Курсовые проекты (работы)/ контрольные работы/ расчетно-графические
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»
Институт истории и права
Наименование факультета (института)
Философии и социологии___________
Наименование кафедры
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
Философия
___________________________________________________________________________
направление подготовки (специальность)
37.05.02 «Психология служебной деятельности»
(указываются код и наименования направления(ий)
подготовки (специальности (ей) и/или профилей (специализаций)
профиль подготовки (или магистерская программа)
Специализация «Психология управления»
Очная форма обучения
Квалификация (степень) выпускника _специалист_____________________
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
год начала подготовки 2013
Утверждено на заседании кафедры
Протокол № 1__07.09 2015_______
(№ протокола и дата)
Зав. кафедрой_________________
(подпись)
Калуга
Оглавление
Аннотация …………………………………………………………………………………………..3
1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………………….3
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ………………………………………………………..3
3. Требования к результатам освоения дисциплины ………………………………………..……5
4. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………………………………...6
5. Содержание дисциплины ………………………………………………………………………..7
5.1.1. Содержание разделов дисциплины …………………………………………………….…..7
5.1.2. Самостоятельная работа студентов: указываются виды самостоятельной работы
студентов по разделам и темам, а также формы контроля самостоятельной
работы обучающихся ……………………………………………………………………………….12
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами ………………………………………………………………….13
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий ………………………………………………………….14
6. Лабораторный практикум ……………………………………………………………………….14
7. Практические занятия (семинары) ……………………………………………………………..14
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов ……………………………………………………………….33
Курсовые проекты (работы)/ контрольные работы/ расчетно-графические
работы/ учебно-исследовательские работы ………………………………………………………33
8.2 Тематика рефератов …………………………………………………………………………....33
8.3 Образцы и задания для письменной работы ………………………………………………….34
8.4 Образцы тестовых заданий …………………………………………………………………….39
8.5 Творческие задания для самостоятельной работы ………………………………………….62
8.6 Тематика заданий для предметной олимпиады ……………………………………………….66
8.7 Бально - рейтинговой система оценивания результатов обучения студентов ……………....68
8.8 Критерии оценки итоговой формы контроля …………………………………………………69
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ……………………......73
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………………..…77
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины ……………………....77
11.1.1 Методические рекомендации (материалы) для преподавателя …………………………...77
11.1.2 Глоссарий …………………………………………………………………………………..…91
11.2 Методические указания для студентов …………………………………………………….…98
Аннотация
Изучение дисциплины «Философия» дает представление о научной, философской и религиозной картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, умении ориентироваться в них. Большое значение в дисциплине «Философия» отводится пониманию роли науки в развитии цивилизации, соотношению науки и техники и связанных с ними современных социальные и этических проблемах, ценностях научной рациональности и её исторических типов, знания структуру, формы и методов научного познания, их эволюции. Философия учит понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе. Философия способствует пониманию представлений о сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности. Изучение дисциплины «Философия» вносит в учебный процесс такие качественно новые характеристики как знания условий формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимания роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.
Итоговой формой контроля при изучении дисциплины «Философия» является экзамен, промежуточными: текущая аттестация, тестирования, контрольные работы, собеседования по изученному материалу и т.д.
1. Цели и задачи дисциплины:
Целью дисциплины «Философия» является освоение студентами теоретических и практических знаний и приобретение умений и навыков в области дисциплин «Гуманитарного, социального и экономического цикла» С.1, базовая часть в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 37.05.02 «Психология служебной деятельности», специализация «Психология управления»
Цель курса: освоение достижений всего спектра мировой философской мысли, выявления настоятельной потребности возрождения традиций самобытных, философских исканий, присущих именно русской, российской духовности и выполняющих смыслообразующую миссию в развитии отечественной культуры, формирование теоретического взгляда на мир с позиции активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать.
Задачи курса:
- дать студентам систему философских знаний;
- научить ориентироваться в истории философии;
- прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единства, воспроизведение, дальнейшую переработку «вечных» тем;
- привить навыки определения общего характера концепций, различения типа философских позиций;
- развить способность самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП:
Дисциплина «Философия» включена в обязательный перечень ФГОС ВПО, в «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл дисциплин базовой части (С.1), общая трудоемкость цикла 33 – 42 зачетных единиц, из которых на дисциплину «Философия» отводится 2,5 зачетных единиц
Место дисциплины в учебном процессе
Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Философия» являются «Иностранный язык» и т.д.
