Философская лирика м. карима

После фронта

По возвращении с фронта Мустай начинает активную политическую и литературную деятельность. В послевоенный период, до самой смерти, Мустафа не был вне общественной жизни, писал статьи, эссе, стихотворения, рассказы и пьесы. Его произведения неслучайно стали бессмертными. Не только глубокое содержание, которое основано на ценностях гуманизма, патриотизма, чувстве прекрасного, но и подача событий – просты и понятны, легки в восприятии.

Умер Мустай Карим в 2005 году, был похоронен как один из лучших людей Башкортостана.

Сейчас произведения Мустая Карима введены в школьную программу. А ежегодно ко дню его рождения устраиваются всевозможные вечера чтения поэзии, недели на тему творчества литератора.

Благодаря упорному труду и неутомимой музе гений Башкортостана подарил нам свыше 100 сборников стихов и поэм, больше 10 пьес, множество эссе и сказок для детей. Многие из них до сих пор ставятся не только на сценах башкирских театров, но и в других регионах России.

Стихи Мустая Карима переведены на разные языки мира и по-прежнему остаются предметом обсуждения в таких крупных университетах, как Гарвардский и Болонский. Причин тому несколько. Во-первых, необычный слог. Во-вторых, особое восприятие реальности, где человек способен влиять на ход истории.

Истоки творчества

Говоря об обстоятельствах, сформировавших будущего классика башкирской литературы, можно называть и Партию, и Сталина. Но это как раз тот случай, когда человек формирует себя сам, черпая то, что ему интересно, близко и дорого.

Так как первые стихи Мустая Карима были услышаны, еще когда мальчик был в шестом классе, то стоит ли говорить о политической или гражданской подоплеке его гения? Как признавался сам Мустафа, он был "слеплен из окружающего". Рос на песнях матери, деревенских сказках и древних культурных традициях своего народа. Отсюда и фольклорные основы его творчества. Эти мотивы были основой многих его произведений: как прозы, так и стихотворений.

Тяжелых впечатлений и эмпирических знаний добавила и Великая Отечественная война, заставившая Карима иначе посмотреть на мир. Но поэт не сдался, а наоборот, заново открыл для себя силу человеческого духа и понял истинную ценность жизни. Так, даже стихи о наиболее тяжелых событиях войны не лишены надежды и оптимизма.

Взгляды и убеждения

Какую бы книгу, анализирующую творчество Мустая Карима, вы ни открыли, в первых же предложениях будет написано, что вне зависимости от званий и достижений Мустафа всегда был в первую очередь человеком.

Под этим простым, казалось бы, определением скрывается то, что он являлся истинным патриотом своей страны. Никогда не прятался за чужие чины и открыто говорил о своей позиции. Особенно трудно он переживал распад Советского Союза, так как это была та страна, во имя которой он жил, воевал и творил.

Отстаивая идеалы Коммунистической партии, он не был слепцом, который с пеной у рта доказывает заложенные кем-то извне истины. Основная его идея заключалась в том, что в мире существует единственная настоящая и правильная политическая сила – это партия надежды. Пока человек верит в лучшее, он будет жить.

Помимо этого, Мустай Карим всегда был добрым и отзывчивым человеком. С удовольствием встречался с читателями, с которыми вел себя просто и непринужденно. Он не знал гордыни. Это при том, что уже в 70-х за его плечами были и признание, и награды, и слава. Гуманизм и общечеловеческие ценности всегда оставались на первом месте в его произведениях.

Тематика творчества

Творчество Мустая Карима настолько разнообразно, что выделить в нем основную мысль очень сложно. Весь пласт тематики писателя похож на ткань: как нити плотна, переплелись в нем разные идеи и сюжетные линии. Рассказы Мустая Карима максимально приближены к жизни, где ничего не существует без причинно-следственных связей.

Если попытаться выделить основные направления творчества, то получим следующий перечень тем:

  • философские вопросы;
  • гражданская лирика и проза;
  • пейзажная лирика;
  • произведения социальной направленности, то есть повседневные, но вечные темы;
  • отдельный пласт составляют произведения военной тематики;
  • педагогические труды - не отдельные работы, а элементы дидактики в произведениях;
  • публицистические эссе;
  • произведения Мустая Карима для детей.

Если учитывать соотношение жанров и тематики, то четкой закономерности не последует. Это означает, что стихи писались не только на тему интимных переживаний или красот Башкортостана, а рассказы не ограничились повествованиями о войне или приключениях. Сказки носят явно выраженный дидактический характер.

Интимная лирика

В таких произведениях стирается граница между лирическим героем и самим автором. Причем это происходит в двух направлениях.

В первом – лирический герой становится автором, то есть поэтом. Его также тревожат извечные вопросы, он готов отстаивать свое мнение до конца, если это дело чести. Также лирический герой чувствует ответственность за свою роль на земле, убежден, что многое в будущем всего человечества зависит от него самого.

