Структура эмпирич познания. Эксперимент и наблюдение. Проблема теор нагруж-ти факта
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпир и теорет. Эмпир:
Предмет исследования. Эмпир иссл-ие в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.
Средства исследования. Эмпир иссл-ие базируется на непосредственном практ взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпир иссл-ия включают в себя приборы, приборные установки и другие ср-ва реального наблюдения и эксперимента.В эмпир иссл-ии применяются и понятийные средства. Смыслом эмпир терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпир объекты – это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей.
Методы исследовательской деятельности. Основными методами эмпир иссл-ия являются реальный эксперимент и реальное наблюдение.
Наблюдение – это целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление. В ходе наблюдения мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения – установки, приборы и измерительные инструменты. Активность наблюдения проявляется прежде всего в целенаправленном характере, в наличии исследовательской установки у наблюдателя. Второй момент активности наблюдения – это избирательный характер. Активность наблюдения проявляется также и в теоретической обусловленности. В наблюдении постоянно проявляется рациональная способность в форме теоретических установок. Отметим лишь два важных вида наблюдения, различающихся установкой на качественное и количественное описание явлений. Качественное наблюдение было известно человеку с древнейших времен. Наука нового времени начинается с широкого использования количественных наблюдений и соответственно описаний(метод, который закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств (графики, диаграммы и проч.), это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении). В основе такого типа наблюдений лежит процедура измерения.
Измерение – это процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Наблюдение и сравнение могут проводиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом.
1.1 Невключенное наблюдение. Если в общественной группе проводить наблюдение «со стороны», то наблюдается «обратная реакция» со стороны наблюдаемого объекта, что делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает посередине наблюдения, либо вносит помехи, которые существенно искажают результаты наблюдения.
1.2 Включенное наблюдение, которое осуществляется не со стороны, а изнутри исследуемой социальной системы. Бывает:
· активное(наблюдатель внедряется инкогнито в интересующий социальный коллектив, вероятность возмущения со стороны наблюдателя стремится к нулю);
· пассивное (для достоверности результатов требует большого взаимопонимания между субъектом и объектом, уверенности исследуемых о безвредности для них наблюдения).
1.3 Статистическое наблюдение. Исследователь, будучи не в силах лично измерять интересующие параметры, вынужден обращаться к статистическим справочникам. Но эти результаты могут быть недостоверны.
Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие познавательные операции. 1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого инвариантного содержания. 2) истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. При этом широко используются ранее полученные теоретические знания. Из-за этого возникает проблема теоретической нагруженности фактов: получается, что для установления факта нужны теории, а они, как известно, должны проверяться фактами. Этот парадокс разрешается, если рассматривать взаимодействие теории и факта исторически. Эмпир факт действительно зависим от предшествующих теорет знаний. Но если эти предшествующие законы окажутся неверными, то необходимо будет пересмотреть и факты, основывающиеся на этих законах. Итак, в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т.д.
Эксперимент включает в себя элементы метода наблюдения, но не тождественен ему. Эксперимент – это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.
Оставаясь в границах наблюдения, невозможно изменить объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход процесса, воспроизводить его многократно.
При проведении эксперимента удается:
· изолировать объект от побочных явлений;
· многократно воспроизводить ход процесса в строго определенных условиях;
· планомерно изменять, варьировать, комбинировать условия в целях получения искомого результата.
Особенности социального эксперимента:
1) конкретно-исторический характер (в разные исторические эпохи может давать разные результаты);
2) объект социального эксперимента обладает меньшей степенью изоляции от остающейся вне эксперимента так называемой контрольной группы. То есть эксперимент не может быть осуществлен в «чистых условиях».
3) Соц эксперимент предъявляет повышенные требования к «технике безопасности» при проведении эксперимента. Речь идет о высокой ответственности, воздействии на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье группы вовлеченных в эксперимент.
4)Соц эксперимент не вправе проводиться в целях получения непосредственно теор знания. Ради любой теории ставить общественный эксперимент антигуманно. Главная задача - совершенствование общественной практики, подтверждение или опровержение той или иной теории.
Преимущества эксперимента:
1) он может воспроизводиться по желанию исследователя;
2) возможно обнаружение таких свойств явлений, которые нельзя наблюдать в естественных условиях;
3) позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств путем варьирования условий и изучать явление в «чистом виде»;
4) резко расширяется арсенал используемых приборов, инструментов и аппаратов.
Эксперимент является связующим звеном между теор и эмпир этапами. Другая особенность эксперимента – принадлежность и к познавательной и к практической деятельности человека. Граница между экспериментом и другими формами практической деятельности относительна. Выделяют следующие виды эксперимента:
1) исследовательский или поисковый;
2) проверочный или контрольный;
3) воспроизводящий;
4) изолирующий;
5) качественный (есть явление или нет) или количественный;
6) физический, химический, социальный, биологический эксперимент.
Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент. Здесь ученый оперирует чувственными образами или теорет моделями. Мысленный эксперимент не может рассматриваться как форма практической деятельности человека.
Проведение экспериментального исследования включает в себя ряд стадий. К 1-ой стадии относится планирование эксперимента, в ходе которого определяется его цель, осуществляется выбор типа эксперимента и продумываются его возможные результаты. Существенное значение имеет выделение тех факторов, которые оказывают влияние на изучаемое явление и его свойства, а также выделение набора тех величин, которые должны контролироваться и измеряться.
2-ой этап эксперимента связан с выбором технических средств проведения и контроля эксперимента. (3-я:) Завершается экспериментальное исследование стадией интерпретации результатов эксперимента, которая включает в себя статистический и теоретический анализ, а также истолкование результатов эксперимента.