Дисциплина «Философия» является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Педагогика», «Социология», «Политология», «Культурология», «Логика», «Профессиональная этика и служебный этикет», «Религиоведение», «Антропология», «Концепции современного естествознания» и т.д.
Особенностью дисциплины является: изучение предмета философии, места и роли философии в культуре; изучения становления философии и ее структуры, основных направлений и школ философии; научных, философских и религиозных картин мира; этапов исторического развития философии, философских понятий и категорий, идей и концепций, проблем социальной философии (общество и его структура, человечество в системе социальных связей, общество как социально – практический способ бытия человека) и философской антропологии (смысл человеческого бытия, его свобода и ответственность, мораль и право, нравственные ценности, сознание и самосознание), философское осмысление глобальных проблем современности и т.д.
Контроль знаний студентов проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.
Текущая аттестация студентов – оценка знаний и умений проводится постоянно на семинарских занятиях с помощью тестовых заданий, контрольных работ, творческих заданий (эссе, резюмирование научных монографий и т.д.) и т.д., оценки самостоятельной работы студентов, включая реферат, опрос и т.д., а также на контрольной неделе.
Итоговая аттестация студента проводится в форме итогового контроля – экзамена.
Реализация в дисциплине «Философия» требований ФГОС ВПО, ОПОП ВПО и Учебного плана по направлению 37.05.02 «Психология служебной деятельности», специализация «Психология управления» должна учитывать следующие внешние требования:
Область профессиональной деятельности специалистов-психологов включает: решение комплексных задач психологического обеспечения управления, служебной деятельности личного состава и подразделений в сфере правоохранительной деятельности, обороны, безопасности личности, общества и государства, образования, социальной помощи, организации работы психологических служб, предоставляющих услуги физическим лицам и организациям, и психологического образования.
Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в служебной деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества.
Специалист по направлению подготовки (специальности) 030301.65 «Психология служебной деятельности» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
1. практическая деятельность:
- психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава, эффективного выполнения им оперативно-служебных задач;
- определение профессиональной психологической пригодности лиц, принимаемых на службу (в правоохранительные органы, военную службу), учебу (в ведомственные образовательные учреждения, в которых предусмотрена служба в правоохранительных органах и (или) военная служба), перемещаемых по службе на другие должности, прогнозирование их психологической готовности к выполнению профессиональных задач, психологическое обеспечение работы с резервом кадров на управленческие должности;
- осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава с целью формирования морально-психологической готовности к деятельности в повседневных и экстремальных условиях;
- анализ характеристик психических процессов, психических свойств и состояний человека, их проявлений в различных видах служебной деятельности личного состава, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества;
- мониторинг психологического климата, описание и анализ форм организации взаимодействий в служебных коллективах; выявление проблем, затрудняющих функционирование подразделения, учреждения, организации; проведение диагностики и оптимизации работы с личным составом, консультирование руководителей по результатам психологического обследования личного состава подразделения;
- проведение психологической реабилитации и восстановления работоспособности сотрудников, военнослужащих и иных лиц;
- предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации;
- формирование установок в отношении здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления профессиональных и жизненных трудностей;
- разработка моделей психодиагностики, методов сбора первичных данных, их анализ и интерпретация; составление психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию;
- разработка моделей диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбор адекватных форм, методов и программ коррекционных мероприятий, программ психологической помощи сотрудникам, военнослужащим и иным лицам;
- психологическое консультирование в области управленческой, социальной, профессиональной, образовательной деятельности; консультирование должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата; индивидуальное консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста;
2. научно-исследовательская деятельность:
- участие в проведении прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности, в работе научных конференций и семинаров;
- психологическое сопровождение инноваций;
3. организационно-управленческая деятельность:
- организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
- эргономическое обеспечение организации рабочих мест;
- совершенствование методического инструментария психологической службы;
4. педагогическая деятельность:
- преподавание психологических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования;
- распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, служебной и организационной деятельности, коммуникации;
5. специальная деятельность:
