VII. Закрепление изученного материала Запись под диктовку
Было ясное летнее утро. Светило яркое солнце. По синему небу плыла лёгкая тучка. С ближнего поля поднялись крикливые гуси. Они понеслись к светлому озеру. Раздался выстрел с крутого берега. Стая с криком поетела к тёмному лесу.
(Проверка. Учащиеся читают предложения, называют орфограммы в словах, объясняют написание окончаний имён прилагательных.)
- Разберите предложение по членам: вариант 1 — третье предложение, вариант 2 — предпоследнее предложение.
- Укажите род и падеж имён прилагательных. (Проверка, самооценка.)
VIII. РефлексияРабота по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Что показалось вам трудным?
Домашнее задание
Упр. 56 (с. 26-27).
________________________________
Тема: Сочинение-рассуждение по репродукции картины В.А.Серова «Мика Морозов». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина».
Цель:развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: портрет В.А. Серова, репродукция картины «Мика Морозов».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова.
— Какие чувства он у вас вызывает?
— Назовите падеж выделенных прилагательных.
— Назовите части речи в первых двух строках.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.21 (с. 13).
— Прочитайте текст.
— Определите тему и главную мысль текста.
— Объясните смысл слов мастер портретной живописи, мировое искусство.
— Удалось ли вам представить мальчика? Благодаря чему вам это удалось? (Благодаря большому количеству имён прилагательных в основной части.)
— Определите тип текста. (Описание.)
— Расскажите, каким вы представили себе мальчика.
Рассказ учителя о В.А. Серове
Валентин Александрович Серов родился в Петербурге в 1865 г. Его отец Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать, пережившая сына, — пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем. В их доме часто собирались петербургские знаменитости.
Заметив страсть сына к рисованию, мать поехала в Париж к знакомому художнику И.Е. Репину, и Валентин стал брать у него уроки.
В 1880 г. Серов поступил в Императорскую Академию художеств.
Созданный в 1901 г. замечательный детский портрет «Мика Морозов» принадлежит к числу шедевров в творчестве Валентина Александровича Серова. Хранится картина в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр.22 (с. 13).
— Рассмотрите картину «Мика Морозов» в «Картинной галерее» учебника.
(Далее беседа по вопросам и заданиям упражнения, написание сочинения на черновике.)
- Великий русский поэт А.С. Пушкин особенно строго относился к выбору слов в своих произведениях, в том числе и имён прилагательных. Именно поэтому его произведения считаются классическими и люди читают их по сей день. Вам предстоит проанализировать употребление им имён прилагательных в «Сказке о рыбаке и рыбке».
- Откройте учебник на с. 28. Прочитайте план работы.
- Определитесь с тем, как вы будете выполнять работу -в паре или индивидуально.
(Учащиеся выбирают форму работы, обсуждают проект, распределяют работу. На выполнение проекта отводится два-три дня.)
Выполнить проект.
VI. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
— Оцените свою работу на уроке.