Алгоритм выделения частей слова

1. Определить часть речи.

2. Изменить форму слова, выделить окончание и основу слова.

3. Подобрать однокоренные слова, выделить корень слова.

4. Перед корнем слова стоит приставка. Выделить приставку.

5. После корня слова стоит суффикс (суффиксы). Выделить их. (Далее работа по алгоритму — выделение частей слов. Первое

и второе слова - коллективно, остальные - самостоятельно. Са­мопроверка по образцу, самооценка.)

Упр. 280 (с. 130).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первый столбик, вариант 2 - второй столбик. Проверка. Один ученик от каждого варианта читает получившиеся слова, остальные проверяют. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)

— Назовите имена существительные, которые вы записали, имена прилагательные, глаголы.

— Сделайте вывод: какими частями речи являются одноко­ренные слова? (Однокоренные слова могут быть разными частями речи.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

Упр. 281(с. 130). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— В каких частях слова пропущены буквы? (В суффиксах, окончаниях и корнях.)

— Какие суффиксы вы написали? Почему?

— Какие буквы были пропущены в корнях слов? Как вы про­веряли?

— Какой частью речи является слово с пропущенной буквой

в окончании? (Глаголом.)

— Как правильно написать безударное окончание глагола? (Четыре ученика выполняют на доске грамматические разбо­ры. Самооценка.)

— Объясните, по какому признаку дают птицам их названия.

(Работа в парах.)

Упр.282 (с. 131).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимо­оценка.)

VIII. Рефлексия

— Составьте слова, запишите их. Выделите части слова.

1) Приставка как в слове прошёл. Корень — синоним слова шум. Суф­фикс как в слове повозки. Окончание — первая буква алфавита. (Прогулка.)

2) Корень из слова позеленевший. Суффикс как в слове добренький. Окончание имени прилагательного в мужском роде, единственном числе, родительном падеже. (Зелёненького.)

3) Приставка как в слове призыв. Корень — многозначное слово, одно из значений которого «орган обоняния». Окончание глагола 2-го лица единственного числа. (Приносишь.)

4) Корень такой же, как приставка в слове вход. Окончание глаго­ла 3-го лица множественного числа. Между корнем и окончанием раз­делительный знак. (Вьют.)

(Проверка.)

— Составьте рассказ о каждой части слова по плану.

1. Название.

2. Где находится в слове.

3. Для чего служит.

4. Примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?

— Какое задание было легко выполнять?

— Какие затруднения вы испытывали?

Домашнее задание

Упр. 283 (с. 131).

По желанию: составить задачи наподобие тех, что решали

на этапе рефлексии.

______________________

Тема: Состав слова

Цели: закреплять знания о правописании приставок и пред­логов; отрабатывать умения распознавать орфограммы в разных частях слова и обосновывать их написание; развивать речь.

Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за­дачами и условиями коммуникации; р. — сличение способа дейст­вия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Какую орфограмму вы повторили при выполнении этого упражнения? (Правописание сложных слов.)

— Как пишутся эти слова? (С соединительной о.)

— Какая ещё буква может соединять части сложных слов? (Буква е.)

— Какие слова вы записали?

III. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Буря бушевала,

Деревья наломала.

Сложи два корня:

-Бур- и -лом-, и ты получишь... (бурелом).

По морскому ходит дну,

Беспокоя глубину.

Он под илом всё отыщет,

Корабля заварит днище.

Если течь, стряслась беда —

Не помеха и вода. (Водолаз.)

Иглою огненной портной

Шьёт кораблю

Костюм стальной. (Электросварщик.)

То морозы, то тепло,

Вся дорога — стекло.

Не полита, а блестит,

Кто идёт по ней — скользит. (Гололёд.)

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит хобот чистоту

И гудит, как лайнер Ту. (Пылесос.)

— Выделите в словах корни, подчеркните соединительные гласные.

— Что такое сложные слова? Как соединяются части сложного слова?

Наши рекомендации