Аутизм в философской антропологии

АУТИЗМ В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Выпускная квалификационная работа

студентки 5 курса

Авдашкиной К.В.

______________

( подпись)

Научный руководитель:

доктор философских наук,

профессор Черепанова Е.С.

______________

( подпись)

Нормоконтролер:

______________ _________________

( подпись) (Ф.И.О.)

Екатеринбург

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. АУТИЗМ: ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ…………………………………7

ГЛАВА 2. АУТИЗМ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ…………………………...29

Экзистенциально-феноменологический подход………………………………29

Взгляд изнутри…………………………………………………………………...33

ГЛАВА 3. АУТИЗМ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД……………………………………….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..60

Введение

«Аутисты в силу самой природы своего заболевания с трудом поддаются внешним влияниям. Они обречены на изоляцию и, следовательно, на оригинальность. Их способ видения мира, если удается его разглядеть, обычно оказывается врожденным и идет изнутри. Общаясь с ними, я неизменно прихожу к мысли, что они представляют собой некую отдельную расу — странный и оригинальный подвид человечества, каждый представитель которого полностью замкнут на себя».[1]

В последнее время, можно с уверенностью сказать, что в России набирает популярность «Культ материнства» / «Культ ребенка». Молодые мамы, сегодня - это уже целая субкультура, причем многочисленная. Все больше внимание общественности и власти уделяется проблемам матерей и детей. Особенно сильно выделяют проблемы, связанные с «особенными детьми». Создаются фонды, исследовательские центры, проходит множество конференций, о них кричат в СМИ и интернете. И одной из наиболее часто встречающихся «особенностей» является аутизм.

Так что же такое аутизм? Это неврологическое расстройство, возникающее из-за нарушения развития мозга. Аутизм называют болезнью цивилизации. По данным ВОЗ, количество детей с этим диагнозом растет на 13 процентов в год. Согласно американским статистическим данным на 2017 год на каждые 50 человек в мире приходится один аутист. Но эти данные нельзя считать достоверными, т.к. не во всех странах вопрос аутизма так же хорошо изучен как и в США. Например, в России детям с «легкой» формой аутизма, диагноз не ставят, в то время как взрослым людям диагностируют шизофрению.

Но несмотря на спорные моменты, относительно статистики, большинство ученых и экспертов придерживаются точки зрения, что заболевание приобретает масштабы катастрофы.

Специалистами выдвигается очень много различных теорий, гипотез относительно высокого прироста - около 15 %. Есть версии, что это связано с эволюцией. На сегодняшний день человечество все больше воздействует на природу, идем против нее, в том числе и касательно медицины (антибиотики). Елена Багарадникова, РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра "Контакт", член Координационного совета по делам инвалидов при ОП РФ в интервью РИА Новости говорит: «Вот, скажем, широкое применение экстракорпорального оплодотворения. Разве это не вызов природе? Разумеется, надо смотреть статистику, и я не могу говорить как врач, но факт остается фактом: в тот же Научно- практический центр детской психоневрологии в огромном количестве обращаются родители детей, появившихся на свет с помощью ЭКО. Среди многих врачей бытует мнение, которое, конечно же, необходимо подтвердить большим научным исследованием, что в результате ЭКО чаще всего рождаются дети с различными нарушениями, в том числе дети с аутизмом»[2]. Елена Черенева, директор Международного института аутизма Красноярского государственного педагогического университета же считает, что аутизм – это некий переходный этап к новой ступени эволюции человечества, и ребенок с аутизмом – это, своего рода, лакмусовая бумажка современного общества. Другие считают, что аутизм, это не заболевание, а множество скопившихся факторов, в том числе и экология, которые повлияли на генотип человека.

Проблема роста числа детей с диагнозом аутизм так же неотвратимо влечет за собой следующую - процесс их дальнейшей социализации.

И конечно же такая актуальная проблема не могла не отразиться в философии. Изначально, философия предложила свой метод для переосмысления и решения проблемы аутизма. А сегодня же, мы можем наблюдать, как «аутизм» помог переосмыслить всю философию. Например, на пример концепций Ф.И. Гиренка, где «аутизм» является ключевой философской категорией.

Исходя из вышесказанного, была поставлена следующая цель дипломной работы – исследовать аутизм как особую категорию в современной философской антропологии.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

· ознакомиться с современными философскими концепциями аутизма

· рассмотреть особенности психологического подхода изучения аутизма

· выявить особенности философского подхода к изучению аутизма

Объект дипломной работы – феномен аутизма в современной философской антропологии.

Предметом дипломной работы философские и психологические концепции аутизма.

