Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия.
Цели:дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (Чтение скороговорок и пословиц с именами числительными.)
III. Актуализация знаний
Запись под диктовку
Одиннадцать, шестнадцать, семнадцать, двенадцать, двадцать, пятнадцать, пятьдесят, шестьдесят, тридцать.
IV. Самоопределение к деятельности
- Запишите слова в три столбика в зависимости от части речи. Укажите части речи.
Интересный, праздник, мягкий, спешит, веселье, зелёный, теплело, близкий, грусть, светит.
- Что обозначают слова каждой группы?
— На какие вопросы они отвечают?
— Какие грамматические признаки имеют?
— А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова.
Хорошо и плохо.
Мягко и тепло,
Весело и славно,
Ярко и светло.
Сверху или снизу,
Близко иль вдали.
Все слова знакомы,
Нас определи...
(Учащиеся высказываются, возникает проблемная ситуация.)
— На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? И т. д.)
— Попробуйте определить, что они обозначают — признак или действие.
(Кто-то относит слова к действиям, кто-то — к признакам.)
— Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи? (Нет.)
— Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называется. (Наречие.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.)
V. Работа по теме урока
1.Работа по учебнику
Упр. 124 (с. 73).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Кто его автор?
— Рассмотрите иллюстрацию. Какие картины рисует поэт?
— Назовите первое выделенное слово.
— С каким словом оно связано в предложении? Что оно обозначает, на какой вопрос отвечает? (Поляны (какие?) печальные. Это имя прилагательное. Обозначает признак предмета.)
— Выпишите словосочетание. Укажите графически связь главного и зависимого слов.
— Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выделите словосочетание и поставьте вопрос. (Льёт (как?) печально.)
— Что обозначает эта часть речи — признак предмета или признак действия? (Признак действия.)
Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», как называются такие слова и что они обозначают. ( Сделайте вывод: выделите признаки наречия как части речи. (Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?, в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом.)
Наблюдения над наречиями
— Сравните словосочетания в столбиках.
печальные поляны льет печально
печальных полян льют печально
печальный лес лила печально
— Что происходит со словом печальные? (Оно изменяется.)
— Почему оно изменяется? (Изменяется главное слово, поэтому изменяется и зависимое.)
— Какие грамматические признаки изменяются у прилагательного печальные? (Число, падеж, род.)
— Изменяется ли главное слово во втором столбце? (Да, оно изменяется по числам, временам.)
— Что происходит со словом печально? (Оно не изменяется.)
Работа по учебнику
Упр. 125(с. 73). (Устное выполнение.)
— Какой вывод вы можете сделать? (Наречие — неизменяемая часть речи.)
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
Упр. 126(с. 74).
— Прочитайте.
— Назовите наречия.
— Прочитайте текст с наречиями и без них.
— Что изменилось? Какую роль играют наречия в предложении? (Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.)
— Выделите в каждом предложении словосочетание с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому.
(Комментированное письмо. Учащиеся ставят вопрос, определяют значение наречия в каждом предложении: 1) обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз); 2) обозначение времени действия (вечером); 3) обозначение образа действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно).)
— Прочитайте определение наречия.
— На какие вопросы отвечает эта часть речи, что она обозначает?
— Какую роль играют наречия в предложении?
— Запишите в словарик слова впереди, медленно, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Составьте предложения с этими словами.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материалаРабота по учебнику
Упр. 127(с. 74-75). (Учащиеся читают наречия по цепочке и распределяют их по группам. Вопросы записаны на доске.)
— Выполните письменное задание к упражнению. Дополнительное задание: дописать в каждую группу ещё по три наречия. (Четыре ученика работают у доски. Самопроверка, самооценка.)
Упр. 128 (с. 75).
— Прочитайте стихотворение.
— Кто его автор? (А. С. Пушкин.)
— Найдите в тексте наречия. (Днём, ночью, кругом, направо, налево.)
— Докажите, что это наречия.
— Обратите внимание на правописание наречий налево и направо.
(Письмо под диктовку. Взаимопроверка, самооценка.)
VIII. Рефлексия
Работа по карточкам
— Выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.
1) Иная похвала хуже брани. 2) Овце с волком плохо жить. 3) Свой сухарь лучше чужих пирогов. 4) Сказать легко - сделать трудно. 5) Не задирай нос высоко — споткнёшься. 6) Долго спать — с долгом вставать. 7) Сначала думай, а потом делай. 8) Выше себя не прыгнешь. (Коллективная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?
— Что вы узнали о наречии как части речи?
— Почему у наречий нет окончаний?
Домашнее задание
Упр. 129 (с. 75).
__________________________