Тема: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Цель:развивать умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные окончания глаголов.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Чем похожи глаголы с пропущенными окончаниями? (Это глаголы 2-го лица единственном числа.)
— Какие окончания вы вставили? Почему?
— Какие ещё орфограммы встретились в тексте?
— Назовите части слова листочки.
III. Актуализация знаний
Работа по карточкам
— Вставьте пропущенные буквы.
Ты, в.лна м..я, в.лна!
Ты гульлива и в..льна;
Плещ.. ты, куда захоч..,
Ты м..рские камни точ..,
Топ.. бер..гты з..мли,
Польша., корабли...
А. Пушкин
IV. Самоопределение к деятельности
— В каких глаголах в безударных окончаниях пишется буква и?
— В каких глаголах в безударных окончаниях пишется буква е?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правописании безударных личных окончаний глаголов.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 207(с. 101).
— Прочитайте задание.
— Какие глаголы относятся к I спряжению?
— Какие глаголы относятся ко II спряжению?
— Назовите глаголы-исключения II спряжения.
— Выполните задание.
(Проверка. Один ученик читает глаголы, остальные проверяют. Если глагол назван неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши. Самооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 208 (с. 101).
— Прочитайте.
— Вставьте в пословицы пропущенные глаголы.
— Прочитайте получившиеся пословицы. Объясните, как вы их понимаете.
— Назовите слова-антонимы.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Фронтальная проверка, самооценка. Один ученик выполняет
на доске разбор слова вымочит как части речи.)
Упр. 209 (с. 101).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VIII. Рефлексия Тестовая работа
1. Спряжение — это:
1) изменение глаголов по родам и числам
2) изменение глаголов по лицам и числам
3) изменение глаголов по числам и временам
4) изменение глаголов по временам и лицам
2. Признаками I спряжения глаголов являются:
1) буквы е (ё), у (ю) в окончаниях
2) буквы и, а, я в окончаниях
3) буквы е (ё), а (я) в окончаниях
4) буквы и, у (ю) в окончаниях
3. Глаголом-исключением является:
1) видишь 3) носить
2) писать 4) сидеть
4. Глаголом II спряжения является:
1) приплывает 3) промокнешь
2) поют 4) долбишь
5. Буква и пишется в окончании глагола:
1)стел..шь 3)терп..шь
2)скач..т 4)се..т
6. Укажите вариант, в котором в обоих словах пропущена буква е.
1)вяж..шь, ноете 3) ее..м, пол..те
2) брос.м, дремл..шь 4) стро..шь, обид..т
(Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы закрепляли сегодня на уроке?
— Кто сегодня справился со всеми заданиями?
— Кому было трудно?
Домашнее задание
Упр. 206 (с. 100).
___________________________
Тема: Возвратные глаголы (общее представление).
Цели: познакомить с понятием возвратные глаголы; развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся по цепочке объясняют написание слов с пропущенными буквами. Один ученик выполняет на доске разбор слова понюхаешь как части речи.)
III. Актуализация знаний
— Что такое склонение? (Изменение имён существительных по падежам.)
— Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного?
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён существительных.
Дружил с Игор.., написать на забор.., сгорели в печ.., гнездо на берёз.., сел у ел.., в белой шапочк.., пошёл по алле.., прочитал в книг.., ехал по кочк..м, от гвоздик., к фиалк... (Проверка, самооценка.)