. Вспомните, как шло формирование философского понятия ма­терии.

4. Что означает тезис «единство мира состоит в его материально­сти»? Подтверждает ли развитие науки данный тезис?

5. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известно­го средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть ле­карство, тем или другим делает лишь доза».

6. К соблюдению какого принципа в поведении призывает древне­индийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»?

Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»

Упражнения и задачи

1. Какой метод мышления критикует Г. В. Ф. Гегель: «Противоре­чие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя раз­личное и противоположное».

2. Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?»

3. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполни­лась, все вещи погибли бы».

4.Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Ког­да мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я — ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец — ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что». Мож­но ли считать его диалектическим?

Тема 5 «Философская теория развития мира»

Упражнения и задачи

1. Почему противоречие является философской проблемой?

2. Какое место в истории философии занимало учение о категориях?

3. Определите особенности религиозно – мифологической картины мира.

4. Специфика научной картины мира.

Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»

Упражнения и задачи

1. Как менялись представления о сущности человека в истории фи­лософии?

2. В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?

3. Что такое социобиология? Какие доводы вы можете привести в пользу позиции социобиологов или же против нее?

4. Почему проблема антропосоциогенеза — это философская про­блема?

5. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздей­ствие на современные споры о природе человека.

6. Французской писательнице и философу Симоне де Бовуар при­надлежит высказывание: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Как вы его понимаете?

7. Девиация — это отклонение от норм поведения. А является ли девиацией употребление алкоголя? Курение?

8. Почему только в XX в. появилось развитое учение о ценностях?

9. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей. 10. «Многообразию философий соответствует многообразие этик».

Проиллюстрируйте это утверждение примерами из истории фи­лософии.

10. Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация»

Упражнения и задачи

1. Как изменялись представления об обществе на различных этапах истории философской мысли (в античности, в средние века, в Но­вое и Новейшее время)?

2. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в раз­витие представлений об обществе.

3. В каком веке общество становится самостоятельным предметом изучения? Появление какого философского направления способ­ствовало этому?

4. Перечислите основные принципы системного подхода к изуче­нию общества.

5. Какие существуют сферы (подсистемы) общества? Какими на­уками они изучаются?

6. Чем различаются материалистический и идеалистический под­ходы к трактовке духовной жизни общества?

7. Дайте характеристику своеобразия каждой из сфер духовной жиз­ни, таких как мораль, политика, право, религия, искусство, наука.

8. Приведите примеры сочетания материальных и идеальных ком­понентов в каждой из этих сфер. 9. Почему у философов нет единодушного мнения о том, существу­ет ли прогресс, и о критерии прогресса?

10. Приведите примеры прогрессивного и регрессивного развития из истории человечества, цивилизаций, этносов.

Наши рекомендации