- задачи специальной деятельности определяются вузом совместно с заказчиком кадров (работодателем) с учетом специфики будущей служебной деятельности специалиста.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Реализация в дисциплине «Философия» требований ФГОС ВПО, ОПОП ВПО и Учебного плана по направлению 37.05.02 «Психология служебной деятельности», специализация «Психология управления» должна учитывать следующие внутренние требования и формировать следуюшие компетенции (Код УЦ ООП):
ОК - 1 -способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (С.1; С.5, С. 6);
ОК – 2 -способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (С.1; С.5; С. 6);
ОК – 3 –способность ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач(С.1; С. 5; С. 6);
ОК – 4 –способность понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (С.1; С.3; С. 5; С. 6);
ОК – 5 –способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (С.1; С. 5; С.6);
ОК – 6 –способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (С.1; С.3; С. 5; С. 6);
ОК - 7 –способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, креативно мыслить, творчески решать профессиональные задачи (С.1; С.3; С. 5; С. 6);
ОК – 8 –способность владеть культурой научного мышления, анализировать логику рассуждений и высказываний (С.1; С.5; С. 6);
ОК – 9 –способность осуществлять устную и письменную коммуникации на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (С.1; С.5; С. 6);
ОК – 10 –способность к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (С.1; С.5; С. 6);
ОК – 11 –способность соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (С.1; С.5; С.6);
ОК – 12 –способность организовать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, достигать и поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (С.1; С.5; С.666);
ОК – 13 –способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, профессиональную квалификацию, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности, адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям и меняющимся условиям профессиональной деятельности (С.1; С.5; С.6);
ОК - 14 –способность применять основные математические и статистические методы, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (С.1; С.5; С.6);
ОК – 15 -способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, использовать в профессиональной деятельности автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (С.1; С.5; С.6).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов,
понятий и категорий гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности (С.1);
- принципы, закономерности, тенденции развития бытия, природы, общества, человека,
познавательной деятельности (С.1);
- закономерности исторического развития общества, основные этапы и особенности истории России, ее место в истории человечества и на современном этапе (С.1);
- основные социальные институты общества (С.1);
- стратификационную структуру общества (С.1);
- сущность, содержание, механизм функционирования политической власти и политического процесса (С.1);
- сущность, структуру и функции политической системы общества, особенности (уровни и
формы) политического сознания (С.1);
- природу политического экстремизма (С.1);
- систему права, механизм и средства правового регулирования, реализацию права (С.1);
- правовые и этические аспекты профессиональной деятельности (С.1);
- нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных
конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности (С.1);
- сущность профессионально- нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления (С.1);
- основные нормы и функции служебного этикета (С.1);
- социокультурные закономерности, феномены культуры и цивилизации (С.1);
- закономерности педагогического процесса, образовательную и воспитательную функции обучения, принципы организации учебной деятельности (С.1);
- основные положения современной теории и методики воспитательной работы (С.1);
- педагогические основы профилактики коррупционного поведения сотрудников и
служащих правоохранительных органов (С.1);
- мировоззренческие, методологические и логические основы мышления (С.1).
Уметь:
- использовать принципы, законы и методы гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач (С.1);
- составлять социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса и
особенностей социализации, анализировать механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов, природу и возможные пути преодоления девиантного поведения в
различных группах социального риска (С.1);
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения;
- осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных
ситуациях (С.1);
- давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики (С.1);
- соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности (С.1);
- правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и гражданами, выстраивать социальные и профессиональные взаимодействия с учетом этнокультурных и
конфессиальных различий (С.1);
- организовывать взаимодействие, совместную и индивидуальную учебную деятельность
обучающихся, учитывать их индивидуальные обенности в учебном процессе (С.1);
- применять понятия с четко определенным содержанием (С. 1)
- устанавливать логический смысл суждения (С. 1);
- пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии (С. 1)
Владеть:
- основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук (С. 1);
- навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений,
распознавания логических ошибок, методами логического анализа, навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики (С. 1);
- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали (С. 1);
- навыками толерантного поведения (С. 1);
- навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета (С. 1);
