Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационный и цивилизационные подходы к анализу истории общества
Для философского анализа истории общества важно определить общую траекторию развития исторического процесса. Существует множество подходов к определению характера исторического процесса, однако все подходы могут быть отнесены к двум основным: линейному (стадильно-поступателыюму) и нелинейному (культурологическому и цивилизационному). Первый подход предполагает, что развитие всех социоисторических организмов идет по одним и тем же законам. Второй допускает, что развитие разных обществ может идти совершенно по-разному, что существуют совершенно различные линии развития.
Линейный подход рассматривает историю как единый процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. К линейному подходу к истории можно отнести различные варианты прогрессизма (Г. Гегель. К. Маркс) или регрессизма (философия Древнего Востока, экологический пессимизм). Для этого подхода характерно акцентирование внимания на стадильно общие для всего человечества этапы.
В зависимости от выбранной единицы периодизации истории выделяют формационный и цивилизационный подходы.
Формационная концепция прогресса рассматривается в марксизме, согласно которому история – это закономерная смена общественно-экономических формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.
Цивилизационные модели представлены в концепциях постиндустриального и информационного общества. Выделяют три типа цивилизаций:
- доиндустриальная (аграрная, традиционная). Доминирование с/х в экономике, традиции в социальной сфере, религии – в духовной;
- индустриальная ( приоритет промышленности, власть капитала);
- постиндустриальная ( акцент из сферы производства переносится в сферу услуг, создаются новые наукоемкие технологии).Конкретизацией теорий постиндустриального общества в современной философии стала концепция информационного общества, т.е. происходит превращение информации в основной ресурс и капитал общества.
Понятие культуры. Концепция культуры.
Под понятием культуры понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. Диалектико-материалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни, "вторая" искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть. Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Главный родовой признак культуры - это неприродный, деятельностный, общественный источник ее происхождения и развития.
Представления о культуре в эпоху античности. Социально-исторические предпосылки выделения культуры как предмета специального философского анализа. Роль классической немецкой философии в разработке проблем культуры и ее исторического развития.Основные подходы к анализу культуры в философии ХХ в.: аксиологический, деятельностный, семиотический, игровой.
Аксиологический (ценностный) подход заключается в соотнесении культуры с миром человеческих ценностей. Согласно ценностному подходу культура есть не что иное как реализация идеально-ценностных установок, рассматриваемых под углом их значимости для человека.
Игровые концепции культуры (Й.Хейзинга, Г. Гессе, Е.Финк, Х.Ортега-и-Гассет) связывают происхождение и жизнедеятельность культуры с феноменом игры.