Алгоритм выделения частей слова
1. Определить часть речи.
2. Изменить форму слова, выделить окончание и основу слова.
3. Подобрать однокоренные слова, выделить корень слова.
4. Перед корнем слова стоит приставка. Выделить приставку.
5. После корня слова стоит суффикс (суффиксы). Выделить их. (Далее работа по алгоритму — выделение частей слов. Первое
и второе слова - коллективно, остальные - самостоятельно. Самопроверка по образцу, самооценка.)
Упр. 280 (с. 130).
(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первый столбик, вариант 2 - второй столбик. Проверка. Один ученик от каждого варианта читает получившиеся слова, остальные проверяют. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
— Назовите имена существительные, которые вы записали, имена прилагательные, глаголы.
— Сделайте вывод: какими частями речи являются однокоренные слова? (Однокоренные слова могут быть разными частями речи.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 281(с. 130). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— В каких частях слова пропущены буквы? (В суффиксах, окончаниях и корнях.)
— Какие суффиксы вы написали? Почему?
— Какие буквы были пропущены в корнях слов? Как вы проверяли?
— Какой частью речи является слово с пропущенной буквой
в окончании? (Глаголом.)
— Как правильно написать безударное окончание глагола? (Четыре ученика выполняют на доске грамматические разборы. Самооценка.)
— Объясните, по какому признаку дают птицам их названия.
(Работа в парах.)
Упр.282 (с. 131).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VIII. Рефлексия
— Составьте слова, запишите их. Выделите части слова.
1) Приставка как в слове прошёл. Корень — синоним слова шум. Суффикс как в слове повозки. Окончание — первая буква алфавита. (Прогулка.)
2) Корень из слова позеленевший. Суффикс как в слове добренький. Окончание имени прилагательного в мужском роде, единственном числе, родительном падеже. (Зелёненького.)
3) Приставка как в слове призыв. Корень — многозначное слово, одно из значений которого «орган обоняния». Окончание глагола 2-го лица единственного числа. (Приносишь.)
4) Корень такой же, как приставка в слове вход. Окончание глагола 3-го лица множественного числа. Между корнем и окончанием разделительный знак. (Вьют.)
(Проверка.)
— Составьте рассказ о каждой части слова по плану.
1. Название.
2. Где находится в слове.
3. Для чего служит.
4. Примеры.
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какую тему мы повторяли сегодня на уроке?
— Какое задание было легко выполнять?
— Какие затруднения вы испытывали?
Домашнее задание
Упр. 283 (с. 131).
По желанию: составить задачи наподобие тех, что решали
на этапе рефлексии.
______________________
Тема: Состав слова
Цели: закреплять знания о правописании приставок и предлогов; отрабатывать умения распознавать орфограммы в разных частях слова и обосновывать их написание; развивать речь.
Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какую орфограмму вы повторили при выполнении этого упражнения? (Правописание сложных слов.)
— Как пишутся эти слова? (С соединительной о.)
— Какая ещё буква может соединять части сложных слов? (Буква е.)
— Какие слова вы записали?
III. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Буря бушевала,
Деревья наломала.
Сложи два корня:
-Бур- и -лом-, и ты получишь... (бурелом).
По морскому ходит дну,
Беспокоя глубину.
Он под илом всё отыщет,
Корабля заварит днище.
Если течь, стряслась беда —
Не помеха и вода. (Водолаз.)
Иглою огненной портной
Шьёт кораблю
Костюм стальной. (Электросварщик.)
То морозы, то тепло,
Вся дорога — стекло.
Не полита, а блестит,
Кто идёт по ней — скользит. (Гололёд.)
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит хобот чистоту
И гудит, как лайнер Ту. (Пылесос.)
— Выделите в словах корни, подчеркните соединительные гласные.
— Что такое сложные слова? Как соединяются части сложного слова?