Знакомство с текстом, беседа по содержанию
Упр. 162(с. 79).
— Прочитайте текст.
— Определите тип текста. (Повествование.)
— Назовите его тему. (Как учитель помог перезимовать уточке.)
— Какова основная мысль текста? (Дикие животные должны жить в природе.)
2. Составление цитатного плана, лексическая работа
— Сколько частей в тексте? (Четыре.)
— Как найти границы частей? (Они соответствуют абзацам.)
— Прочитайте первую часть. Что в этой части главное? (У учителя Николая Дмитриевича всю зиму жила раненая уточка. Он её лечил.)
— Объясните значение словосочетаний приволок с речки, привыкли друг к другу.
— Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Учитель и Утя привыкли друг к другу.)
— Прочитайте вторую часть. Что в этой части главное? (Пришла весна. Уточка стала проситься на волю.)
— Что такое полынья?
— Объясните значение словосочетаний уточка заволновалась, проситься на волю.
— Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Уточка заволновалась.)
— Прочитайте третью часть. Что в этой части главное? (Николай Дмитриевич попрощался с уточкой и отпустил её на волю.)
— Объясните значение словосочетаний вынес на волю, пришла разлука, махнул руками снизу вверх, сильно кинул.
— Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Пришла разлука.)
— Прочитайте четвёртую часть. Что в этой части главное? (Уточка радуется весне и воле.)
— Объясните значение выражения твоя весна пришла.
— Выберите предложение, которое может стать пунктом плана. (Живи теперь на воле.)
3. Орфографическая подготовка, анализ предложений текста
— Найдите в тексте знакомые орфограммы.
— Объясните постановку знаков препинания в тексте.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Пересказ текста
Работа над изложением
(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)
VI. Подведение итогов урока
— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?
— Какие выводы вы сделали для себя?
— Какие трудности вы испытывали при написании изложения?
Домашнее задание
Записать в словарик слова сверху, снизу, составить с ними предложения.
____________________________________
Тема: Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов.
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; развивать умение выполнять работу над ошибками; познакомить с изменением глаголов по лицам и числам; формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ изложения
(Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, грамматическими и орфографическими ошибками.)
III. Проверка домашнего задания
— Какие слова из словаря вы записали?
— Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте тему урока.
— Какое новое слово вам встретилось? Какие вопросы вы хотели бы задать?
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое спряжение, как спрягаются глаголы.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 163(с. 80).
(Коллективное выполнение с комментированием. Учащиеся по цепочке называют пропущенные местоимения, определяют их лицо, записывают предложения.)
— Что вы заметили? (Форма глагола меняется в зависимости от того, с каким местоимением он употреблён.)
— Какой можно сделать вывод? (Глаголы изменяются по лицам.)
— Как определить лицо глагола? (По местоимению.)
— В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем.)
— Определите число глаголов.
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
— На какие вопросы, поставленные в начале урока, вы уже можете ответить?
VI. Физкультминутка