Тема: Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).
Цели:актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение устных вопросов к упражнению.)
— Назовите глаголы единственного числа, множественного числа.
— Объясните написание слов с орфограммами.
(Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам.)
— Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.
— Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.
III. Актуализация знаний
— Прочитайте слова.
Су..ота, ре..ька, кро..ка, чу..кие, ка..ир, завя..ка, шо..е, па..ажир, при-чё..ка, тситория, про..ка, ба..ейн, шу..ка.
— На какие две группы их можно разделить? (Слова с парными согласными в корне и слова с удвоенными согласными.)
— Как проверить слова первой группы? (Изменить их так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук.)
— Как проверить слова второй группы? (Никак. Написание этих слов нужно запомнить.)
— Запишите слова группами. Допишите в каждую группу ещё по три слова.
(Фронтальная проверка, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения.
Кассир продал пассажиру билет на поезд. Кассир продаёт пассажиру билет на поезд. Кассир продаст пассажиру билет на поезд.
— Чем похожи предложения? Чем они отличаются? (В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором — действие, которое происходит в данный момент, в третьем — действие, которое будет происходить.)
— Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола.)
— Что изменяется у глагола? (Время.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как глаголы изменяются по временам, научиться определять время глаголов, употреблять временные формы глаголов.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 146 (с. 71).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Объясните значение слова навострили. (Приготовились к действию.)
(Далее работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Сделайте вывод: на какие два признака, нужно обращать внимание при определении времени глаголов? (На смысловой (какое действие обозначает глагол) и формально-грамматический (на какой вопрос отвечает глагол).)
— Выполните звуко-буквенный разбор слова вьюга. (Один ученик работает у доски.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
— Спишите текст.
Речушка замёрзла. На быстрине над полыньёй поднимается пар. Речка дышит. От её холодного дыхания вырастут на закраинах льда белые венчики цветов.
— Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
— Какой частью речи выражено подлежащее?
— Какой частью речи выражено сказуемое?
— Определите время глаголов.
— Какие два признака вы использовали для определения времени глаголов?
VIII. Рефлексия
— Запишите глаголы в три столбика в зависимости от времени.
Буря мглою небо кроет...
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
А. Пушкин
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
С. Михалков
В игре её конный не словит,
В беде не сробеет — спасёт:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!
Н. Некрасов
(Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Какое задание было интересно выполнять?
— Кто сегодня на уроке был самым активным?
Домашнее задание
(Задание на карточках.)
— Выпишите глаголы из стихотворения, укажите их время.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
Е. Баратынский
______________________________