- навыками позитивного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности, в том
числе с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий
современными педагогическими технологиями (С. 1).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 70 часов, 2,5 зачетных единиц
Вид учебной работы | Всего часов | Курс | |||||||
Всего 2,5 зачетных единиц | |||||||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||||||
В том числе: | |||||||||
Лекции | |||||||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||||||
Семинары (С) | |||||||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||||||
В том числе: | |||||||||
Курсовой проект (работа) | |||||||||
Расчетно-графические работы | |||||||||
Реферат | |||||||||
Другие виды самостоятельной работы - контрольные работы - эссе - презинтации - подготовка к ЛПЗ, зачету и т.д. | |||||||||
Консультация | |||||||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | |||||||||
Общая трудоемкость (контроль) 70 часов 2,5 зач. ед. | |||||||||
5. Содержание дисциплины
5.1.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (в дидактических единицах) | Формируемые компетенции | Образовательные технологии (интерактивные формы проведения занятий) |
1. | Тема 1 «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры» | 0,3 д.е. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8; ОК 9; ОК 10; ОК 13; ОК 14; ОК 15 | Тестирование, проверочные и контрольные работы, коллоквиумы, реферативная работа |
2. | Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии» | 0,3 д.е. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 7; ОК 8; ОК 9; ОК 10; ОК 11; ОК 12; ОК 13; ОК 14; ОК 15 | Тестирование, эссе, презентации, коллоквиумы и т.д. |
3. | Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)» | 0,3 д.е. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8; ОК 9; ОК 10; ОК 11; ОК 12 | Тестирование, рефераты, эссе, презентации, коллоквиумы и т.д. |
4. | Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» | 0,4 д.е. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 12; ОК 13; ОК 14; ОК 15 | Проверочное тестирование, творческое задание, эссе и т.д. |
5. | Тема 5 «Философская теория развития мира» | 0,3 д.е. | ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 8; ОК 9; ОК 10; ОК 11; ОК 12; ОК 13; ОК 14; ОК 15 | Реферат, тестирование, эссе, презентации, коллоквиумы и т.д. |
6. | Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» | 0,3 д.е. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 8; ОК 9; ОК 10; ОК 11; ОК 12; ОК 13; ОК 14; ОК 15 | Тестирование, эссе, презентации, коллоквиумы и т.д. |
7. | Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация» | 0,3 д.е. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 11; ОК 12; ОК 13; ОК 14; ОК 15 | Тестирование, рефераты, эссе, презентации, коллоквиумы и т.д. |
8. | Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности | 0,3 д.е. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 9; ОК 10; ОК 11; ОК 12; ОК 13; ОК 14; ОК 15 | Проверочное тестирование, творческое задание, эссе и т.д. |
9. | Тема 9 «Философия науки и техники» | 0,3 д.е. | ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК 4; ОК 5; ОК 6; ОК 7; ОК 14; ОК 15 | Реферат, тестирование, эссе, презентации, коллоквиумы и т.д. |
Лабораторный практикум
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудо-емкость (час.) |
1. | не установлен лабораторный практикум | ||
Семинар 1
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2014.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. -М, 2015.
3. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2012.
4. Философия, Под ред. В.Н. Лавриненко. М.,2014.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии, М. 2015
6. Горбачев В.Г. Основы философии, М.: 2013.
Дополнительная
1.Антология философской мысли. — М., 2014.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2014.
3. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2013.
4. Каратини Р. Введение в философию. — М., 2012.
5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — М.,2013.
6. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 2012.
7. Рассел Б. История западной философии. — М., 2014.
8. Бердяев И. А.Мир объективов. Опыт философии одиночества и общения. Париж. 1931.
9. Бабихин ВС. Философия и религия. Вопросы философии. 1992. №7.
10. Библер ВС. Что есть философия. Вопросы философии. 1995.№1.
11. Введение в философию. В 2 ч. Ч 1.М., 1989. Гл. 1.
12. Ортега-и-Гассет. Что такое философия. М, 1991
13. Барт Р. Мифологии / Барт Р. - М. 1996
14. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое / Гейзенберг В. М. 2012.
15. Горелов А. А. Древо духовной жизни / Горелов А. А. М. 1994.
16. Мигдал А.В. Физика и философия / А.В. Мигдал // Вопросы философии. - 1990. № 1.
17. Парис К. Техника и философия / Парис К. // Это человек. Антология. - М.. 1995.
18. Соколов. В.В. Мировоззренческие константы древнейших мифологий / В.В. Соколов // Философия и жизнь. l998, №5.
19. Сурио Э. Искусство и философия / Сурио Э. // Вопросы философии. - 1994. - № 7/8.
20. Токарев. С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. - М., 2014.
21. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. — М., 2012.
22. Ясперс К. Философия и религия. Смысл и назначение истории / К. Яспсрс - М, 2012
Семинар - 2
Тема – Философия Древнего Востока (философско-религиозные учение Древнего Востока)
Цель– иметь представление о Восточной философской мысли и ее практической значимости.
Ключевые понятия– атман, брахма, нирвана, даосизм, буддизм, конфуцианство, космология, логос, сансара, карма, мокша, ахимса
Вопросы и задания
1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.
