Тема: Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах.
Цель:развивать умение распознавать одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах, имена существительные в дательном падеже.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Словарный диктант
Справа, налево, одиннадцать, аккуратно, медленно, горизонт, билет, пожалуйста, багаж, вокзал, вчера, пассажир, вагон, железная дорога, прекрасный, пейзаж, впереди, человек, завтра, каникулы.
(Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения.
Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай! Без хозяина дом плачет.
— Определите падеж выделенных существительных.
— В чём трудность определения падежа этих существительных? (Они имеют одинаковые окончания, отвечают на один и тот же вопрос, являются второстепенными членами предложения, но при этом в первом случае падеж винительный, а во втором —родительный.)
— Как же следует рассуждать в этом случае? Воспользуйтесь таблицей на с. 82 учебника. (Во втором предложении существительное отвечает на вопрос кого? и употребляется с предлогом без, значит, падеж родительный. В первом предложении определяем падеж по вопросам: слушай (кого ? что ?) хозяина — винительный.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться различать одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 144 (с. 85).
— Прочитайте пословицы.
— Объясните их смысл.
— Какими способами можно определить падеж выделенных существительных? (По предлогам, вопросам, вспомогательному слову.)
(Учащиеся по цепочке выделяют словосочетания из предложений, определяют падеж существительных.)
Упр. 145 (с. 85).
— Прочитайте задание.
— Вспомните по таблице на с. 82, что мы знаем о дательном падеже имён существительных. (Комментированное письмо.)
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
— Какое значение может иметь падежная форма имён существительных дательного падежа?
— Сделайте вывод: как определить имена существительные в дательном падеже? (Имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?, могут иметь предлоги к, по, к ним можно поставить вспомогательное слово дать.)
— Запишите в словарик слова телефон, телепередача, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Найдите в толковом словаре слово телефон. Какие значения имеет это слово?
— Что общего у слов телефон и телепередача!
— Придумайте и запишите другие слова с частью теле-. (Телеоператор, телеграф, телеграмма, телевизор и т. д.)
— Составьте и запишите предложение со словом телефон. (На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 146 (с. 86). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик читает предложения, называет падеж выделенных слов.)
— Какие существительные отвечают на вопрос куда?(На полянку, к земле, под листики.)
— В каком падеже они употреблены? (Они употреблены в разных падежах.)
— Как вы определили падеж? (По падежному вопросу и предлогу.)
— Что значит «лезть на глаза»? (Стремиться быть замеченным, привлекать к себе чьё-либо внимание.)
— Что значит «сесть на корточки»? (Сесть, согнув ноги в коленях и держась на носках.)
— Назовите части слова кувшинчик.
VII. Рефлексия Работа по карточкам
— Укажите падеж выделенных имён существительных.
1) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 2) Дыма без огня не бывает. 3) Зайца ноги носят, волка зубы кормят. 4) Живём, хлеб жуём. 5) По работе и мастера знать. 6) От добра добра не ищут.
(Самопроверка. Ответы даны на обратной стороне карточки.)
— Оцените свою работу на уроке.