Теоретической основой написания дипломной работы явились учебные пособия, монографии и статьи в периодических изданиях по изучаемому вопросу.

Эмпирическую базу дипломной работы составили опубликованные исследовательские материалы, дневники, автобиографии.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Первая глава посвящена сегодняшней оценке понятия «аутизма», его роли в современной философской антропологии.

Вторая глава посвящена истории понятия «аутизма», его психологические исследованиям.

Третья глава посвящена философскому подходу к вопросу изучения аутизма.

Заключение сдержит основные выводы, сделанные по существу проведенного исследования.




Заключение

В 1988 вышла картина режиссера Барри Левинсона «Человек дождя». Фильм получил множество наград. В основе сюжета лежит история реального американца Ким Пика. Он страдал аутизмом, но в то же время обладал феноменальной памятью. В самом фильме главным героем очень характерно выражены черты аутизма.

Например, как он болезненно реагировал на проникновение в личное пространство. Его травмировала непривычная обстановка, расположение кровати, отсутствие телевизора.

Кинокартина нашла большой отклик у общественности. Как и сама проблема аутизма, которая, не смотря на достаточно долгую историю исследования, остается одной из актуальных на сегодняшний день. Это конечно же связано с ростом количества людей, страдающих аутизмом, но и конечно же с развитием науки, у которой сегодня больше возможностей в изучении этой проблемы.

В ноябре 2007 года Генеральной Ассамблеей ООН 2 апреля - объявлен Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма.

Сегодня же «аутизм» стал значимой категорией в неклассической философской антропологии. Человек, в сущности своей, аутист.

Но не все представители современной философии поддерживают эту концепцию. Но в то же время само понятие «аутизм» широко используется во многих философских работах.

Например, А.В. Перцев в своем докладе «Селфи как нормализованный аутизм: философский аспект проблемы»[58]. Ввиду доступности информации, интернету современный человек все больше погружается в виртуальный мир, где все так, как он хочет. Его музыка, его фильмы, новости и его две тысячи друзей. Тогда как реальные люди становятся для него лишь объектами окружения. Все чаще можно наблюдать картину, когда компания друзей в кафе общаются между собой через телефоны и планшеты, а не напрямую. Здесь вспоминается девочка Ирис, которой папа помогал адаптироваться к миру людей как раз-таки через вещи. Аутист болезненно реагирует на прямой контакт или совсем не реагирует, поэтому ему легче общаться с человеком через предметы.

Но А.В. Перцев не единственный, кто видит проявления аутизма в современном обществе. А.В. Сапа в работе «Поколение Z – поколение эпохи ФГОС»[59] описывая современную молодежь, одной из характеристик выделяет склонность к аутизации. Где под аутизацией он понимает процесс десоциализации личности: не способность общаться, защита от проблем современного образа жизни, отгораживание от мира. Что проявляется в малообщительности, погруженности в виртуальный мир, а также в детском эгоизме. Получается что, социальная сфера переносится из действительности в виртуальную реальность. Реальная человеческая жизнь заменяется виртуальной. А значит, делает вывод А.В. Сапа, таким поколением легче манипулировать.

Еще один современный русский философ, А.К. Секацкий[60] утверждает, что в современном обществе все ярче проявляются аутистические тенденции. Современный человек пытается избежать сильных потрясений (экзистенциальных). Ему комфортнее находится среди вещей и людей-автоматов, т.к. все понятно и в случае неисправности, все подлежит восстановлению. На него обрушивается огромный поток информации, который приручает не реагировать его на несчастья людей, голод, смерть, войну.

Т.М. Горичева[61] связывает развитие аутизма с тем, что человек перестал взаимодействовать с окружающим миром. Он постоянно строит планы на будущее: что сделать сегодня, что сделать через десять лет. Человек сам себя лишает права выбора, участия в своей судьбе. Так появляется аутизм, в результате отказа от самой жизни, уход от нее в виртуальную реальность.

Сегодня все чаще слышится термин «интернет-зависимость», в то время как многие исследователи этого феномена, обозначают его как одно из проявлений аутистических тенденций современного общества.