2. Философия Древней Индии:
- ведический период философской мысли
- буддизм (биография Будды, основные идеи и положения философии)
- ортодоксальные/неортодоксальные даршаны
3. Философия Древнего Китая:
- зарождение философской мысли в VIII – V вв. до н.э. (космологические концепции)
- даосизм (Лао – цзы, «теория недеяния»)
- конфуцианство (биография Конфуция, основные идеи, положения, принципы философии)
- моизм (Мо – цзы)
- легизм (Шан – Ян)
Письменное задание
1. Подготовить таблицу «общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада».
вопросы (сравнения) | Западная философия | Восточная философия |
2. Подготовить таблицу по философии Древнего Китая «четы отличия конфуцианства от даосизма».
линия сравнения | даосизм | конфуцианство |
Контрольные вопросы
1. Что предлагает человеку буддистская философия?
2. Выделите жизненные принципы в философии Древней Индии.
3. Что характеризует конфуцианство?
4. Назовите основные идеи даосизма.
5. Определите основной вопрос легизма.
6. Что понимали под древнекитайской категорией «дао».
Литература
Основная
1. Философия /Под ред. В.Н.Давриненко, М., 2014
2. Философия /Научн. руковод. авт. кол. В.Д.Калашников, М., 2012
3. Антология мировой философии. М,. 2013, т. 1.
4. Гегель Г. Лекции по истории философии. СПб.. 1993
5. Богота Д. История философии в кратком изложении М. 2015
6. Древнеиндийская философии. М.. 1972.
7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии, М. 2008
8. Васильев Л.С. История религий Востока / Васильев Л.С. М., 2015
9. История философии Запад – Россия - Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1 Философия древности и средневековья М., 1985
10. Степаньянц М.Л. Восточная философия / Степаньянц М.Л., М.,1997
11. Токарев С.А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев (любое издание).
12. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира / А.Н. Чанышев - М.. 1999
13. Васильев Л.С. История религий Востока / Васильев Л.С. (любое издание)
14. История философии Запад – Россия - Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. Кн. 1 Философия древности и средневековья М., 1985
15. Степаньянц М.Л. Восточная философия / Степаньянц М.Л., М., 2014
16. Токарев С.А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев М., 2015
17. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира / А.Н. Чанышев - М.. 2014
Дополнительная
Древнеиндийская философия
1. Аникеев Н.П. О материалистических традициях в индийской философии / Н.П. Аникеев. - М, 2012
2. Бродов В.В. У истоков индийской философии / В.В. Бродов, М., 2015
3. Корнев В.И. Буддизм - религия Востока/ В.И. Корнев, М., 1990.
4. Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / В.Г. Лысенко, Л.Л. Терентьев, В.К. Шохин, М., 2013
5. Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 т. / С. Радхакришнан, М., 2015.
6. Шохин В.К. Брахманистская философия / В.К. Шохин. - М., 1994.
Древнекитайская философия
1. Васильев. Л. С. Проблема генезиса китайской мысли / Л.С. Васильев. - М. 2015.
2. Дао и даосизм в Китае - М., 1982.
3. История китайской философии / пер. В.С. Таскина - М., 2011.
4. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е. Лукьянов. - М., 2011.
5. Панферова Г.В. Человек в мировоззрении Востока / Панферова Г.В. . - М., 2012
Семинар – 3
Литература
Основная
1. Асмус В.Ф. Античная философия: История философии / В.Ф. Асмус 3-е изд. - М., 2014.
2. Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов - М., 2014.
3. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли: пер. с фр. Вернан Ж.-П., 2012
4. Гомперц Т. Греческие мыслители: пер. с нем. Гомперц Т.- СПб.,1999 – Т.1
5. Мамардашвили М. Лекции по античной философии / М. Мамардашвили — М., 2015.
6. Нерсесянц В.С Античная философия / В.С. Нерсесянц - М., 2016.
7. Нерсесянц В.С. Сократ / В.С. Нерсесянц - М., 2016.
Дополнительная
1. Горбачев В.Г. История философии. Брянск, 2012
2. Чанаев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 2015
3. Миркина З., Номерами Г. Великие религии мира. М., 2013
4. Антология мировой философии. В 4-х т., М., 1969 - 1972
Семинар – 4
Литература
Основная
1. Философия /Под ред. В.Н.Давриненко, М. Юрист.. 2015
2. Философия / Научн. руковод. авт. кол. В.Д.Калашников, М., 2012
3. Антология мировой философии. М,. 2015, т. 1.
4. Философия. Учебник для вузов /Под. Ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова., М., 2012
5. Богота Д. История философии в кратком изложении М. 1901
6. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2016
Дополнительная