Второе направление такой замены - "Я"-автор на "Я"-герой, происходит в том плане, что лирический герой становится автором, повторяя его жизненные установки, живя его приоритетами. Таким образом, он выходит за рамки произведений и становится отчасти реальным.

Проза Мустая Карима

Повести Мустая Карима пронизаны возвышенными чувствами к Башкортостану. Он рассказывает о родном крае, как бы невзначай, но четко прослеживается образ Родины как фона и в то же время основы.

В своих повестях он рассказывает о детстве. Откровенно, честно и легко. Это своего рода исповедь детства. Мустай не боится быть смешным и нелепым. Потому что в этом видит настоящую суть детства. Изображать ситуацию идеализированной – это врать читателю, как говорил сам Карим. А ввиду его честности, как писательской, так и человеческой, это просто непозволительно.

Произведения для детей

Произведения Мустая Карима для детей составляют небольшую часть во всем творческом наследии писателя. Но ценность их от этого не умаляется.

Сказки и единственная повесть для детей Мустая Карима основаны на реальных случаях из детства писателя. В них четко прослеживается дидактический характер.

Сюжеты не только взяты из жизни, но и замешаны на фольклорных рассказах.

Богатство речи

Творчество Мустая Карима получило высокие оценки едва ли не с самого своего начала. Но парадокс состоит в том, что интеллектуальность произведений обходится без особенных, высокопарных стилистических фигур. Персонажи в стихах и прозе разговаривают простым и доступным языком, приближенным к народному.

Это делает писателя понятным каждому. А то, что печатаются стихи Мустая Карима на русском, английском, немецком и многих других языках мира, – прямое тому доказательство.

ЦВЕТЫ НА КАМНЕ

Ты пишешь мне в печали и тревоге

Что расстоянья очень далеки,

Что стали слишком коротки и строги

Исписанные наскоро листки,

Что дни пусты, а ночи очень глухи

И по ночам раздумью нет конца,

Что, вероятно, в камень от разлуки

Мужские превращаются сердца.

Любимая, ты помнишь об Урале,

О синих далях, о весенних днях,

О том, как мы однажды любовались

Цветами, выросшими на камнях?

У них от зноя огрубели стебли,

Перевились в колючие жгуты,

Но, венчики пахучие колебля,

Цвели все лето нежные цветы.

Когда бы сердце впрямь окаменело

Среди боев без края и числа,

Моя любовь, которой нет предела,

Цветами бы на камне расцвела.

РУССКАЯ ДЕВОЧКА

Глотая пыль, глотая гнев и горечь,

В поту соленом, в гари и пыли,

На вспененных конях, с жарою споря,

Мчим на закат, пылающий вдали.

У дома, развороченного танком,

Чадит бревно последнее. И там

Стоит девчушка, черный чад глотая,

Взгляд устремив опустошенный к нам.

Вдруг встрепенулась: «Наши, наши, наши!..»

Махнула нам рукой издалека

И улыбнулась. Средь золы и сажи

Была улыбка детская горька.

Была душой России та девчушка,

Цветком, что никогда не отцветет.

Ее улыбка - днем была грядущим,

Который к нам через Берлин придет.

После фронта

По возвращении с фронта Мустай начинает активную политическую и литературную деятельность. В послевоенный период, до самой смерти, Мустафа не был вне общественной жизни, писал статьи, эссе, стихотворения, рассказы и пьесы. Его произведения неслучайно стали бессмертными. Не только глубокое содержание, которое основано на ценностях гуманизма, патриотизма, чувстве прекрасного, но и подача событий – просты и понятны, легки в восприятии.

Умер Мустай Карим в 2005 году, был похоронен как один из лучших людей Башкортостана.

Сейчас произведения Мустая Карима введены в школьную программу. А ежегодно ко дню его рождения устраиваются всевозможные вечера чтения поэзии, недели на тему творчества литератора.

Благодаря упорному труду и неутомимой музе гений Башкортостана подарил нам свыше 100 сборников стихов и поэм, больше 10 пьес, множество эссе и сказок для детей. Многие из них до сих пор ставятся не только на сценах башкирских театров, но и в других регионах России.

Стихи Мустая Карима переведены на разные языки мира и по-прежнему остаются предметом обсуждения в таких крупных университетах, как Гарвардский и Болонский. Причин тому несколько. Во-первых, необычный слог. Во-вторых, особое восприятие реальности, где человек способен влиять на ход истории.

Истоки творчества

Говоря об обстоятельствах, сформировавших будущего классика башкирской литературы, можно называть и Партию, и Сталина. Но это как раз тот случай, когда человек формирует себя сам, черпая то, что ему интересно, близко и дорого.

Так как первые стихи Мустая Карима были услышаны, еще когда мальчик был в шестом классе, то стоит ли говорить о политической или гражданской подоплеке его гения? Как признавался сам Мустафа, он был "слеплен из окружающего". Рос на песнях матери, деревенских сказках и древних культурных традициях своего народа. Отсюда и фольклорные основы его творчества. Эти мотивы были основой многих его произведений: как прозы, так и стихотворений.

