Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы
Проблема коммуник рассм-ся в совр фил-ии науки в разл направлениях. С одной стороны раз-е ср-в коммуник в совр мире, кач изм-е их роли и ф-ий приводит к возникновению второй реальности, кот можно опред-ть как совокупность виртуальных символов, искусств конструктов, подменяющих собой истинное положение дел. Совр соц-гум науки с опред момента начинают очень активно исслед-ть эту вторую реальность. Исслед-е коммуник-ти приводит к бурному разв-ю соц-гум наук и соответственно исслед-я, кот проводятся учеными, становятся частью второй реальности. Большую роль приобретает исп-е синтетич методов. Одним из важных аспектов явл и понимание явления коммуникативности как сист проф общения ученых внутри науч сообщества и формир-е в связи с этим коллективного познающего субъекта. В связи с тем, что интенсивность коммуникаций внутри совр науч сообщества существенно возрастает, возникает проблема авторства тех или иных идей. Отдельный познающий субъект сущ-ет в столь насыщенном информац пр-ве, а с др стороны его собственные идеи становятся частью этого информац пр-ва. И в этом смысле роль отдельного познающего субъекта сравнима с познающим обществом ученых. («коллект» субъект). Идеи, доктрины, концепции, кот вырабатываются отд учеными, попадают в среду науч сообщества, претерпевают трансформации, что в свою очередь влечет изменение исх концепций (происходит процесс диалога). В совр соц-гум науках этот процесс хорошо просматривается. В совр усл-ях коммуникативность определяет образ мыслей отд ученых и всего сообщества в целом. Комм аспект познания проявл в совр науке и в том, что сущ-ет возрастающая роль конвенции (соглашения). Один из первых занимался этой проблемой Поппер. Он доказывал, что в процессе науч познания роль соглашений оказывается чрезвычайно важной.
Одно из самых важных внешних проявлений коммуникативности это то, что наука вступает в опред момент времени в активный диалог с обществом. Коммуникация науки и общ-ва приводит к тому, что возникает такой тип общ-ва, кот назыв-ся «общ-вом знаний». Это не просто постиндустр общ-во, это некая стадия его раз-я, кот облад некоторыми признаками. С одной стороны это общ-во, кот на первый план выделяет пр-во знаний в разных формах (знания как содержания и знания как технологии). В таком общ-ве процесс внедрения тех или иных знаний в эк, полит и соц реальность происходит довольно быстро, что с одной стороны способствует прогрессу общ-ва, а с другой стороны влечет за собой значит число соц-эк проблем.
«Общ-во знаний» формир-ся на опред идеологич основаниях, кот почерпнуты из соц-гум наук. Одной из фундамент установок такого общ-ва явл-ся невозможность искусств соц проектирования и построение общ-ва по заданному образцу (модели). Поэтому роль соц-гум наук состоит в том, чтобы диагностировать совр состояние общ-ва и выявлять ео проблемные зоны, прописывать возможные сценарии развития событий и давать по возможности объективные и реалистичные соц экспертизы. Подобные идеи имеют свои истоки в концепции неоконсерватизма, кот в 30-гг 20 в был разработан в Америк эк-полит науке и сохранил свое влияние до наших дней. Неоконсерватизм явл хорошей иллюстрацией того, как теорет размышления с одной стороны воплощ в эк, полит практику, а с др стороны оказ сущ влияние на др общ-ва. Изменившийся мир в свою очередь требует изменения и корректировки неоконсерватизма (Ф Фукуяма).
Изначально осн идеи неоконсерватизма можно свести к неск критериям:
1. признание универсальными прав и свобод личности, независ от полит, экон и культ особенностей.
2. признание невозможности насильственным путем привести к тому или иному идеалу. Насилие над общ-вом не может дать положит результата
3. международные орг-ции сами по себе не в состоянии быть гарантами прав и свобод в мире.
4. именно Америк модель демократии явл наиболее универс и может быть транслирована в др страны. Именно Америка явл гарантом соблюдения прав и свобод в мире.
Рез-ты влияния этой концепции нашли свое распр-е в Америк идеологии. Реализация этой идеологии вызывает противоречие во всем мире.
В связи с этим целый ряд Америк ученых приходт к выводу, что неоконсерватизм как концепция не выдерживает испытания временем, для того, чтобы изменить реальную ситуацию, необх модернизировать саму доктрину. В совр соц-гум науках происх поиск тех доктрин, кот смогли бы стать основанием и для разв-я общ-ва и для разв-я гум знания. Если сравнивать ситуацию в совр гум науках с тем, что происходило в 19 в, можно сказать, что происх изменения касаются не только рамок отд наук, но и происх изменения на уровне дисциплинарной матрицы.
Выделение экономики, социологии, политологии как самост областей знаний носило не только внутринауч обоснование, но объясняется также и внешн обстоятельствами, связ с отделением гос-ва от экон сферы, с распространением принципа либерализма. Именно поэтому в основании классич экономики 19 в лежат некие постулаты, кот носят сугубо полит (идеолог) хар-р. В совр соц-гум знании происходит ускоренная смена лидерства среди разл наук. Критерии опред-я лидерства той или иной науки:
· степень востребованности рез-тов
· степень интереса населения к результатам
Дисциплинарная матрица соц-гум наук:
· динамична
· огр роль играет коммуникат аспект
· разл обл знаний могут занимать лидир позиции в тот или иной промежуток времени
· структура дисциплинар матрицы зависит не только от внутр логики разв-я соц-гум наук, но и от тех соц-экон трансформаций, кот происх в общ-ве.