Так же есть исследования, в результате которых была выявлена еще одна причина аутизма. Это доступность «гаджетов» для детей. Сегодня все чаще можно встретить в магазине, больнице, на улице маленького ребенка (до трех лет) с телефоном или планшетом в руках. Родители дают ребенку эту игрушку ребенку, чтобы он вел себя спокойно в общественном месте или чтобы не отвлекал их от дел. Ребенок должен через игры с родителями учиться человеческому общению, но благодаря «гаджетом» происходит замена способа общения, что ведет к нарушению развития ребенка. В первую очередь, он больше не испытывает потребности в родителе, становится самостоятельным. Родитель же утрачивает свои ведущие позиции, и позднее уже не может повлиять на ребенка. Во вторых, происходит бегство ребенка от реальности. В период с рождения – до трех лет роль родителей незаменима. Но мама или папа заменяются телевизором. И мы получаем поколение, где слушают глазами, а разговаривают пальцами (через смс-сообщения или переписку в социальных сетях).Так же не маловажным фактором в развитии ребенка является его подражанием взрослым. Девочка ест ложкой сама, как мама. Девочка кормит куклу супом, как мама. В результате этой игры-подражания, девочка учится уходу за другим, формируется ее отношение к другому человеку. Учится анализировать свои действия. При замене такой игры на компьютерную этого обучения общению не происходит. Компьютерные игры требуют меньших усилий, они меньше осмысливаются, ведь если не получится достигнуть результата, всегда можно будет повторить. Они привлекают своими сенсорными эффектами, создают иллюзию управляемости. Человек, если захочет, выключит игру. Он думает, что управляет своим временем независимо от родителей, друзей. В то время как живое общение подразумевает под собой, согласование своего времени со временем Другого. К тому же, во многих играх присутствует агрессия, котороя, в дальнейшем, выливается в агрессивное поведение в реальности. Фигура родителя начинает обесцениваться, он начинает восприниматься как доступ или преграда к гаджету. И в то же время, если ребенок видит, что и его мама или папа проводят много времени у телевизора или компьютера, то значит это предмет очень важен. Ребенок начинает подражать родителям: папа после работы смотрит телевизор, и я как папа, придя из школы, вместо выполнения домашнего задания, сажусь смотреть телевизор. Многие родители радуются, когда их малыш начинает ловко управляться с гаджетом и не видят в этом проблемы. Ведь раньше, чтобы быть как папа нужно было приложить много усилий, сейчас же ребенок может быть как папа, лишь усвоив «гаджет». Родители теряют свой авторитет, в итоге. «Невозможно прожить настоящее детство в мире, где слишком многие взрослые отказались выполнять роль родителей»[62].

Среди современных исследователей аутизма есть те, кто считают, что аутизм – знак, «лакмусовая бумажка» для современного общества. Возможно это переломный момент в эволюции. Сегодня человек все больше растворяется в социальном пространстве, все больше утрачивает свое «Я», тогда как аутист консервирует свое «Я», избегая общества. И вполне вероятно, что такой прогноз исследователей аутизма сбудется, человек утратит свою сущность, а число аутистов с каждым годом увеличивается в разы. Возможно, если в семье родился ребенок-аутист – это знак родителям, он вынуждает их по-другому взглянуть на мир.

Библиографический список

1.Богдашина О.Б. Аутизм: определение и диагностика/ О.Б.Богдашина. Донецк, 1999.

2. Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я/ Академический проект, 2017. – 405 с.

3. Морис К. Услышать голос твой. История триумфа одной семьи над аутизмом. [Электронный ресурс]/ К. Морис. – Режим доступа: http://www.autism.ru/read.asp?id=142&vol=0

4. Клевитов С.И., Терентьева О.С. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе/ О.С. Терентьева, С.И. Клевитов// Вестник Тамбовского университета № 6 (134)/ 2014.

5. Дешайз А. Свободные философские заметки одного аутиста/ А.Дайшайз. - Пресса Возрождения, Париж, 2009, с.57
7. Зиновьева А.А. Проблема другого в философии Ж.-П. Сартра/ А.А. Зиновьева. – Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки № 1 / 2010

8.К. Ясперс «Общая психопатология» Москва, «Практика» 1997г.

9. Ясперс К. Стринберг и Ван Гог. Гуманитарное агентство, 1999.

10.Гуссерль Э. «Картезианские размышления» Москва «АСТ» 2000г.

11.Э. Блейлер. Аффективность,внушаемость и паранойя., Одесса,1929г

12.. И. Юханссон. Особое детство// Теревинф, 2014

АУТИЗМ В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Выпускная квалификационная работа

студентки 5 курса

Авдашкиной К.В.

______________

( подпись)

Научный руководитель:

доктор философских наук,

профессор Черепанова Е.С.

______________

( подпись)

Нормоконтролер:

______________ _________________

( подпись) (Ф.И.О.)