Тяжелых впечатлений и эмпирических знаний добавила и Великая Отечественная война, заставившая Карима иначе посмотреть на мир. Но поэт не сдался, а наоборот, заново открыл для себя силу человеческого духа и понял истинную ценность жизни. Так, даже стихи о наиболее тяжелых событиях войны не лишены надежды и оптимизма.

Взгляды и убеждения

Какую бы книгу, анализирующую творчество Мустая Карима, вы ни открыли, в первых же предложениях будет написано, что вне зависимости от званий и достижений Мустафа всегда был в первую очередь человеком.

Под этим простым, казалось бы, определением скрывается то, что он являлся истинным патриотом своей страны. Никогда не прятался за чужие чины и открыто говорил о своей позиции. Особенно трудно он переживал распад Советского Союза, так как это была та страна, во имя которой он жил, воевал и творил.

Отстаивая идеалы Коммунистической партии, он не был слепцом, который с пеной у рта доказывает заложенные кем-то извне истины. Основная его идея заключалась в том, что в мире существует единственная настоящая и правильная политическая сила – это партия надежды. Пока человек верит в лучшее, он будет жить.

Помимо этого, Мустай Карим всегда был добрым и отзывчивым человеком. С удовольствием встречался с читателями, с которыми вел себя просто и непринужденно. Он не знал гордыни. Это при том, что уже в 70-х за его плечами были и признание, и награды, и слава. Гуманизм и общечеловеческие ценности всегда оставались на первом месте в его произведениях.

Тематика творчества

Творчество Мустая Карима настолько разнообразно, что выделить в нем основную мысль очень сложно. Весь пласт тематики писателя похож на ткань: как нити плотна, переплелись в нем разные идеи и сюжетные линии. Рассказы Мустая Карима максимально приближены к жизни, где ничего не существует без причинно-следственных связей.

Если попытаться выделить основные направления творчества, то получим следующий перечень тем:

  • философские вопросы;
  • гражданская лирика и проза;
  • пейзажная лирика;
  • произведения социальной направленности, то есть повседневные, но вечные темы;
  • отдельный пласт составляют произведения военной тематики;
  • педагогические труды - не отдельные работы, а элементы дидактики в произведениях;
  • публицистические эссе;
  • произведения Мустая Карима для детей.

Если учитывать соотношение жанров и тематики, то четкой закономерности не последует. Это означает, что стихи писались не только на тему интимных переживаний или красот Башкортостана, а рассказы не ограничились повествованиями о войне или приключениях. Сказки носят явно выраженный дидактический характер.

Философская лирика М. Карима

В своей философской лирике Мустафа Каримов не дает нам ответов на вечно тревожащие человечество вопросы. Он как бы спрашивает нас самих. А вопросы эти заданы в такой простой и непосредственной манере, что становятся риторическими. Автор не навязывает свое мнение, он подводит нас к нему через сомнения и размышления, таким образом, что ответ является очевидным уже после прочтения.

Философия Карима строится на педагогических принципах, так как он шесть лет проучился в пединституте и знаком с вопросом изнутри. Огромное значение он придает такой категории, как личность, не выделяя ее как сугубо философское понятие.

Так, личность с точки зрения педагогики - это результат воспитания и непосредственных достижений человека. Философия же трактует это понятие как величину, существующую либо вне человека, либо определяющую его. Мустафа Каримов предлагает нам взглянуть на личность с другой стороны. Это магнит, талант, который присущ каждому в большей или меньшей степени.

Личность кристаллизуется постоянно: в труде, в стремлении к высшей цели, в творчестве. Другими словами, Каримов перенес принципы броуновского движения в свою доктрину. Жизнь состоит из множества хаотичных случайностей, каждая из которых оставляет след в душе человека. В зависимости от его отношения к этим мелочам формируется характер, привычки и принципы.

Жизнь никогда не останавливается, не замедляет ход, не дает возможности отдохнуть, подумать и взвесить все обстоятельства каждого конкретного случая. Поэтому важно в любой ситуации видить свет в конце туннеля и верить в добро.

Интимная лирика

В таких произведениях стирается граница между лирическим героем и самим автором. Причем это происходит в двух направлениях.

В первом – лирический герой становится автором, то есть поэтом. Его также тревожат извечные вопросы, он готов отстаивать свое мнение до конца, если это дело чести. Также лирический герой чувствует ответственность за свою роль на земле, убежден, что многое в будущем всего человечества зависит от него самого.

Второе направление такой замены - "Я"-автор на "Я"-герой, происходит в том плане, что лирический герой становится автором, повторяя его жизненные установки, живя его приоритетами. Таким образом, он выходит за рамки произведений и становится отчасти реальным.

Наши рекомендации