Екатеринбург

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. АУТИЗМ: ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ…………………………………7

ГЛАВА 2. АУТИЗМ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ…………………………...29

Экзистенциально-феноменологический подход………………………………29

Взгляд изнутри…………………………………………………………………...33

ГЛАВА 3. АУТИЗМ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД……………………………………….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..60

Введение

«Аутисты в силу самой природы своего заболевания с трудом поддаются внешним влияниям. Они обречены на изоляцию и, следовательно, на оригинальность. Их способ видения мира, если удается его разглядеть, обычно оказывается врожденным и идет изнутри. Общаясь с ними, я неизменно прихожу к мысли, что они представляют собой некую отдельную расу — странный и оригинальный подвид человечества, каждый представитель которого полностью замкнут на себя».[1]

В последнее время, можно с уверенностью сказать, что в России набирает популярность «Культ материнства» / «Культ ребенка». Молодые мамы, сегодня - это уже целая субкультура, причем многочисленная. Все больше внимание общественности и власти уделяется проблемам матерей и детей. Особенно сильно выделяют проблемы, связанные с «особенными детьми». Создаются фонды, исследовательские центры, проходит множество конференций, о них кричат в СМИ и интернете. И одной из наиболее часто встречающихся «особенностей» является аутизм.

Так что же такое аутизм? Это неврологическое расстройство, возникающее из-за нарушения развития мозга. Аутизм называют болезнью цивилизации. По данным ВОЗ, количество детей с этим диагнозом растет на 13 процентов в год. Согласно американским статистическим данным на 2017 год на каждые 50 человек в мире приходится один аутист. Но эти данные нельзя считать достоверными, т.к. не во всех странах вопрос аутизма так же хорошо изучен как и в США. Например, в России детям с «легкой» формой аутизма, диагноз не ставят, в то время как взрослым людям диагностируют шизофрению.

Но несмотря на спорные моменты, относительно статистики, большинство ученых и экспертов придерживаются точки зрения, что заболевание приобретает масштабы катастрофы.

Специалистами выдвигается очень много различных теорий, гипотез относительно высокого прироста - около 15 %. Есть версии, что это связано с эволюцией. На сегодняшний день человечество все больше воздействует на природу, идем против нее, в том числе и касательно медицины (антибиотики). Елена Багарадникова, РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра "Контакт", член Координационного совета по делам инвалидов при ОП РФ в интервью РИА Новости говорит: «Вот, скажем, широкое применение экстракорпорального оплодотворения. Разве это не вызов природе? Разумеется, надо смотреть статистику, и я не могу говорить как врач, но факт остается фактом: в тот же Научно- практический центр детской психоневрологии в огромном количестве обращаются родители детей, появившихся на свет с помощью ЭКО. Среди многих врачей бытует мнение, которое, конечно же, необходимо подтвердить большим научным исследованием, что в результате ЭКО чаще всего рождаются дети с различными нарушениями, в том числе дети с аутизмом»[2]. Елена Черенева, директор Международного института аутизма Красноярского государственного педагогического университета же считает, что аутизм – это некий переходный этап к новой ступени эволюции человечества, и ребенок с аутизмом – это, своего рода, лакмусовая бумажка современного общества. Другие считают, что аутизм, это не заболевание, а множество скопившихся факторов, в том числе и экология, которые повлияли на генотип человека.

Проблема роста числа детей с диагнозом аутизм так же неотвратимо влечет за собой следующую - процесс их дальнейшей социализации.

И конечно же такая актуальная проблема не могла не отразиться в философии. Изначально, философия предложила свой метод для переосмысления и решения проблемы аутизма. А сегодня же, мы можем наблюдать, как «аутизм» помог переосмыслить всю философию. Например, на пример концепций Ф.И. Гиренка, где «аутизм» является ключевой философской категорией.

Исходя из вышесказанного, была поставлена следующая цель дипломной работы – исследовать аутизм как особую категорию в современной философской антропологии.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

· ознакомиться с современными философскими концепциями аутизма

· рассмотреть особенности психологического подхода изучения аутизма

· выявить особенности философского подхода к изучению аутизма

Объект дипломной работы – феномен аутизма в современной философской антропологии.

Предметом дипломной работы философские и психологические концепции аутизма.

Теоретической основой написания дипломной работы явились учебные пособия, монографии и статьи в периодических изданиях по изучаемому вопросу.

Эмпирическую базу дипломной работы составили опубликованные исследовательские материалы, дневники, автобиографии.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Первая глава посвящена сегодняшней оценке понятия «аутизма», его роли в современной философской антропологии.

Вторая глава посвящена истории понятия «аутизма», его психологические исследованиям.

Третья глава посвящена философскому подходу к вопросу изучения аутизма.

Заключение сдержит основные выводы, сделанные по существу проведенного исследования.




Наши рекомендации